Музей д’Орсе, Париж читать ~8 мин.
Расположенный на левом берегу Сены, напротив садов Тюильри, Музей д’Орсе (Musée d’Orsay) по праву считается одним из лучших художественных музеев планеты. Он занимает величественное здание в стиле боз-ар, возведённое на рубеже XIX – XX веков как железнодорожный вокзал. Собрание музея представляет собой крупнейшую в мире коллекцию французской живописи XIX века и охватывает период с 1848 по 1914 год. Именно здесь находится знаменитая галерея шедевров импрессионизма и постимпрессионизма.
Посетители могут увидеть работы таких мастеров, как Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Пьер Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Жорж Сёра, Поль Гоген и Винсент Ван Гог. Основу экспозиции составили фонды, переданные из Лувра, Музея Люксембурга и Национальной галереи Жё-де-Пом.
История здания: от дворца до вокзала
Застройка аристократической набережной Орсе (Quai d’Orsay) началась в 1708 году близ моста Пон-Руаяль. В начале XIX века здесь располагались кавалерийские казармы и монументальный дворец Орсе, где заседали Государственный совет и Счётная палата. Однако в мае 1871 года, в дни Парижской коммуны, дворец был сожжён. Его руины простояли в центре города почти три десятилетия, служа мрачным напоминанием о гражданском конфликте.
К Всемирной выставке 1900 года (Exposition Universelle) участок был передан железнодорожной компании. Архитектор Виктор Лалу (Victor Laloux) спроектировал здесь роскошный вокзал Орсе (Gare d’Orsay), который стал конечной станцией для поездов юго-западного направления. Это был первый в мире электрифицированный городской вокзал, что позволило архитектору отказаться от традиционного для того времени задымлённого дебаркадера в пользу элегантных стеклянных сводов.
Однако технический прогресс вскоре сделал станцию неудобной. К 1939 году платформы длиной 135 метров уже не могли принимать новые удлинённые составы. Вокзал постепенно утратил своё значение, обслуживая лишь пригородные линии. В 1970-х годах зданию грозил снос — на его месте планировали построить современный гостиничный комплекс. Ситуацию спас всплеск интереса к архитектуре XIX века.
Рождение музея
В 1977 году по инициативе президента Валери Жискар д’Эстена было принято решение преобразовать пустующий вокзал в музей, посвящённый современному искусству второй половины XIX века. Это позволило разгрузить Лувр и создать логический мост к коллекциям Центра Помпиду.
Реконструкция длилась несколько лет. Группа ACT Architecture восстановила исторический облик здания, а знаменитый итальянский архитектор Гае Ауленти (Gae Aulenti) спроектировала внутреннее пространство. Она создала уникальную структуру: центральный неф под огромным стеклянным сводом, где расположилась скульптура, и боковые галереи для живописи. Светлый известняк стен контрастирует с темным металлом конструкций вокзала, создавая впечатляющий фон для произведений искусства. Музей открылся для публики 9 декабря 1986 года.
Живопись в коллекции д’Орсе
Фонды музея насчитывают около 6000 произведений искусства. В залах постоянной экспозиции выставлено порядка 3000 работ. Коллекция живописи включает в себя признанные шедевры мирового значения:
Фредерик Базиль (Frédéric Bazille, 1841–1870)
«Семейный вечер» (1867), «Мастерская художника» (1870).
Эжен Буден (Eugène Boudin, 1824–1898)
«На пляже, Трувиль» (1863).
Гюстав Кайботт (Gustave Caillebotte, 1848–1894)
«Паркетчики» (Raboteurs de parquet, 1875).
Мэри Кассат (Mary Cassatt, 1845–1926)
«Молодая женщина за шитьём» (ок. 1886).
Поль Сезанн (Paul Cézanne, 1839–1906)
«Дом повешенного» (1873), «Мост в Менси» (1879), серия «Гора Сент-Виктуар» (1882–1906), «Женщина с кофейником» (1890–1895), «Игроки в карты» (1892–1896).
Гюстав Курбе (Gustave Courbet, 1819–1877)
«Похороны в Орнане» (1850), «Мастерская художника: Реальная аллегория» (1855).
Анри Кросс (Henri-Edmond Cross, 1856–1910)
«Йерские острова» (The Iles d’Hyères, ок. 1892), «Вечерний воздух» (ок. 1893).
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834–1917)
«Семья Беллелли» (1858–1869), «Скачки перед трибунами» (1866–1868), «Танцевальный класс» (1871–1874), «Абсент» (1876), «Портреты на бирже» (1878–1879), «Гладильщицы» (1884), «Женщина, расчёсывающая волосы» (1887–1889).
Поль Гоген (Paul Gauguin, 1848–1903)
«Автопортрет с жёлтым Христом». Важнейший образец постимпрессионистской живописи (1889–1890).
Эдуард Мане (Édouard Manet, 1832–1883)
«Завтрак на траве» (1863), «Олимпия» (1863), «Балкон» (1868), «Портрет Эмиля Золя» (1868), «Портрет Берты Моризо» (1872).
Анри Матисс (Henri Matisse, 1869–1954)
«Роскошь, спокойствие и наслаждение» (Luxe, Calme et Volupté, 1904).
Эрнест Мейсонье (Ernest Meissonier, 1815–1891)
«Кампания во Франции 1814 года» (1864).
Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet, 1814–1875)
«Сборщицы колосьев» (1857), «Анжелюс» (1859).
Клод Моне (Claude Monet, 1840–1926)
«Женщины в саду» (1866–1867), «Поле маков (Аржантёй)» (1873), «Вокзал Сен-Лазар» (1877), серия «Руанский собор» (1892–1894), «Пруд с кувшинками: Зелёная гармония» (1899), серия «Кувшинки» (Nymphéas).
Гюстав Моро (Gustave Moreau, 1826–1898)
«Орфей» (1865).
Берта Моризо (Berthe Morisot, 1841–1895)
«Колыбель» (1872).
Камиль Писсарро (Camille Pissarro, 1830–1903)
«Красные крыши» (1877), «Огород с цветущими деревьями, весна, Понтуаз» (1877), «Бульвар Монмартр» (1897–1898).
Пьер Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir, 1841–1919)
«Мальчик с кошкой» (1868), «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876), «Качели» (1876), «Тропинка в высокой траве» (1877), «Купальщицы» (1918).
Поль Серюзье (Paul Sérusier, 1864–1927)
«Талисман» (Пейзаж в Буа д’Амур, 1888).
Жорж Сёра (Georges Seurat, 1859–1891)
«Цирк» (1891).
Поль Синьяк (Paul Signac, 1863–1935)
«Папский дворец, Авиньон» (1900).
Альфред Сислей (Alfred Sisley, 1839–1899)
«Канал Сен-Мартен» (1870), «Дорога де ла Машин, Лувесьен» (1873), «Туманное утро» (1874), «Снег в Лувесьене» (1878).
Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec, 1864–1901)
«Портрет Иветт Гильбер» (1894).
Джеймс Макнилл Уистлер (James McNeill Whistler, 1834–1903)
«Аранжировка в сером и чёрном №1: Мать художника» (1871).
См. также статью: Как научиться понимать живопись.
Среди других знаменитых мастеров, чьи работы украшают залы д’Орсе, можно выделить Эдуара Вюйара, Оноре Домье, Мориса Дени, Эдварда Мунка, Густава Климта и Пита Мондриана.
Коллекция скульптуры
К моменту открытия музея в его фондах числилось около 1200 скульптур, переданных преимущественно из Музея Люксембурга и Лувра. Благодаря активной политике приобретений сегодня собрание насчитывает более 2200 экспонатов. Центральная аллея бывшего вокзала служит идеальным пространством для демонстрации монументальной пластики XIX века.
В коллекции представлены шедевры таких мастеров, как Давид д’Анже (David d’Angers), Антуан-Луи Бари (Antoine-Louis Barye), Жан-Батист Карпо (Jean-Baptiste Carpeaux), Жюль Кавелье (Jules Cavelier), Камилла Клодель (Camille Claudel), Фредерик Огюст Бартольди, Константин Менье (Constantin Meunier), Франсуа Рюд (François Rude) и великий Огюст Роден (Auguste Rodin). Также посетители могут увидеть работы Анри Шапю, Жюля Далу, Александра Фальгьера и Эмманюэля Фремие.
Графика и рисунок
Коллекция графики музея д’Орсе сосредоточена на творчестве художников, работавших в период с 1848 по 1914 год. Особое внимание уделено пастелям, архитектурным чертёжам и эскизам. Хотя общее правило ограничивает хронологию рождёнными после 1820 года, сделаны исключения для таких мастеров, как Франсуа Бонвен, Гюстав Курбе, Шарль-Франсуа Добиньи, Оноре Домье, Анри Арпиньи, Эрнест Мейсонье и Жан-Франсуа Милле.
Сегодня кабинет рисунка хранит более десяти тысяч листов. Среди них — знаменитые «чёрные» рисунки Жоржа Сёра (выполненные карандашом конте), портреты работы Эдгара Дега, графические листы Германа-Поля (Hermann-Paul), документирующие процесс по делу Дрейфуса, и многие другие редкие работы.
Декоративно-прикладное искусство
Одной из задач музея является демонстрация тесной связи между архитектурой, живописью и декоративным искусством. Экспозиция прослеживает эволюцию предметного мира от эклектики Второй империи до причудливых форм ар-нуво. Изначально кураторы собрали около 1000 предметов из Музея декоративных искусств, замков Фонтенбло и Компьень, но с тех пор коллекция значительно выросла.
Посетители могут увидеть севрский фарфор, тканые шпалеры мануфактур Бове и Гобеленов, мебель работы краснодеревщиков Фурдинуа (Fourdinois) и Диля (Diehl). Особое место занимают мастера эпохи модерн: витражи и мебель Жака Грюбера, стекло Эмиля Галле, керамика Жана Карьеса. Международный модерн представлен работами таких дизайнеров и архитекторов, как Виктор Орта (Victor Horta), Гюстав Серрюрье-Бови, Анри ван де Вельде, Адольф Лоос (Adolf Loos), Луи Мажорель, Эжен Валлен, Отто Вагнер и Фрэнк Ллойд Райт.
Отдельного внимания заслуживает редкая белая мебель шотландского архитектора Чарльза Ренни Макинтоша, а также чугунный декор Эктора Гимара, ставший символом парижского метро.
Фотография
В 1977 году, когда утверждалась концепция музея, ни одна государственная галерея Франции не имела отдельной секции, посвящённой истории фотографии. Музей д’Орсе стал пионером в этой области, признав фотографию полноценным видом искусства XIX века. Коллекцию пришлось создавать практически с нуля, так как Лувр и другие институции не хранили художественную фотографию.
К открытию музея удалось собрать около 12 000 снимков, а к настоящему времени фонд вырос до 45 000 единиц хранения. Здесь хранятся ранние дагерротипы, калотипы и работы таких пионеров светописи, как Фернан Кнопф (Fernand Khnopff), Анри Ле Сек (Henri Le Secq), Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz), Гумберт де Молар, Морис Дени, Роджер Фентон и Ман Рэй (Man Ray).
Контактная информация
Музей д’Орсе
Адрес: 1, rue de la Légion d’Honneur, 75007 Paris.
Часы работы: ежедневно с 9:30 до 18:00, по четвергам до 21:45. Понедельник — выходной.
Актуальную стоимость билетов и условия посещения рекомендуется уточнять на официальном сайте: www.musee-orsay.fr
- Коллекционеры из Америки сделали музею д’Орсе крупнейшее пожертвование со времён Второй мировой войны
- Виды техник художественной росписи стен
- Средневековые фрески
- «Нефритовый пион» Уэйсона Чоя, краткое содержание
- Глоссарий живописи: значение терминов, используемых в изобразительной живописи
- Словарь терминов, используемых в изобразительном искусстве
- «Сумерки демократии: Соблазнительная приманка авторитаризма» Энн Эпплбаум, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?