Британский музей читать ~6 мин.
Британский музей (British Museum), основанный в 1753 году, признан одним из крупнейших художественных музеев планеты. Его фонды насчитывают свыше 8 миллионов памятников культуры, иллюстрирующих развитие человеческой цивилизации от ранних этапов палеолитической культуры до современности.
Это хранилище разнообразных типов искусства, где собраны шедевры шумерского искусства (ок. 4500–2270 гг. до н.э.) и ассирийского искусства (1500–612 гг. до н.э.). Экспозиция также широко освещает наследие египетского и греческого искусства.
В залах музея представлены артефакты Африки, Азии и доколумбовой Америки (1200 г. до н.э. — 1535 г. н.э.). Здесь хранится впечатляющее собрание графики, включая редкие рисунки эпохи Возрождения. Посетители могут увидеть эталонные образцы ювелирного искусства и украшения, созданные мастерами античности.
После серии реконструкций общая площадь комплекса достигла 92 000 квадратных метров. Он включает более 100 галерей, удерживая статус одного из самых масштабных музейных пространств мира. Учреждение финансируется Департаментом культуры, СМИ и спорта, вход на основную экспозицию остаётся свободным.
История
Музей впервые принял посетителей в январе 1759 года. Своим появлением он обязан врачу и натуралисту сэру Хансу Слоуну (Hans Sloane, 1660–1753), который передал нации личное собрание из 71 000 предметов.
Первоначальная коллекция включала образцы древнего искусства, гравюры, рисунки и научные экспонаты. Книжное собрание насчитывало около 40 000 томов. Позже к фондам присоединили библиотеки Коттона и Харли, а также Королевскую библиотеку.
Музей изначально располагался на улице Грейт-Рассел-стрит, где находится и сейчас, но занимал особняк Монтегю-хаус. Со временем институция расширялась. В 1887 году отделился филиал в Южном Кенсингтоне, ставший Музеем естественной истории.
Архитектура музея
Нынешнее здание, возведённое в 1823–1847 годах по проекту сэра Роберта Смёрка (Robert Smirke, 1780–1867), служит эталоном неоклассической архитектуры. Автор вдохновлялся стилистикой греческой архитектуры, в частности храмом Афины в Приене.
Фасад облицован портлендским камнем и украшен 44 колоннами ионического ордера. Фронтон над главным входом венчает скульптурная группа сэра Ричарда Уэстмакотта (Richard Westmacott) «Развитие цивилизации». В 1854–1857 годах Сидни Смёрк (Sydney Smirke), брат архитектора, возвёл знаменитый Круглый читальный зал.
Купол Читального зала диаметром 42,6 метра уступал по размерам только римскому Пантеону. В этом зале работали многие исторические личности, включая Карла Маркса, Владимира Ленина и Артура Конан Дойла. В 2000 году внутренний двор был перекрыт стеклянной крышей по проекту бюро Foster and Partners, образовав Большой двор королевы Елизаветы II — крупнейшее крытое пространство Европы.
Последним крупным архитектурным дополнением стал Всемирный центр сохранения и выставок (WCEC), открытый в 2014 году. Он позволил модернизировать научные лаборатории и улучшить условия хранения фондов.
Основные экспонаты постоянной коллекции
Фонды Британского музея насчитывают около 8 миллионов единиц хранения. Из-за огромного объёма собрания в залах выставлено лишь около 50 000 объектов (менее 1%). Структура музея делится на несколько ключевых департаментов.
Отдел доисторической эпохи и Европы
Секция доисторического искусства содержит древнейшие артефакты, созданные более двух миллионов лет назад. Здесь представлено европейское каменное искусство и археологические находки от палеолита до современности.
Отдел также документирует историю Британии римского периода. Собрания раннехристианского искусства и средневековых памятников (300–1100 гг.) признаны одними из богатейших в мире. Среди шедевров: скульптура из бивня мамонта «Плывущие олени» (ок. 11 000 лет до н.э.) и фигурка «Любовники из Айн-Сахри» (ок. 9000 лет до н.э.).
Средневековье представлено знаменитым кладом Саттон-Ху (VI – VII вв.) и набором резных фигур «Шахматы с острова Льюис» (XII в.). Особую ценность имеют Королевский золотой кубок (Кубок святой Агнессы, ок. 1370 г.) и Реликварий Святого Тёрна (1390-е гг.). См. подробнее: Доисторическая скульптура.
Отдел Древнего Египта и Судана
Египетское собрание музея является крупнейшим в мире за пределами Каира. Оно охватывает историю культур долины Нила от 10 000 лет до н.э. до 1100 г. н.э. В 2001 году фонд пополнился коллекцией Вендорфа (6 млн предметов), что кардинально расширило возможности для исследований.
Главный экспонат — Розеттский камень (ок. 196 г. до н.э.). Этот фрагмент стелы содержит текст указа, записанный тремя видами письма: иероглифами, демотическим письмом и на древнегреческом языке. Именно он стал ключом к расшифровке египетской письменности в XIX веке.
В залах египетской скульптуры доминируют колоссальный бюст Рамсеса II (1250 г. до н.э.) и голова статуи Аменхотепа III из красного гранита (1350 г. до н.э.). Египетские мегалиты представлены обелиском фараона Нектанеба II (350 г. до н.э.). См. также: Древнеегипетская архитектура и Файюмские портреты.
Отдел Греции и Рима
Античное собрание славится коллекцией эгейского искусства и греческой керамики (с 3200 г. до н.э.). Жемчужина отдела — греческая скульптура, включая мраморы Парфенона (ок. 430 г. до н.э.), вывезенные лордом Элгином.
Здесь также экспонируются фрагменты Мавзолея в Галикарнасе и Храма Артемиды в Эфесе — двух чудес света древности. Отдел хранит памятники минойского искусства, этрусской культуры и римского искусства.
Среди известных экспонатов: «Аполлон Странгфорда» (ок. 500–490 гг. до н.э.) и плиты фриза с изображением «Амазономахии». Римский период представлен копией знаменитого «Дискобола». См. подробнее: Скульптура Древней Греции и скульптор Фидий.
Отдел Ближнего Востока
Собрание насчитывает около 330 000 предметов и считается важнейшей коллекцией месопотамского искусства за пределами Ирака. Тринадцать галерей демонстрируют месопотамскую скульптуру, включая знаменитые рельефы со сценами царской охоты.
Здесь представлены древности Ассирии, Вавилона и Шумера из городов Нимруд, Ниневия и Ур. Древнее персидское искусство соседствует с памятниками Сирии и Финикии. Собрание исламского искусства включает 40 000 предметов керамики и металла.
Знаковые объекты: рельеф «Умирающий лев» из дворца Ашшурбанапала и клинописная «Табличка о Потопе» с фрагментом Эпоса о Гильгамеше. Шумерский период иллюстрирует скульптура «Баран в чаще» (ок. 2500 г. до н.э.). Ахеменидское наследие представлено Амударьинским кладом, включая золотую модель колесницы.
Отдел Азии
Коллекция из 75 000 предметов охватывает культуру всего континента от неолита до наших дней. Живопись и скульптура Индии соседствуют с выдающимся собранием китайского искусства.
Китайский раздел включает живопись тушью, редкую лаковую роспись и ритуальную бронзу. Здесь также хранятся лучшие образцы китайской керамики, нефрита и каллиграфии. Японская коллекция считается самой значительной на Западе.
Отдел Африки, Океании и Америки
Фонды этнографии насчитывают 350 000 единиц. Основу составляет африканское искусство, включая знаменитые бенинские бронзы (XVI – XVII вв.). Это литые латунные пластины, украшавшие дворец правителя (обы) Бенинского царства.
Секция искусства Океании содержит редкие культовые предметы. Американская коллекция охватывает цивилизации инков, ацтеков и майя. См. также: Искусство коренных американцев и искусство аборигенов Австралии.
Отдел графики и рисунков
Национальная коллекция гравюры и рисунка стоит в одном ряду с собраниями Альбертины и Эрмитажа. Она насчитывает 50 000 рисунков и 2 миллиона печатных листов.
В запасниках хранятся рисунки углём и сангиной авторства Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенса и Рембрандта. Собрание работ Альбрехта Дюрера включает 99 гравюр на меди, 6 офортов и 346 ксилографий.
Британская школа представлена 30 000 акварелей, в том числе работами Тёрнера и Констебля. Среди шедевров: картон «Святая Анна с Мадонной, младенцем Христом и Иоанном Крестителем» Леонардо и «Эпифания» Микеланджело.
Контактные данные
Британский музей
Great Russell St,
London WC1B 3DG
United Kingdom
Телефон: +44 20 7323 8299
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.

Комментирование недоступно Почему?