Национальная галерея Австралии:
история, основные экспонаты читать ~10 мин.
Национальная галерея Австралии (NGA), расположенная в Канберре на территории Австралийской столичной территории (ACT), входит в число лучших художественных галерей мира. Это крупнейшее музейное собрание страны, фонды которого насчитывают более 155 000 произведений искусства. История учреждения восходит к 1967 году, когда правительство официально инициировало создание национальной коллекции, однако для публики двери открылись позже. Ежегодно галерею посещает около 770 000 человек, что обеспечивает ей место в списке самых популярных художественных музеев планеты. NGA располагает наиболее полным собранием австралийского искусства в мире. В экспозицию входят аборигенное искусство, австралийская колониальная живопись (начиная с 1788 года), австралийский импрессионизм (1886–1900 гг.), австралийская современная живопись, а также широкий спектр образцов современного искусства вплоть до сегодняшнего дня. Дополняют собрание обширные коллекции азиатского искусства и океанического искусства.
Среди других значимых художественных институций континента следует выделить: Национальную галерею Виктории в Мельбурне, Галерею искусств Квинсленда (QAG) в Брисбене, Галерею искусств Нового Южного Уэльса (AGNSW), Галерею искусств Южной Австралии (AGSA), Галерею искусств Западной Австралии (AGWA) и Музей современного искусства (MCA) в Сиднее.
История
Идея создания национальной сокровищницы обсуждалась ещё в 1910 году, когда Том Робертс (1856–1931), лидер знаменитой Гейдельбергской школы, убедил премьер-министра Эндрю Фишера в необходимости подобного учреждения. Несмотря на ранние инициативы, реальные шаги были предприняты лишь в 1967 году, когда премьер-министр Гарольд Холт официально объявил о планах правительства по возведению здания.
Проект здания, выполненный в суровом стиле брутализма, характерном для архитектуры XX века, разработал Колин Мадиган из бюро Edwards Madigan Torzillo and Partners. Массивное сооружение из бетона, отличающееся геометрической сложностью и монументальностью, гармонирует с соседним зданием Высокого суда Австралии, также спроектированным Мадиганом. Строительство стартовало в 1973 году — церемонию закладки провёл премьер-министр Гоф Витлам. Официальное открытие состоялось в 1982 году, итоговая стоимость проекта составила 82 миллиона долларов. Впоследствии здание расширялось в 1997 и 2006 годах, чтобы вместить растущие фонды.
Особую главу в истории галереи занимает смелая закупочная политика первого директора Джеймса Моллисона. В 1973 году приобретение полотна Джексона Поллока «Синие столбы» (*Blue Poles*) за рекордные на тот момент 1,3 миллиона долларов вызвало бурные общественные дебаты и политический скандал. Однако со временем эта работа стала жемчужиной коллекции и символом трансформации австралийского культурного сознания, утвердив статус галереи на международной арене.
Постоянная коллекция
Фонды Национальной галереи Австралии разделены на пять основных направлений:
Австралийское искусство (с 1788 года по настоящее время).
Аборигенное искусство (включая работы жителей островов Торресова пролива).
Азиатское искусство (Индийский субконтинент, Восточная и Юго-Восточная Азия).
Европейское и американское искусство (от импрессионизма до постмодернизма).
Тихоокеанское искусство (с 1500 г. до н.э.), включающее традиционные артефакты Меланезии, Микронезии, Полинезии и региона от Папуа — Новой Гвинеи до Новой Зеландии.
Кроме национального искусства, музей славится подборкой европейского современного искусства первой половины XX века, американского искусства XX века, азиатских артефактов, а также рисунков и художественной фотографии, включая работы некоторых выдающихся фотографов мира.
Австралийское искусство (1788 – по настоящее время)
Коллекция демонстрирует эволюцию художественного взгляда на континенте. Значимое место занимают импрессионистские картины таких мастеров, как Фредерик Маккаббин (1855–1917), Том Робертс, Артур Стритон (1867–1943) и Чарльз Кондёр (1868–1909). Стоит уточнить, что хотя группа Робертса использовала свободный мазок, придающий работам «импрессионистический» вид, художники оставались верны принципам натурализма и эстетике, близкой к Барбизонской школе пейзажа, не перенимая полностью французский импрессионизм.
Период модернизма 1920–1930-х годов представлен работами Грейс Коссингтон Смит, Маргарет Престон и Кэтлин О’Коннор, вдохнувших новую жизнь в жанры натюрморта и портрета. Среди других модернистов выделяются Рассел Драйсдейл, кубист Рах Фицджелл и сюрреалист Питер Первес Смит. Сюрреалистическое направление также иллюстрируют полотна Сиднея Нолана, Роберта Клиппела, Ивора Фрэнсиса, Альберта Такера, Артура Бойда и Джеймса Кента. Ранние эксперименты с абстракцией отражены в творчестве Роя де Майстра, Роланда Уэйклина, Грейс Краули и Ральфа Балсона.
Другие современные художественные направления 1950–1960-х годов представлены Джоном Персевалом, Джой Хестер, Ноэлем Куниханом, Йослом Бергнером, Годфри Миллером, Тони Таксоном, Джоном Олсеном и Иеном Фейрвезером. Скульптурный блок включает произведения Лентона Парра, Юлиуса Кейна, Нормы Редпат и Инге Кинг. Австралийский абстрактный экспрессионизм в собрании представляют Роберт Руни, Дэвид Аспден, Сидней Балл, Гюнтер Христманн. Прикладное искусство страны богато образцами керамики Милтона Муна, Алана Пискода, Леса Блейкбро, а также ювелирными изделиями Сьюзан Кохн, Мэрион Хоскинг и Хельге Ларсена.
Завершает хронологию раздел авангардных работ постмодернистских художников, работающих в различных медиа.
Аборигенное и искусство жителей островов Торресова пролива
Собрание, насчитывающее около 7500 экспонатов, отражает старейшую непрерывную художественную традицию в мире. Центральная тема этих произведений — глубокая духовная связь коренных народов с землей.
Центральным элементом экспозиции выступает «Аборигенный мемориал» (The Aboriginal Memorial) — инсталляция из 200 полых погребальных брёвен, созданная художниками из Рамингининга к 200-летию европейской колонизации в 1988 году. Это мощное напоминание о коренных жителях, погибших, защищая свои территории. Также в коллекции представлены сложные маски жителей островов Торресова пролива, батик и набивные ткани из центральной Австралии, акварели школы Германсбурга Альберта Наматжиры, а также росписи на коре из Арнем-Ленда и с островов Тиви.
ЗАМЕЧАНИЕ: Открытие пещерного искусства Сулавеси, датируемого возрастом не менее 37 900 лет, имеет важное значение. Это древнейшее наскальное искусство, найденное на миграционном пути между Азией и Австралией, что заставляет переосмыслить датировку и контекст возникновения аборигенного искусства Австралии.
Азиатское искусство
Галерея хранит наиболее полную в Австралии коллекцию азиатского искусства. Скульптура, текстиль, живопись, графика и манускрипты распределены по трём залам: Искусство Индийского субконтинента, Искусство Восточной Азии и Искусство Юго-Восточной Азии.
Среди шедевров — китайская буддийская скульптура, а также индуистские, джайнские и исламские изваяния из Индии и Японии. Особую ценность представляет собрание текстиля Южной и Юго-Восточной Азии, в частности индонезийские ткани. Посетители могут увидеть японские ширмы, настенные панно с изображением Кришны, костюмы Центральной Азии, погребальную китайскую керамику, индийские миниатюры и балийские манускрипты. Важное место занимают гравюры укиё-э периодов Эдо и Мэйдзи в японском искусстве.
Европейское и американское искусство
Основу этого раздела составляют живопись и скульптура конца XIX — начала XX веков. Представлены ключевые течения: импрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, кубизм, École de Paris, дадаизм, сюрреализм, а также абстрактный экспрессионизм, поп-арт, минимализм и концептуализм. Дизайн и графика отражены через стили ар-нуво, Баухаус и ар-деко. Среди знаковых экспонатов — коллажи Курта Швиттерса, кинетическое искусство Жана Тэнгли и шелкография Энди Уорхола.
Тихоокеанское искусство
Основу собрания заложили три экспедиции сэра Уильяма Дарги в Папуа — Новую Гвинею, позволившие собрать уникальные образцы племенного искусства. Коллекция включает маорийское искусство XVIII – XIX веков и предметы с архипелага Вануату (коллекция Шарпантье). Выделяются такие раритеты, как каменный зооморф Амбума (доисторическая фигура, предположительно изображающая ехидну) и знаменитая резьба по дереву с озера Сентани (Lake Sentani double figure) — образец фигуративного искусства Западного Папуа, приобретённый Жаком Вио ещё в 1929 году.
Важно понимать контекст: многие океанические артефакты, такие как роспись тела, татуировки или роспись лица, изначально не создавались как «искусство» в западном понимании. Резьба и скульптура служили неотъемлемыми элементами религиозных ритуалов и социальной жизни островитян, тесно связанными с культом предков и миром духов.
Сад скульптур
Расположенный между зданием галереи и озером Берли-Гриффин, сад скульптур спроектирован ландшафтными архитекторами Harry Howard and Associates при участии директора Джеймса Моллисона. Здесь экспонируется 26 произведений. Среди авторов — Огюст Роден, Эмиль Бурдель, Аристид Майоль, Генри Мур, Марк ди Суверо, Берт Флюгельман, Роберт Стэкхаус, Клемент Мидмор, Роберт Клиппел, Инге Кинг, Энтони Гормли и Рик Амор. Особое внимание привлекает инсталляция Бонифаса Алиманкинни, гармонично вписанная в природный ландшафт.
Ключевые моменты коллекции
Краткий перечень выдающихся работ из коллекции австралийского искусства:
John Glover — Mount Wellington & Hobart Town from Kangaroo Point (1834)
Charles Conder — Going Home (1888)
Charles Conder — Under a southern sun (Timber splitter’s camp) (1890)
Arthur Streeton — The Spirit of the Drought (Spirit of the Desert) (1896)
Frederick McCubbin — Afterglow (Summer evening) (1912)
Margaret Preston — Flapper (1925)
William Dobell — The Red Lady (1938)
Russell Drysdale — The Rabbiter and His Family (1938)
Albert Tucker — Pick up (1941)
John Perceval — Boy with Cat (1943)
Russell Drysdale — The Drover’s Wife (1945)
Arthur Boyd — The Mining Town (1946)
Sidney Nolan — Ned Kelly series (1946-47)
Lloyd Rees — A South Coast Road (1951)
Joy Hester — Nude in Hat (1955) рисунок
Grace Cossington Smith — Interior in Yellow (1964)
Ron Mueck — Pregnant Woman (2002) скульптура
Выдающиеся работы из коллекции европейского и американского искусства:
Paul Cezanne — Afternoon in Naples (1875)
Claude Monet — Water Lilies (1914-17)
Pablo Picasso — The Vollard Suite (неоклассические офорты) (1930-7)
Constantin Brancusi — Bird in Space (1931-6)
Jackson Pollock — Totem Lesson 2 (1945)
Henri Matisse — Oceania, the Sea (1946)
Henri Matisse — Oceania, the Sky (1946)
Mark Rothko — Multiform (1948)
Jackson Pollock — Blue Poles (Number 11, 1952) (1952)
Willem de Kooning — Woman V (1952-3)
Fernand Leger — Trapeze Artists (1954)
Mark Rothko — 1957 # 20 (Brown on Maroon) (1957)
Roy Lichtenstein — Kitchen Stove (1961-2)
Carl Andre — Chain Well (1964)
Andy Warhol — Elvis (1963)
Andy Warhol — Electric Chair (1967)
David Hockney — A Bigger Grand Canyon (1998) масло на 60 холстах
Lucian Freud — After Cezanne (1999-2000)
Значимые выставки прошлых лет
Среди наиболее резонансных выставочных проектов, проходивших в NGA, можно отметить:
Великая импрессионистская выставка (1984)
Кен Тайлер: Выдающийся печатник (1985)
Реалистическая живопись в Мельбурне в 1940-х годах (1988)
Под южным солнцем (1988–89)
Декоративное искусство Австралии 1788–1900 (1988–89)
Рубенс и итальянский Ренессанс (1992)
Эпоха Ангкора: Сокровища из Камбоджи (1992)
Сюрреализм (1993)
Тёрнер (1996)
Рембрандт: Гений и его влияние (1997–98)
Пейзажи Австралии и Америки XIX века (1998)
Импрессионистское наследие (1999)
Моне и Япония (2001)
Уильям Робинсон: Ретроспектива (2001–2)
Роден: Скульптура и рисунки (2001–2)
Маргарет Престон, австралийский гравёр (2004–5)
Искусство Дэвида Маланги (2004)
Билл Виола: Страсти (2005)
Джеймс Глисон: За экраном зрения (2005)
Тёрнер: Впечатления о земле, море и небе (2005)
От Тёрнера к Моне: Триумф пейзажа (2008)
Дега: Мастер французского искусства (2009)
Фред Маккаббин: Последние впечатления 1907–1917 гг. (2009)
Шедевры из Парижа (2010) (экспозиция из Музея д’Орсе)
Русский балет: Искусство костюма (2011)
Ренессанс: Итальянская живопись XV и XVI веков (2011–12)
Тулуз-Лотрек — Париж и Мулен Руж (2012–13)
Часы работы
Открыто ежедневно с 10:00 до 17:00 (закрыто в Рождество)
Контактная информация
NGA, Parkes Place, Parkes, Canberra ACT 2600, Australia
Телефон: +61 2 6240 6411
Древнейшее аборигенное искусство Австралии
Петроглифы на скале полуострова Бурруп — Муруджуга, Западная Австралия.
Наскальные рисунки в пещере Кунальда (18 000 лет до н.э.) — пальцевые отпечатки на стене, равнина Налларбор, Южная Австралия.
Наскальные рисунки Кимберли (ок. 30 000 лет до н.э.) — плато Кимберли, Западная Австралия.
Рисунки Брэдшоу (ок. 15 500 г. до н.э.) — стиль «Гвион-Гвион», Кимберли, Западная Австралия.
Наскальные рисунки Убирра (30 000 лет до н.э.) — Национальный парк Какаду, Северная территория.
Угольный рисунок Наварла Габарнманг (26 000 лет до н.э.) — Арнем-Ленд, Северная территория (древнейшее искусство Австралии, подтверждённое радиоуглеродным анализом).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?