Современное искусство читать ~32 мин.
У термина «современное искусство» (Modern Art или «Модернизм») нет точного определения: он остаётся эластичным термином, который может иметь самые разные значения. Это неудивительно, поскольку мы постоянно движемся вперёд во времени и то, что сегодня считается «современной живописью» или «современной скульптурой», может не считаться современным через пятьдесят лет. Тем не менее, принято говорить, что «современное искусство» – это произведения, созданные примерно в период 1870-1970 годов.
Эта «эпоха модернизма» последовала за длительным периодом господства академического искусства в духе Возрождения, которому способствовала сеть европейских академий изящных искусств. За ним следует «Актуальное искусство» (с 1970 г.), наиболее авангардное из которых также называется «Постмодернистское искусство». Эта хронология согласуется с мнением многих искусствоведов и художественных институтов, но не всех. И Тейт Модерн в Лондоне и Национальный музей современного искусства в Центре Помпиду в Париже, например, считают 1900 год отправной точкой для «современного искусства». Кроме того, ни они, ни Музей современного искусства в Нью-Йорке не делают различий между «модернистскими» и «постмодернистскими» произведениями: вместо этого они рассматривают и то и другое как фазы «современного искусства».
Обратите внимание, «модернизм» – не то же самое, что «модерн». В то время, как «модернизм» – это эпоха (о которой и идёт речь на этой странице), включающая в себя много различных стилей и направлений искусства, «модерн» – это один из конкретных стилей.
Между прочим, пытаясь понять историю искусства, важно осознавать, что искусство не меняется в одночасье, а скорее отражает более широкие (и более медленные) процессы, происходящие в обществе. Это также отражает мировоззрение художника. Так, например, произведение искусства, созданное ещё в 1958 году, может быть определённо «постмодернистским» (если у художника очень авангардное мировоззрение – хорошим примером является «Новый реализм» Ива Кляйна); в то время как другая работа, созданная консервативным художником в 1980 году, может рассматриваться как возврат к временам «современного искусства», а не как образец «актуального искусства». На самом деле, вероятно, будет верно сказать, что несколько разных направлений искусства, то есть несколько наборов эстетики, некоторые гипермодернистские, некоторые старомодны – могут сосуществовать одновременно. Также стоит помнить, что многие из этих терминов (например, «современное искусство») изобретаются только пост-фактум, с точки зрения ретроспективы.
ПРИМЕЧАНИЕ: 1960-е годы обычно рассматриваются как десятилетие, когда художественные ценности постепенно менялись с «модернистских» на «постмодернистские». Это означает, что в течение определённого периода времени оба набора ценностей сосуществовали друг с другом.
О важных датах см.: Хронология истории искусства (начиная с 2,5 миллиона до н.э.)
Каковы были истоки современного искусства?
Чтобы понять, как зародилось «современное искусство», дадим немного исторической справки. XIX век был временем значительных и быстро растущих изменений. В результате промышленной революции (около 1760-1860 гг.) огромные изменения в производстве, транспорте и технологиях начали влиять на то, как люди жили, работали и путешествовали по Европе и Америке. Города росли и процветали, когда люди покидали сельские районы, чтобы устроиться на городские фабрики. Эти социальные изменения, вдохновлённые индустрией, привели к большему процветанию, но также привели к стеснённым и тесным условиям жизни для большинства рабочих. В свою очередь, это привело к увеличению спроса на городскую архитектуру; рост спроса на прикладное искусство и дизайн – см., например, статью о школе Баухаус – и появление нового класса богатых предпринимателей, которые стали коллекционерами и меценатами. Эти магнаты XIX века основали многие из лучших художественных музеев мира.
Кроме того, два других события оказали непосредственное влияние на изобразительное искусство того периода. Сначала в 1841 году американский художник Джон Рэнд (1801–1873) изобрёл жестяные банки для масляных красок (в которых они не сохнут), а в последствии появились и тюбики. Во-вторых, большие успехи были достигнуты в фотографии, что позволило художникам фотографировать сцены, которые впоследствии можно было нарисовать в студии. Обе эти разработки принесут большую пользу новому стилю живописи, пренебрежительно известному как «импрессионизм», который радикально повлияет на то, как художники рисовали мир вокруг себя и в процессе станет первой крупной школой модернистского искусства.
Социальные изменения XIX века не только повлияли на то, как художники создавали искусство, но и вдохновили художников на поиск новых тем. Вместо того чтобы рабски следовать иерархии жанров и довольствоваться академическими предметами, связанными с религией и греческой мифологией, перемежающимися портретами и «значимыми» пейзажами – всеми предметами, призванными возвышать и наставлять зрителя, – художники начали создавать искусство о людях, местах или идеях, которые их интересовали. Города – с их новыми железнодорожными станциями и новыми трущобами – были очевидным выбором и положили начало новому классу жанровой живописи и городского пейзажа. Другими темами были пригородные деревни и места отдыха, обслуживаемые новыми железнодорожными сетями, которые вдохновили на новые формы пейзажной живописи Моне, Матисса и других. Жанр исторической живописи также изменился благодаря Бенджамину Уэсту (1738-1820), написавшему «Смерть генерала Вульфа» (1770, Национальная художественная галерея, Оттова), первой «современной» исторической живописи и Гойе (1746-1828), чьё Третье мая 1808 г. (1814 г., Прадо, Мадрид) ввело новаторскую, негероическую идиому.
XIX век также стал свидетелем ряда философских разработок, которые оказали значительное влияние на искусство. Рост политической мысли, например, привёл Курбе и других к продвижению социально сознательной формы реалистической живописи – см. также статью От реализма к импрессионизму). Кроме того, публикация «Толкования снов» (1899) Зигмунда Фрейда популяризировала понятие «подсознание», побудив художников исследовать символизм, а затем и сюрреализм. Новое самосознание, которое продвигал Фрейд, привело (или, по крайней мере, совпало с ним) к появлению немецкого экспрессионизма, поскольку художники обратились к выражению своих субъективных чувств и переживаний.
Когда зародилось современное искусство?
Датой рождения «современного искусства» чаще всего называют 1863 год – год, когда Эдуард Мане (1832–1883) выставил свою шокирующую и непочтительную картину «Завтрак на траве» в Салоне отказов в Париже. Несмотря на уважение Мане к Французской академии и тот факт, что она была создана по образцу работы Рафаэля эпохи Возрождения, она считалась одной из самых скандальных картин того периода.
Но это был просто символ более широких изменений, происходивших в различных видах искусства как во Франции, так и в других странах Европы. Новое поколение «модернистов» устало следовать традиционным академическим формам искусства 18-го и начала 19-го веков и начало создавать ряд «современных картин», основанных на новых темах, новых материалах и новых смелых методах. Скульптура и архитектура также пострадали – и со временем их изменения станут ещё более революционными, – но живопись оказалась первым крупным полем битвы между консерваторами и новыми «модернистами».
Что является главной характеристикой современного искусства?
То, что мы называем «современным искусством», длилось целое столетие и включало в себя десятки различных художественных течений, охватывающих почти всё, от чистой абстракции до гиперреализма; от школ антиискусства, таких как Дада и Флуксус, до классической живописи и скульптуры; от ар-нуво до баухауса и поп-арта. Разнообразие было настолько велико, что трудно придумать какую-либо объединяющую характеристику, определяющую эпоху. Но если и есть что-то, что отделяет современных художников как от более ранних традиционалистов, так и от более поздних постмодернистов, так это их вера в значение искусства. Для них искусство имело реальную ценность. Напротив их предшественники просто предполагали, что это имело ценность. В конце концов, они жили в эпоху, управляемую христианскими системами ценностей и просто «следовали правилам». А те, кто пришёл после модернизма (с 1970 г. и позже), так называемые «постмодернисты», в значительной степени отвергли идею о том, что искусство (или жизнь) имеет какую-либо внутреннюю ценность.
Чем отличается современное искусство? (Характеристики)
Хотя у «современного искусства» нет единой определяющей черты, оно было отмечено рядом важных характеристик, а именно:
❶ Новые виды искусства
Современные художники были первыми, кто разработал коллажи, различные формы сборки, разнообразные кинетические искусства (включая мобильные), несколько жанров фотографии, анимацию (рисунок плюс фотография), лэнд-арт или земляные работы, а также перформанс.
❷ Использование новых материалов
Современные художники прикрепляли к своим полотнам предметы, такие как фрагменты газет и другие объекты. Скульпторы использовали «найденные объекты», такие как «реди-мейды» Марселя Дюшана из которых они создавали произведения джанк-арта. Сборки создавались из самых обычных предметов повседневного обихода, таких как автомобили, часы, чемоданы, деревянные ящики и другие предметы.
❸ Выразительное использование цвета
Движения современного искусства, такие как фовизм, экспрессионизм и живопись цветового поля, были первыми, в которых цвет использовался в значительной степени.
❹ Новые методы
Хромолитография была изобретена художником-плакатистом Жюлем Шере, автоматический рисунок был разработан художниками-сюрреалистами, равно как и Фроттаж и Декалькомания. Художники-гестуралисты изобрели Живопись Действия. Поп-художники представили в изобразительном искусстве «точки Бендея» и шелкографию. Другие движения и школы современного искусства, которые представили новые техники живописи, включали: неоимпрессионизм, маккьяйоли, синтетизм, клуазонизм, гестурализм, ташизм, кинетическое искусство, нео-дада и оп-арт.
Как развивалось современное искусство с 1870 по 1970 год?
1870-1900 гг.
Хотя в некотором смысле последняя треть XIX века была во власти нового импрессионистского стиля живописи, в действительности было несколько новаторских направлений современного искусства, каждое из которых имело свою особую направленность. Среди них: Импрессионизм (точность передачи эффектов солнечного света); Реализм (точная передача содержания); Академическое искусство (живые картины в классическом стиле); Романтизм (настроение); Символизм (загадочная иконография); литографический плакат (смелые мотивы и цвета). В последнее десятилетие произошло несколько восстаний против академий и их «салонов» в форме движения сецессионов, а в конце 1890-х годов наблюдался упадок «естественного искусства», такого как импрессионизм, что вскоре привело к Возникновение более серьёзного искусства, основанного на сообщениях.
1900-1914
Во многих смыслах это был самый захватывающий период современного искусства, когда все ещё было возможно и когда «машина» все ещё рассматривалась исключительно как друг человека. Художники в Париже создали ряд новых стилей, включая фовизм, кубизм и орфизм, а немецкие художники основали собственную школу экспрессионистской живописи. Все эти прогрессивные движения отвергали традиционалистское отношение к искусству и стремились отстаивать свою собственную повестку дня модернизма. Таким образом, кубизм хотел сделать приоритетными формальные атрибуты живописи, в то время как футуризм предпочитал подчёркивать возможности машины, а экспрессионизм отстаивал индивидуальное восприятие.
1914-1924
Резня и разрушения Первой мировой войны полностью изменили ситуацию. К 1916 году началось движение Дада, наполненное нигилистическим побуждением ниспровергнуть систему ценностей, которая породила Верден и Сомму. Внезапно изобразительное искусство показалось непристойным. Никакие изображения не могли конкурировать с фотографиями погибших на войне. Художники уже все больше и больше обращались к беспредметному искусству как к средству выражения. Движения в абстрактном искусстве того времени включали кубизм (1908-40), вортицизм (1914-15), супрематизм (1913-18), конструктивизм (1914-32), де стейл (1917-31), неопластизм (1918-26), элементаризм (1924-31), Баухаус (1919-33) и более поздняя школа Сент-Айвс. Даже несколько фигуративных движений были отчётливо резкими, например, «Метафизическая живопись» (1914-20). Но сравните начало 20 века – возрождение классики в современном искусстве и неоклассическую живопись Пикассо (1906-30).
1924-1940
Межвоенные годы по-прежнему были омрачены политическими и экономическими проблемами. Абстрактная живопись и скульптура продолжали преобладать, поскольку реалистичное изобразительное искусство оставалось очень немодным. Даже реалистическое крыло сюрреалистического движения – крупнейшего движения того периода – могло управлять не более чем фантастическим стилем реальности. Тем временем на континенте вырисовывалась более зловещая реальность в виде нацистского искусства и советской агитпропаганды. Только ар-деко, довольно элегантный стиль дизайна, ориентированный на архитектуру и прикладное искусство, выражал уверенность в завтрашнем дне.
1940-1960
Мир искусства изменила катастрофа Второй мировой войны. Начнём с того, что его центр тяжести переместился из Парижа в Нью-Йорк, где он и остаётся с тех пор. Почти все будущие мировые рекорды цен будут достигнуты в нью-йоркских залах продаж Christie’s и Sotheby’s. Между тем, невыразимое явление Освенцима подорвало ценность всего реалистического искусства, за исключением искусства Холокоста тех, кто пострадал. В результате всего этого американскими художниками Нью-йоркской школы было создано следующее крупное международное движение – абстрактный экспрессионизм. В течение следующих 20 лет абстракция будет преобладать, поскольку новые движения сходят с конвейера. Они включали: Art Informel, Action-Painting, гестурализм, ташизм, живопись цветового поля, лирическую абстракцию, жёсткую грань и COBRA, группу известную своими детскими образами и выразительными мазками. В течение 1950-х годов появились другие тенденции, более авангардные, такие как кинетическое искусство, модерн-реализм и нео-дада, все демонстрировали растущее нетерпение к жёсткой индустрии искусства.
1960-е
Взрыв популярной музыки и телевидения отразился в движении поп-арт, чьи изображения голливудских знаменитостей и иконография популярной культуры праздновали успех массового потребительства Америки. В нём также было крутое ощущение «модности» и он помог развеять часть мрака начала 60-х, связанного с кубинским кризисом 1962 года, который в Европе способствовал успеху движения Fluxus во главе с Джорджем Мачюнасом, Джозефом Бойсом, Нам Джун Пайк и Вольфом Фостеллом. Практичный поп-арт также был долгожданным контрапунктом более эрудированного абстрактного экспрессионизма, который уже начал исчезать. Но 1960-е годы также стали свидетелями подъёма другого высокопарного движения известного как минимализм, формы живописи и скульптуры, очищенной от всех внешних ссылок или жестов – в отличие от эмоциональной идиомы абстрактного экспрессионизма.
Современное фотоискусство
Фотография – одна из самых важных и влиятельных новых медиа, получивших известность в «современную эпоху». В частности, утвердились четыре жанра. В их число входят: портретная фотография – жанр, который в значительной степени заменил рисованные портреты; Пикториализм (1885-1915) вид искусства, в котором фотограф манипулирует обычной фотографией, чтобы создать «художественный» образ; Фэшн-фотография (1880 – настоящее время) – фотография, посвящённая рекламе одежды, обуви, парфюмерии и других брендовых товаров; Документальная фотография (с 1860 года по настоящее время), вид операторской работы с резким фокусом, которая фиксирует момент реальности, чтобы передать сообщение о том, что происходит в мире; и уличная фотография (1900-настоящее время) искусство фиксировать случайные взаимодействия человеческой деятельности в городских районах. Эти жанры, практикуемые многими величайшими фотографами мира, внесли большой вклад в современное искусство 20 века.
Современная Архитектура
Модернизм в архитектуре – дело более запутанное. Слово «модернизм» в проектировании зданий впервые было использовано в Америке в 1880-х годах для описания небоскрёбов, спроектированных Чикагской архитектурной школой (1880-1910), таких как The Montauk Building (1882-83), спроектированные Бернхэмом и Рутом; Дом страхования жилья (1884 г.), спроектированный Уильямом Ле Бароном Дженни; и склад Маршалл Филд (1885-7), спроектированный Генри Хобсоном Ричардсоном. В 20 веке появился новый тип дизайна известный как интернациональный стиль современной архитектуры (ок. 1920-70). Начиная с Германии, Голландии и Франции, в руках Ле Корбюзье (1887-1965), Вальтера Гропиуса (1883-1969) и других, он распространился в Америку, где стал доминирующим языком коммерческих небоскрёбов благодаря усилиям Миса ван дер Роэ (1886-1969), бывшего директора школы Баухаус. Позже центр современного строительного дизайна был основан на постоянной основе в Соединённых Штатах, в основном из-за появления сверхвысоких небоскрёбов, которые затем экспортировались по всему миру.
Когда закончилось современное искусство? Что его заменило?
Модернизм не просто остановился, его постепенно настигли события конца 1960-х годов – периода, который совпал с подъёмом массовой поп-культуры, а также с ростом антиавторитарных вызовов (в социальной и политической областях, а также в искусстве) к существующим канонам. Ключевым годом стал 1968 год, который стал свидетелем наступления Тет, убийств Мартина Лютера Кинга и Бобби Кеннеди, а также уличных демонстраций в столицах Европы. Поскольку модернизм стал выглядеть всё более старомодным, он уступил место тому, что известно как «актуальное искусство», что означает «искусство нашей эпохи». Термин «современное искусство» нейтрален в отношении прогрессивности рассматриваемого искусства, поэтому для обозначения современного авангардного искусства часто используется другая фраза – «постмодернизм». Школы «постмодернистского искусства» отстаивают новый набор эстетики, характеризующийся большим вниманием к среде и стилю. Например, они ставят стиль выше содержания (например, не «что», а «как»; не «искусство ради искусства», а «стиль ради стиля») и придают гораздо большее значение коммуникации художника с аудиторией.
Каковы наиболее важные направления современного искусства?
Наиболее влиятельными движениями «современного искусства» являются
❶ импрессионизм;
❷ фовизм;
❸ кубизм;
❹ футуризм;
❺ экспрессионизм;
❻ Дадаизм;
❼ сюрреализм;
❽ абстрактный экспрессионизм; и
❾ поп-арт.
❶ Импрессионизм (1870-е, 1880-е годы)
Импрессионизм, представленный пейзажными картинами Клода Моне (1840-1926), сосредоточился на почти невозможной задаче запечатлеть мимолётные моменты света и цвета. Введены ненатуралистические цветовые схемы и свободная, часто сильно текстурированная манера письма. Крупный план многих картин импрессионистов был неузнаваем. Очень непопулярный среди широкой публики и авторитетов в сфере искусства, хотя и высоко оценён другими современными художниками, дилерами и коллекционерами. Со временем стало самым известным движением живописи в мире. См.: Характеристики живописи импрессионистов (1870-1910). Главный вклад импрессионизма в «современное искусство» заключался в том, чтобы узаконить использование ненатуралистических цветов, тем самым проложив путь для полностью ненатуралистического абстрактного искусства 20-го века.
❷ Фовизм (1905-7)
Недолговечный, драматический и очень влиятельный, под руководством Анри Матисса (1869–1954) фовизм был «модным» стилем в середине 1900-х годов в Париже. Новый стиль был представлен в Осеннем салоне и сразу же стал известен своими яркими, яркими, ненатуралистическими цветами, благодаря которым импрессионизм казался почти монохромным! Ключевой предшественник экспрессионизма. См.: История экспрессионистской живописи (1880-1930). Главный вклад фовизма в «современное искусство» заключался в демонстрации независимой силы цвета. Этот крайне субъективный подход к искусству отличался от классического, ориентированного на содержание академического мировоззрения.
❸ Кубизм (1908-14 гг.)
Строгий и сложный стиль живописи, кубизм представил композиционную систему плоских раздробленных плоскостей как альтернативу вдохновлённой эпохой Возрождения линейной перспективе и округлым объёмам. Разработанный Пабло Пикассо (1881–1973) и Жоржем Браком (1882–1963) в двух вариантах – аналитический кубизм и более поздний синтетический кубизм – он оказал влияние на абстрактное искусство в течение следующих 50 лет, хотя его популярность была ограничена. Главный вклад кубизма в «современное искусство» заключался в том, чтобы предложить совершенно новую альтернативу традиционной перспективе, основанную на неизбежном факте плоской картинной плоскости.
❹ Футуризм (1909-14)
Основанное Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), футуристическое искусство прославляло скорость, технологии, автомобили, самолёты и научные достижения. Хотя он очень влиятельный, он в значительной степени заимствован из неоимпрессионизма и итальянского дивизионизма, а также кубизма, особенно его фрагментированных форм и множественных точек зрения. Главный вклад футуризма в «современное искусство» заключался в том, чтобы привнести движение в холст и связать красоту с научным прогрессом.
❺ Экспрессионизм (с 1905 г.)
Хотя его ожидали такие художники, как Тёрнер (Интерьер в Петворте, 1837), Ван Гог (Пшеничное поле с воронами, 1890) и Поль Гоген (Анна Яванская, 1893), в довоенной Германии экспрессионизм прославили две группы: ди Брюке (Дрезден-Берлин) и Синий всадник (Мюнхен), возглавляемые Эрнстом Людвигом Кирхнером (1880-1938) и Василием Кандинским (1866-1944) соответственно. В скульптуре формы художника из Дуйсбурга Вильгельма Лембрука (1881-1919) были (и остаются) возвышенными. Главный вклад экспрессионизма в «современное искусство» состоял в популяризации идеи субъективности в живописи и скульптуре и в демонстрации того, что изобразительное искусство может законно включать субъективное искажение.
❻ Дадаизм (1916-24)
Первое движение против искусства, дадаизм, было восстанием против системы, допустившей кровавую бойню Первой мировой войны (1914-18). Это быстро превратилось в анархическую тенденцию, целью которой было подорвать истеблишмент искусства. Запущенный в нейтральной Швейцарии в 1916 году, его лидерам было чуть больше двадцати и большинство из них «отказались» избегая призыва на военную службу в убежищах нейтральных городов, таких как Нью-Йорк, Цюрих и Барселона. Основателями были скульптор Жан Арп (1887-1966) и румынский поэт и демонический активист Тристан Цара (1896-1963). Главный вклад Дада – встряхнуть мир искусства и расширить понятие «современное искусство», охватив совершенно новые виды творчества (перформанс и реди-мейды), а также новые материалы (джанк-арт) и темы. Его крамольное чувство юмора сохранилось в движении сюрреалистов.
❼ Сюрреализм (с 1924 г.)
Сюрреализм, основанный в Париже писателем Андре Бретоном (1896–1966), был «модным» художественным движением в межвоенные годы, хотя этот стиль все ещё присутствует. Состоящий из абстрактных и образных крыльев, он развился из нигилистического движения Дада, большинство членов которого превратились в сюрреалистов, но в отличие от Дада оно не было ни анти-искусством, ни политикой. Художники-сюрреалисты использовали различные методы, включая сны, галлюцинации, автоматическое или случайное создание изображений, чтобы обойти рациональные мыслительные процессы при создании произведений искусства. (Для получения дополнительной информации см. Автоматизм в искусстве) Главный вклад сюрреализма в «современное искусство» заключался в создании освежающе нового набора изображений. Сомнительно, были ли эти образы однозначно иррациональными. Но сюрреалистическое искусство – это определённо весело!
❽ Абстрактный экспрессионизм (1948-60)
Широкий стиль абстрактной живописи, разработанный в Нью-Йорке сразу после Второй мировой войны, поэтому его также называют нью-йоркской школой. Возглавляемый американскими художниками, которые сами находились под сильным влиянием европейских экспатриантов, он состоял из двух основных стилей: сильно анимированной формы жестикуляции, популяризированной Джексоном Поллоком (1912-56) и гораздо более пассивного стиля, ориентированного на настроение известного как «Цветовое поле», отстаиваемого Марком Ротко (1903-70). Главный вклад абстрактного экспрессионизма в «современное искусство» заключался в популяризации абстракции. В случае с Поллоком изобретя новый стиль известный как «живопись действия» – смотрите фотографии по тексту; в случае Ротко, демонстрируя эмоциональное воздействие больших областей цвета.
❾ Поп-арт (конец 1950-х, 1960-е)
Стиль искусства, образы которого отражают массовую культуру и массовое потребление Америки 1960-х годов. Впервые появившись в Нью-Йорке и Лондоне в конце 1950-х, он стал доминирующим авангардным стилем до конца 1960-х. Используя смелые, легко узнаваемые образы и яркие блочные цвета, поп-художники, такие как Энди Уорхол (1928-87), создали иконографию на основе фотографий популярных знаменитостей, таких как кинозвезды, рекламы, плакатов, упаковки потребительских товаров и комиксов – материала. Это помогло сузить разрыв между коммерческим и изящным искусствами. Главный вклад абстрактного экспрессионизма в «современное искусство» состоял в том, чтобы показать, что хорошее искусство может быть скромным и может быть сделано из чего угодно. См.: Поп-арт Энди Уорхола (c.1959-73).
Список школ и направлений современного искусства
Вот список движений и школ «современной эпохи».
Абстрактная экспрессионистская живопись (1947–65).
Зонтичный термин для обозначения послевоенных стилей известных под общим названием «Нью-Йоркская школа».
Американская сюжетная живопись (1925-45).
Реалистический стиль, возвышавший сельскую местность и маленькие городки Америки.
Armory Show of Modern Art (1913)
Новаторская выставка современного искусства в Америке.
Ар-деко (1925-40)
Изящный дизайн, связанный с новым «веком машин».
Art Informel (1950-е)
Европейская версия абстрактного экспрессионизма.
Ар-нуво (1890-1914)
Криволинейный дизайн. Также называется Югендстиль (Германия), Stile Liberty (Италия).
Arte Nucleare (1951-60)
Политическая группа в стиле Арт-информель, создавшая искусство для ядерной эпохи.
Движение искусств и ремёсел (1862–1914).
Движение против массового производства, отстаивание ремёсел.
Группа Ашканская школа (Школа мусорных вёдер) (1900-1915),
Нью-Йорк, чьи картины изображали сцены из бедных районов.
Австралийский импрессионизм (1886-1900)
Пленэрная Гейдельбергская школа, названная в честь лагерей к востоку от Мельбурна.
Биоморфная (органическая) абстракция (1930-е ~ 40-е годы)
Округлые формы на основе тех, что встречаются в природе. Смотрите работы Генри Мура.
Берлинский сецессион (1898)
Организация отколовшегося искусства под руководством художника Макса Либермана.
Camden Town Group (1911-13)
Группа английских импрессионистов под руководством Уолтера Сикерта.
Клуазонизм (Перегородчатость) (1888-94)
Стиль живописи с пятнами яркого цвета, заключёнными в толстые чёрные контуры.
Группа COBRA (1948–1951)
Европейский эквивалент нью-йоркского жестикулирования или «живописи действия».
Живопись цветового поля (1948-68).
Стиль абстрактного экспрессионизма, практикуемый Ротко, Барнеттом Ньюманом, Клиффордом Стиллом.
Конструктивизм (1914-32)
Художественное, дизайнерское и архитектурное движение, основанное Владимиром Татлиным.
Кубизм (1908-14)
См. Выше: Самые важные движения
Дада (1916-24)
См. Выше: Самые важные движения
Синий всадник (Der Blaue Reiter) (1911-14)
Группа немецких экспрессионистов, базирующаяся в Мюнхене.
Де Стейл (1917-31)
голландская авангардная дизайнерская группа, основанная Тео ван Дусбургом.
Deutscher Werkbund (1907-33)
Немецкая организация, созданная для улучшения немецкого промышленного дизайна и ремёсел.
Ди Брюке (1905-13)
Группа немецких экспрессионистов в Дрездене, позже в Берлине.
Дивизионизм (1884–1904)
Теория неоимпрессионизма, также известная как хромолюминаризм.
Экзистенциальное искусство (1940-е, 1950-е годы)
Стиль живописи и скульптуры, популяризированный Робертом Лапужадом и Джакометти.
Экспрессионистское движение (1880-е гг.).
Субъективный, часто сильно окрашенный и искажённый стиль живописи.
Фовизм (1905–1985 гг.).
См. Выше: «Наиболее важные движения».
Флюксус (1960-е годы).
Авангардное движение, связанное с леттризмом, модернизированным реализмом и нео-дада.
Футуризм (1909-14)
См. Выше: Наиболее важные движения
Живопись жёсткой грани (Hard Edge) (конец 1950-х, 1960-е)
Вариант пост-живописной абстракции, реакция на жестикулирование.
Импрессионизм (1870-1880)
См. Выше: Наиболее важные движения
Итальянский дивизионизм (1890-1907).
Постимпрессионистский стиль, который в значительной степени опирался на пуантилизм и неоимпрессионизм.
Искусство кухонной мойки (середина 1950-х).
Школа мирского реализма.
Macchiaioli (1855-80)
Итальянская группа, названная в честь использования в них цветных пятен (маккиа).
Магический реализм (1920-е годы).
Современное движение известное своим резким натурализмом и необычными темами.
Метафизическая живопись (1914-20)
Предшественник сюрреализма, разработанный Джорджо де Кирико.
Искусство минимализма
Появилось без каких-либо исторических, социальных или эстетических предпосылок.
Мюнхенский сецессион (1892)
. Первое из прогрессивных художественных движений в Европе, оторвавшееся от иерархии консервативных искусств.
Ле Наби (1890-е)
Группа парижских художников, известных своим декоративным искусством.
Нео-Дада (1953-65)
Стиль известный использованием неортодоксальных материалов и этикой, направленной против истеблишмента.
Группа неоимпрессионизма (1884–1904),
известная своим использованием маленьких точек чистого красочного пигмента.
Неопластизм (1918-26)
Строгий стиль абстракции, основанный Питом Мондрианом.
Неоромантизм (1935-55)
Тенденция британской живописи к воссозданию фантастических пейзажей.
Новая объективность (Die Neue Sachlichkeit) (1925-35)
Жёсткий экспрессионистский стиль, отражающий цинизм Германии 1920-х годов.
Модерн-реализм (1958–70)
Образный авангардный предшественник постмодернизма, основанный Ивом Кляйном.
Оп-арт (1965-70)
Форма абстрактной живописи, основанная на оптических иллюзиях.
Орфизм (1914-15)
Красочная идиома абстрактного искусства изобретённая Робертом Делоне.
Парижская школа (Ecole de Paris) (1890-1940)
Лейбл группы современных художников, действующих в Париже, таких как Пикассо, Модильяни.
Пуантилизм (1884–1904)
Теория цвета, лежащая в основе неоимпрессионизма, включает небольшие мазки чистого пигмента.
Поп-арт (1955-70)
См. Выше: Наиболее важные движения
Постимпрессионизм (1880-е ~ 90-е)
Свободный термин для обозначения разнообразных стилей живописи, возникших на волне импрессионизма.
Пост-живописная абстракция (1955-65)
Термин изобретённый Клементом Гринбергом для пост-жестикулятивных движений.
Прецизионизм (около 1920-х гг.)
Стиль реалистической живописи под влиянием футуризма и кубизма.
Реализм (1850-1900)
Социально ориентированная идиома, отстаиваемая Курбе.
Регионализм (Сценография) (около 1930-х гг.)
Стиль живописи, который прославлял небольшие города Америки.
Социал-реализм (1930-45)
в американском стиле, в котором комментировали проблемы эпохи депрессии.
Социалистический реализм (1928-80)
Государственное пропагандистское искусство, связанное в основном с Советским Союзом.
Школа Сент-Айвс (1939-75)
Колония художников-абстракционистов во главе с Беном Николсоном и Барбарой Хепуорт.
Супрематизм (1913-18)
Стиль русской абстрактной живописи, разработанный Казимиром Малевичем.
Сюрреализм (1924 г. и далее).
См. Выше: Наиболее важные движения
Символизм (1880-е ~ 90-е годы).
Символисты искали реальность в своём воображении и мечтах.
Синтетизм (1888-94)
Известен своими плоскими областями цвета. Изобрёл Гоген, Эмиль Бернар.
Ташизм (1950-е)
Пятнистая форма жестовой абстрактной живописи, разработанная во Франции.
Викторианское искусство (Великобритания) (1840-1900)
Искусство и ремесла времён правления королевы Виктории. См.: Викторианская архитектура.
Венский Сецессион (1897-1939)
Отколовшиеся художники, отвергнувшие консервативную Академию художеств города.
Ле Вингт (1883-93)
бельгийская группа прогрессивных художников, таких как Джеймс Энсор, Фернан Кнопфф.
Вортицизм (1914-15).
Живопись в стиле английского кубизма, разработанная Перси Виндхэмом Льюисом.
Подробнее см.: Движение в современном искусстве (1870-1970).
Самые великие художники-модернисты
Современное искусство – художники
Импрессионисты (период расцвета 1870–1880)
Одно из самых революционных течений современного изобразительного искусства, ведущими участниками которого были: Клод Моне (1840–1926); Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919); Эдгар Дега (1834-1917); Камиль Писсарро (1830-1903); Альфред Сислей (1839-1899); Эдуард Мане (1832-83); Берта Моризо (1841-1895); Джон Сингер Сарджент (1856-1925). См. Художники-импрессионисты.
Постимпрессионисты (период расцвета 1880-1900 гг.)
Среди современных художников, отделившихся от мейнстрима импрессионистской живописи, были: Джеймс Эббот Макнил Уистлер (1834–1903); Жорж Сёра (1859–1891); Поль Сезанн (1839–1906); Ван Гог (1853-1890); Поль Гоген (1848–1903); Анри Матисс (1869-1954). См.: Художники-постимпрессионисты.
Художники плаката
В центре внимания Прекрасной эпохи в Париже искусство плаката было проиллюстрировано творчеством (и изобретениями) Жюля Шере (1836-1932), замечательным плакатом «Cabaret Du Chat Noir», созданным Теофилем Стейнленом (1859-1923), театральные плакаты Тулуз-Лотрека (1864–1901) и произведения Альфонса Мухи (1860–1939) в стиле модерн. После отъезда Мухи в Америку талантливый Леонетто Каппиелло (1875-1942) прибыл в Париж из Италии. Ещё одним важным автором плакатов и сценографом был Леон Бакст (1866–1924), который приехал в Париж с Русскими балетами под руководством Сергея Дягилева.
Художники-примитивисты и художники-фэнтези
В эту свободную категорию входят наивный Анри Руссо (1844-1910) (Ле Дуанье) и разносторонние символисты Пауль Клее (1879-1940) и Марк Шагал (1887-1985).
Реалисты
Модернистский реализм процветал за пределами Европы и включал в себя этих высших мастеров идиомы: Уинслоу Гомер (1836-1910), Томас Икинс (1844-1916) и Илья Репин (1844-1930). См. Также: Художники-реалисты.
Экспрессионисты (период расцвета 1905-1933)
Под влиянием фовизма экспрессионистское движение было наполнено работами Кандинского, Мунка, Модильяни (1884-1920), Эгона Шиле (1890-1918), Кирхнера, Макса Бекмана (1884-1950), Оскара Кокошки (1886-1980) и Отто Дикса (1891-1969). См. Также Художники-экспрессионисты.
Кубисты (период расцвета 1908-14 гг.)
Это революционное движение абстрактного искусства было творением Брака и Пикассо и получило ценный вклад от художников эпохи модернизма, таких как Хуан Грис, Фернан Леже (1881-1955), Робер Делоне (1885-1941) и Марсель. Дюшан (1887-1968). См.: Художники-кубисты.
Художники-абстракционисты
Среди величайших представителей абстракции современной эпохи были Казимир Малевич (1878-1935); Пит Мондриан (1872-1944). См.: Абстрактные художники.
Ар-деко (1920-е, 1930-е годы)
Это направление в декоративном искусстве и дизайне, а также стиль живописи, его наиболее известным представителем, вероятно, была очаровательная польско-русская художница-портретистка Тамара де Лемпицка (1895-1980).
Сюрреалисты
Доминирующее движение изобразительного искусства в конце 1920-х и 1930-х годах, его ведущими художниками были: Хуан Миро (1893–1983), Рене Магритт (1898–1967) и Сальвадор Дали (1904–1989). См.: Художники-сюрреалисты.
Абстрактные экспрессионисты
Абстрактная экспрессионистская живопись была первым великим движением в американском искусстве. Также известная как Нью-Йоркская школа, в неё входили: Ротко, Поллок, Виллем Де Кунинг (1904-1997), Клиффорд Стилл (1904-1980), Барнетт Ньюман (1905-1970), Роберт Мазервелл (1915-1991), Франц Клайн (1910-1962) и другие.
Поп-арт
Этот популярный стиль современного искусства вытеснил более интеллектуальный абстрактный экспрессионизм и был прославлен такими художниками, как Энди Уорхол (1928-1987) и Рой Лихтенштейн (1923-1997).
Скульпторы эпохи модернизма
В число ведущих скульпторов современной эпохи входят: выразительный реалист Огюст Роден (1840-1917); экспрессионисты Эрнст Барлах (1870-1938) и Вильгельм Лембрук (1881-1919); художник-авангардист Константин Бранкузи (1876–1957); футурист Умберто Боччони (1882-1916), кубисты Александр Архипенко (1887-1964), Раймон Дюшан-Вийон (1876-1918), Осип Задкин (1890-1967), Жак Липшиц (1891-1973) и Наум Габо (1890) -1977); кинетики Александр Колдер (1898–1976) и Жан Тингели (1925–91), швейцарский скульптор-минималист Альберто Джакометти (1901-1966).
Другие модернистские формы представлены примитивными работами Модильяни (1884-1920) и Якоба Эпштейна (1880-1959); и «найденные предметы» известные как «реди-мейды» Марселя Дюшана (1887-1968). Между тем, Современную британскую скульптуру воплотили Генри Мур (1898–1986), Барбара Хепворт (1903–75) и Бен Николсон (1894–1982). Примером современной скульптуры в Америке являются работы Джеймса Эрла Фрейзера (1876–1953), Дэниела Честера Френча (1850–1931), Анны Хаятт Хантингдон (1876–1973) и Гутцона Борглума (1867–1941).
Модернизм середины двадцатого века представлен коллекциями Луизы Невельсон (1899-1988) и Сезара Бальдаччини (1921-98); героические статуи Евгения Вучетича (1908-74); а также эмоциональные скульптуры Виктора Толкина (1922–2013) и Нандор Глид (1924–97), посвящённые холокосту. Смотрите также: Гуцон Борглум (1867-1941). Модернизм середины двадцатого века также представлен ансамблями Луизы Невельсон (1899-1988) и Сезара Бальдаччини (1921-98); героическими статуями Евгения Вучетича (1908-74); эмоциональными скульптурами Виктора Толкина (1922-2013) и Нандор Глид (1924-97), посвящённые холокосту. Смотрите также: Гуцон Борглум (1867-1941). Смотрите также: Скульпторы ХХ века.
Оценка искусства
См.: Как оценить современную скульптуру (1850-настоящее время).
Гравёры
Представители гравюры эпохи модернизма – гравюра, офорт, литография и шелкография – включают: Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901), М.К. Эшер (1898-1972), Виллем де Кунинг (1904-97), Роберт Раушенберг (1925-2008), Энди Уорхол (1928-87).
Современные художники по витражу
Среди лучших представителей витражного искусства: Марк Шагал (1887–1985), Хуан Миро (1893–1983), Гарри Кларк (1889–1931), Сара Персер (1848–1943) и Эви Хоун (1894–1955).
Фотографы-модернисты
Современное фотоискусство (1870–1970) связано с новаторскими усилиями Альфреда Штиглица (1864–1946) и Эдварда Стейхена (1879–1973). В остальном модернистская фотография подчёркивается пикториализмом Мана Рэя (1890–1976); пейзажами Анселя Адамса (1902-84); архитектурными снимками Эжена Атже (1857-1927), Бернда и Хиллы Бехер; не могут быит не упомянуты также модные снимки Нормана Паркинсона (1913-1990), Ирвинга Пенна (1917-2009) и Ричарда Аведона (1923-2004); портреты Джулии Маргарет Камерон (1815–1979), Доротеи Ланж (1895–1965) и Уокера Эванса (1903–1975); и уличная фотография Анри Картье-Брессона (1908–2004).
25 величайших модернистских картин
Вот хронологический список лучших образцов живописи эпохи модернизма (1870-1970).
Впечатление, восход солнца (1873) Музей Мармоттан Моне, Париж.
Клод Моне (1840-1926)
Танцы в Ле Мулен де ла Галетт (1876 г.) Музей Орсэ, Париж
Ренуар (1841-1919)
Клиника Гросса (1875) Пенсильванский университет.
Томас Икинс (1844-1916)
Дочери Эдварда Дарли Бойта (1882) Бостонский музей изящных искусств.
Джон Сингер Сарджент (1856-1925)
Крестный ход в Курской губернии (1883) Третьяковская галерея.
Илья Репин (1844-1930)
Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт (1884-6).
Жорж Сёра (1859-1891)
Ночная терраса кафе, Арль (1888) Художественная галерея Йельского университета.
Винсент Ван Гог (1853-1890)
Крик (1893), масляная темпера и пастель, Национальная галерея, Осло.
Мунк (1863-1944)
Девушка с веером (1902) Музей Фолькванг, Гессен.
Поль Гоген (1848-1903)
Большие купальщицы (Les Grandes Baigneuses) (1906) Национальная галерея, Лондон; Художественный музей, Филадельфия; Фонд Барнса, Мерион, Пенсильвания.
Поль Сезанн (1839-1906)
Поцелуй (1907-8) масло и золото на холсте, Галерея Бельведер, Вена.
Густав Климт (1862-1918)
Авиньонские девицы (1907), Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Пабло Пикассо (1881-1973)
Танец (1910) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Анри Матисс (1869-1954)
Динамизм собаки на поводке (1912) Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало.
Джакомо Балла (1871-1958)
Обнажённая, спускающаяся по лестнице № 2 (1912) Художественный музей Филадельфии.
Марсель Дюшан (1887-1968)
Сидящая обнажённая (1916) Институт Курто, Лондон.
Амедео Модильяни (1884-1920)
Le Coquelicot (Кукурузный мак) (1919) Музей Тулуз-Лотрека, Альби.
Кес ван Донген (1877-1968)
Девушка в перчатках (1929) Частное собрание.
Лемпицка (1895-1980)
Американская готика (1930), бобровый борт, масло, Чикагский институт искусств.
Грант Вуд (1891-1942)
Герника (1937) холст, масло, Музей королевы Софии, Мадрид.
Пабло Пикассо (1881-1973)
Ночное кафе (Полуночники) (1942) Художественный институт Чикаго.
Эдвард Хоппер (1882-1967)
№ 1, 1950 (Лавандовый туман) (1950) Национальная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.
Джексон Поллок (1912-56)
Женщина 1 (1950-2), Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Виллема де Кунинг (1904-97)
Комната прослушивания (1952) Коллекция Менила, Хьюстон.
Рене Магритт (1898-1967)
Кричащий Папа (1953) Коллекция Уильяма Бёрдена, Нью-Йорк.
Фрэнсис Бэкон (1909-1992)
Четыре Мэрилин (1962), частная коллекция.
Энди Уорхол (1928-86)
25 величайших современных скульптур
Вот хронологический список лучших (по мнению автора этой статьи) современных скульптурных произведений (1870-1970).
Давид (1872 г.) Бронза, Музей Орсе, Париж.
Жан Антуан Мерсье (1845-1916)
Статуя Свободы (1886 г.) Медь, остров Свободы, гавань Нью-Йорка.
Фредерик-Огюст Бартольди (1834-1904)
Маленькая танцовщица четырнадцати лет (1879-81), бронза, Музей Орсе, Париж.
Эдгар Дега (1834-1917)
Поцелуй (1888-9) Мрамор, Музей Родена, Париж.
Огюст Роден (1840-1917)
Стоящая обнажённая (1907) Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж.
Андре Дёрен (1880-1954)
Поцелуй (1907) Камень, Hamburgerkunsthalle, Гамбург.
Константин Бранкузи (1876-1957)
Идущая женщина (1912) Денверский художественный музей.
Александр Архипенко (1887-1964)
Уникальные формы преемственности в космосе (1913) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Боччони (1882-1916)
Большая лошадь (1914-18). Оригинал в Художественном музее Филадельфии.
Раймон Дюшан-Вийон (1876-1918)
Конец тропы (1915) Сады Брукгрин, залив Мюррелс, США.
Джеймс Эрл Фрейзер (1876-1953)
Падший человек (1915-16) Новая национальная галерея, Берлин.
Лембрук (1881-1919)
Построенная голова № 2 (1916) Центр скульптуры Нашера, Даллас.
Габо (1890-1977)
Статуя Линкольна (1922) Мемориал Линкольна, Вашингтон, округ Колумбия.
Дэниел Честер Френч (1850-1931)
Женщина с гитарой (1927) Частное собрание.
Жак Липшиц (1891-1973)
Гора Рашмор (1927-41) Южная Дакота.
Борглум (1867-1941) и его сын Линкольн Борглум (1912-86)
Адам (1938) Хэрвуд-хаус, Лидс, Великобритания.
Яков Эпштейн (1880-1959)
Боевые жеребцы (1950) Сад скульптур Хаятт Хантингдон, Южная Каролина.
К Анна Хаятт Хантингтон (1876-1973)
Разрушенный город (1953) Схидам Дейк, Роттердам.
Цадкин (1890-1967)
Небесный собор (1958), Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Луиза Невельсон (1899-1988)
Идущий человек I (1960) Фонд Maeght, Сен-Поль-де-Ванс.
Альберто Джакометти (1901-1966)
Разделённая голова (1963), бронза, Фиорини, Лондон.
Бальдаччини (1921-1998)
Запирающий элемент (1963-4) Фонд Генри Мура, Миллбанк, Лондон.
Генри Мур.
Родина-мать (1967) Мамаев Курган, Волгоград
Вучетич (1908-1974)
Мемориал Дахау (1968) Мюнхен, Германия.
Нандор Глид (1924-1997)
Мемориал Майданека (1969) Люблин, Польша.
Виктор Толкин (1922-2013).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?