Боги Олимпа:
Деметра читать ~272 мин.
Деметра
Деметра была греческой богиней зерна, плодородия и сельского хозяйства. Ее символами были стебли зерна и маки. Змеи и обычные сельскохозяйственные животные, такие как коровы и свиньи, были для неё священными. Дочь Деметры, Персефона, была похищена Аидом, богом подземного мира.
Древние греки считали сельское хозяйство основой всей цивилизации, поэтому Деметра, богиня земледелия, была одной из их самых важных богинь. Она также была богиней зерна и плодородия.
Деметра была доброй богиней, которая учила смертных людей, как сажать и пахать свои поля. Деметра также наказывала тех, кто её обижал. Фермеры приносили жертвы Деметре, чтобы обеспечить успешный урожай. Посевы и растения расцветали там, где касалась её золотая рука, но Деметра могла и уничтожить гектары посевов, если была недовольна.
Символом Деметры являются стебли зерна и маки. Кроме того, все домашние растения и животные, которые были близки к земле, были священны для Деметры. В действительности, её имя произошло от слова da-mater, что на греческом диалекте означает «мать-земля».
Аид утаскивает Персефону в подземный мир
У Деметры была одна дочь, которую звали Персефона. Как и у её матери, волосы Персефоны сияли золотом, а растения расцветали, куда бы она ни пошла.
Аид, бог подземного мира, заметил юную красоту Персефоны. Он хотел, чтобы она стала его женой, чтобы она правила рядом с ним как его царица. В один роковой день Персефона проводила время на лугу со своими служанками, собирая цветы и бегая босиком по траве. Аид увидел свою возможность. На золотой колеснице, запряжённой чистыми чёрными конями, Аид выехал из своего царства в подземном мире на поверхность Земли. Недалеко от того места, где стояла Персефона, внезапно открылась зияющая дыра. Аид выехал на своей колеснице на солнечный свет, схватил Персефону и унёс её обратно в подземный мир. Ее подручные ничего не смогли сделать, чтобы остановить Аида. После того как колесница исчезла, служанки сгрудились вместе, оплакивая свою потерю.
Деметра ищет Персефону
Единственными, кто был свидетелем похищения Персефоны и слышал её крики о помощи, были Гелиос, бог солнца, и Геката, богиня заклинаний и магических искусств. Но никто не захотел рассказать Деметре о том, что случилось с её дочерью. Девять дней Деметра бродила по Земле в поисках Персефоны. Без прикосновения и внимательного ухода Деметры все растения начали умирать. Стебли пшеницы стали коричневыми, цветы завяли, а деревья не приносили плодов. Из-за своей печали Деметра начала стареть. Ее волосы поседели, а вокруг глаз и рта появились глубокие морщины.
Маскировка Деметры раскрыта
Во время своих странствий Деметра встретила Триптолема, сына царя Элевсиса. Он принял её в своём доме, не подозревая, что она – богиня Деметра. Триптолем сжалился над Деметрой и сделал её нянькой своего младенца, брата Демофона.
Деметра сама ухаживала за ребёнком и кормила его амброзией, пищей богов-олимпийцев. Ночью Деметра держала Демофона в пылающем огне. От огня ребёнок обрёл вечную молодость. Вскоре все стали замечать, как быстро растёт Демофон, каким красивым и сияющим он стал.
Метанейра, царица Элевсиса и мать Демофона, стала подозревать Деметру – она не могла понять, почему Демофон так быстро растёт. Однажды поздно ночью Метанейра увидела, как Деметра держит Демофона в огне, и закричала от страха. В результате волнения Демофон был поглощён пламенем – он умер, вместо того чтобы стать бессмертным. Деметре ничего не оставалось, как открыть свою истинную сущность элевсинцам, которые склонились в почтении перед богиней и воздвигли храм в её честь.
Чтобы искупить смерть Демофона, Деметра подарила Триптолему колесницу, запряжённую крылатыми драконами. На своей колеснице Триптолем ездил по Земле, разбрасывая семена зерновых. Некоторые греки считали, что он изобрёл плуг и искусство земледелия. Поскольку она давала им богатые урожаи, элевсинцы стали самыми преданными последователями Деметры.
Деметра требует освободить Персефону
Деметра провела достаточно времени в Элевсине. Она всё ещё хотела найти свою дочь. Деметра вернулась на поле, где исчезла Персефона. Сначала она спросила Гекату, что та видела; Геката ответила, что ничего не видела. Затем Деметра спросила Гелиоса, не видел ли он её дочь. Гелиос сказал ей, что Аид украл Персефону. Далее Гелиос сказал ей, что Зевс, царь богов, давно знал о плане похищения Персефоны.
Печаль Деметры переросла в гнев. Она ворвалась на гору Олимп, где жили боги, и потребовала освободить Персефону. Затем она добавила угрозу: Деметра сказала, что пока её дочь не будет возвращена, не вырастет ни один урожай и все растения на земле погибнут. Зевс, не желая, чтобы смертные люди страдали, приказал Аиду освободить Персефону.
Возвращение здоровой Земли
В сопровождении Гермеса, вестника богов, Деметра отправилась к Аиду и потребовала освободить её дочь. Поскольку Зевс приказал, Аиду ничего не оставалось, как повиноваться. Он освободил Персефону, и она бросилась в объятия своей матери.
Деметра была вне себя от радости. Теперь мать и дочь вернулись на поверхность Земли. Пока они ждали освобождения Персефоны, земля стала сухой и потрескавшейся. Все растения засохли и погибли. Как только Деметра и Персефона вернулись на Землю, растения расцвели, и Земля снова стала здоровой.
Смена времён года
Вскоре после этого Деметра получила тревожные новости. Персефона должна была вернуться в подземный мир. Персефону наказали за то, что она съела семена граната, когда думала, что никто не смотрит. Любой, кто ел этот плод, пищу мёртвых, был обречён оставаться связанным с подземным миром.
Деметра содрогалась от горя, и Зевс знал, что если Персефона и Деметра снова разлучатся, на Земле будут серьёзные последствия. Он не хотел, чтобы все живые существа на Земле погибли из-за горя Деметры.
Зевс предложил компромисс. Он предложил, чтобы Персефона часть года оставалась с Аидом. Другую часть года ей разрешалось оставаться с матерью.
Для древних греков история Деметры и Персефоны объясняла смену времён года. Они верили, что зима – это время, когда Персефона спускается в подземный мир, а Деметра скорбит о ней. Они верили, что деревья и цветы расцветают весной, когда Персефоне разрешается вернуться на сторону Деметры. Эта история также представляла цикл производства зерна для греков. Посадка зерна представляла собой время, когда Персефона каждый год спускалась в подземный мир. В холодные зимние месяцы зерно лежало под землёй, как и Персефона, вынужденная оставаться в подземном мире. Возвращение Персефоны на землю весной означало, что растения снова могут расти. Для элевсинцев цикл производства зерна также символизировал смерть и воскрешение Персефоны.
Культ Деметры
Самые преданные последователи Деметры жили в Элевсине, месте, где она воссоединилась с Персефоной. Одна из крупнейших культовых религий Древней Греции, называемая Элевсинскими мистериями, находилась в Элевсисе. Многие члены культа были афинянами, и каждый год процессия проходила более 18 миль от Афин до Элевсиса по Священному пути. Мистерии были очень секретными; за разглашение любой информации о религиозных практиках в Элевсисе полагалась смерть. Основной целью Элевсинских мистерий была молитва о хорошем урожае в наступающем году. Культ также, по-видимому, обещал верующим некую форму жизни после смерти. Возможно, эта вера коренилась в годовом цикле растительности в аграрном обществе.
Другой крупный праздник в честь Деметры и Персефоны назывался Тесмофория. Во время обоих праздников Деметре приносились жертвы, в том числе свиньи, символ плодородия, быки и коровы, медовые лепёшки и различные фрукты.
Любовники Деметры
Кроме Персефоны у Деметры были и другие дети. С Посейдоном, богом моря, у неё родился Арион, красивый и грациозный конь. Деметра также была возлюбленной Иасиона; их ребёнком был Плут, бог богатства. Зевс был разгневан любовной связью Деметры с Иасионом, поэтому он поразил Иасиона молнией.
Жертвоприношения Деметре
Деметра играла важную роль в повседневной жизни древних людей. Для греков хлеб и вино были основными продуктами питания. Их употребляли ежедневно. Одним из наиболее распространённых способов выражения уважения Дионису, греческому богу вина, и Деметре греки считали принесение в жертву первых плодов сезона. Среди продуктов, которые приносили в жертву богам, были колосья зерновых, мёд и молоко, вино, оливки и инжир.
СЕМЬЯ: отец – Кронос; мать – Рея; братья – Зевс, Посейдон и Аид; сестры – Гестия и Гера; дочь – Персефона.
В ИСКУССТВЕ: Деметра обычно изображается в виде пшеницы или ячменя. Ее голову часто украшали лентой или гирляндой из колосьев пшеницы. В руках она держала факел или корзину с плодами земли. Статуи Деметры всегда изображают богиню в полном облачении. Деметра из Книда, статуя, изготовленная в середине четвёртого века до нашей эры, изображает сидящую богиню, оплакивающую потерю своей дочери Персефоны. Она выставлена в Британском музее в Лондоне, Англия.
В ЛИТЕРАТУРЕ: Поскольку Деметра была чрезвычайно важной богиней в ранней Греции, она появляется в произведениях древних поэтов, таких как Гомер и Гесиод. В «Трудах и днях» Гесиода, руководстве для земледельцев, сельскохозяйственные продукты называются «дарами Деметры»:
Вот закон равнин и тех, кто живёт у моря, и тех, кто населяет богатые страны, поляны и лощины вдали от бушующего моря – сеять, пахать и жать, если хочешь получить все плоды Деметры в своё время, и чтобы каждый вид рос в своё время.
— Гесиод, «Труды и дни»
Историю похищения Персефоны можно найти в гомеровском гимне Деметре 2. Сначала Деметра не могла найти Персефону; гомеровский поэт рассказывает, как Персефона кричала о помощи и как Деметра неистово искала свою дочь:
Высоты гор и глубины моря звенели от её бессмертного голоса, и услышала её царица-мать.
Горькая боль охватила её сердце, и она разорвала покров на своих божественных волосах своими дорогими руками: свой тёмный плащ она сбросила с обоих плеч и помчалась, как дикая птица, по твёрдой земле и уступчивому морю, в поисках своего ребёнка.
Но никто не сказал ей правды, ни бог, ни смертные люди; и из птиц-знаменосцев ни одна не прилетела с правдивой вестью для нее.
Тогда девять дней царица Део бродила по земле с горящими факелами в руках, так опечаленная, что не вкусила амброзии и сладкого нектара, не окропила своё тело водой.
— Гомеровский гимн 2 Деметре
Другой отрывок из гомеровского гимна 2 к Деметре показывает, что посвящённые в Элевсинские мистерии верили, что они переродятся, потому что поклонялись Деметре и Персефоне:
Счастлив тот из людей на земле, кто видел эти мистерии; но тот, кто непосвящен и кто не участвовал в них, никогда не будет иметь много подобных благ после смерти, в темноте и мраке.
— Гомеровский гимн 2 Деметре
В «Вакхах», трагической пьесе Еврипида, слепой пророк Тейресиас раскрывает значение Деметры и Диониса (греческого бога вина) в повседневной жизни древних греков, основными источниками пищи которых были хлеб и вино:
Два духа есть,
Юный принц, что в мире людей стоят на первом месте.
Одну зовут Деметра; она – Земля…
Называй её, как хочешь! – Она питает человеческий организм
пропитанием сухих вещей. И то, что пришло
Ее работу довести до совершенства, вторая – Сила.
От Семелека рождённая. Он нашёл жидкое зрелище
спрятанную в винограде. Он успокаивает дух человека
От скорби, когда виноград возвышает его.
Он даёт сон, чтобы погрузить беспокойный день
В прохладном забытьи.
— Еврипид, «Вакхиды»
Альфред лорд Теннисон написал поэму под названием «Деметра и Персефона» с точки зрения богини, которая объясняет горе, которое она испытывала, оставшись без своей дочери. Она начинается так:
Бессильна, как птица, меняющая климат, что летит
Всю ночь сквозь тьму, а на рассвете
Падает на порог родной земли,
И больше не может, ты пришла, о дитя моё,
Ведомый ввысь Богом призраков и снов,
Который положил тебя в Элевсисе, ошеломлённую и немую,
И переходил ты из государства в государство,
Пока я не привёл тебя сюда, в тот день,
Когда здесь руки твои опустили собранный цветок,
Чтоб прорвался сквозь туманные воспоминанья вновь
О твоём потерянном «я».
ИСТОРИЯ СЛОВА: Имя Деметра произошло от дорического термина da-mater, означающего «мать земли». Дорический язык был диалектом греческого языка.
В ПОП-КУЛЬТУРЕ: Фильм ужасов с Вигго Мортенсеном в главной роли под названием «Последнее путешествие Деметры» был запланирован к выходу в 2013 году. В фильме Деметра – торговое судно, перевозящее гроб Дракулы из Трансильвании в Англию. Но когда судно прибывает в порт, на его борту не оказывается выживших. Сюжет фильма заимствован из романа Брэма Стокера «Дракула». Фильм «Перси Джексон и Олимпийцы: Похититель молний» вышел на экраны в 2010 году. Как следует из названия, в фильме представлен весь греческий пантеон, включая Деметру.
В Marvel Comics Деметра появляется в «Мстителях» очень редко, впервые она появилась в выпуске 50 за 1963 год. Иногда она выступает под псевдонимом Метер. Имя Деметры часто упоминается ведьмой Агатой Харкнесс и колдуньей Клеа.
Demeter – это марка усилителей для электрогитар и бас-гитар.
СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: В современное время имя Деметра обычно используется для обозначения продуктов и услуг, связанных с сельским хозяйством. Ассоциация Деметра сертифицирует фермы, которые являются «биодинамическими», то есть поддерживающими здоровую, разнообразную, самодостаточную и органическую экологическую систему.
Длинный гомеровский гимн Деметре – лучший источник информации о Деметре. В нём рассказывается о похищении Персефоны. (Существует 34 гомеровских гимна, которые, по мнению большинства экспертов, были написаны через несколько веков после жизни Гомера). Деметра упоминается во всех древних текстах, в том числе в пятой книге «Библиотеки истории» Диодора Сикула. Историю о романе Деметры с Иасионом можно найти в двух местах: в «Теогонии» Гесиода, строки 969-974, и в пятой книге «Одиссеи» Гомера. Истории о Деметре часто встречаются в «Библиотеке» Аполлодора. Деметра также упоминается во многих пьесах комического драматурга Аристофана и в «Гимнах и эпиграммах» Каллимаха.
Далее Аид
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?