Комнаты Рафаэля, Ватикан читать ~6 мин.
Четыре комнаты (станцы) Рафаэля (Stanze di Raffaello), принадлежащие Музею Ватикана в Риме, которые ежегодно посещают более 4 миллионов человек, названы в честь великого художника эпохи Высокого Возрождения, который их украсил. Иногда искусствоведы называют эти четыре комнаты «папскими апартаментами». Они состоят из: Комната Сигнатуры (Stanza della Segnatura), Комната Гелиодора (Stanza di Eliodoro), Комната Боргоского пожара (Stanza dell’incendio del Borgo) и Зал Константина (Sala di Costantino). Все четыре комнаты известны во всём мире благодаря фрескам на стенах и потолках, написанным Рафаэлем и членами его мастерской, и входят в число лучших художественных музеев Европы.
Культурное наследие
С точки зрения доктринального содержания и стилистического развития, комнаты Рафаэля содержат самую богатую серию картин Высокого Возрождения, когда-либо созданных в одном месте. Наряду с фресками Микеланджело в Сикстинской капелле (и лоджиями Рафаэля), они представляют собой грандиозную программу настенной живописи, которая знаменует апогей Ренессанса в Риме и включает в себя некоторые из самых известных образцов религиозного искусства.
Однако, в отличие от обоих комплексов фресок в Сикстинской капелле (а именно, «Бытие» на потолке и «Страшный суд» на алтарной стене), которые были полностью написаны Микеланджело, ряд фресок в комнатах Рафаэля, особенно в комнате Борго и комнате Константина, были выполнены помощниками Рафаэля, в частности Джулио Романо (ок. 1499-1546).
История
Комнаты Рафаэля были частью комплекса Ватиканского дворца, выбранного папой Юлием II (1503-13) в качестве своей личной резиденции. Три из комнат ранее были резиденцией папы Николая V (1447-1455); четвёртая, более просторная комната, датируется XIII веком, временем папы Николая III (1277-80).
Первоначально комнаты были украшены художниками раннего Возрождения во время предыдущих папств Александра VI и Пия III (ок. 1490-1503), в том числе Пьеро делла Франческа (1420-1492), Брамантино (1460-1530), Фра Бартоломео делла Гатта (1472-1517) и Лука Синьорелли (1445-1523). Затем, когда Юлий II стал понтификом, он призвал Содому (Джованни Антонио Бацци) (1477-1549), Лоренцо Лотто (1480-1556) и Пьетро Перуджино (1450-1523) для завершения работы.
Рафаэль По заказу папы Юлия II
Только когда он всё ещё не был удовлетворён, Юлий, возможно, по совету архитектора Донато Браманте (1444-1514), поручил проект одарённому юному гению Рафаэлю (Раффаэлло Санти), который начал с Зала Сигнатуры. Когда Рафаэль прибыл в Рим в начале 1508 года, он приказал уничтожить все предыдущие фрески. Это ознаменовало начало создания самой красивой и гармоничной серии фресок эпохи Возрождения, когда-либо написанных. Рафаэль работал над ними с перерывами до своей преждевременной смерти от лихорадки в 1520 году, в день своего 37-летия, что погрузило Льва X и весь папский двор в глубокий траур.
Папа Лев X продолжил программу росписи фресок после смерти Юлия в 1513 году. После смерти Рафаэля его помощники Раффаэллино дель Колле, Джанфранческо Пенни (1496-1536) и Джулио Романо (ок. 1499-1546) завершили фрески в Зале Константина.
Комната Сигнатуры (Stanza della Segnatura) (написана в 1508-1511 гг.)
Первоначально эта комната использовалась Юлием II как библиотека и личный кабинет, но получила название Комната Сигнатуры, потому что сразу после завершения работ здесь подписывались и скреплялись печатью важнейшие папские документы.Гуманистическая иконографическая тема изобразительного искусства комнаты — это мирская и духовная мудрость, включающая в себя как христианское учение, так и греческую философию. Она изображает три благороднейшие категории человеческого духа: Истину, Добро и Красоту.
В своих картинах Рафаэль отказывается от абстракций и аллегорий, предпочитая опираться на известные личности, чтобы изобразить универсальные понятия Истины, Добра и Красоты. Сверхъестественная Истина изображена в «Спор о Святом Причастии», а рациональная Истина — в «Афинской школе» — одной из самых известных картин всего искусства Возрождения.
Добро изображено в Теологических и кардинальных добродетелях и в Законе, как церковном Святой Раймунд из Пенафорта, представляющий декреталии Григорию IX), так и гражданском Император Юстиниан передаёт Пандекты Требонию). Красота представлена в Парнасе с Аполлоном и музами. На потолке Рафаэль написал четыре медальона, изображающие философию, теологию, справедливость и поэзию.
См. также нашу статью: Как ценить картины.
Комната Гелиодора (Stanza di Eliodoro) (написана в 1512-1514 гг.)
Названная в честь одной из фресок, первоначально комната использовалась для частных папских аудиенций. Тема росписей — прославление Церкви, иллюстрируемое различными историческими сценами от Ветхого Завета до средневековой истории, демонстрирующие чудесную защиту, оказанную Богом Церкви. Восстанавливается вера в Бога (Месса в Больсене), сам понтифик освобождается (Освобождение святого Петра), папская знать противопоставляется варварским волнениям (Встреча Льва Великого с Аттилой) и подчёркивается священный характер церковной собственности (Изгнание Гелиодора из храма). Иконография также отсылает к военной и политической программе Юлия II, который хотел освободить Италию от французской оккупации: на всех фресках фигура папы Юлия II представлена в лестном свете, в качестве главного действующего лица или наблюдателя. (Рафаэль даже изменил одну из этих фигур, чтобы она напоминала Льва X после смерти Юлия).
Некоторые росписи потолка в комнате Гелиодора — в частности, четыре эпизода из Ветхого Завета — принадлежат самому Рафаэлю, но при росписи этой части он в значительной степени полагался на своих помощников. Кроме того, в гротесках и арках ещё сохранились следы работ Луки Синьорелли, Брамантино и Лоренцо Лотто.
Комната пожара в Борго (Stanza dell’incendio del Borgo) (1514-1517)
В этой комнате, названной в честь главной фрески, Рафаэль развивает тему, начатую в комнате Гелиодора, за исключением того, что в изображённых событиях участвует не Юлий II (умер в 1513 году), а папа Медичи Лев X.
В связи со своими дополнительными обязанностями в Риме — в качестве суперинтенданта древностей и главного архитектора новой базилики Святого Петра — Рафаэль поручил большую часть работы (как эскизы, так и исполнение) своим помощникам, в частности Джулио Романо. Кроме того, он оставил нетронутыми фрески «Святая Троица» на потолке. Они были завершены в 1507 году, за год до прибытия Рафаэля в Рим, Перуджино. Картины в Комнате пожара в Борго иллюстрируют амбиции Льва X с помощью событий (записанных в Liber Pontificalis) из жизни Льва III (Коронация Карла Великого Львом III и Клятва Льва III) и Льва IV (Пожар в Борго и Битва при Остии).
Пожар в Борго показывает Льва IV, тушащего огромный пожар в 847 году с торжественным благословением;Битва при Остии изображает Лео IV, побеждающего сарацин в 849 году; Коронация Карла Великого Леоном III и Клятва Леона III являются гораздо более слабыми композициями.
Зал Константина (Sala di Costantino) (написан в 1517-1524 гг.)
Назван в честь последнего великого римского императора Константина (306-337), первого римского правителя, официально признавшего христианскую веру, комната украшена четырьмя эпизодами из его жизни, изображающими поражение язычества и триумф христианства.
Картины были выполнены помощниками Рафаэля по его оригинальным эскизам, но на самом деле являются лишь напоминанием о его стиле. Четыре картины: Битва на Мильвийском мосту — которая доминирует над всем в комнате — в которой Константин побеждает Максенция; Видение креста, изображающая легендарную историю о появлении христианского креста Константину, когда он инструктировал свои войска перед битвой с Максенцием; Дарение Рима, которая повествует о том, как Константин передал светскую власть папе Сильвию I; Крещение Константина, неуверенная и слабая композиция.
Рафаэль умер в 1520 году, не закончив роспись этой комнаты. Через несколько лет Высокое Возрождение закончится, Рим будет разграблен иностранной армией, а маньеризм станет новым художественным вероучением.
- Кто послужил прообразом Сикстинской Мадонны Рафаэля?
- «Папа Лев X с кардиналами», Рафаэль – анализ
- Дрезден отмечает 500-летие «Сикстинской Мадонны» выставкой
- Давно утерянный Рафаэль вернётся в Польшу
- «Голова молодого Апостола» за 47 миллионов долларов
- Клуб «Выборгская сторона» представил живопись и гобелены Рассо Магометова
- Ингеборга Дапкунайте в спектакле «Жанна» на сцене Театра Наций
- Виды Выборга из Музея Южной Карелии представил музей «Павловск»
- Юбилей ВЦ «Эрмитаж-Выборг» отметили выставкой «Северная палитра»
- В Выборге пройдёт XXIII Фестиваль российского кино «Окно в Европу»
- Искусство Раннего Возрождения
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?