Комнаты Рафаэля, Ватикан читать ~6 мин.
Четыре Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello) — знаменитые комнаты в Музеях Ватикана, названные в честь великого художника Высокого Возрождения, который их расписал. Эти помещения, также известные как «папские апартаменты», ежегодно привлекают миллионы посетителей. Комплекс включает в себя: Станцу делла Сеньятура (Комнату Сигнатуры), Станцу д’Элиодоро (Комнату Гелиодора), Станцу дель Инчендио ди Борго (Комнату Пожара в Борго) и Зал Константина. Всемирную известность им принесли великолепные фрески на стенах и потолках, созданные Рафаэлем и его учениками. Эти произведения по праву считаются жемчужиной европейских художественных музеев.
Культурное наследие
С точки зрения идейного содержания и стилистического единства, Станцы Рафаэля представляют собой один из величайших циклов живописи Высокого Возрождения. Наряду с фресками Микеланджело в Сикстинской капелле и Лоджиями самого Рафаэля, они являются грандиозной программой монументальной живописи, знаменующей апогей Ренессанса в Риме и включающей в себя выдающиеся образцы религиозного искусства.
Однако, в отличие от росписей Сикстинской капеллы (потолочного цикла «Бытие» и фрески «Страшный суд» на алтарной стене), полностью выполненных Микеланджело, значительная часть фресок в Станцах, особенно в Станце дель Инчендио ди Борго и Зале Константина, была создана помощниками Рафаэля, в первую очередь Джулио Романо (ок. 1499–1546).
История
Станцы являются частью комплекса Апостольского дворца, который папа Юлий II (понтификат 1503–1513) выбрал в качестве своей личной резиденции. Три из этих комнат ранее принадлежали папе Николаю V (1447–1455), а четвёртый, самый просторный зал, был построен в XIII веке при папе Николае III (1277–1280).
Изначально апартаменты были украшены художниками Раннего Возрождения, такими как Пьеро делла Франческа, Брамантино и Лука Синьорелли. Позже, став понтификом, Юлий II пригласил для завершения работ Содому, Лоренцо Лотто и Пьетро Перуджино.
Призвание Рафаэля
Оставшись недовольным результатом, Юлий II, вероятно, по совету архитектора Донато Браманте, доверил проект молодому Рафаэлю Санти. Прибыв в Рим в 1508 году, художник начал работу со Станцы делла Сеньятура, и по его указанию большая часть предыдущих росписей была уничтожена. Это стало началом создания одной из самых гармоничных серий фресок эпохи Возрождения. Рафаэль трудился над ними с перерывами до своей скоропостижной смерти от лихорадки в 1520 году, в день своего 37-летия.
После смерти Юлия II в 1513 году заказчиком работ стал папа Лев X. Когда не стало и Рафаэля, росписи в Зале Константина завершали его ученики: Раффаэллино дель Колле, Джанфранческо Пенни (1496–1536) и Джулио Романо.
Станца делла Сеньятура (1508–1511)
Эта комната служила папе Юлию II библиотекой и кабинетом. Своё название она получила потому, что здесь проходили заседания высшего папского суда (Segnatura Gratiae et Iustitiae), где подписывались и скреплялись печатью важнейшие документы. Иконографическая программа росписей посвящена мирской и духовной мудрости, объединяя христианское учение и античную философию. Она отражает три высшие категории человеческого духа: Истину, Добро и Красоту.
Вместо отвлечённых аллегорий Рафаэль воплощает универсальные понятия в образах конкретных исторических и мифологических персонажей. Божественная Истина явлена в знаменитой фреске «Диспута», а рациональная — в «Афинской школе», одном из величайших произведений искусства Возрождения.
Добро представлено на фреске, изображающей Богословские и основные добродетели, а также Закон в двух его ипостасях: церковной («Папа Григорий IX утверждает Декреталии») и гражданской («Император Юстиниан передаёт Пандекты Трибониану»). Красота воплощена в композиции «Парнас». Потолок украшают четыре медальона: «Философия», «Теология», «Правосудие» и «Поэзия».
См. также нашу статью: Как ценить картины.
Станца д’Элиодоро (1512–1514)
Комната, названная в честь фрески «Изгнание Элиодора из храма», служила для частных папских аудиенций. Общая тема росписей — прославление Церкви и её чудесное покровительство со стороны Бога. Эти идеи раскрываются через исторические и библейские сюжеты: утверждается истинность веры («Месса в Больсене»), небеса даруют свободу наместнику Бога на земле («Освобождение святого Петра»), подчёркивается священный характер церковного достояния («Изгнание Элиодора») и величие папской власти перед лицом варваров («Встреча Льва Великого с Аттилой»).
Иконография также отражала политическую программу Юлия II по освобождению Италии от французов. На всех фресках папа изображён как главное действующее лицо или наблюдатель. После его смерти Рафаэль в одной из композиций придал его преемнику, Льву X, черты Юлия.
Некоторые росписи потолка, в частности четыре ветхозаветных сюжета, принадлежат кисти самого Рафаэля. Однако при работе над этой комнатой художник уже активнее привлекал помощников. В гротесках и арках также сохранились фрагменты декора, выполненного Лукой Синьорелли, Брамантино и Лоренцо Лотто.
Станца дель Инчендио ди Борго (1514–1517)
В этой комнате, названной по главной фреске, Рафаэль продолжает тему, начатую в Станце д’Элиодоро. Однако теперь центральной фигурой становится не Юлий II, а его преемник — папа Лев X из рода Медичи. События из жизни его предшественников, Льва III и Льва IV, прославляют деяния действующего понтифика.
Из-за возросшей загруженности (Рафаэль был назначен хранителем древностей и главным архитектором нового собора Святого Петра) большую часть работы он поручил ученикам, особенно Джулио Романо. При этом художник сохранил нетронутой потолочную фреску «Святая Троица» работы своего учителя Перуджино, завершённую ещё до приезда Рафаэля в Рим. Сюжеты для росписи стен взяты из Liber Pontificalis (сборника биографий пап) и иллюстрируют эпизоды из жизни Льва III («Коронация Карла Великого», «Клятва Льва III») и Льва IV («Пожар в Борго», «Битва при Остии»).
Фреска «Пожар в Борго» изображает папу Льва IV, который в 847 году силой благословения усмиряет пламя. На фреске «Битва при Остии» тот же папа одерживает победу над сарацинами в 849 году. Две другие композиции, «Коронация Карла Великого» и «Клятва Льва III», считаются менее выразительными.
Зал Константина (1517–1524)
Этот зал посвящён императору Константину I Великому (306–337), первому римскому правителю, который признал христианство. Четыре больших композиции из его жизни символизируют победу христианской веры над язычеством.
Росписи были выполнены учениками Рафаэля по его эскизам уже после смерти мастера, поэтому в них лишь угадывается его великий стиль. Главные фрески зала: «Битва у Мульвийского моста», где Константин побеждает своего соперника Максенция; «Видение Креста», иллюстрирующая явление знамения императору перед битвой; «Дарение Рима», изображающая передачу Константином светской власти папе Сильвестру I; и «Крещение Константина», считающееся довольно слабой композицией.
Рафаэль скончался в 1520 году, так и не завершив работу над этим залом. Спустя всего несколько лет эпоха Высокого Возрождения подошла к концу: в 1527 году Рим был разграблен, а в искусстве воцарился маньеризм.
- Кто послужил прообразом Сикстинской Мадонны Рафаэля?
- «Папа Лев X с кардиналами», Рафаэль – анализ
- Дрезден отмечает 500-летие «Сикстинской Мадонны» выставкой
- Давно утерянный Рафаэль вернётся в Польшу
- «Голова молодого Апостола» за 47 миллионов долларов
- Клуб «Выборгская сторона» представил живопись и гобелены Рассо Магометова
- Ингеборга Дапкунайте в спектакле «Жанна» на сцене Театра Наций
- Виды Выборга из Музея Южной Карелии представил музей «Павловск»
- Юбилей ВЦ «Эрмитаж-Выборг» отметили выставкой «Северная палитра»
- В Выборге пройдёт XXIII Фестиваль российского кино «Окно в Европу»
- Искусство Раннего Возрождения
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?