Мозаичное Искусство читать ~8 мин.
Что такое мозаика? Мозаика — это вид декоративного искусства, заключающийся в создании изображений и узоров на поверхности путём закрепления небольших цветных фрагментов (тессер) из стекла, камня или других материалов на слое цемента, гипса или клея. Первоначально разработанная в Древней Греции как форма внутреннего и внешнего убранства, мозаика активно применялась римскими мастерами, преимущественно для украшения полов. Позже, в эпоху византийского искусства, художники специализировались на настенных мозаиках, создавая блестящие шедевры из золота и разноцветного стекла. Как форма орнаментального христианского искусства, в период Возрождения мозаика уступила место фресковой живописи.
Искусство мозаики возродилось в XIX веке, когда многие общественные здания вновь начали украшать мозаичными панно, часто из массово произведённой керамической плитки или стекла. Такие стили, как готическое возрождение и ар-нуво, обогатили эту художественную форму новыми дизайнерскими решениями. Сегодня мозаика остаётся популярным ремеслом во всём мире. Её продвигают такие организации, как Британская ассоциация современной мозаики (BAMM) и Общество американских мастеров мозаики (SAMA), а также преподают в некоторых из лучших художественных школ.
Как создаются разные типы мозаики?
Существует три основных метода создания мозаики: прямой, косвенный (или обратный) и двойной косвенный.
Прямой метод предполагает закрепление отдельных элементов (тессер) непосредственно на декорируемой поверхности, на которую может быть предварительно нанесён эскиз. Этот подход использовали мастера прошлого при создании многих знаменитых европейских настенных и потолочных мозаик. Он также применяется для украшения объёмных объектов, например ваз. Недостаток прямого метода в том, что художник должен работать непосредственно на объекте. Современная его вариация — создание мозаики в мастерской на сетке из стекловолокна с последующим переносом на место.
Косвенный (обратный) метод обычно используется для крупных проектов с повторяющимися элементами. Фрагменты мозаики прикрепляются лицевой стороной вниз к временной основе (например, бумаге с клеевым слоем). Затем готовые секции переносят на постоянное место и закрепляют, после чего временную основу удаляют. Этот способ позволяет выполнять основную часть работы в мастерской и вносить коррективы в процессе.
Двойной косвенный метод похож на предыдущий, но имеет дополнительный этап. Тессеры выкладываются лицевой стороной вверх, что позволяет мастеру видеть рисунок в процессе работы. Когда композиция завершена, на неё наносится липкая основа, и мозаика переносится на постоянную поверхность.
Примечание: Мозаика отличается от инкрустации тем, что её элементы, как правило, однородны по форме и полностью покрывают поверхность. Декоративную ценность каждый небольшой фрагмент приобретает, лишь становясь частью общего замысла.
Компьютерные проекты
В настоящее время мозаику можно проектировать с помощью программного обеспечения САПР (систем автоматизированного проектирования). Эти программы могут использоваться как отдельными художниками, так и для управления роботизированными производственными системами. Сборка мозаики с помощью управляемых компьютером роботов ускоряет процесс, помогает избежать ошибок и снижает затраты. Производство становится в десятки, а то и сотни раз быстрее.
Творческие атрибуты мозаичного искусства
Как вид искусства мозаика близка к живописи: она представляет собой двухмерное изображение и подходит для отделки больших поверхностей. Однако мозаичист ограничен в палитре доступными материалами. Из-за этого сложно достичь таких же тонких переходов света и тени, как, например, в масляной живописи с её огромным цветовым спектром.
Тем не менее у мозаики есть уникальные свойства, особенно выразительные при восприятии на расстоянии. Главное из них — светоотражающие качества стеклянных тессер. Этот эффект можно усилить, нанеся на обратную сторону стекла золотую или серебряную фольгу либо закрепляя элементы под разными углами для игры света.
История мозаичного искусства
Искусство мозаики зародилось в глубокой древности. В IV тысячелетии до н.э. шумеры украшали стены зданий, вдавливая в глиняную основу конусы с окрашенными шляпками, создавая простые узоры. Позднее, в V веке до н.э. в Древней Греции появились мозаики из необработанной гальки, которыми украшали полы. Греческие мастера усовершенствовали эту технику, научившись создавать сложные узоры и фигурные композиции. Контуры изображений выкладывали мелкими тёмными камешками, а к IV веку до н.э. для большего разнообразия начали добавлять цветные камни.
Каменные полы
На протяжении всей классической античности мозаика оставалась в первую очередь техникой для украшения полов, где прочность была главным приоритетом. Камень, особенно мрамор, идеально подходил для этой цели. Его можно было разрезать на мелкие кубики (тессеры), а природные оттенки обеспечивали достаточную палитру для большинства композиций.
Тессеры и первое использование стекла
В эпоху эллинизма (323–27 гг. до н.э.) мозаичное искусство сделало следующий шаг. Мастера начали использовать не только камень, но и цветное стекло, которое можно было изготовить практически любого оттенка. К концу III века до н.э. появились мастерские, производившие специальные стеклянные тессеры, что позволило достигать большей детализации и даже имитировать живопись. Лёгкость стекла сделала его идеальным материалом для настенных мозаик, где декоративные качества были важнее износостойкости.
Римские мозаики
После упадка Греции многие греческие мастера были наняты Римом, где мозаику использовали в основном для украшения полов в домах и общественных зданиях. Выдающиеся образцы сохранились в Помпеях, Геркулануме и Остии. Один из величайших шедевров той эпохи — мозаика «Битва Александра Македонского с Дарием», найденная в Помпеях и состоящая из миллионов тессер. Римские мозаики, изображавшие мифологические и бытовые сцены или геометрические узоры, создавались по всей империи, но их технический уровень мог сильно различаться. Например, работы, найденные в Северной Галлии или Римской Британии, были заметно проще итальянских и греческих образцов. (См. также римское искусство.)
Стеклянные стены
В эпоху раннего христианства (около 300–400 гг. н.э.) настенная мозаика стала особенно популярна в церковной архитектуре, на время вытеснив религиозную живопись. Именно тогда художники начали использовать золотую и серебряную фольгу, подкладывая её под стеклянные тессеры. Это позволило добиться сияющего фона и невероятной игры света. Эта техника станет определяющей для искусства грядущей византийской эпохи (450–1450). (См. также: Русская средневековая живопись.)
Византийская мозаика
С падением Рима центром христианского мира стал Константинополь (Византия), который привлёк лучших мастеров, в том числе мозаичистов. В этот период мозаика достигла новых высот, став важнейшей чертой византийской архитектуры. Были разработаны новые виды тессер из непрозрачного цветного стекла — смальты. Благодаря добавлению оксидов металлов смальта приобретала глубокие и насыщенные цвета, а её неоднородная структура особым образом преломляла свет. В VI веке мастера усовершенствовали технику, укладывая тессеры под разными углами, что создавало эффект мерцания и «живой» поверхности.
Лучшие образцы византийской мозаики — это в основном библейское искусство, созданное для украшения храмов. Великие произведения сохранились в соборе Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул), в храмах Равенны (базилики Сан-Витале и Сант-Аполлинаре-Нуово, VI век), в монастыре Дафни близ Афин (XI век), в соборах на Сицилии и в Венеции. Одна из самых знаменитых работ — мозаика «Деисус» (изображение Христа Вседержителя с Богоматерью и Иоанном Крестителем) XII века в соборе Святой Софии. (О других формах средневекового декора см.: Искусство витражей.)
Исламская мозаика
Начиная с VII – VIII веков мозаика стала важным элементом декора в исламском мире, вобрав в себя византийские и римские традиции. Поскольку исламское искусство в религиозных постройках избегает фигуративных изображений, мозаика с её склонностью к сложным геометрическим и растительным орнаментам (арабескам) стала идеальным средством украшения мечетей. Когда мавры пришли в Испанию, они принесли это искусство на Пиренейский полуостров. Прекрасные образцы мавританской мозаики из камня, стекла и керамики можно увидеть в Великой мечети в Кордове и во дворце Альгамбра в Гранаде.
Мозаика также оставалась заметной чертой романского искусства (1000–1200 гг.) и готической архитектуры, хотя и в меньшей степени.
Вытеснение фресками
С наступлением эпохи Возрождения (около 1400 г.) мозаика постепенно утратила популярность. Фресковая живопись предлагала художникам больший реализм, к которому они стремились, отходя от стилизованной декоративности византийского искусства.
XIX век и современность
Во второй половине XIX века интерес к мозаике возродился. Ею снова стали украшать крупные общественные и культовые сооружения, например Вестминстерский собор в Лондоне и базилику Сакре-Кёр в Париже. Большое влияние на это оказали стиль готического возрождения и движение ар-нуво. Яркий пример — работы архитектора Антонио Гауди, который изобрёл собственную технику «тренкадис», создавая мозаики из фрагментов керамической плитки и битой посуды в парке Гуэль в Барселоне.
Значительный вклад в возрождение мозаики внесла Россия. В связи с влажным климатом Санкт-Петербурга, губительным для фресок, было решено украсить интерьеры Исаакиевского собора (с 1841 года) и храма Спаса на Крови (конец XIX века) мозаикой. Для этих грандиозных проектов были созданы специальные мастерские, в том числе частная мастерская Фроловых, которая сотрудничала с ведущими художниками того времени: Виктором Васнецовым, Михаилом Нестеровым и Николаем Рерихом.
Примером интересной современной работы является мозаичная реплика Гобелена из Байё, созданная Майклом Линтоном в 1979–1999 годах и выставленная в Новой Зеландии.
Категории визуального искусства
Определения, формы, стили, жанры, периоды см.: Виды искусства.
Вопросы об искусстве
Искусство – вопросы.
Вопросы по истории художественных течений, периодов, стилей.
Значение искусства
Подробнее о различных видах
изобразительного и декоративного искусства см.:
Значение и определение искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?