Масляная живопись читать ~20 мин.
Что такое масляная краска? В своей простейшей форме она представляет собой смесь трёх компонентов: пигмента, связующего вещества и разбавителя. Пигмент — это цветной компонент. Связующее вещество (масло) — это жидкая среда, которая удерживает измельчённый пигмент и позволяет наносить его на холст или другую основу.
В вязкую смесь пигмента и масла обычно добавляют разбавитель, чтобы сделать её более текучей и облегчить нанесение кистью. Так, например, одна из самых простых масляных красок может состоять из смеси красного оксида железа (пигмент), льняного масла (связующее вещество) и скипидара (разбавитель). Масляная краска может также содержать ряд других добавок, способствующих высыханию, улучшающих внешний вид и другие её свойства.
В отличие от темперы, акриловой краски, акварели, гуаши, которые высыхают путём испарения, масляная краска сохнет путём окисления: масло вступает в химическую реакцию с кислородом из воздуха и постепенно превращается из жидкости в гель, а затем становится твёрдым.
Какое масло используется в масляной краске?
Самым популярным видом масла, используемым в живописи, является льняное масло, потому что (в отличие от других растительных масел, таких как оливковое или рапсовое) оно высыхает в результате окисления. Льняное масло — не единственное высыхающее (или сиккативное) масло: сафлоровое, маковое и масло грецкого ореха также могут быть использованы в зависимости от блеска, времени высыхания и других эффектов, которых хочет добиться художник. Однако льняное масло, как правило, сохнет быстрее и образует более эластичный красочный слой, который легче поддаётся доработке. Следует отметить, что пигменты сохнут с разной скоростью: например, угольно-чёрная масляная краска высыхает медленнее, в то время как красная или жёлтая охра твердеет гораздо быстрее.
Как делают масляную краску?
В настоящее время очень немногие художники используют краски, изготовленные вручную; большинство предпочитает покупать готовые составы промышленного производства. Но основной процесс остаётся схожим. Сначала пигмент измельчают в масле. Полученную пасту тщательно перетирают, чтобы частицы пигмента равномерно распределились по всей смеси. Затем добавляют разбавитель и, при необходимости, сиккатив (ускоритель высыхания).
Как обходились художники до появления современных тюбиков с краской?
Только в XIX веке промышленные производители начали выпускать широкий ассортимент художественных масляных красок. До этого времени художники изготавливали краски самостоятельно, причём готовить свежую порцию приходилось почти ежедневно. Большинство живописцев эпохи Возрождения или барокко, например, в течение нескольких лет работали в качестве учеников (подмастерьев) в мастерской мастера, где они изучали навыки рисунка (disegno), живописи (colorito), а также изготовления и смешивания красок. Знание цветовых пигментов, их свойств (оттенок, стойкость, насыщенность, светостойкость, совместимость с другими пигментами, скорость высыхания), а также способов приготовления из них масляной краски было неотъемлемой частью подготовки каждого живописца. Даже измельчение пигмента требовало мастерства, так как размер частиц должен был быть мелким и однородным; некоторые пигменты можно было повредить неправильным перетиранием. Кроме того, важно было знать правильное соотношение связующего вещества и пигмента (которое могло варьироваться от 10% до 150%), а также требовал ли конкретный пигмент добавления сиккатива или наполнителя (экстендера).
В целом приготовление и смешивание красок было грязким и трудоёмким делом. Можно только представить, с какими трудностями столкнулся Паоло Веронезе при написании своего огромного, высокодетализированного полотна «Свадебный пир в Кане» (1562). Смешивать и поддерживать консистенцию и цвет масляной краски на протяжении более чем года, должно быть, было чрезвычайно трудно, даже с помощью учеников.
Подробнее о пигментах и колористах см: Цвет в живописи.
Дорого ли стоила масляная краска?
Иногда да. Само масло не было дорогим, но некоторые пигменты стоили целое состояние. Три самых дорогих пигмента, использовавшихся в искусстве Ренессанса, — это золото, ультрамарин (из полудрагоценного азиатского камня лазурита, который ценился дороже золота) и красный лак (из Индии). Эти краски были настолько дорогими, что их использование обычно оговаривалось в контракте на создание картины.
Для сравнения, современные художники, использующие стандартизированные масляные краски профессионального качества из тюбиков, которые можно быстро и легко смешивать на палитре, сталкиваются с гораздо меньшим количеством технических трудностей.
Что такое экстендеры?
На протяжении столетий художники добавляли в масляные краски наполнители, или экстендеры, чтобы «растянуть» дорогие пигменты и тем самым снизить стоимость материалов. В наше время, например, сульфат бария и гидрат глинозёма являются распространёнными экстендерами, известными как белые пигменты Pw21 и Pw24. Добавление любого из них в масляную краску увеличивает её объём, не влияя на цвет, так как ни один из них не обладает значительной кроющей способностью.
Каковы преимущества масляной краски?
Основные преимущества масляных красок — их универсальность и глубина цвета. Их можно наносить различными способами: от тонких лессировок, разбавленных скипидаром, до плотных, густых мазков в технике импасто. Благодаря медленному высыханию художник может работать с краской гораздо дольше, чем с другими материалами, что даёт больше возможностей для смешивания и наслоения. Масло позволяет создавать более насыщенные цвета, а также широкий диапазон тональных переходов и оттенков. (См. также: Тициан и венецианская цветная живопись 1500–76 гг.). Важно, что цвет масляных красок после высыхания практически не меняется. Можно добиться как непрозрачных, так и прозрачных эффектов, а также матовых и глянцевых поверхностей. В руках старых мастеров, таких как Рубенс или Рембрандт, масло позволяло достигать потрясающих эффектов света и цвета, а также гораздо большей реалистичности.
Как наносится масляная краска?
Методы нанесения разнообразны и гибки. Масляная краска может быть нанесена на загрунтованную основу практически любым инструментом, включая кисть, мастихин, тряпку и даже зубочистку. Используются кисти из волоса колонка, соболя, быка, свиньи, а также ряд синтетических кистей. В качестве основы обычно служит холст, картон, деревянная панель или подготовленная бумага, хотя современные художники, такие как Виллем де Кунинг, использовали постельное бельё, металл, резину и различные «найденные» предметы.
Традиционная масляная живопись обычно начиналась с рисунка углём или мелом, на который послойно наносили краску. При этом следили, чтобы каждый последующий слой содержал немного больше масла, чем предыдущий, для облегчения высыхания и предотвращения растрескивания. В краску примешивали многочисленные добавки (например, воски, смолы, лаки), чтобы изменить её свечение, блеск и другие свойства, например, способность скрывать мазки кисти. Первоначальное высыхание может занять до года и более, после чего на картину можно наносить смоляной или восковой лак. Однако музейные хранители считают, что масляная живопись полностью высыхает лишь по прошествии нескольких десятилетий.
Когда впервые появилась масляная живопись?
Хотя точное время изобретения масляной краски неизвестно, самые ранние образцы масляной живописи были обнаружены в пещерах Бамиана в Афганистане и датируются VII веком нашей эры. Однако широкое распространение в станковой живописи масляные краски получили лишь в XV веке (кватроченто), развившись из техники темперной живописи. Это произошло в основном благодаря усовершенствованию процесса очистки льняного масла и появлению новых пигментов и летучих растворителей после 1400 года, что совпало с потребностью художников эпохи Возрождения в новом средстве, альтернативном темпере на яичном желтке.
В течение многих лет изобретение масляной краски приписывали фламандскому художнику Яну ван Эйку и его брату Хуберту. Считалось, что именно их мастерство и опыт работы с пигментами убедили сначала голландцев, а затем венецианцев и других итальянцев в превосходстве масла над яичной темперой. Хотя ван Эйки действительно произвели революцию в масляной живописи и довели её до совершенства, они не были её изобретателями. Происхождение техники более древнее и туманное. В трактате XII века монах Теофил (псевдоним, возможно, Роджера из Хельмарсхаузена) уже упоминал «растирание красок с маслом», что свидетельствует о её использовании в Европе задолго до XV века.
Как развивалась масляная живопись?
Независимо от того, кто изобрёл масляную краску, её развитие полностью изменило живопись Раннего Возрождения. Это произошло благодаря усилиям ряда художников, работавших в Северной Европе и Италии в первой половине кватроченто. Эти мастера начали экспериментировать с использованием масла в качестве связующего вещества для пигментов, и по мере того, как преимущества масляной краски перед темперой становились всё более очевидными, ей отдавало предпочтение всё большее число художников.
К концу XV века темпера — основной метод панельной живописи — была практически вытеснена. В дальнейшем она использовалась почти исключительно для фресок, в основном в Италии, где этому способствовал тёплый и сухой климат. Ко времени создания шедевра Высокого Возрождения «Мона Лиза» (1503–1506) Леонардо да Винчи масло стало стандартным материалом для станковых работ, особенно портретов — см. также сфумато. Впрочем, многие итальянские художники, такие как Рафаэль (1483–1520) и сам Леонардо да Винчи (1452–1519), продолжали использовать сочетание масла и темперы (например, «Тайная вечеря» да Винчи, 1495), хотя и не всегда успешно с технической точки зрения. См. также наш список Величайших картин эпохи Возрождения.
Какие художники были пионерами масляной живописи?
Среди художников Северного Возрождения (Фландрия, Голландия, Германия) пионерами масляной живописи были: Роберт Кампен, мастер из Флемаля (1378–1444; см. его «Богоматерь с младенцем перед камином», 1430, Эрмитаж, Санкт-Петербург); Ян ван Эйк (1390–1441; см. его «Портрет Арнольфини», 1434, масло на дубовой панели, Национальная галерея, Лондон); Рогир ван дер Вейден (1399–1464; см. «Снятие с креста», 1435–40, масло на панели, Музей Прадо, Мадрид); и Дирк Баутс (1415–75; см. «Ад», 1450, масло на дереве, Музей изящных искусств, Лилль). Большинство их картин относилось к жанру христианского искусства в виде алтарных образов. См. также: Фламандская живопись (1400–1800) и Фламандские художники (1400–1750).
В Италии масляную живопись Раннего Возрождения первыми освоили: Джентиле да Фабриано (1370–1427; см. алтарный образ «Поклонение волхвов», 1423, масло на панели, Лувр, Париж); Фра Филиппо Липпи (1406–69; см. «Дева с младенцем», 1452, масло на панели, Палаццо Питти, Флоренция); Пьеро делла Франческа (1420–92; см. «Портреты Федерико да Монтефельтро и Баттисты Сфорца», масло на панели, Уффици, Флоренция); Джованни Беллини (1430–1516; см. «Алтарь Пезаро», 1473, масло на панели, Городской музей, Пезаро). Другими важными художниками эпохи Возрождения были Антонелло да Мессина (1430–1479), который познакомил с маслом венецианское Возрождение, и Андреа Мантенья (1431–1506).
Масляная живопись в XVI веке
Если в XV веке художники использовали масляную краску на деревянных панелях в традиционном для темперы линейном стиле, то живописцы XVI века — особенно в Венеции, ставшей главным центром масляной живописи в Италии, — быстро научились использовать основные преимущества этой техники, особенно в нанесении последовательных слоёв лессировки. В это же время льняной холст заменил деревянные панели в качестве наиболее популярной основы.
К числу выдающихся представителей масляной живописи XVI века относились колористы школы венецианской живописи, такие как Веронезе (1528–1588), Тициан (1487–1576) и Тинторетто (1518–1594) — см. также: Наследие венецианской живописи; художник и архитектор Джулио Романо (1496–1546); флорентийский маньерист Якопо Понтормо (1494–1557); религиозный художник Антонио Корреджо (1494–1534); выдающийся портретист Арчимбольдо (1527–1593) и ярчайший представитель маньеризма — греческий художник Эль Греко (1541–1614), известный своим экспрессивным библейским искусством, для которого его стиль маньеристской живописи считался идеально подходящим, по крайней мере в Испании. См. также Венецианские алтарные образы эпохи Высокого Возрождения и маньеризма.
Пигменты для масляной живописи (ок. 1400–1600 гг.)
Цветовая палитра эпохи Возрождения оставалась основной моделью вплоть до XVII века. Красные пигменты включали киноварь, кармин, «краплак» и яркую «драконову кровь» (из смолы). Земляные оттенки включали венецианскую красную и синеватый тон оксида железа. Синие оттенки эпохи Возрождения — это ультрамарин, азурит и египетская синь, а также растительные красители индиго и марена. Зелёными пигментами были ярь-медянка, зелёная земля и малахит, а жёлтыми — гуммигут, неаполитанская жёлтая и традиционный аурипигмент. Коричневые оттенки получали из глиняных пигментов, таких как сиена и умбра, белые — из свинцовых белил, гипса и мела, а чёрные — из сажи.
Живопись маслом в XVII веке
В XVII веке появилось несколько различных школ. Драматический, театральный европейский стиль барокко, который исповедовали такие мастера исторической и мифологической живописи, как Питер Пауль Рубенс (1577–1640) и Диего Веласкес (1599–1660). Более спокойная школа станковой живописи голландского барокко, известная как голландский реализм (1600–1680). Примерами этого стиля являются кьяроскуро в портретах Рембрандта, изысканные натюрморты Яна Давидса де Хема и жанровая живопись Яна Вермеера. Третий стиль живописи барокко, классицизм, с центром в Риме, представленный аллегорическими работами Николя Пуссена (1593–1665) и пейзажами Клода Лоррена (1600–1682). Уникальный натуралистический стиль, основанный Караваджо (1571–1610) и принятый католическими властями Контрреформации благодаря его приземлённым образам. Важным центром караваджизма в начале XVII века был Неаполь. См. также: Живопись в Неаполе (ок. 1600–1700) и Неаполитанская школа живописи (ок. 1600–56).
Все эти знаменитые художники в полной мере использовали достоинства масляной живописи: Рубенс — в своих размашистых мазках и энергичных композициях; Веласкес — в своём уникальном сплаве величия и реализма; Вермеер — в холодных цветах и особой атмосфере своих жанровых работ; Пуссен — в своих реалистичных фигурах. Кроме того, маловероятно, что необычайно блестящие натюрморты и интимные интерьеры голландской реалистической школы могли быть созданы каким-либо другим средством, кроме масла.
Пигменты для масляных красок (ок. 1600–1700)
В период барокко, в середине XVII века, художники открыли усовершенствованную версию египетской синей краски под названием смальта, в которой медь была заменена кобальтом. Кроме этого, значительных изменений в производстве новых масляных красок не произошло. Однако художники находили новое применение уже существующим пигментам. Например, цветовая палитра Яна Вермеера включала виртуозное использование ультрамарина и неаполитанской жёлтой, как в картине «Дама, стоящая у вирджинала» (1670, масло на холсте, Национальная галерея, Лондон).
Масляная живопись в XVIII веке
Основными школами масляной живописи в XVIII веке были легкомысленное рококо, примером которого служили работы Жана-Антуана Ватто (1684–1721), Джамбаттисты Тьеполо (1696–1770), Франсуа Буше (1707–1770) и Жана-Оноре Фрагонара (1732–1806), и более серьёзный, героический стиль, известный как неоклассическое искусство, выразителем которого был Жак-Луи Давид (1748–1825). (См. также Неоклассическая живопись.) Оба стиля значительно выиграли от сияния и реалистичных эффектов масляной краски. Пейзажная живопись впервые стала серьёзным жанром, и в XVIII веке она представлена знаменитым венецианцем Каналетто (1697–1768), известным своими архитектурными видами Венеции. Среди знаменитых портретистов того времени были Джошуа Рейнольдс (1723–1792) и Томас Гейнсборо (1727–1788), чьи портреты значительно выигрывали благодаря реализму, достигаемому с помощью масла.
Пигменты для масляных красок (ок. 1700–1800)
В палитру красок XVIII века были добавлены новые пигменты: прусская синь, первый современный синтетический пигмент и более дешёвая альтернатива ультрамарину. Его использовали такие мастера, как Жан-Антуан Ватто. Появились также патентный жёлтый Тёрнера, названный в честь изобретателя, а не художника; прекрасный медно-голубой пигмент «бременская синь»; кобальтовый зелёный, полупрозрачный краситель, разработанный в 1780 году. В конце века появилось множество новых пигментов, включая красные марсы (синтетические оксиды железа), ряд хромовых красителей и семейство пигментов из хромата свинца. Однако некоторые художники XVIII века стали использовать ненадёжные пигменты, склонные к выцветанию или растрескиванию: например, несколько работ Джошуа Рейнольдса быстро испортились из-за использования битума.
Масляная живопись в XIX веке
Начало эпохи современного искусства, XIX век, ознаменовалось появлением ряда инновационных стилей, развитие которых было бы невозможно без улучшения качества, ассортимента и технологии производства масляных красок. Достаточно привести три примера. Во-первых, такие направления, как школа реки Гудзон, люминизм и импрессионизм, получили мощный толчок благодаря изобретению американским художником Джоном Рэндом в 1841 году складного оловянного тюбика для краски, который позволил брать готовые краски на пленэр. Во-вторых, импрессионисты и другие художники смогли в полной мере использовать технику размашистых мазков, ставшую доступнее благодаря краскам лучшего качества. В-третьих, возросшая роль цвета в движениях fin-de-siècle, таких как фовизм и экспрессионизм, а также в работах известных колористов, таких как Ван Гог (1853–1890), Поль Гоген (1848–1903) и Анри Матисс (1869–1954), стало возможным только благодаря разработке новых пигментов и синтетических красителей.
Пигменты для масляной краски (ок. 1800–1900)
Новые оттенки постоянно добавлялись в цветовую палитру XIX века. Кобальтовый синий был открыт французским учёным Луи Жаком Тенаром в 1802 году; новый класс блестящих кадмиевых пигментов стал доступен с 1817 года; ультрамарин был наконец синтезирован в начале 1830-х годов; популярный цинковый белый появился в 1830-х годах; мощный холодный зелёный цвет «виридоновый» (viridian) появился в 1840 году, заменив очень ядовитый изумрудно-зелёный (любимый оттенок Ван Гога); интенсивный жёлтый «ауреолин» (кобальтовый жёлтый) был синтезирован в 1848 году; мовеин (фиолетовый), первый анилиновый краситель, был создан в 1856 году; зеленовато-голубой лазурный (cerulean) был выпущен в 1860 году, к восторгу пейзажистов. Объяснение современной масляной живописи см: Анализ современных картин (1800-2000).
Масляная живопись в XX и XXI веках
Спустя шестьсот лет после своего широкого распространения масляная краска остаётся универсальным средством для всех форм пленэрной и студийной живописи. Она используется во всех жанрах, включая исторический, портрет, бытовой жанр, пейзаж и натюрморт, как в абстрактном, так и в фигуративном искусстве.
Акриловые краски (появились в 1940-х годах), несомненно, являются ближайшим конкурентом масла и популярны среди многих современных художников, но блеск и податливость масла дают ему явное преимущество. Сохранится ли эта ситуация в конце XXI века, покажет время.
Пигменты для масляных красок (XX – XXI века)
Новые пигменты, разработанные в XX веке, включали: высокоэффективные органические пигменты (краски Hansa); улучшенные синтетические версии киновари и титанового белого; ряд фталоцианинов (в частности, фталоцианиновый синий), появившихся в 1935 году, а затем хинакридоны и перилены. Кроме того, были разработаны универсальные стандарты цвета и светостойкости, такие как стандарты Американского общества по испытаниям и материалам (ASTM) и Международной комиссии по освещению (CIE).
Знаменитые картины маслом самых влиятельных художников
Почти все величайшие художники мира со времён Возрождения, за исключением Микеланджело (1475–1564), создавали шедевры, используя масляную краску. Ниже приводится краткая подборка наиболее влиятельных художников, работавших маслом, и их произведений. Полный список см: Анализ знаменитых картин.
Термины
См: Диптих (2-панельная работа); Триптих (3-панельная работа); Полиптих (многопанельная работа).
Роберт Кампен (ок. 1378–1444)
Триптих Зайлерн (Положение во гроб) (1410) Институт Курто.
Алтарный образ Мероде (Триптих Благовещения) (ок. 1425) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Ян Ван Эйк (1390–1441)
Гентский алтарь (1432) Собор Святого Бавона, Гент.
Портрет четы Арнольфини (1434) Национальная галерея, Лондон.
Портрет мужчины в красном тюрбане (1433) Национальная галерея, Лондон.
Рогир Ван дер Вейден (1399–1464)
Снятие с креста (ок. 1435–40) Прадо, Мадрид.
Ханс Мемлинг (1433–1494)
Триптих Донна (1480) Национальная галерея, Лондон.
Хуго Ван Дер Гус (1440–1482)
Алтарь Портинари (Триптих) (1475) Уффици, Флоренция.
Иероним Босх (1450–1516)
Сад земных наслаждений (1500–05) Музей Прадо, Мадрид.
Леонардо Да Винчи (1452–1519)
Дама с горностаем (ок. 1490) Музей Чарторыйских, Краков.
Мона Лиза (1503–06) Лувр, Париж.
Маттиас Грюневальд (1475–1528)
Изенгеймский алтарь (1512–15) Музей Унтерлинден, Кольмар.
Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко) (1477–1510)
Гроза (1508) Галерея Академии, Венеция.
Тициан (ок. 1477–1576)
Вознесение Девы Марии (1516–18) Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари, Венеция.
Венера Урбинская (1538) Уффици, Флоренция.
Рафаэль (1483–1520)
Сикстинская Мадонна (1513) Галерея старых мастеров, Дрезден.
Портрет папы Льва X (1518) Уффици, Флоренция.
Ганс Гольбейн Младший (1497–1543)
Послы (1533) Национальная галерея, Лондон.
Портрет Генриха VIII (1536) Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Тинторетто (Якопо Робусти) (1518–1594)
Распятие (1565) Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция.
Тайная вечеря (1592–94) Сан-Джорджо-Маджоре, Венеция.
Питер Брейгель Старший (ок. 1525–1569)
Вавилонская башня (1563) Музей истории искусств, Вена.
Охотники на снегу (1565) Музей истории искусств, Вена.
Паоло Веронезе (1528–1588)
Брак в Кане Галилейской (1563) Лувр, Париж.
Эль Греко (1541–1614)
Погребение графа Оргаса (1586) Церковь Сан-Томе, Толедо.
Портрет кардинала (1600) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Караваджо (1573–1610)
Обращение Савла (1601) Капелла Черази, Рим.
Ужин в Эммаусе (1601) Национальная галерея, Лондон.
Положение во гроб (1602–04) Музеи Ватикана.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640)
Самсон и Далила (1609) Национальная галерея, Лондон.
Снятие с креста (1611–14) Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен.
Николя Пуссен (1594–1665)
Похищение сабинянок (1638) Лувр, Париж.
Святое семейство на ступенях (1648) Национальная галерея, Вашингтон.
Веласкес (1599–1660)
Портрет Папы Иннокентия X (1650) Галерея Дориа-Памфили.
Менины (1656) Музей Прадо, Мадрид.
Рембрандт (1606–1669)
Ночной дозор (1642) Рейксмюсеум, Амстердам.
Синдики (1662) Рейксмюсеум, Амстердам.
Ян Вермеер (1632–1675)
Искусство живописи (Аллегория) (ок. 1666) Музей истории искусств, Вена.
Девушка с жемчужной серёжкой (1666) Маурицхёйс, Гаага.
Любовное письмо (1668) Рейксмюсеум, Амстердам.
Томас Гейнсборо (1727–1788)
Голубой мальчик (1770) Библиотека Хантингтона, Сан-Марино.
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806)
Качели (1767) Собрание Уоллеса, Лондон.
Франсиско Гойя (1746–1828)
Обнажённая Маха (Maja desnuda) (1800) Музей Прадо, Мадрид.
Третье мая 1808 года в Мадриде (1814) Музей Прадо, Мадрид.
Сатурн, пожирающий своего сына (1823) Музей Прадо, Мадрид.
Дж. М. У. Тёрнер (1775–1851)
Пожар в здании Парламента (1835) Филадельфийский художественный музей.
Последний рейс корабля «Отважный» (1839) Национальная галерея, Лондон.
Джон Констебл (1776–1837)
Строительство лодки (1815) Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Телега для сена (1821) Национальная галерея, Лондон.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867)
Купальщица Вальпинсона (1808) Лувр, Париж.
Большая одалиска (1814) Лувр.
Эдуар Мане (1832–1883)
Бар в «Фоли-Бержер» (1882) Институт искусства Курто, Лондон.
Поль Сезанн (1839–1906)
Игроки в карты (1885–90) Фонд Барнса, Филадельфия.
Большие купальщицы (Les Grandes Baigneuses) (1894–1905) Национальная галерея, Лондон; Художественный музей Филадельфии; Фонд Барнса, Мерион.
Клод Моне (1840–1926)
Впечатление. Восходящее солнце (1873) Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Маки близ Аржантёя (1873) Музей Орсе.
Поль Гоген (1848–1903)
Анна-яванка (1893) частная коллекция.
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? (1897) Музей изящных искусств, Бостон.
Девушка с веером (1902) Музей Фолькванг, Эссен.
Винсент Ван Гог (1853–1890)
Подсолнухи (1888) Национальная галерея, Лондон.
Ночная терраса кафе (1888) Художественная галерея Йельского университета.
Пшеничное поле с воронами (1890) Музей Ван Гога, Амстердам.
Джон Сингер Сарджент (1856–1925)
Дочери Эдварда Дарли Бойта (1882) Музей изящных искусств, Бостон.
Портрет мадам Икс (1884) Метрополитен-музей.
ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ
Список лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён: топ-10.
ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
Чтобы узнать о лучших мастерах, см.: Лучшие художники-пейзажисты. О величайшем искусстве натюрморта см: Лучшие художники-натюрмортисты. О величайших портретистах см.: Лучшие художники-портретисты. О величайшей жанровой живописи см: Лучшие жанровые художники. О лучшей аллегорической живописи см: Лучшие исторические художники.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Об эволюции живописи см.: История искусства. Список важных дат можно найти на странице «Хронология истории искусства».
КАТЕГОРИИ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Определения, формы, стили, жанры, периоды см.: Виды искусства.
ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ МАСЛОМ
Список шедевров известных художников см.: Величайшие картины в истории.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?