Антверпенский музей изящных искусств (KMSKA) читать ~4 мин.
Королевский музей изящных искусств в Антверпене (Koninklijk Museum voor Schone Kunsten Antwerpen, KMSKA) располагает собранием из 7600 предметов искусства. Фонды включают живопись, рисунок, гравюру и скульптуру европейских мастеров. Учреждение, официально основанное в 1810 году, хранит значимые образцы ранней фламандской живописи XV и XVI веков, принадлежащие к эпохе нидерландского Возрождения. Широко представлены работы современных фламандских авторов, включая примитивистов и экспрессионистов.
KMSKA входит в список лучших музеев Европы благодаря уникальному составу экспозиции. Здесь находится крупнейшее собрание произведений бельгийского фовиста Рика Вутерса (Rik Wouters, 1882–1916) и самая значимая в мире коллекция полотен Джеймса Энсора (James Ensor, 1860–1949). Среди других жемчужин собрания выделяются работы Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani, 1884–1920), Жана Фуке (Jean Fouquet, 1420–1481) и Тициана (Titian, 1488–1576). Скульптурная группа представлена именами Огюста Родена (1840–1917) и Осипа Задкина (1890–1967).
Архитектура и реконструкция
Здание музея возведено в конце XIX века по проекту архитекторов Якоба Виндерса и Франса ван Дейка. Это монументальное сооружение в неоклассическом стиле с величественным фасадом, украшенным коринфскими колоннами и скульптурными группами. Внутреннее пространство спроектировано с учётом естественного освещения, необходимого для демонстрации масштабных полотен Рубенса. Вестибюль и лестничные пролёты декорированы росписями, прославляющими историю антверпенского искусства.
В XXI веке музей прошёл через масштабную реконструкцию, завершившуюся открытием обновлённых залов в 2022 году. Архитекторы интегрировали в исторические внутренние дворы новые выставочные объёмы, так называемые «белые кубы». Это инженерное решение увеличило экспозиционную площадь на 40% без изменения внешнего исторического облика здания. Современные залы контрастируют с классическими интерьерами XIX века, создавая диалог между старым и новым искусством.
Исторический очерк
Юридическое основание музея датируется 1810 годом, однако ядро коллекции сформировалось значительно раньше. Истоки собрания восходят к 1382 году, когда была создана антверпенская Гильдия Святого Луки. Члены этого профессионального объединения художников украшали зал собраний своими лучшими работами. Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens), занимавший пост декана гильдии, преподнёс в дар картину Святое семейство с попугаем (ок. 1614), ныне выставленную в рубенсовском зале.
В 1773 году имущество гильдии перешло в ведение Антверпенской академии искусств. К тому моменту коллекция уже содержала выдающиеся образцы барочной живописи. Среди авторов числились Якоб Йордаенс (Jacob Jordaens, 1593–1678) и мастер портрета Корнелис де Вос (Cornelis de Vos, 1584–1651). В XIX веке фонды пополнялись за счёт даров меценатов и требований академии к своим членам передавать работы в дар. Это обеспечило приток произведений фламандских художников, таких как Ганс Мемлинг (1430–1494), Рогир ван дер Вейден (1399–1464) и Ян ван Эйк (1395–1441).
Французское влияние в коллекции XIX века заметно благодаря работам Жана Огюста Доминика Энгра (1780–1867) и Жака Луи Давида (1748–1825). В 1890 году разросшееся собрание переместили в специально построенное здание в районе Зюйд. Традиция меценатства сохранилась до наших дней: около 600 экспонатов поступили в музей именно как частные пожертвования.
Шедевры постоянной экспозиции
Старые мастера
Поклонение волхвов (1624) кисти Питера Пауля Рубенса. Монументальное полотно, демонстрирующее мастерство композиции и колорита барокко.
Меленский диптих: Дева Мария и младенец в окружении ангелов (ок. 1452) работы Жана Фуке. Один из самых загадочных образов в истории искусства с необычным цветовым решением.
Портрет проповедника Элеазара Свальмиуса (1637) Рембрандта.
Оплакивание Христа (1635) Антониса ван Дейка.
Искусство XIX и XX веков
Глажка (1912) Рика Вутерса. Яркий пример бельгийского импрессионизма, запечатлевший жену художника Нел.
Интрига (1890) Джеймса Энсора. Гротескная сцена с масками, характерная для зрелого стиля мастера.
Едоки устриц (1882) Джеймса Энсора. Первая значительная работа художника, отвергнутая современниками за «избыточный реализм».
Сидящая обнажённая (ок. 1916) Амедео Модильяни.
Прогулка (1964) Роже Равеля (Roger Raveel).
Коллекция живописи в Антверпенском музее
Научная работа: Исследования творчества Рубенса
В 2007 году музей инициировал долгосрочный проект по каталогизации и техническому анализу наследия Рубенса. В фондах хранятся 28 живописных полотен, 665 графических листов (офорты, гравюры, ксилографии) и один рисунок мастера. Специалисты применяют комплексный метод, объединяющий искусствоведческую экспертизу с лабораторными исследованиями.
Изучение провенанса (истории владения) и рентгенография картин позволяют выявить авторские правки, уточнить датировку и различить руку самого Рубенса и его учеников. Результаты этой работы регулярно публикуются в бюллетенях серии Rubens Bulletins, делая новые открытия доступными для мирового научного сообщества.
Контактная информация
Адрес
Королевский музей изящных искусств (Koninklijk Museum voor Schone Kunsten Antwerpen)
Leopold de Waelplaats 2
2000 Antwerpen
België
Телефон
+32 (0)3 226 53 53
Режим работы
Музей открыт ежедневно.
Понедельник, вторник, среда, пятница: 10:00 – 17:00.
Четверг: 10:00 – 22:00.
Суббота и воскресенье: 10:00 – 18:00.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?