Боги Олимпа:
Арес читать ~260 мин.
Арес
Арес был греческим богом войны в её самом жестоком и хаотичном проявлении. Он был самым яростным и высокомерным из всех олимпийцев. Когда он выезжал на битву на своей колеснице, его вид наводил ужас на смертных.
Как бог войны, Арес символизировал грубую силу и наслаждался кровопролитием ради самого кровопролития. Его ненавидели все олимпийцы, кроме Афродиты, которая была его возлюбленной. Его символами были копьё и горящий факел, олицетворявшие разрушительную мощь войны. В Древней Греции брошенный горящий факел служил сигналом к началу битвы. Священными животными Ареса были собака и стервятник.
Бог, который любил сражаться
Арес был сыном Зевса и Геры. Больше всего на свете он любил битвы. Арес предпочитал дикую, неистовую схватку, полагаясь на грубую силу и слепую ярость, которые вели его к победе.
Арес как «бог войны» кардинально отличался от своей сводной сестры Афины, которая также покровительствовала сражениям. Если Афина олицетворяла стратегический ум и тактику, необходимые для победы, то Арес воплощал безумие и ярость войны, толкающие солдат на бессмысленную жестокость.
Из-за этих различий Афина и Арес ненавидели друг друга и в Троянской войне сражались на противоположных сторонах. Афина, как защитница греческих городов, была на стороне ахейцев, в то время как Арес и его возлюбленная Афродита поддерживали троянцев.
Когда Арес появлялся на поле боя, люди приходили в ужас. Ему было всё равно, какая сторона победит, – он просто жаждал битвы. Пока лилась кровь, Арес был доволен.
Он врывался в самую гущу сражения, разя направо и налево всех, кто попадался на его пути. Ареса всегда сопровождали духи войны, которые наводили на смертных ещё больший ужас.
Одним из них была его сестра Эрида, богиня раздора. Она настраивала друзей друг против друга и разжигала войны. Энио, ещё один дух, была богиней, особенно любившей грабить города. Два сына Ареса, Деймос (Ужас) и Фобос (Страх), также были его постоянными спутниками и готовили его боевую колесницу. Наконец, Керы, богини насильственной смерти, следовали за Аресом в битве, чтобы забирать души павших воинов.
Романтика поражает Ареса
Многие боялись и избегали Ареса, но Афродита, богиня любви, часто была рядом с ним.
Афродита была замужем за Гефестом, но предпочитала ему Ареса. Ей нравились его красота и гордость – качества, которых не было у её кроткого мужа. Когда Гефест узнал об их романе, он решил отомстить.
Он выковал невидимую сеть и поймал Ареса и Афродиту в момент их близости. Затем он созвал всех олимпийских богов, чтобы те стали свидетелями позора. Боги-мужчины лишь рассмеялись, говоря, что и сами не прочь оказаться в такой сети с прекрасной Афродитой. Богини же из скромности отказались смотреть на это зрелище.
Афродита родила Аресу нескольких детей: Гармонию, Деймоса и Фобоса, а также, по некоторым версиям мифа, Эроса, бога любви, и Антероса, бога взаимной любви.
В битве
Афродита и Арес сражались на стороне троянцев в Троянской войне. Не привыкшая к битвам, Афродита была ранена греческим героем Диомедом, когда пыталась защитить своего сына Энея, и ей пришлось бежать на Олимп.
Арес пришёл в ярость, увидев ранение возлюбленной. Он спустился на землю на своей боевой колеснице, чтобы наказать греков. Он встал рядом с Гектором, величайшим троянским героем, и вместе они убили множество греческих воинов. Но на стороне греков была Афина, давний враг Ареса. С её помощью Диомеду удалось ранить бога войны, который с громкими криками вернулся на Олимп, где Афродита утешала его.
Арес всегда был готов к драке. Он дважды сражался с Гераклом, чтобы отомстить за смерть своего смертного сына Кикна. В другой истории Афродита полюбила Адониса, прекраснейшего из смертных юношей. Арес, обезумев от ревности, превратился в вепря и убил соперника.
СЕМЬЯ: отец – Зевс; мать – Гера; возлюбленная – Афродита; дети – Деймос, Фобос, Гармония, Эрос, Антерос.
В ИСКУССТВЕ: Древнегреческое искусство обычно изображает Ареса вооружённым и готовым к битве. Он часто предстаёт в шлеме, со щитом и копьём. Его также изображали рядом с Афродитой и их сыном Эросом. На одной известной статуе Арес сидит, а младенец Эрос выглядывает из-за его ноги.
Многие рельефные скульптуры Древней Греции изображают кентавромахию – битву лапифов с кентаврами. Эти скульптуры создавались в V веке до н.э., когда Афины воевали с персами. Лапифы символизировали цивилизованных афинян, а кентавры (полулюди-полукони) – варваров-персов.
В ЛИТЕРАТУРЕ: Арес появляется в многочисленных греческих литературных произведениях. Один из ранних поэтов, Гесиод, в поэме «Щит Геракла» описал, как древние греки представляли себе своего бога войны. В этой сцене сын Ареса Кикн вызывает на поединок Геракла:
“Встретил его в Аполлоновой роще, стреляющем метко, Вместе с отцом он стоял, с необузданным в битвах Аресом. Оба в доспехах своих, как огонь, полыхали слепящий, Стоя в своих колесницах; и быстрые их конеборцы, Землю копытами роя, вздымали высоко над ними Пыльные тучи… С громом неслись их кони и скрежетали колесницы.”
— Гесиод, «Щит Геракла» (пер. В. Вересаева)
Из Гомера мы знаем, что олимпийцы, даже отец Ареса Зевс, ненавидели его. В «Илиаде» греческий воин Диомед с помощью Афины ранил Ареса. Тот немедленно отправился на Олимп, чтобы пожаловаться Зевсу. Ответ Зевса показывает, как сильно боги не любили Ареса:
“Не смей мне плакаться здесь, переметчик! Ты самый мне мерзкий бог из всех, кто живёт на Олимпе. Вечно тебе только распри, война и сражения любы. Неукротимая злоба в тебе твоей матери Геры; с нею и я совладать едва успеваю словами. Думаю, это она подстрекнула тебя на такое. Но не хочу я, чтоб долее ты здесь, страдая, остался: ты ведь мой сын, для меня родила тебя мать твоя Гера. Если ж, такой нестерпимый, рождён бы ты был от другого бога, давно бы уж ты был ниже подземных титанов!”
— Гомер, «Илиада», книга 5 (пер. В. Вересаева)
Гомеровский гимн Аресу – одно из немногих произведений, в котором восхваляется бог войны:
“Арес могучий, тяжёлый, на ратной летящий, златошлемный, неутомимый, со щитом на мышце, спасающий грады, медью блестящий, в деснице копье, оплот Олимпа! Родитель победы прекраснокудрой, помощник Фемиды, насильственный вождь непокорных, вождь справедливейших, царь благородства! Слыши, помощник людей, дарующий юности смелость!”
— Гомеровский гимн 8 Аресу (пер. В. Вересаева)
В ПОП-КУЛЬТУРЕ: В телесериалах «Удивительные странствия Геракла» и «Зена – королева воинов» Арес является одним из главных персонажей. Он изображён как красивый бог, который постоянно пытается склонить Зену на свою сторону, но ему это так и не удаётся.
Как и другие олимпийцы, Арес был популярен в комиксах на протяжении нескольких десятилетий. Впервые он появился в выпуске «Тор» Marvel Comics 1966 года в образе любящего отца и бессмертного в отставке. Компании Simulations Publications, Inc. и Tactical Studies Rules, Inc. издавали журнал Ares в начале 1980-х годов. В номерах освещались военно-фантастические игры. Каждый номер также включал военную игру для своих читателей.
В видеоиграх Арес играет определённую роль в играх Hercules’ Hero Quest (1998), Spartan: Total Warrior (2005) и в серии игр God of War. В 2011 году вышла пятиэтапная видеоигра под названием A. R. E. S. : Extinction Agenda, представляющая собой бросовый боевик. Героем игры является робот по имени Арес.
На популярных торговых картах Yu-Gi-Oh! есть фигурка «Человек-зверь Ареса». Карточка представляет собой наполовину зверя и наполовину воина. Звериная половина карточки напоминает Минотавра с жёлтыми глазами и рогами, а воин – доспехи, перчатки и плащ.
В КОСМОСЕ: Планета Марс названа в честь римского эквивалента Ареса, бога Марса. У планеты есть два небольших спутника, Фобос и Деймос, которые названы в честь сыновей Ареса.
Часть бывшей программы НАСА «Созвездие» по достижению Луны и Марса включала три транспортных корабля. Корабли назывались «Арес», «Орион» и «Альтаир».
Арес появляется в пятой книге «Илиады» Гомера. Гомер также описывает любовную связь между Аресом и Афродитой в 8-й книге «Одиссеи». Поклонение Аресу упоминается во всех «Историях» Геродота. Информация об этом боге также содержится в первой книге «Библиотеки Аполлодора». Существует также поэма «Гомеровский гимн Аресу», которая была написана в стиле Гомера и является одним из единственных примеров того, как древний автор воздаёт хвалу Аресу. Большинство экспертов считают, что 34 гомеровских гимна были написаны через несколько веков после жизни Гомера.
Далее Артемида
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?