Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина читать ~7 мин.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ) представляет собой одно из крупнейших в России собраний мирового искусства. Инициатором создания музея выступил профессор Московского университета, историк искусства и филолог Иван Владимирович Цветаев (1847–1913), отец знаменитой поэтессы Марины Цветаевой. Здание музея, являющееся памятником архитектуры, было возведено по проекту архитектора Романа Клейна (1858–1924) в неоклассическом стиле, напоминающем античный храм с ионической колоннадой. Строительство велось с 1898 по 1912 год на территории бывшего Колымажного двора. Официальное открытие состоялось 31 мая 1912 года и было приурочено к столетнему юбилею победы в Отечественной войне 1812 года, что подчёркивало государственный статус учреждения. В церемонии принимал участие император Николай II.
Изначально задуманный как учебный музей слепков и копий для студентов, ГМИИ со временем превратился в сокровищницу подлинников. Коллекция значительно обогатилась после революционных событий 1917 года, когда были национализированы частные собрания. Основу картинной галереи составили поступления из Румянцевского музея, а также из знаменитых коллекций московских меценатов: Сергея Щукина (1854–1936) и Ивана Морозова (1871–1921). Эти два выдающихся русских коллекционера собрали уникальные произведения новой французской живописи, которые сегодня составляют гордость музея. Также фонды пополнялись работами, ранее принадлежавшими семье Павла Третьякова (1832–1898) и другим частным владельцам. В 1937 году музею было присвоено имя поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Обзор фондов
Сегодня музей хранит сотни тысяч экспонатов, охватывающих временной диапазон от древних цивилизаций до современности. Европейская коллекция живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XVI – XX веков по своей значимости не уступает ведущим мировым собраниям. Особую ценность представляет собрание французского импрессионизма и постимпрессионизма, сопоставимое с коллекциями музея д’Орсе в Париже и Музея современного искусства в Нью-Йорке. Уникальной частью фондов является «Музей слепков» — историческое ядро экспозиции, насчитывающее более 750 точных копий шедевров мировой пластики от античности до эпохи Возрождения.
Коллекции и отделы
Искусство Древнего Египта
Египетский зал, спроектированный Клейном в стилистике египетского храма, вмещает более 6000 предметов египетского искусства. Хронологически собрание охватывает периоды от додинастического (IV тысячелетие до н.э.) до коптского (IV – VII века н.э.). Значительную часть экспозиции составляют знаменитые фаюмские портреты (I век до н.э. — III век н.э.). Эти погребальные панельные картины, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи) или темперы, накладывались на лицо мумии. Благодаря сухому климату Египта они прекрасно сохранили яркость красок и демонстрируют удивительный синтез древнеегипетского ритуала и эллинистической художественной манеры.
Ключевые экспонаты:
Статуя фараона Аменемхета III (XIX век до н.э.) — шедевр Среднего царства.
Парная статуя жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи (XV век до н.э.) — изысканный образец искусства Нового царства, выполненный из эбенового дерева.
Косметическая ложечка (конец XV века до н.э.) из слоновой кости в форме плывущей девушки с цветком лотоса.
Портрет пожилого мужчины (ок. I в. н.э.), выполненный энкаустической краской. Художники наносили разогретый воск специальными инструментами — каутериями, создавая объёмное и живое изображение.
Искусство Античности
Античное собрание включает расписную керамику, декоративно-прикладное искусство, нумизматику и скульптуру. Важное место занимают находки из археологических экспедиций в Северном Причерноморье (например, из Пантикапея). Особой гордостью музея является «Золото Трои» (Клад Приама) — уникальное собрание, обнаруженное Генрихом Шлиманом и перемещённое в СССР после Второй мировой войны.
Ключевые экспонаты:
Надгробная стела с изображением двух воинов (ок. 370 г. до н.э.).
Мраморный саркофаг с изображением дионисийских сцен (ок. 210 г. н.э.), известный как саркофаг Уварова.
Галерея живописи старых мастеров
Европейская живопись: VIII – XVI века
Ранние этапы развития живописи представлены коллекцией византийского искусства, включающей иконы и образцы мозаики. Залы живописи эпохи Возрождения знакомят зрителя с развитием итальянского искусства. Среди мастеров присутствуют сиенец Сассетта (Sassetta, ок. 1450), представитель умбрийской школы Пьетро Перуджино (Pietro Perugino), великий флорентиец Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli) и венецианец Паоло Веронезе (Paolo Veronese). Маньеризм представлен полотнами Аньоло Бронзино (Agnolo Bronzino). Северная традиция отражена в работах мастеров нидерландского Возрождения и немецкого Возрождения, включая Лукаса Кранаха Старшего (Lucas Cranach der Ältere).
Ключевые экспонаты:
Благовещение (1490-е годы) Сандро Боттичелли, темпера на дереве.
Мадонна с младенцем (ок. 1525) Лукаса Кранаха Старшего.
Для контекста см. также русскую средневековую живопись, в частности новгородскую школу, и творчество трёх великих иконописцев: Феофана Грека (ок. 1340–1410), Андрея Рублева (ок. 1360–1430) и Дионисия (ок. 1440–1502).
Европейская живопись: XVII – XVIII века
«Золотой век» европейской живописи представлен наиболее полно. Посетители могут увидеть жанровые сцены и выдающиеся портреты. Голландская школа включает шедевры Рембрандта Харменс ван Рейна (Rembrandt Harmenszoon van Rijn) и пейзажиста Якоба ван Рёйсдала (Jacob van Ruisdael). Фламандское барокко олицетворяют Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens) и Якоб Йорданс (Jacob Jordaens).
Французский классицизм и рококо представлены Никола Пуссеном (Nicolas Poussin) и Франсуа Буше (François Boucher). Итальянская ведута (городской пейзаж) отражена в полотнах Каналетто (Canaletto) и Франческо Гварди (Francesco Guardi). Испанская школа включает работы Франсиско де Сурбарана (Francisco de Zurbarán) и Бартоломе Эстебана Мурильо (Bartolomé Esteban Murillo).
Ключевые экспонаты:
Завтрак (1646) Питера Класа (Pieter Claesz), классический пример голландского натюрморта.
Ринальдо и Армида (1625–26) Никола Пуссена.
Геркулес и Омфала (1735) Франсуа Буше.
См. также: Русская живопись XVIII века.
Галерея искусства XIX и XX веков
Живопись первой половины XIX века
В это время в европейском искусстве происходила борьба классицизма с новыми течениями — романтизмом и зарождающимся реализмом. В залах музея можно проследить эту эволюцию. Французский романтизм представляют Эжен Делакруа (Eugène Delacroix) и Теодор Жерико (Théodore Géricault). Развитие пейзажа иллюстрируют работы англичанина Джона Констебла (John Constable) и француза Камиля Коро (Camille Corot), а также мастеров барбизонской школы. Реалистическое направление отражено в творчестве Гюстава Курбе (Gustave Courbet) и Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet).
Ключевые экспонаты:
Вид на Хайгейт с поместьем Caen Wood (ок. 1834) Джона Констебла.
Воз сена (Въезд в деревню) (1860-е) Камиля Коро.
Андромаха, оплакивающая Гектора (1783) Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David).
Новая французская живопись: конец XIX — начало XX века
Эта часть собрания по праву считается жемчужиной музея. Она сформировалась в результате разделения коллекции Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) в 1948 году между ГМИИ и Эрмитажем. Здесь с исключительной полнотой представлены французская живопись, импрессионизм, неоимпрессионизм, пуантилизм и постимпрессионизм.
В галерее экспонируются знаковые полотна Клода Моне (Claude Monet), Огюста Ренуара (Auguste Renoir), Эдгара Дега (Edgar Degas), Камиля Писсарро (Camille Pissarro) и Альфреда Сислея (Alfred Sisley). Постимпрессионизм представлен работами Поля Сезанна (Paul Cézanne), Винсента Ван Гога (Vincent van Gogh) и Поля Гогена (Paul Gauguin). Начало XX века иллюстрируют мастера группы Наби (Les Nabis) — Пьер Боннар (Pierre Bonnard) и Морис Дени (Maurice Denis), фовист Анри Матисс (Henri Matisse) и основатель кубизма Пабло Пикассо (Pablo Picasso).
Ключевые экспонаты:
Бульвар Капуцинок в Париже (1873) Клода Моне — программное произведение импрессионизма.
Портрет актрисы Жанны Самари (1877) Огюста Ренуара.
Пьеро и Арлекин (1888) Поля Сезанна.
Красные виноградники в Арле (1888) Винсента Ван Гога — одна из редких картин, документально проданных при жизни художника.
Девочка на шаре (1905) Пабло Пикассо.
Импровизация № 20 (1911) Василия Кандинского.
Графика и гравюра
Отдел графики был официально создан в 1924 году, получив первоначальный фонд в 20 000 листов из Эрмитажа. Сегодня коллекция насчитывает около 400 000 единиц хранения: рисунки, акварели, пастели, гравюры, плакаты и экслибрисы мастеров разных эпох. Собрание включает работы Альбрехта Дюрера (Albrecht Dürer), Рембрандта, а также богатую коллекцию японской ксилографии укиё-э, в том числе листы Кацусики Хокусая (Katsushika Hokusai) и Андо Хиросигэ (Andō Hiroshige).
Контактная информация
Адрес
Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
ул. Волхонка, д. 12
Москва, 119019
Россия
Телефон
+7 (495) 697-95-78
Часы работы
Вторник – воскресенье: с 11:00 до 20:00 (кассы до 19:00)
Четверг, пятница: с 11:00 до 21:00 (кассы до 20:00)
Понедельник — выходной день
- Музей Андрея Рублева открыт для паломников
- Выставка «Образы воды в христианском искусстве. Памятники XV – начала XX века» открыта в музее им. Рублёва
- «Предел и бесконечность». Живопись Элиде Кабасси
- Андрей Рублёв – Святая Троица
- Андрей Рублёв: русский средневековый иконописец
- Выставка ко дню рожденья Владимира Корбакова в Русском музее
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?