Масляная живопись читать ~21 мин.
Что такое масляная краска? В своей простейшей форме масляная краска представляет собой смесь трёх веществ: пигмента, связующего и разбавителя. Пигмент – это элемент цвета, а связующее вещество (масло) – это жидкое средство или носитель, который удерживает измельчённый пигмент для нанесения на холст или любую другую основу, на которую наносится краска.
В вязкую смесь пигмента и масла обычно добавляют разбавитель, чтобы её было легче наносить кистью. Так, например, одна из самых простых масляных красок может содержать смесь красного оксида железа (пигмент), льняного масла (связующее вещество) и скипидара (разбавитель). Масляная краска может также содержать ряд других добавок, способствующих высыханию, улучшению внешнего вида и другим действиям.
В отличие от темперы, акриловой краски, акварели, или гуаши, которые сохнут путём испарения, масляная краска сохнет путём окисления – то есть, масло вступает в химическую реакцию с кислородом из воздуха и постепенно превращается из жидкости в гель и, наконец, становится твердой.
Какое масло используется в масляной краске?
Самым популярным видом масла, используемым в живописи, является льняное масло, потому что (в отличие от других растительных масел, таких как оливковое или каноловое) оно высыхает в результате окисления. Льняное масло – не единственное окисляющееся (или сиккативное) масло: сафлоровое, маковое или масло грецкого ореха также могут быть использованы, в зависимости от блеска, времени высыхания и других эффектов, требуемых художником. Однако льняное масло, как правило, сохнет быстрее и при этом образует более эластичную красочную плёнку, которая легче поддаётся доработке. Обратите внимание, что пигменты сохнут не одинаково быстро: например, угольно-чёрная масляная краска сохнет медленнее, в то время как красная или жёлтая охра застывает гораздо быстрее.
Как делают масляную краску?
В настоящее время очень немногие художники используют масляные краски, изготовленные вручную; большинство предпочитает покупать готовые марки. Но основной процесс производства относительно схож. Сначала происходит измельчение пигмента в масле. Масляная паста тщательно размалывается, чтобы частицы пигментного цвета рассеялись по всей смеси. Затем добавляется разбавитель и, возможно, дополнительный сиккатив (высушивающий агент).
Как обходились художники до появления современных тюбиков с краской?
Только в 19 веке промышленные производители начали выпускать надлежащий ассортимент художественных масляных красок. До этого времени художники изготавливали свои собственные краски, которые должны были быть свежими каждый день. Большинство художников эпохи Возрождения или барокко, например, в течение нескольких лет работали в качестве учеников (подмастерьев) в мастерской (ателье) мастера, где они изучали навыки рисования (disegno), живописи (colorito), а также изготовления и смешивания красок. Знание цветовых пигментов, их свойств (оттенок, стойкость, цветность, светостойкость, совместимость с другими пигментами, свойства высыхания), а также способов приготовления из них масляной краски было неотъемлемой частью художественной подготовки каждого живописца. Даже измельчение пигмента требовало мастерства, так как размер частиц должен быть мелким и правильным, и небольшое количество пигментов может быть повреждено неправильным измельчением. Кроме того, важно было знать правильное соотношение связующего вещества и пигмента (которое может варьироваться от 10 процентов или меньше до 150 процентов), а также то, требует ли конкретный пигмент добавления сиккатива или экстендера, прежде чем он будет готов к использованию.
В целом, приготовление и смешивание масляной краски было грязным и трудоёмким делом, и можно только представить, с какими трудностями столкнулся Паоло Веронезе при написании своего огромного высокодетализированного полотна «Свадебный пир в Кане» (1562). Смешивать и поддерживать консистенцию и цвет масляной краски в течение более чем года, должно быть, было чрезвычайно трудно, даже если ему помогали ученики.
Подробнее о пигментах и колористах см: Цвет в живописи.
Дорого ли стоила масляная краска?
Иногда да. Само масло не было дорогим, но некоторые пигменты были дорогими. Три самых дорогих пигмента, использовавшихся в искусстве Ренессанса, были золото, ультрамарин (из полудрагоценного азиатского камня лазурита) и красный лак (из Индии). На самом деле эти три краски были настолько дорогими, что их использование обычно оговаривалось в контракте на выполнение живописного заказа.
Для сравнения, современные художники, использующие современные стандартизированные масляные краски профессионального качества (из тюбика), которые можно быстро и легко смешивать с другими красками на палитре, сталкиваются с гораздо меньшим набором художественных проблем.
Что такое экстендеры?
На протяжении столетий художники добавляли в масляные краски экстендеры или наполнители, чтобы сделать дорогие пигменты более прочными и тем самым снизить стоимость материалов для художников. В наше время, например, сульфат бария и гидрат глинозёма являются распространёнными экстендерами, считаясь белыми пигментами Pw21 и Pw24. Добавление любого из них в масляную краску увеличивает количество краски, не влияя на цвет, так как ни один из них не обладает значительной тонирующей способностью.
Каковы преимущества масляной краски?
Основными преимуществами масляных красок являются их гибкость и глубина цвета. Их можно наносить различными способами, от тонких лессировок, разбавленных скипидаром, до плотных густых импасто. Благодаря тому, что краска медленно сохнет, художник может работать с ней гораздо дольше, чем с другими видами красок. Это даёт больше возможностей для смешивания и наслоения. Масла также позволяют художнику создавать более насыщенные цвета, а также широкий диапазон тональных переходов и оттенков. (См. также: Тициан и венецианская цветная живопись 1500-76 гг.). Фактически, масляные краски не изменяются после высыхания, и можно получить как непрозрачные, так и прозрачные эффекты, а также матовые и глянцевые покрытия. В руках старых мастеров, таких как Рубенс или Рембрандт, масло позволяло добиться потрясающих эффектов света и цвета, а также гораздо большей реалистичности.
Как наносится масляная краска?
Методы нанесения разнообразны и гибки. Масляная краска может быть нанесена на выбранный грунт практически любым инструментом, включая кисть, мастихин, нож для палитры, тряпку – даже зубочистку. Используются кисти из красного соболя, ласки, бычьего волоса, свиного или кабаньего, а также ряд синтетических кистей. В качестве основы обычно используется холст, картон, панель или подготовленная бумага, хотя современные художники, такие как Виллем де Кунинг, использовали постельное белье, металл и резину, а также различные «найденные» предметы.
Традиционная масляная живопись обычно начиналась с рисунка углём или мелом, на который послойно наносили краску, следя за тем, чтобы каждый слой содержал немного больше масла, чем предыдущий, для облегчения высыхания и предотвращения шелушения. К краске примешивались многочисленные добавки (например, воски, смолы, лаки), чтобы изменить её светимость, блеск и другие свойства, например, способность скрывать мазки кисти. Первоначальное высыхание может занять до года и более, после чего можно наносить смоляной или восковой лак. Однако музейные хранители не считают масляную живопись полностью высохшей, пока не пройдёт несколько десятилетий.
Когда впервые была изобретена масляная живопись?
Никто не знает, когда впервые была изобретена масляная краска. Масла добавляли в краски задолго до изобретения масляной краски как самостоятельного средства. Самый ранний известный пример масляной живописи зафиксирован в 11 веке, но практика станковой живописи масляными красками выросла из методов живописи 15 века (кватроченто) темпера. Это произошло в основном в результате усовершенствования процесса очистки льняного масла и доступности новых красящих пигментов и летучих растворителей после 1400 года, что совпало с потребностью в средстве, альтернативном темпере из чистого яичного желтка, для удовлетворения творческих потребностей эпохи Возрождения.
В течение многих лет первое использование масляной краски приписывалось фламандскому художнику Яну ван Эйку, и его брату Хуберту. Считалось, что именно их живописное мастерство, а также их опыт работы с пигментами для масляных красок убедили сначала голландцев, затем венецианцев и других итальянцев в том, что масло превосходит яичную темперу. Хотя известно, что Ван Эйки произвели революцию в масляной живописи и довели её до раннего пика совершенства, они не изобрели её. Напротив, её происхождение более древнее и неясное. В трактате XII века Теофила (псевдоним, возможно, Роджера из Хельмарсхаузена, ювелира и монаха-бенедиктинца) упоминается «растирание красок с маслом», а примеры, как уже упоминалось выше, датируются XI веком.
Как развивалась масляная живопись?
Оставляя в стороне вопрос о том, кто на самом деле изобрёл масляную краску, можно сказать, что развитие масляной живописи полностью изменило живопись Раннего Возрождения, благодаря усилиям ряда художников (включая Ван Эйков), работавших в Северной Европе и Италии в первой половине кватроченто. Эти художники начали экспериментировать с использованием масла в качестве связующего пигмента, и по мере того, как преимущества масляной краски перед темперой становились все более очевидными, она становилась естественным предпочтением все большего числа художников.
В любом случае, к концу XV века темпера – основной метод панельной живописи – почти исчезла. В дальнейшем она использовалась почти исключительно во фресках, обычно в Италии, где она подходила для тёплого сухого климата. Конечно, ко времени создания шедевра Высокого Возрождения «Мона Лиза» (1503-6, Леонардо да Винчи) масло стало стандартным средством для станковых работ, особенно портретов – см. также сфумато – хотя многие итальянские художники, такие как Рафаэль (1483-1520) и сам Леонардо да Винчи (1452-1519), продолжали использовать сочетание масла и темперы (например. Тайная вечеря да Винчи, 1495), хотя и не всегда успешно с технической точки зрения. См. также наш список Величайших картин эпохи Возрождения.
Какие художники были пионерами масляной живописи?
Среди художников Северного Возрождения (Фландрия, Голландия, Германия) пионерами масляной живописи, среди прочих, были: Роберт Кампен, мастер из Флемалле (1378-1444; см. его «Богоматерь с младенцем перед камином», 1430, Эрмитаж, Санкт-Петербург); Ян ван Эйк (1390-1441; см. его «Портрет Арнольфини», 1434, масло на дубовой панели, Национальная галерея, Лондон); Рогир ван дер Вейден (1399-1464; см. Сошествие с креста, 1435-40, масло на панели, Музей Прадо, Мадрид); и Дирк Бутс (1415-75; см. Ад, 1450, масло на дереве, Музей изобразительных искусств Лилля). Большинство их картин относилось к жанру христианского искусства, в виде алтарных образов. См. также: Фламандская живопись (1400-1800) и Фламандские художники (1400-1750).
В Италии масляную живопись Раннего Возрождения первыми попробовали: Джентиле да Фабриано (1370-1427; см. Поклонение волхвов алтарный образ, 1423, масло на панели, Лувр Париж); Фра Филиппо Липпи (1406-69; см. Дева с младенцем, 1452, масло на панели, Палаццо Питти Флоренция); Пьеро делла Франческа (1420-92; см. Баттиста Сфорца и Федериго да Монтефельтро, масло на панели, Уффици Флоренция); Джованни Беллини (1430-1516; см. Алтарь Пезаро, 1473, масло на панели, Museo Civico, Пезаро); другие важные художники эпохи Возрождения: Антонелло да Мессина (1430-1479), который ввёл масло в венецианское Возрождение, и Андреа Мантенья (1431-1506).
Масляная живопись в XVI веке
Если в XV веке художники использовали масляную краску на панелях в традиционном темперном стиле линейного рисунка, то художники XVI века – особенно в Венеции эпохи Возрождения, которая стала главным центром масляной живописи в Италии – быстро научились использовать основные преимущества масляной живописи, особенно в нанесении последовательных слоёв глазури, а льняной холст заменил деревянные панели в качестве наиболее популярной основы.
К числу выдающихся представителей масляной живописи в XVI веке относились колористы школы Венецианской живописи, такие как Веронезе (1528-1588), Тициан (1487-1576) и Тинторетто (1518-1594) – см. также: Наследие венецианской живописи – художник и архитектор Джулио Романо (1496-1546), нервный флорентийский маньерист Якопо Понтормо (1494-1557), религиозный художник Антонио Корреджо (1494-1534), выдающийся портретист Арчимбольдо (1527-1593), и высший образец маньеризма – греческий художник Эль Греко (1541-1614), известный своей интенсивной экспрессивностью библейского искусства, для которого его стиль маньеристской живописи считался – по крайней мере, в Испании – идеально подходящим. См. также Венецианские алтарные образы эпохи Высокого Возрождения и маньеризма.
Пигменты для масляной живописи (ок. 1400-1600 гг.)
Цветные пигменты, используемые в масляной живописи, не сильно изменились в этот период. Фактически цветовая палитра эпохи Возрождения оставалась основной моделью вплоть до XVII века. Красные пигменты включали вермилион, кармин, «лак» и яркую «кровь дракона» (из смолы азиатской камеди). Земляные оттенки включали венецианский красный, голубоватый тон оксида красного. Голубые оттенки эпохи Возрождения включали ультрамарин, азурит и египетскую синь, а также растительные красители индиго и маддер. Зелёными пигментами были Вердигрис, Зелёная Земля и Малахит, а жёлтыми – Gamboge, Неаполитанский жёлтый (Giallorino) и традиционный Орпимент. Коричневые оттенки получали из глиняных пигментов, таких как сиена и умбра, белые – из свинцовых белил, гипса и мела, а чёрные – из сажи (обугленного органического материала).
Живопись маслом в XVII веке
В XVII веке появилось несколько различных школ.
❶ Драматический, даже театральный европейский стиль барокко, который исповедовали такие художники истории и мифологических повествований, как Питер Пауль Рубенс (1577-1640), Диего Веласкес (1599-1660);
❷ Более спокойная школа станковой живописи голландского барокко, известная как голландский реализм (1600-1680). Примером последнего являются кьяроскуро и «индивидуальность» портретов Рембрандта; изысканные натюрморты Яна Давидса де Хима и голландская реалистическая жанровая живопись Яна Вермеера.
❸ Третий стиль живописи барокко, классицизм, в центре которого находился Рим, был представлен аллегорическими работами Николя Пуссена (1593-1665) и повествовательными итальянскими пейзажами Клода Лоррена (1600-1682).
❹ Уникальный натуралистический стиль, основанный Караваджо (1571-1610 гг.) и охотно принятый католическими властями Контрреформации благодаря его приземлённым образам. Важным центром караваджизма в начале XVII века был Неаполь. См. также: Живопись в Неаполе (ок. 1600-1700) и, более подробно, Неаполитанская школа живописи (ок. 1600-56).
Все эти знаменитые художники в полной мере использовали достоинства масляной живописи – Рубенс в своих размашистых мазках, энергичных композициях и реалистичной анатомии; Веласкес в своём уникальном сплаве величия, реализма и интимности; Вермеер в холодных цветах и «взгляде и чувстве» своих повествовательных жанровых работ; Пуссен в своих реалистичных фигурах и цветах. Кроме того, представляется маловероятным, что необычайно блестящие натюрморты и интимные интерьеры голландской реалистической школы могли быть созданы каким-либо другим способом, кроме масла.
Пигменты для масляных красок (ок. 1600-1700)
В период барокко в середине семнадцатого века художники открыли усовершенствование египетской синей краски под названием Смальта, в которой они заменили медь кобальтом. Кроме этого, в производстве новых масляных красок не произошло никаких значительных изменений. Однако художники находили новое применение уже существующим пигментам. Например, цветовая палитра Яна Вермеера, включала виртуозное использование ультрамаринового синего и неаполитанского жёлтого, как в картине «Дама, стоящая у вирджинала» (1670, масло на холсте, Национальная галерея Лондона).
Масляная живопись в XVIII веке
Основными школами масляной живописи в XVIII веке были легкомысленная рококо, примером которой был Жан-Антуан Ватто (1684-1721), Джамбаттиста Тьеполо (1696-1770), Франсуа Буше (1707-1770) и Жан-Онор Фрагонар (1732-1806), и более серьёзный, героический стиль, известный как неоклассическое искусство, выразителями которого были Жак-Луи Давид (1748-1825). (См. также Неоклассическая живопись) Оба стиля значительно выиграли от светящегося сияния и реалистичных эффектов масляной краски. Пейзажная живопись впервые стала серьёзным жанром, и в масляной живописи XVIII века она представлена знаменитым венецианцем Каналетто (1697-1768), известным своими архитектурными видами Венеции и уникальной зелено-голубой цветовой палитрой. Среди знаменитых портретистов того времени были Джошуа Рейнольдс (1723-1792) и Томас Гейнсборо (1727-1788), чьи портреты значительно усилились благодаря реализму, достигаемому масляной краской.
Пигменты для масляных красок (ок. 1700-1800)
В палитру красок восемнадцатого века были добавлены новые пигменты: Прусская синь, первый современный синтетический пигмент и более дешёвая альтернатива непомерно дорогому ультрамарину. Его использовали такие мастера, как Жан-Антуан Ватто; патентный жёлтый Тёрнера, названный в честь изобретателя, а не английского художника-акварелиста Тёрнера (1775-1851); прекрасный медно-голубой пигмент «Бременская синь», разработанный во второй половине века; кобальтовый зелёный, полупрозрачный, ярко-зелёный краситель, разработанный в 1780 году шведским художником Ринманом. В конце века появилось множество новых пигментов, включая красные марсы (синтетические красные оксиды железа), ряд хромовых красителей (оранжевый, жёлтый и красный) и семейство натуральных пигментов из хромата свинца, в частности жёлтый. Однако некоторые художники XVIII века стали использовать ненадёжные пигменты, которые были склонны к выцветанию или растрескиванию: например, несколько работ Джошуа Рейнольдса быстро испортились из-за использования битума.
Масляная живопись в 19 веке
Начало современного искусства, 19 век, стал свидетелем ряда инновационных стилей масляной живописи, все из которых были значительно улучшены благодаря повышению качества, ассортимента, пигментов и усовершенствованию технологии производства масляной краски. Достаточно привести три примера. Во-первых, такие направления живописи на открытом воздухе, как школа реки Гудзон (ок. 1820-75), люминизм (ок. 1850-75) и импрессионизм (ок. 1870-х), получили значительную пользу от изобретения американским художником Джоном Рэндом в 1841 году разборной жестяной трубки для краски, которая позволила получить больше предварительно смешанных красок в удобной для живописи на пленэре среде. Во-вторых, импрессионисты и другие художники получили большую пользу от размашистых мазков, которые стали легче благодаря более качественному маслу. В-третьих, возросшая роль цвета в fin-de-siecle движениях, таких как фовизм и экспрессионизм, а также в работах известных колористов, таких как Ван Гог (1853-1890), Поль Гоген (1848-1903) и Анри Матисс (1869-1954), стало возможным только благодаря разработке новых пигментов и синтетических красителей.
Пигменты для масляной краски (ок. 1800-1900)
Всё новые оттенки добавлялись в цветовую палитру девятнадцатого века. Кобальтовый синий был открыт французским учёным Луи Жаком Тенаром в 1802 году; новый класс блестящих кадмиевых пигментов стал доступен с 1817 года; ультрамарин, долгое время считавшийся лучшей натуральной краской для художников, был наконец синтезирован Жаном Батистом Гиме и Кристианом Готтлобом Гмелином в начале 1830-х годов; популярный цинковый белый появился в 1830-х годах; мощный холодный зелёный цвет «Виридиан» появился в 1840 году, заменив очень ядовитый изумрудно-зелёный (любимый зелёный оттенок Ван Гога); интенсивный жёлтый оттенок «Ауреолин» (кобальтовый жёлтый) был синтезирован в 1848 году Н. В. Фишером; Мовейн (Mauveine, фиолетовый), первый анилиновый краситель, был создан в 1856 году англичанином Уильямом Генри Перкином; зеленовато-голубой Лазурный был выпущен в 1860 году Джорджем Роуни, к восторгу пейзажистов, пишущих небо. Объяснение современной масляной живописи см: Анализ современных картин (1800-2000).
Масляная живопись в 20 и 21 веках
Через шестьсот лет после своего появления масляная краска остаётся универсальным средством для всех форм пленэрной и студийной живописи. Она используется во всех жанрах живописи, включая исторический жанр, портрет, жанровую живопись, пейзаж и натюрморт, и как в абстрактном, так и в изобразительном искусстве.
Акриловые краски (появились в 1940-х годах), несомненно, являются ближайшим конкурентом масла и популярны среди многих современных художников, но блеск и обрабатываемость масла дают ему явное преимущество. Будет ли это так в конце 21 века, никто не знает.
Масляные краски-пигменты (ок. 1800-1900 гг.)
Новые пигменты, разработанные в двадцатом веке, включали: новые высокоэффективные органические пигменты (краски Hansa); новые улучшенные синтетические версии вермилиона и титанового белого; ряд пталоцианинов (в частности, фталовый синий), появившихся в 1935 году, а затем хинакридоны и периллы. Кроме того, были разработаны универсальные стандарты, такие как стандарты Американского общества по испытаниям и материалам (ASTM) и Международной комиссии по освещению (CIE Lab).
Знаменитые картины маслом самых влиятельных художников
Почти все величайшие художники мира со времён Возрождения, за исключением Микеланджело (1475-1564), создали шедевры, используя масляную краску. Ниже приводится краткая подборка наиболее влиятельных мировых художников масляной живописи и их работ. Полный список см: Анализ знаменитых картин.
Термины
См: Диптих (2-панельное масло); Триптих (3-панельное масло); Полиптих (многопанельное масло).
Роберт Кампен (ок. 1378-1444)
Триптих Seilern (Погребение) (1410) Институт Курто.
Алтарь Мероде (Триптих Благовещения) (ок. 1425) Клойстерс, Нью-Йорк.
Ян Ван Эйк (1390-1441)
Гентский алтарь (1432) Сент-Баво Катердал, Гент.
Портрет Арнольфини (1433-4) Национальная галерея, Лондон.
Портрет мужчины в красном тюрбане (1433) Национальная галерея, Лондон.
Роджер Ван дер Вейден (1399-1464)
Спуск с креста (Низложение) (ок. 1435-40) Прадо, Мадрид.
Ханс Мемлинг (1433-1494)
Триптих Донна (1480) Национальная галерея, Лондон.
Хуго Ван Дер Гоес (1440-1482)
Алтарь Портинари (Триптих) (1475) Уффици, Флоренция.
Иероним Босх (1450-1516)
Сад земных наслаждений (1500-05) Музей Прадо, Мадрид.
Леонардо Да Винчи (1452-1519)
Дама с горностаем (ок.1490) Чарторыйский музей, Краков
Мона Лиза (1503-6) Лувр, Париж
Маттиас Грюневальд (1475-1528)
Изенгеймский алтарь (1512-15) Музей д’Унтерлинден, Кольмар.
Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко) (1477-1510)
Буря (1508) Галерея Академии, Венеция.
Тициан (ок. 1477-1576)
Успение Богородицы (1516-8) Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция.
Венера Урбинская (1538) Уффици, Флоренция.
Рафаэль (1483-1520)
Сикстинская Мадонна (1513) Гемальдегаллерия, Дрезден.
Портрет папы Льва X (1518) Уффици, Флоренция.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543)
Послы (1533) Национальная галерея, Лондон.
Портрет Генриха VIII (1536) Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Тинторетто (Якопо Робусти) (1518-1594)
Распятие (1565) Скуола Гранде ди Сан Рокко, Венеция.
Тайная вечеря (1592-4) Сан Джорджо Маджоре, Венеция.
Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569)
Вавилонская башня (1563) Музей истории искусств, Вена.
Охотники на снегу (1565) Kunsthistorisches Museum, Вена.
Паоло Веронезе (1528-1588)
Свадебный пир в Кане (1563) Лувр, Париж.
Эль Греко (1541-1614)
Погребение графа Оргаса (1586) Церковь Санто Томе, Толедо.
Портрет кардинала (1600) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Караваджо (1573-1610)
Обращение по дороге в Дамаск (1601) Капелла Черази, Рим.
Вечеря в Эммаусе (1601) Национальная галерея, Лондон.
Погребение (1602-4) Музеи Ватикана.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Самсон и Делия (1609) Национальная галерея, Лондон
Сошествие с креста (1611-14), Собор Богоматери, Антверпен
Николя Пуссен (1594-1665)
Похищение сабинянок (1638), Лувр, Париж
Святое семейство на ступенях (1648), Национальная галерея, Вашингтон
Веласкес (1599-1660)
Портрет Папы Иннокентия X (1650) Галерея Дориа Памфили
Менины (1656) Музей Прадо, Мадрид
Рембрандт (1606-1669)
Ночной дозор (1642) Рейксмузеум, Амстердам
Синдикат гильдии суконщиков (1662) масло, Рейксмузеум
Ян Вермеер (1632-1675)
(1665-6) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Искусство живописи: Аллегория (ок. 1666 г.) Музей истории искусств, Вена.
Девушка с жемчужной серёжкой (1666) Мауритсхаус, Гаага.
Письмо (1668) Рейксмузеум, Амстердам.
Томас Гейнсборо (1727-1788)
Джонатан Батталл: «Голубой мальчик» (1770) Хантингтонская библиотека и галерея, Сан-Марино.
Жан Оноре Фрагонар (1732-1806)
Качели (1767) Коллекция Уоллеса, Лондон.
Франсиско Гойя (1746-1828)
Обнажённая Маха (Maja des Nuda) (1800) Музей Прадо, Мадрид
Третье мая 1808 года (1814) Музей Прадо, Мадрид
Сатурн, пожирающий своего сына (1823) Музей Прадо, Мадрид
JMW Turner (1775-1851)
Сожжение палаты лордов и общин (1835) Филадельфийский музей
Сражающийся Темерр (1839) Национальная галерея, Лондон
Джон Констебл (1776-1837)
Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд (1815) Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Вьюнка сена (1821) Национальная галерея, Лондон.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867)
Купальщица из Вальпинкона (1808) Лувр, Париж.
Великая Одалиска (1814) Лувр.
Эдуард Мане (1832-1883)
Бар в Фоли-Бержер (1882) Институт Курто, Лондон.
Поль Сезанн (1839-1906)
Игроки в карты (1885-90) Фонд Барнса, Филадельфия, штат Пенсильвания.
Большие купальщицы (Les Grandes Baigneuses) (1894-1905) Национальная галерея, Лондон; Музей искусств, Филадельфия; Фонд Барнса, Мерион, Пенсильвания.
Клод Моне (1840-1926)
Впечатление, восход солнца (1873) Музей Мармоттан Моне, Париж.
Маки близ Аржантейля (1873) Музей д’Орсэ.
Поль Гоген (1848-1903)
Анна Яванская (1893) частная коллекция.
Откуда мы пришли? Кто мы? (1897) Бостонский МИД.
Девушка с веером (1902) Музей Фолькванг, Гессен.
Винсент Ван Гог (1853-1890)
Подсолнухи (1888) Национальная галерея, Лондон.
Терраса кафе ночью, Арль (1888) Художественная галерея Йельского университета.
Пшеничное поле с воронами (1890) Музей Ван Гога, Амстердам.
Джон Сингер Сарджент (1856-1925)
Дочери Эдварда Дарли Бойта (1882) Бостонский музей изобразительных искусств.
Портрет мадам Х (1884) Музей Метрополитен.
ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ ХУДОЖНИКИ
Чтобы уидеть список лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён: 10 лучших.
ТОП-ХУДОЖНИКИ МИРА
Чтобы узнать о самых лучших художниках, см.: Лучшие художники в стиле пейзажа. О величайшем искусстве натюрморта см: Лучшие художники натюрморта. О величайших портретистах см.: Лучшие художники-портретисты. О величайшей жанровой живописи см: Лучшие жанровые художники. О лучшей аллегорической живописи см: Лучшие исторические художники.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Об эволюции живописи см.: История искусства. Список важных дат можно найти на странице «Хронология истории искусства».
КАТЕГОРИИ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Определения, формы, стили, жанры, периоды см.: Виды искусства.
ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ МАСЛОМ
Список шедевров известных художников см.: Величайшие картины всех времен.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?