Музей изящных искусств, Хьюстон читать ~9 мин.
Музей изящных искусств в Хьюстоне (The Museum of Fine Arts, Houston — MFAH), открывший свои двери для публики в 1924 году, входит в число крупнейших и значимых художественных музеев Америки. Музейный комплекс включает несколько зданий, два из которых служат главными выставочными площадками в центре Музейного района Хьюстона. В состав учреждения также входят два дома-музея декоративного искусства, две художественные школы, скульптурный сад, центр для посетителей, кафе и кинотеатр. Постоянное собрание насчитывает более 70 000 экспонатов, охватывающих 6000 лет мировой истории искусств. Значительная часть коллекции оцифрована и доступна на официальном сайте.
История и архитектура
Земельный участок для строительства был выделен в 1917 году, а первое здание приняло посетителей в 1924 году. К моменту открытия фонд музея уже располагал завещанным собранием европейской и американской живописи. В 1930-х и 1940-х годах известные семьи Хьюстона продолжали передавать в дар различные произведения искусства, включая гравюры, рисунки и антиквариат. Важный этап архитектурного развития пришёлся на середину XX века: выдающийся представитель интернационального стиля Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe, 1886–1969) спроектировал Каллинан-холл (Cullinan Hall, 1958) и Павильон Браун (Brown Pavilion, 1974), ставшие частью здания Кэролайн Вайсс Лоу (Caroline Wiess Law Building).
В период с 1970 по 1989 год объём фондов удвоился благодаря частным инициативам и корпоративной поддержке. Знаковым событием стала передача в 1974 году Джоном и Одри Бек (John and Audrey Beck) в долгосрочную аренду пятидесяти шедевров импрессионизма и постимпрессионизма. Среди них работы таких мастеров, как Гюстав Кайботт (Gustave Caillebotte, 1848–1894), Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834–1917), Андре Дерен (André Derain, 1880–1954), Камиль Писсарро (Camille Pissarro, 1830–1903), Жорж Сёра (Georges Seurat, 1859–1891), Анри Матисс (Henri Matisse, 1869–1954) и Пьер Боннар (Pierre Bonnard, 1867–1947). Ежегодно музейные выставки, образовательные программы и ресурсные центры посещает более миллиона человек.
Главное выставочное пространство
Экспозиционные площади MFAH сосредоточены в трёх основных сооружениях, соединённых подземными переходами. Здание Кэролайн Вайсс Лоу (Caroline Wiess Law Building), первоначально построенное в 1924 году и расширенное проектами Миса ван дер Роэ, специализируется на искусстве Азии, Океании, Индонезии, племенном искусстве Африки, а также артефактах доколумбовой эпохи. Здесь же выставляется Золотая коллекция Гласселла (Glassell Gold Collection), включающая редкие образцы ювелирного мастерства.
Здание Одри Джонс Бек (Audrey Jones Beck Building), спроектированное лауреатом Притцкеровской премии Рафаэлем Монео (Rafael Moneo) и открытое в 2000 году, отведено под коллекции американского искусства до 1900 года, европейской живописи и искусства древнего мира.
Новейшим дополнением кампуса стало здание Нэнси и Рича Киндеров (Nancy and Rich Kinder Building), открывшееся в ноябре 2020 года. Этот корпус, созданный по проекту архитектора Стивена Холла (Steven Holl), предназначен для демонстрации обширного собрания современного искусства XX и XXI веков. Полупрозрачный фасад здания и продуманная система естественного освещения создают уникальные условия для экспонирования живописи, скульптуры и инсталляций. С открытием корпуса Киндер музей завершил масштабную реконструкцию своей территории, превратив её в целостный архитектурный ансамбль.
Коллекция и сады Байю-Бенд
Има Хогг (Ima Hogg), известная меценатка, передала свой дом и сад в дар музею в 1957 году. Особняк, спроектированный архитектором Джоном Ф. Стаубом (John F. Staub) в 1927 году, хранит одно из лучших собраний декоративно-прикладного искусства и мебели в США. Коллекция, включающая картины, стекло, металл, керамику и текстиль, официально перешла музею в 1962 году. Усадьба расположена на территории лесопарка и регулярных садов площадью около 5,7 гектара (14 акров), примерно в 8 км от основных корпусов музея.
Американская живопись здесь представлена работами Джона Синглтона Копли (John Singleton Copley, 1738–1815), Гилберта Стюарта (Gilbert Stuart, 1755–1828), а также портретистов Чарльза Уилсона Пила (Charles Willson Peale, 1741–1827) и Томаса Салли (Thomas Sully, 1783–1872). Раздел керамики охватывает период от ранних глазурованных изделий до фарфора Такера XIX века.
Дом-музей Риенци
Особняк Кэрролла Стерлинга Мастерсона и Харриса Мастерсона III (Carroll Sterling Masterson and Harris Masterson III) передан музею в 1991 году. Дом, названный в честь деда Харриса, Риенци Джонстона, расположен на участке площадью 1,6 гектара в районе Ривер-Оукс. Здание, также спроектированное Джоном Ф. Стаубом (1954), служит площадкой для демонстрации европейского декоративного искусства.
Скульптурный сад
Сад скульптур Лилли и Хью Роя Калленов (Lillie and Hugh Roy Cullen Sculpture Garden) связывает здание Лоу и Школу искусств Гласселла. Пространство спроектировано в 1986 году знаменитым скульптором и ландшафтным архитектором Исаму Ногучи (Isamu Noguchi). Экспозиция под открытым небом включает более 25 произведений выдающихся мастеров XIX – XXI веков: Огюста Родена (Auguste Rodin, 1840–1917), Альберто Джакометти (Alberto Giacometti, 1901–1966), Анри Матисса, Луизы Невелсон (Louise Nevelson, 1899–1988) и Аристида Майоля (Aristide Maillol, 1861–1944).
Школа искусств Гласселла
Основанная в 1979 году, Школа искусств Гласселла (Glassell School of Art) предоставляет широкий спектр образовательных программ. В 2018 году школа переехала в новое здание, также спроектированное Стивеном Холлом, с наклонной крышей, служащей амфитеатром. Студенты изучают живопись, графику, керамику, акварель, фотографию, скульптуру и ювелирное дело. Школа организует выставки учащихся и профессиональных художников в галерее Лауры Ли Блэнтон (Laura Lee Blanton Gallery). В рамках программы Core Fellowship Program поддержку получают талантливые художники и критики, завершившие академическое образование. (См.: Техасские школы искусств).
Постоянная коллекция
Музейное собрание охватывает искусство всех континентов. Из-за регулярной ротации экспозиции рекомендуется уточнять актуальный состав выставок перед посещением. Ниже перечислены основные разделы коллекции.
Модернизм и современное искусство
Значительная часть коллекции современного искусства теперь размещена в здании Киндер, хотя отдельные работы выставляются и в других корпусах. Направление кубизма представлено произведениями Пабло Пикассо (Pablo Picasso, 1881–1973), Фернана Леже (Fernand Léger, 1881–1955) и Жоржа Брака (Georges Braque). Беспредметное искусство иллюстрируют работы Пита Мондриана (Piet Mondrian, 1872–1944) и скульптора Константина Бранкузи (Constantin Brâncuși, 1876–1957).
Американский абстрактный экспрессионизм представлен полотнами Франца Клайна (Franz Kline, 1910–1962), Джексона Поллока (Jackson Pollock, 1912–1956) и Ли Краснер (Lee Krasner, 1908–1984). Послевоенная скульптура включает работы Александра Колдера (Alexander Calder, 1898–1976), а также ассамбляжи супругов Жана Тэнгели (Jean Tinguely, 1925–1991) и Ники де Сен-Фалль (Niki de Saint Phalle, 1930–2002). Поп-арт демонстрируется через произведения Энди Уорхола (Andy Warhol, 1928–1987) и Класа Олденбурга (род. 1929), а минимализм — работами Джо Баэр (Jo Baer, род. 1929) и Дональда Джадда (Donald Judd, 1928–1994). Коллекция пополнилась картинами Джаспера Джонса (Jasper Johns, род. 1930) и Роберта Раушенберга (Robert Rauschenberg, 1925–2008).
Европейская живопись
Разделы раннего религиозного искусства, Ренессанса и барокко занимают важное место в собрании. Итальянское Возрождение представлено мастерами уровня Фра Анджелико (Fra Angelico, 1395–1455) и Себастьяно дель Пьомбо (Sebastiano del Piombo, 1485–1547). Северное Возрождение и старые мастера включают Ганса Мемлинга (Hans Memling, 1430–1494) и Рогира ван дер Вейдена (Rogier van der Weyden, 1399–1464). Искусство XVIII и XIX веков иллюстрируют полотна Франсиско Гойи (Francisco Goya, 1746–1828), Теодора Руссо (Théodore Rousseau, 1812–1867), а также обширное собрание импрессионистов.
Американская скульптура и живопись
Американский пейзаж XIX века, воспевающий дикую природу континента (направления Школа реки Гудзон и люминизм), представлен работами Фредерика Эдвина Чёрча (Frederic Edwin Church, 1826–1900) и Томаса Коула (Thomas Cole, 1801–1848). Портретный жанр отражён в творчестве Джона Сингера Сарджента (John Singer Sargent, 1856–1925). Искусство начала XX века включает произведения группы «Школа мусорных вёдер» (Ashcan School) и абстракции Джорджии О’Кифф (Georgia O’Keeffe, 1887–1986).
Искусство Азии
Фонды азиатского искусства охватывают период от 2400 г. до н.э. до современности. Сюда входят китайские свитки, бронза, керамика, а также японское искусство. Значимы скульптурные изображения буддийских и индуистских божеств, а также редкая индийская миниатюра. В 2010 году открылась галерея искусств Тинг Цунга и Вэй Фонг Чао (Ting Tsung and Wei Fong Chao), специально созданная для этой растущей коллекции.
Искусство Африки
Собрание африканского искусства содержит ритуальные предметы, мебель и деревянную пластику. Золотая коллекция Гласселла, подаренная филантропом Альфредом Гласселлом (Alfred Glassell), насчитывает более 800 предметов, происходящих преимущественно из королевских дворов народа акан (Гана и Кот-д’Ивуар). Особой ценностью обладают золотые навершия посохов вождей акан, а также индонезийские маски и перуанские украшения.
Бразильское искусство
Коллекция бразильского конструктивного искусства Адольфо Лейрнера (Adolpho Leirner Collection) объединяет геометрические абстракции, рисунки, плакаты и дизайн послевоенной Бразилии. Среди авторов — Самсон Флексор (Samson Flexor, 1907–1971) и Сисеро Диас (Cícero Dias, 1907–2003), а также авангардисты Вальдемар Кордейро (Waldemar Cordeiro, 1925–1973) и участники группы Ruptura. В 2001 году при музее был основан Международный центр искусств Америки (ICAA).
Искусство коренных народов Америки
В экспозиции представлены образцы искусства коренных американцев, включая изделия народов апачи и навахо. Посетители могут увидеть акварели, плетение, серебряные украшения, текстиль, керамику и ритуальные куклы качина. Отдельное место занимают более 90 работ школы живописи коренных американцев 1920–1930-х годов.
Фотография
Художественная фотография занимает важное место в фондах музея. В коллекции хранятся снимки таких мастеров, как Ман Рэй (Man Ray, 1890–1976) и Ансел Адамс (Ansel Adams, 1902–1984). В 2002 году музей приобрёл значительное собрание Манфреда Хейтинга, насчитывающее почти 4000 отпечатков.
Графика и гравюра
Отдел графики располагает ранними немецкими гравюрами и ксилографиями, включая 35 листов Альбрехта Дюрера (Albrecht Dürer, 1471–1528). Представлены работы Жака Белланжа (Jacques Bellange) и офорты Рембрандта (Rembrandt, 1606–1669). Рисунок XIX века иллюстрируют Эдгар Дега и Одилон Редон (Odilon Redon, 1840–1916). Американская школа представлена гравюрами на дереве Томаса Наста (Thomas Nast) и Уинслоу Гомера (Winslow Homer, 1836–1910), а также графикой Джексона Поллока, Аршила Горки (Arshile Gorky, 1904–1948) и Франца Клайна.
Избранные шедевры
Среди наиболее известных экспонатов:
Поворот дороги (1906), Андре Дерен.
Скала (1888), Винсент Ван Гог.
Жёлтая гамма (ок. 1907), Франтишек Купка.
Рыбацкие лодки (1909), Жорж Брак.
Мадонна с младенцем (ок. 1454), Рогир ван дер Вейден.
Жёлтые линии с чёрным, синим и жёлтым (ок. 1923), Джорджия О’Кифф.
Автопортрет (1986), Энди Уорхол (написан за несколько месяцев до смерти).
Муза (1917), бронза, Константин Бранкузи.
Натюрморт с цветами и фруктами (ок. 1715), Ян ван Хёйсум.
Контактная информация
Адрес:
The Museum of Fine Arts, Houston
Law Building: 1001 Bissonnet, Houston, Texas 77005
Beck Building: 5601 Main Street
Kinder Building: 5500 Main Street
Телефон: +1 713 639-7300
Веб-сайт: www.mfah.org
Время работы
График работы основных выставочных залов:
Среда: 11:00 – 17:00
Четверг: 11:00 – 21:00
Пятница и суббота: 11:00 – 18:00
Воскресенье: 12:30 – 18:00
Понедельник и вторник: закрыто (за исключением отдельных праздников)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?