Коллекция Филлипса в Вашингтоне читать ~5 мин.
Основанная в 1921 году художественная галерея, известная как Коллекция Филлипса, стала первым в Соединённых Штатах музеем современного искусства. Основатель институции Дункан Филлипс (Duncan Phillips), внук Джеймса Лофлина (James Laughlin) — совладельца металлургической компании Jones and Laughlin Steel Company, создал этот музей в Вашингтоне, в районе Дюпон-сёркл. Изначально учреждение носило название Мемориальная галерея Филлипса.
Собрание насчитывает почти шесть тысяч произведений и считается одним из самых значимых в мире. Здесь представлены работы американских и европейских импрессионистов, модернистов и современных авторов. Музей отличается особой, камерной атмосферой, которую владельцы стремились сохранить на протяжении столетия.
В экспозиции находятся полотна таких мастеров, как французский реалист Гюстав Курбе (Gustave Courbet), импрессионисты Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir), Клод Моне (Claude Monet) и Эдгар Дега (Edgar Degas). Широко представлен французский кубист Жорж Брак (Georges Braque) и самобытный художник немецко-швейцарского происхождения Пауль Клее (Paul Klee). Американское искусство представляют реалист Уинслоу Гомер (Winslow Homer), символист Джеймс Макнил Уистлер (James McNeill Whistler), а также экспрессионист Марк Ротко (Mark Rothko).
История создания
Дункан Филлипс (1886–1966) родился в Питтсбурге и переехал в Вашингтон в юности. Создание галереи стало ответом на личную трагедию: в течение короткого времени Филлипс потерял отца и брата. При поддержке матери он основал мемориальную галерею, чтобы пережить утрату через служение искусству. Для экспозиции выделили специально перестроенное пространство над северным крылом семейного особняка в георгианском стиле. Начиная со скромного семейного собрания, Филлипс систематически расширял фонды. К 1930 году количество экспонатов превысило 600 единиц, и семья приняла решение покинуть дом, полностью передав здание под нужды музея.
Филлипс проявил себя как проницательный искусствовед и критик. Он редактировал журнал «Art and Understanding» и написал монографию «Лидерство Джорджоне» (1937). Коллекционер не боялся отстаивать субъективный взгляд на живопись. Он приобретал полотна Эль Греко, называя его первым истинным экспрессионистом, и Жана-Батиста Симеона Шардена (Jean-Baptiste Siméon Chardin), которого считал предтечей модернизма. Франсиско Гойя в его понимании связывал старых мастеров с постимпрессионистами, такими как Поль Сезанн (Paul Cézanne). Эдуард Мане (Edouard Manet), по мнению Филлипса, открыл путь для Поля Гогена (Paul Gauguin) и фовиста Анри Матисса (Henri Matisse). Такой ассоциативный подход определил уникальную структуру экспозиции: картины часто группируются не по хронологии, а по визуальному созвучию.
Развитие собрания
Особое место в музее занимают так называемые «коллекционные единицы» — обширные подборки работ конкретных авторов, творчество которых Филлипс ценил особенно высоко. К таким фаворитам относились интимист Пьер Боннар (Pierre Bonnard), кубист Жорж Брак и Пауль Клее. Особое внимание уделялось Марку Ротко: Филлипс одним из первых выделил для его живописи цветового поля отдельное помещение. Знаменитая «Комната Ротко» была спроектирована с участием самого художника. Это небольшое пространство с приглушённым светом содержит четыре полотна, и в нём дозволено находиться лишь нескольким посетителям одновременно, что создаёт условия для глубокого эмоционального контакта с живописью.
Кроме признанных шедевров, таких как «Завтрак гребцов» (1880–1881) Ренуара и «Раскаяние святого Петра» (ок. 1600–1605) Эль Греко, Филлипс формировал «коллекцию поощрения». Он приобретал работы малоизвестных на тот момент авторов, обеспечивая им финансовую поддержку и признание. В этот список вошли Джорджия О’Киф (Georgia O’Keeffe), Никола де Сталь (Nicolas de Stael), Милтон Эвери (Milton Avery), Артур Доув (Arthur Dove) и Огастес Винсент Так (Augustus Vincent Tack).
Архитектура и расширение
После кончины Дункана Филлипса руководство музеем перешло к его вдове Марджори, а затем, в 1972 году, к сыну Лафлину Филлипсу (Laughlin Phillips). Под их управлением институция укрепила финансовое положение и расширила деятельность. В начале XXI века возникла необходимость в увеличении площадей. Масштабная реконструкция завершилась в 2006 году открытием нового корпуса (Sant Building), что добавило музею около 2800 квадратных метров полезной площади. Архитекторам удалось интегрировать современные пространства, не нарушив исторический облик и камерность оригинального особняка.
Сегодня здесь работает Центр изучения современного искусства, проводятся лекции и курсы для преподавателей. Музей поддерживает партнёрские отношения с государственными школами округа Колумбия, предлагая образовательные ресурсы и программы.
См. также материал: Как научиться понимать живопись.
Обзор коллекции
Фонды музея отражают эволюцию художественного вкуса XX века. Начав с направлений, базировавшихся в Париже — французского реализма, импрессионизма, постимпрессионизма и фовизма, коллекция вобрала в себя экспрессионизм, символизм и кубизм. Позже собрание пополнилось образцами американского модернизма, прецизионизма, школы «Мусорного ведра» (Ashcan School), абстрактного экспрессионизма, живописи цветового поля, кинетического и геометрического абстрактного искусства.
Европейская часть художественного музея включает произведения Оноре Домье (Honoré Daumier), Гюстава Курбе, Винсента ван Гога (Vincent van Gogh), Жака Вийона (Jacques Villon), Эдуара Вюйара (Édouard Vuillard), Петера Ильстеда (Peter Ilsted), Пабло Пикассо (Pablo Picasso) и других. Секция американского искусства содержит работы Мориса Прендергаста (Maurice Prendergast), Джона Марина (John Marin), Томаса Икинса (Thomas Eakins), Альберта Пинкхэма Райдера (Albert Pinkham Ryder), Эдварда Хоппера (Edward Hopper), Александра Колдера (Alexander Calder) и Марсдена Хартли (Marsden Hartley). (См. подробнее о школе Ашкан). Важным дополнением служат фотографии Альфреда Стиглица (Alfred Stieglitz), чья галерея «Intimate Gallery» служила источником многих приобретений для Филлипса.
Музей продолжает традицию поддержки актуального искусства. Среди недавних поступлений — работы Шона Скалли (Sean Scully), Уильяма Кристенберри (William Christenberry), Сьюзен Ротенберг (Susan Rothenberg), Элизабет Мюррей (Elizabeth Murray), Говарда Ходжкина (Howard Hodgkin), Дэвида Бейтса (David Bates), Аарона Сискинда (Aaron Siskind) и Бретта Уэстона (Brett Weston).
Принципы экспонирования
Кураторская стратегия музея отказывается от жёсткой хронологии или географического деления. Произведения объединяются в группы на основе визуальных перекличек, тематических параллелей или колористического сходства. Такой метод позволяет зрителю обнаружить неочевидные связи между искусством разных эпох. Этот подход роднит Коллекцию Филлипса с фондом Барнса (см.: Barnes Foundation). Сочетание домашнего уюта и выдающегося качества экспонатов закрепило за музеем статус одной из лучших небольших художественных галерей мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?