Боги Олимпа: Церера читать ~272 мин.
Церера
Церера была римской богиней пшеницы, цветов и урожая. Ее часто изображали с короной из маков и верхом на колеснице, запряжённой драконами. Она была матерью Прозерпины.
Церера изначально была италийской богиней земледелия; некоторые даже считали её Матерью-Землёй, создательницей всего сущего. Древние греки приняли Цереру и поклонялись ей как одному из своих богов. Позже римляне изменили образ Цереры. Известная история рассказывает о том, как это произошло.
Последнего царя Рима звали Тарквиний Супербус. Однажды к Тарквинию пришла сивилла (женщина, которая могла предсказывать будущее). Она предложила продать царю девять книг пророчеств, но Тарквиний решил, что её цена слишком высока. Сивилла сожгла три книги, а затем предложила оставшиеся шесть по той же цене. Тарквиний снова отказался, и сивилла сожгла ещё три книги. В конце концов Тарквиний Супербус согласился купить три оставшиеся книги по первоначальной цене.
Это были Сивиллины книги, в которых содержалось множество пророчеств. Одно из пророчеств предписывало римлянам принять три греческих божества: Диониса (бога вина), Деметру (богиню урожая) и дочь Деметры Персефону. Шёл 496 год до нашей эры, и римляне страдали от ужасной засухи. Поклоняясь этим трём греческим богам, римляне верили, что их урожай станет здоровым, и у них снова будет много зерна для еды и вина для питья.
Римляне начали строить храмы Деметре, но дали ей римское имя – Церера. Мифология и происхождение богини Деметры были перенесены на эту римскую богиню. Храм Цереры в Риме был построен в греческом стиле греческими художниками, его посещали греческие жрицы, а ритуалы проводились на греческом языке. По сути, римляне поклонялись греческой богине Деметре под другим именем.
Римляне считали Цереру дочерью Сатурна и сестрой Юпитера, Юноны, Нептуна, Плутона и Весты. Она была богиней зерна, цветов и урожая. Ее часто изображали увенчанной маками и едущей на колеснице, запряжённой драконами.
Римский писатель Овидий в своём произведении «Метаморфозы» рассказал историю о Церере и Эрисихтоне, греческом царе Фессалии.
Рубка дерева приносит голод
Эрисихтон был царём, который редко делал подношения богам. Однажды он решил срубить рощу деревьев, в том числе колоссальный дуб, который был священным для Цереры. Когда Эрисихтон начал рубить ствол священного дуба, хлынула кровь. Это не остановило Эрисихтона. Он продолжал рубить. Тогда дриада (древесная нимфа), жившая под корой дуба, воззвала к Эрисихтону, умоляя его прекратить рубить. Но Эрисихтон не слушал. Он продолжал рубить. Ерисихтон и его люди ослабили дерево, рубя его топорами. Затем они стянули массивное дерево веревками.
Церера была в ярости и решила наказать Эрисихтона. Она послала горную нимфу на поиски Голода, который вызывал вечный голод. Голод согласился помочь Церере.
Когда Эрисихтон спал, Голод пробрался в его спальню и вдохнул голод в его сердце. Остаток ночи Эрисихтон провёл в мечтах о еде и жевал только воздух. На следующее утро Эрисихтон позвал своих поваров, чтобы устроить большой пир. Но сколько бы Эрисихтон ни ел, он не мог насытиться – дыхание Фамина гарантировало, что Эрисихтон всегда будет голоден. В конце концов, Эрисихтон был настолько голоден, что умер, пожирая собственное тело.
Поклонение Церере
Римляне приняли множество религиозных обрядов, связанных с Церерой, которая была одним из их самых важных божеств. Римляне верили, что если они принесут Церере надлежащие жертвы, то она принесёт неограниченное расширение их империи, поскольку Церера гарантировала им поставку зерна.
Цереалии, праздник в середине августа, отмечали воссоединение Цереры с её дочерью Прозерпиной. Во время Цереалий римский народ постился в течение девяти дней. На десятый день римские женщины, одетые во все белое, приносили первые плоды урожая в жертву богиням урожая: Церере и её дочери Прозерпине.
СЕМЬЯ: Отец – Сатурн; мать – Кибела; братья – Юпитер, Нептун и Плутон; сестры – Юнона и Веста.
В ИСКУССТВЕ: Церера часто изображается в римском искусстве с одним из своих символов: стеблями пшеницы и зерна или двумя пылающими факелами. Как и в изображениях её греческой коллеги Деметры, богиня Церера всегда изображается полностью одетой.
В ЛИТЕРАТУРЕ: Поэт Овидий в своих «Метаморфозах» рассказал историю о Церере и Эрисихтоне. В этом отрывке Церера наставляет горную нимфу, как достичь земли Скифии, где обитает Голод:
Есть место на самой дальней границе ледяной Скифии, мрачная и бесплодная земля, земля без зерна, без деревьев.
Там обитают вялый Холод, Бледность, Страх и исхудалый Голод.
Так пусть Голод спрячется в грешном желудке этого нечестивца.
Пусть никакое изобилие не удовлетворит её, и пусть она преодолеет все мои силы, чтобы накормить.
А чтобы не ошеломил тебя огромный путь, возьми мою колесницу и моих крылатых драконов и веди их ввысь».
— Овидий, Метаморфозы, книга 8
Церера появляется в акте IV сцены 1 пьесы Шекспира «Буря» как богиня, управляющая земным изобилием. Шекспир снова использует Цереру в Генрихе VI, часть II, когда он говорит «Ceres’ plentous load», имея в виду вес зерна.
В КОСМОСЕ: В 1801 году Церера была названа первым астероидом, который когда-либо был открыт. Он также является самым большим астероидом в истории, его размер составляет около 640 миль в поперечнике.
ИСТОРИЯ СЛОВА: Слово «злак» произошло от римского имени этой богини зерна.
СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: Имя Цереры используется для обозначения современных продуктов и услуг, связанных с сельским хозяйством. Корпорация Ceres занимается всеми аспектами сельского хозяйства, предоставляя продукты и услуги для сельскохозяйственных предприятий и фермеров. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) награждает медалью Цереры лидеров, добившихся значительных успехов в улучшении сельского хозяйства и ликвидации голода в мире.
Историю Цереры и Эрисихтона можно найти в 8-й книге «Метаморфоз» Овидия. Церера упоминается и в других римских текстах, в том числе в «Энеиде» Вергилия. Римские писатели часто упоминают «дары Цереры», то есть продукты урожая.
Далее Веста
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?