Галерея Уффици Флоренция читать ~6 мин.
Галерея Уффици (Galleria degli Uffizi) — старейший и один из самых значимых музеев изобразительного искусства в Европе. Музей занимает историческое здание Палаццо дельи Уффици во Флоренции, колыбели европейского Возрождения. Собрание, начало которому положило влиятельное семейство Медичи, впоследствии пополнялось герцогами Лотарингскими и итальянским государством. Сегодня оно считается эталонным для изучения живописи периодов Проторенессанса, Раннего и Высокого Возрождения. Кроме живописи, фонды включают уникальную коллекцию Контини-Бонакосси и обширное собрание рисунков и гравюр (Gabinetto dei Disegni e delle Stampe). Галерея официально открылась для публики в 1765 году, хотя доступ к экспонатам предоставлялся по запросу ещё с конца XVI века. О другой важной флорентийской сокровищнице читайте в статье: Палаццо Питти.
Происхождение и архитектура
Комплекс Уффици был заложен в 1560 году по заказу герцога Козимо I де’ Медичи. Проект разработал выдающийся архитектор и историограф Джорджо Вазари, а завершили строительство уже после его смерти архитекторы Альфонсо Париджи и Бернардо Буонталенти в 1581 году. Название Uffizi переводится как «офисы» или «канцелярии». Изначально здание предназначалось для размещения тринадцати флорентийских магистратур, административных и судебных ведомств, что объясняет строгость фасадов и функциональную планировку.
Архитектурный ансамбль имеет форму буквы «U», длинные параллельные корпуса которой обрамляют узкую площадь и выходят коротким фасадом к реке Арно. Одной из особенностей комплекса стал «Коридор Вазари» — крытый переход, соединяющий Уффици с резиденцией правителей в Палаццо Питти на другом берегу реки, что позволяло Медичи перемещаться по городу без выхода на улицу.
Трибуна Уффици
Особого внимания заслуживает Трибуна (Tribuna) — восьмиугольный зал, созданный Бернардо Буонталенти в 1584 году. Это помещение изначально задумывалось как квинтэссенция музея, где в соответствии с космологическими представлениями того времени экспонировались главные сокровища коллекции. Купол зала инкрустирован перламутровыми раковинами, символизирующими стихию воды, а стены, обтянутые красным бархатом, олицетворяли огонь. Именно здесь исторически выставлялись самые ценные античные скульптуры и полотна Рафаэля и Тициана.
История формирования коллекции
Собрание формировалось на протяжении нескольких столетий благодаря меценатской деятельности династии Медичи. Среди наиболее активных покровителей изобразительного искусства стоит отметить: Джованни ди Биччи (Giovanni di Bicci, 1360–1429), Козимо Старшего (Cosimo il Vecchio, 1389–1464) и Лоренцо Великолепного (Lorenzo il Magnifico, 1449–1492). Значительный вклад внесли представители церкви — Папа Лев X и Папа Климент VII. В эпоху великого герцогства коллекцию пополняли Козимо I (1519–1574), его сыновья Франческо I (1541–1587) и кардинал Фердинандо I (1549–1609), а также последующие правители — Козимо II, Фердинандо II и Козимо III.
Важнейшим моментом в истории музея стал 1737 год. Последняя представительница прямой линии Медичи, курфюрстина Пфальцская Анна Мария Луиза (Anna Maria Luisa de’ Medici, 1667–1743), передала все художественные ценности семьи городу Флоренции. Она заключила знаменитый «Семейный пакт» (Patto di Famiglia), согласно которому ни одно произведение искусства не могло быть вывезено за пределы столицы Тосканы. Этот юридический акт предотвратил распыление коллекции после перехода власти к австрийской династии Лотарингов.
В конце XVIII века началась систематизация фондов, а в 1919 году была проведена масштабная реорганизация, которая легла в основу современной экспозиции, построенной по хронологическому принципу.
Обзор собрания живописи
Коллекция живописи Уффици охватывает все ключевые этапы развития европейского искусства. Хронология открывается залами Проторенессанса и Треченто, где представлены работы Чимабуэ, Джотто и сиенских мастеров. Флорентийское Кватроченто (XV век) иллюстрируется уникальным подбором работ, включая самое полное в мире собрание произведений Сандро Боттичелли.
Эпоха Высокого Возрождения, или Чинквеченто, представлена полотнами титанов: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля. Музей также располагает значительными работами венецианской школы (Тициан, Тинторетто, Веронезе), мастеров маньеризма (Понтормо, Бронзино) и барокко (Караваджо).
Искусство Северной Европы отражено в работах художников немецкого и фламандского Возрождения, таких как Дюрер и Кранах. Коллекция включает и шедевры барочной живописи Фландрии и Голландии (Рубенс, Рембрандт), а также полотна великих испанских мастеров, среди которых Веласкес, Гойя и Франсиско де Сурбаран.
Ключевые произведения по периодам
Проторенессанс (1250–1400)
Дуччо ди Буонинсенья (1255–1319): «Мадонна Ручеллаи» — один из крупнейших алтарных образов XIII века.
Джотто (1267–1337): «Полиптих Бадия», «Мадонна Оньиссанти» — работа, знаменующая переход к реализму.
Чимабуэ (1272–1302): «Мадонна Санта-Тринита».
Симоне Мартини (1284–1344): «Благовещение со святыми» — шедевр сиенской готики.
Раннее Возрождение (1400–1490)
Паоло Уччелло (1397–1475): «Битва при Сан-Романо» — эксперимент с линейной перспективой.
Мазаччо (1401–1428): «Мадонна с младенцем и святой Анной» (в соавторстве с Мазолино).
Пьеро делла Франческа (1420–1492): Знаменитый диптих «Герцог и герцогиня Урбинские».
Андреа Мантенья (1431–1506): «Триптих Уффици» (Поклонение волхвов, Обрезание, Вознесение).
Андреа дель Верроккьо (1435–1488): «Крещение Христа» (при участии юного Леонардо).
Сандро Боттичелли (1445–1510): «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр».
Филиппо Липпи (1406–1469): «Мадонна с младенцем и двумя ангелами».
Высокое Возрождение (1490–1530)
Леонардо да Винчи (1452–1519): «Благовещение», незавершённое «Поклонение волхвов».
Микеланджело Буонарроти (1475–1564): «Мадонна Дони» (Tondo Doni) — единственная сохранившаяся станковая картина мастера.
Рафаэль Санти (1483–1520): «Мадонна со щеглом», «Папа Лев X с кардиналами Джулио де’ Медичи и Луиджи де’ Росси».
Антонио да Корреджо (1489–1534): «Поклонение Младенцу», «Отдых на пути в Египет».
Северное Возрождение (1430–1580)
Рогир ван дер Вейден (1399–1464): «Положение во гроб».
Ганс Мемлинг (1435–1494): «Мадонна с младенцем и ангелами».
Альбрехт Дюрер (1471–1528): «Поклонение волхвов», «Портрет отца».
Лукас Кранах Старший (1472–1553): Портреты Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона, «Адам и Ева».
Ганс Гольбейн Младший (1497–1543): «Портрет сэра Ричарда Саутвелла».
Маньеризм и раннее Барокко (1530–1600)
Джорджо Вазари (1511–1574): «Портрет Лоренцо Великолепного».
Эль Греко (1541–1614): «Святые Иоанн Евангелист и Франциск».
Караваджо (1571–1610): «Жертвоприношение Исаака», «Вакх», щит с изображением «Головы Медузы».
Венецианская школа (XVI век) (Ренессанс в Венеции)
Тициан (1488–1576): «Флора», «Венера Урбинская» — эталон жанра ню.
Якопо Тинторетто (1518–1594): «Леда и лебедь», портреты.
Паоло Веронезе (1528–1588): «Святое семейство со святой Варварой», «Мученичество святой Иустины».
Европейское Барокко (1600–1700)
Питер Пауль Рубенс (1577–1640): «Юдифь и Олоферн», «Генрих IV в битве при Иври», портрет Изабеллы Брант.
Антонис ван Дейк (1599–1641): «Конный портрет императора Карла V».
Диего Веласкес (1599–1660): «Конный портрет Филиппа IV».
Харменс ван Рейн Рембрандт (1606–1669): «Автопортрет в молодости», «Портрет старика (Раввин)».
Живопись XVIII века
Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770): «Возведение статуи императора».
Джованни Антонио Каналетто (1697–1768): Ведуты Венеции, в том числе «Вид на Дворец дожей».
Жан-Батист Симеон Шарден (1699–1779): «Мальчик, строящий карточный домик», «Девушка с воланом».
Рахель Рюйш (1664–1750): Натюрморты с цветами и фруктами.
Франсиско Гойя (1746–1828): «Портрет графини Чинчон», портреты Марии Терезы де Вальябрига.
- Россия заблокировала вывоз экспонатов на выставки в США из-за дела Хабад
- Премьерой оперы «Трубадур» откроют в Москве фестиваль «Крещенская неделя»
- Чудесный мир болгарского художника Чудомира на выставке в музее Тольятти
- В премьере оперы «Трубадур» в Мариинском театре участвовала Анна Нетребко
- Музей Фаберже в Баден-Бадене
- «Домосед» Фердинанда Ойоно, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.

Комментирование недоступно Почему?