Музей изобразительных искусств Бостона читать ~8 мин.
Бостон располагает несколькими выдающимися центрами изобразительного искусства. Среди них — Музей Изабеллы Стюарт Гарднер и Художественные музеи Гарварда, объединяющие Музей Фогга, Музей Буш-Райзингер и Музей Артура М. Саклера. Однако доминирующим учреждением города остаётся энциклопедический Музей изобразительных искусств (Museum of Fine Arts, MFA). Это один из самых масштабных и значимых художественных музеев мира. Основанный в 1870 году, он с 1909 года занимает монументальное здание на Хантингтон-авеню. В его фондах хранится почти 500 000 экспонатов, а ежегодная посещаемость превышает миллион человек. Музей снискал международную славу благодаря своим восточным коллекциям, европейскому декоративному искусству, а также обширному собранию американской живописи XIX века.
Архитектура и пространство
Архитектурный облик MFA отражает его богатую историю. Главное здание в неоклассическом стиле, спроектированное архитектором Гаем Лоуэллом (Guy Lowell), было открыто для публики в 1909 году. Его величественный фасад и ротонда задают торжественный тон. В 2010 году комплекс был существенно расширен за счёт открытия Крыла искусства Америки, созданного знаменитым бюро Foster + Partners. Это современное стеклянное сооружение гармонично дополнило исторический ансамбль, увеличив выставочные площади на 28%. Пространство музея также включает японский сад «Тэнсин-эн» (Сад Сердца Неба), который предлагает посетителям место для спокойного созерцания в традициях дзэн.
См. также материал об анализе живописи: Как оценить картины.
Постоянная коллекция
Собрание Музея изобразительных искусств Бостона структурировано по нескольким ключевым кураторским направлениям. К ним относятся: Искусство Азии, Океании и Африки; Искусство Европы; Искусство Америки; Искусство Древнего мира; Современное искусство; Графика, рисунки и фотографии; Текстиль и искусство моды. Также в музее представлен отдел музыкальных инструментов, хранящий более 1100 экспонатов с древнейших времён до наших дней. Ниже приводится краткий обзор основных отделов.
Восточное искусство
Коллекция восточного искусства MFA признана одной из лучших на Западе. Особую ценность представляют китайское искусство и японское искусство, демонстрирующие творческие достижения огромной части населения планеты с 4000 лет до н.э. Собрание включает живопись и скульптуру Японии, Китая и Индии, а также японские гравюры, маски, текстиль и изделия из металла. Широко представлена древняя керамика Китая, Кореи и Вьетнама. Отдел также охватывает корейское искусство и ремесла, исламское искусство, растущую коллекцию океанического искусства и разнообразные образцы африканского искусства.
Жемчужиной отдела является коллекция Эдварда С. Морса (Edward S. Morse), насчитывающая 5000 предметов японской керамики — крупнейшее подобное собрание за пределами Японии. Также выделяется архив Леонарда А. Лаудера (Leonard A. Lauder), содержащий более 20 000 японских открыток. Формированию этого великолепного фонда во многом способствовала активная торговля между бостонскими купцами и Азией в XIX веке, позволившая привезти в США уникальные артефакты.
Европейское искусство
Фонд европейского искусства охватывает тринадцать столетий (с 650 по 1970 гг.) и насчитывает более 22 000 единиц хранения. Здесь собраны шедевры многих величайших мастеров истории. Кроме станковой живописи на дереве и холсте, в коллекции представлены фрески, скульптура и декоративно-прикладное искусство: мебель, художественный металл, керамика и стекло.
Живопись. Собрание европейской живописи включает около 1600 работ голландских, фламандских, английских, французских, итальянских и испанских мастеров. Особенно полно представлены Барбизонская школа, импрессионизм и постимпрессионизм. Музей гордится одной из самых больших групп картин Клода Моне за пределами Франции и обширной коллекцией пастелей и масляных полотен французского реалиста Жана-Франсуа Милле (Jean-François Millet). Посетители могут увидеть работы Ренуара, Дега, Ван Гога, Сезанна, Гогена и многих других. В экспозицию входят выдающиеся жанровые картины и портреты европейских школ. Европейская коллекция размещена в ряде тематических залов, включая Галерею итальянского Возрождения (ок. 1400–1550 гг.) с майоликой и мебелью, а также Галерею современного европейского искусства (ок. 1900–1970 гг.).
Декоративное искусство и скульптура. Музей обладает исключительной коллекцией английского серебра и фарфора. Историческую значимость имеют французские декоративные произведения в стиле рококо XVIII века. Скульптурный фонд содержит шедевры Средневековья (романский и готический стили), Ренессанса, а также прекрасные образцы пластики XVII – начала XX веков.
Американское искусство
Американское искусство стало фундаментом, на котором строился музей. Первым приобретением, сделанным в 1870 году, стала картина «Елисей в пустыне» Вашингтона Олстона (Washington Allston), пионера американского романтизма. Позже коллекцию пополнили мраморный «Портрет Чарльза Самнера» работы Томаса Кроуфорда и серебряный кувшин Tiffany & Co., купленный на Всемирной выставке в Филадельфии. В 1928 году экспозицию расширили за счёт исторических интерьеров и нового декоративного крыла.
Огромный вклад внесла коллекция Максима и Марты Каролик (Karolik Collection). Их дар XVIII века обогатил музей колониальной мебелью, живописью и серебром. Второе пожертвование Кароликов в 1947 году принесло музею полотна периода 1815–1865 годов, включая множество работ художников Школы реки Гудзон и направления люминизма. Другие бостонские меценаты также щедро поддерживали музей. Сегодня здесь можно увидеть такие шедевры, как «Дочери Эдварда Дарли Бойта» Джона Сингера Сарджента и «Портрет Пола Ревира» кисти Копли. Также представлена авторская копия картины Копли «Уотсон и акула» (оригинал находится в Национальной галерее искусств Вашингтона) и работы Уинслоу Хомера. (См. также Школа Эшкан).
Коллекция декоративного искусства Америки существенно выросла благодаря дару Лэндона Т. Клэя. Он передал музею предметы доколумбового искусства, в частности золотые изделия и полихромную керамику майя. Собрание охватывает широкий спектр артефактов: мебель, скульптуру, стекло, олово и керамику от доисторических времён до современности.
Искусство Древнего мира
Отдел искусства Древнего мира насчитывает более 83 000 экспонатов и входит в число ведущих мировых собраний. Хронологически он охватывает период с 6500 г. до н.э. по 600 г. н.э. Экспозиция включает греческое искусство, а также артефакты Египта, Нубии, Ближнего Востока, Этрурии, Древнего Рима, Кипра и Турции. Посетители могут увидеть скульптуру, ювелирные изделия, саркофаги, мумии, оружие, монеты, вазы, геммы и мозаику.
В галерее греческой и римской скульптуры выставлены выдающиеся бронзовые и мраморные статуи. Среди них — римские копии величайших шедевров греческой пластики, таких как «Дорифор» (Несущий копье) Поликлета и «Апоксиомен» (Очищающий себя) Лисиппа. Также широко представлена афинская погребальная скульптура V – IV веков до н.э.
Современное искусство
Отдел современного искусства был создан в 1971 году, к столетию музея. Он специализируется на произведениях, созданных после 1955 года. Коллекция насчитывает более 600 экспонатов. Основной акцент сделан на живописи, но также представлены скульптура, фотография и новые медиа, включая видеоарт. Среди живописцев цветового поля (Color Field) здесь можно найти работы Хелен Франкенталер, Жюля Олитски, Джека Буша и Ларри Пунса. Европейский неоэкспрессионизм представлен полотнами Георга Базелица, Франческо Клементе, Ансельма Кифера и Зигмара Польке.
В залах выставлены работы монументалиста и абстрактного экспрессиониста Филипа Гастона (Philip Guston), рельефы Антонио Лопеса Гарсии и скульптура Дэвида Смита. Авангардные направления представлены такими именами, как Йозеф Бойс, Энди Уорхол, Бриджет Райли, Дэвид Хокни, Герхард Рихтер, Синди Шерман, Чак Клоуз и Такаси Мураками. Современная скульптура включает работы Энтони Каро, Джорджа Сигала, Джонатана Борофски, Сары Зе и Джоэла Шапиро. Фотографическое и объективное искусство представляют Роберт Мэплторп, Ринеке Дейкстра, Томас Руфф и Томас Штрут.
Графика, рисунки и фотографии
Формирование коллекции работ на бумаге началось в 1887 году. Сегодня она включает рисунки, гравюры, акварели, художественные фотографии, иллюстрированные книги и плакаты. География собрания охватывает Америку и Европу, а хронология — период с 1400 года до наших дней. По качеству и объёму это один из крупнейших фондов такого рода в мире. Ознакомиться с работами можно в Учебной комнате Морса (Morse Study Room) для графики, рисунков и фотографий.
Среди сокровищ отдела — выдающаяся подборка гравюр Альбрехта Дюрера, офорты мастера натюрморта Джорджо Моранди и великолепная коллекция ранней французской фотографии. Сменные экспозиции фотоискусства регулярно проходят в Галерее Херба Ритца (Herb Ritts Gallery), названной в честь знаменитого американского фотографа.
Департамент текстильного и модельного искусства Дэвида и Роберты Логи
Бостон исторически являлся центром текстильной промышленности США, поэтому коллекция тканей формировалась с момента основания музея. Важную роль сыграл Денман Уолдо Росс (Denman Waldo Ross), профессор Гарварда и попечитель музея. Он передал в дар коптские и андские ткани, шелка из Индии, Турции, Персии и Индонезии, а также батики. Эксперт по японскому искусству Уильям Стерджис Бигелоу (William Sturgis Bigelow) пополнил фонды японским текстилем и одеждой.
Развитие отдела продолжила Гертруда Таунсенд, первый куратор направления. В 1938 году она приобрела коллекцию Филиппа Лемана, а в 1943–1953 годах — собрание костюмов, вышивки и книг Элизабет Дэй Маккормик. В 1976 году музей получил коллекцию вееров Эстер Олдхэм. В 2004 году отдел получил имя Департамента текстильного и модельного искусства Дэвида и Роберты Логи в честь крупного завещания меценатов. Сегодня здесь хранится более 27 000 предметов: от древних перуанских тканей до японских кимоно и современных гобеленов. В структуру департамента также входит раздел ювелирного искусства, который курирует Рита Дж. Каплан. Благодаря этим богатствам MFA по праву считается одним из лучших художественных музеев Америки.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?