Искусство нидерландского Возрождения читать ~10 мин.
В изобразительном искусстве термин «нидерландское Возрождение» обозначает период интенсивного развития изобразительного искусства во Фландрии и Голландии в XV и XVI веках. Художники и меценаты Нидерландов, как правило, были более сосредоточены на реалистическом видении мира, чем их итальянские коллеги. Их в меньшей степени интересовали классическая античность, теоретические аспекты эстетики и перспективы. Вместо этого они стремились писать то, что видели, и концентрировались на совершенствовании техники масляной живописи.
Примерно до 1530 года церковь оставалась главным покровителем искусств, поэтому христианское искусство было основной формой как живописи, так и скульптуры. В дальнейшем религиозные противоречия между католическим югом и протестантским севером Европы, которые привели к разрыву между голландскими протестантами и фламандскими католиками, обусловили существенные различия между итальянским искусством эпохи Возрождения и нидерландским.
См. также: Искусство немецкого Возрождения (1430-1580)
Протестантская Реформация в целом не поощряла заказы на создание алтарных образов и других произведений религиозного искусства. Это вынудило художников направить свои умения на удовлетворение светских запросов растущей буржуазии. Портретное искусство, изображение интерьеров и жанровая живопись вышли на первый план, что в итоге привело к золотому веку голландского реализма в XVII веке. Однако в начале XV века художественная сцена была иной.
Обычно величайшие художники страны появляются на пике долгого периода развития, но в Нидерландах произошло обратное. Братья ван Эйк, основатели ранней нидерландской живописи, стали и её главными мастерами. На протяжении двухсот лет после них, вплоть до появления Рубенса, история этой школы представляет собой постепенное развитие без явных пиков. О наиболее значительных картинах см.: Величайшие картины Возрождения.
Истоки нидерландского Возрождения
Искусство, существовавшее в Нидерландах до братьев ван Эйк, относится к стилю «международной готики», зародившемуся во Франции и распространившемуся как на юг, в Италию, так и на север, в города Рейнской области и Нидерландов. Его черты — новый натурализм и гуманизм — проявились в таких иллюминированных рукописях интернациональной готики, как «Великолепный часослов герцога Беррийского», созданный братьями Лимбург для герцога Беррийского на рубеже XIV – XV веков. Хуберт ван Эйк (ок. 1365–1426) и сам был иллюстратором рукописей: часть Миланско-Туринского часослова, выполненного для Иоанна Баварского в 1417 году, сегодня приписывается ему. Вся техника ван Эйков — это, по сути, искусство миниатюры, перенесённое на большие поверхности и доведённое до небывалого совершенства благодаря масляным краскам. (Примечание: О пигментах, использовавшихся в нидерландской живописи эпохи Возрождения, см.: Цветовая палитра эпохи Возрождения.)
Хуберт и Ян ван Эйк
Шедевром Хуберта и Яна ван Эйков является величественный «Гентский алтарь» со сценой «Поклонение Агнцу», завершённый в 1432 году для собора Святого Бавона. Этот полиптих, состоящий из множества панелей, очевидно, является работой мастеров, обученных как миниатюристы, что отразилось на их подходе к заполнению большого пространства. Это совместное творение двух братьев.
Хуберту, который остаётся более загадочной фигурой, чем Ян, помимо миниатюр Миланско-Туринского часослова, приписывают два крыла алтарного образа из Эрмитажа и картину «Три Марии у Гроба Господня» из коллекции ван Бёнингена в Нидерландах. Творчество Яна ван Эйка (ок. 1390–1441) представлено внушительным списком подписанных и датированных работ, среди которых наиболее известной, вероятно, является «Портрет четы Арнольфини» (1434, Национальная галерея, Лондон).
Светская тематика «Портрета четы Арнольфини» и частный характер заказа объясняются происхождением заказчика. Джованни Арнольфини был состоятельным итальянским купцом и банкиром, возглавлявшим филиал своего семейного дела в Брюгге. Распространённый в Италии обычай заказывать портреты, подчёркивавший ценность личности, мог побудить его заказать ван Эйку это живописное «свидетельство о браке».
Несмотря на скрупулёзную точность в передаче деталей на переднем и заднем планах, композиционное единство достигается за счёт тончайшей модуляции света и цвета. Этот эффект стал возможен благодаря технике масляной живописи, которую ван Эйк довёл до совершенства. Медленно сохнущие краски позволяли художнику работать вдумчиво, вносить исправления и создавать тончайшие переходы оттенков. Складки тканей, фактура материалов и блики света передавались с невиданной доселе материальностью. (См., например, «Портрет мужчины в красном тюрбане», 1433).
Эта техника, получившая название «ars nova» (лат. «новое искусство»), стала известна и ценилась далеко за пределами Нидерландов. В то же время обратное влияние итальянского Возрождения на Северную Европу проявилось значительно позже. Несмотря на высочайшее мастерство Яна ван Эйка, его принято считать одним из величайших реалистов в истории. В его религиозных картинах, таких как «Мадонна канцлера Ролена» из Лувра, религиозное чувство порой уступает место детальному и реалистичному изображению интерьера и персонажей.
Роберт Кампен, Рогир ван дер Вейден и другие
В этом ван Эйк противоположен своему младшему современнику Роберту Кампену (1378–1444), которого отождествляют с Мастером из Флемаля. Если ван Эйки были придворными художниками аристократии, то Кампен работал для заказчиков из среднего класса. Его религиозные работы (например, «Алтарный образ Мероде») и в ещё большей степени произведения его ученика Рогира ван дер Вейдена (1399–1464), такие как знаменитое «Снятие с креста» (ок. 1435), наполнены эмоциями и страстным религиозным чувством. Этот раскол между аристократическим реализмом и более эмоциональным бюргерским искусством сохранялся на протяжении всей истории нидерландской живописи.
Ближайшим последователем Яна ван Эйка был художник из Брюгге Петрус Кристус (ок. 1410–1475), автор известной картины «Портрет молодой девушки» (1470). Под влиянием ван дер Вейдена творили такие мастера, как Дирк Баутс (1415–1475), Симон Мармион (1425–1489), Ханс Мемлинг (ок. 1430–1494) из Брюгге, известный работами «Страшный суд» (1471) и «Триптих Донна» (1477–1480). Самым самобытным из них был Хуго ван дер Гус (1440–1482), создавший знаменитый «Алтарь Портинари» для Флоренции — один из самых выразительных образцов фламандского алтарного искусства, оказавший значительное влияние на флорентийское Возрождение.
Среди других нидерландских старых мастеров выделяются скрупулёзный реалист Герард Давид (1460–1523), миниатюрист Ян Провост (1465–1529), известный своими алтарными образами, и Квентин Массейс (1465–1530), вдохновлявшийся итальянским Ренессансом и прославившийся выразительными портретами бюргеров. Также стоит отметить антверпенского художника Йооса ван Клёве (ок. 1485–1540), известного своими алтарями и портретами.
Северные Нидерланды (Голландия)
Голландская живопись того периода, которую также называют живописью северных Нидерландов, была более архаичной и менее изысканной, чем фламандская, но обладала особой силой и выразительностью. Иероним Босх был величайшим голландским художником конца XV века — см., например, его знаменитый триптих «Воз сена» (1516). Также следует упомянуть Альберта ван Ауватера (активен в середине XV века), основателя харлемской школы живописи, и Гертгена тот Синт Янса (ок. 1465–1495).
Иероним Босх
В то время как Леонардо, Рафаэль и Микеланджело стремились к идеалам классической красоты, Иероним Босх создавал небесные и адские видения, которые, казалось, пришли прямо из средневековых представлений. Однако послание его картин полностью соответствовало духу времени: в отличие от оптимизма итальянского Ренессанса, «покорение реальности» на севере сопровождалось тревогой и неуверенностью.
Социальные конфликты, войны, чума и голод, от которых страдали Нидерланды в XV веке, воспринимались как знаки Божьего гнева. Эта неуверенность порождала религиозный фанатизм: процессии самобичевания, охота на ведьм и возникновение многочисленных сект, каждая из которых провозглашала себя единственным путём к спасению. На этом фоне авторитет Римской церкви, занятой светскими делами, падал, а потребность в духовной переориентации — «Реформации» — становилась всё более очевидной.
Всё это нашло отражение в творчестве Иеронима Босха. Он перенёс средневековые образы рая и ада на землю, с поразительной точностью изображая человеческие грехи и пороки. Босх делает ад «земным», придавая ему реальные черты через детальную проработку пейзажа, фигур и предметов. Его стиль уникален и не имеет прямых аналогов в нидерландской живописной традиции того времени.
Картины Босха были созданы с определённым замыслом, и многие детали, кажущиеся сегодня сюрреалистическими, были понятны его современникам. Его фантазия, принёсшая ему славу ещё при жизни, объединяет реализм в живописной манере и символизм в содержании. Эти работы, которые, по некоторым сведениям, подделывали уже в то время, и сегодня оказывают мощное воздействие.
Сюрреалисты XX века видели в Босхе своего предшественника, однако цели у художника были иными. Он стремился изобразить не глубины человеческой души, а последствия человеческих деяний. За его тревожными видениями стоял указующий моральный перст. Его живописные миры служили предостережением об адских муках, которые ожидают грешников.
Нидерландское искусство XVI века
На рубеже веков влияние итальянского Ренессанса начинает проникать в Нидерланды. До этого скорее Северное Возрождение влияло на итальянцев, особенно на венецианцев, чья работа с масляными красками и светом была близка к фламандской. Ян Госсарт, прозванный Мабюз (ок. 1478–1532), стал одним из первых фламандских художников, в чьём творчестве проявилось итальянское влияние, хотя в основе своей он оставался фламандцем, лишь заимствуя отдельные мотивы и стилистические приёмы.
Мабюз оказал влияние на так называемых «антверпенских маньеристов», таких как Ян де Бер (ок. 1475–1528), и на брюссельского художника Бернарта ван Орлея (ок. 1488–1541), известного своими эскизами для гобеленов. Его учеником был Питер Кук ван Альст (1502–1550), учитель Питера Брейгеля Старшего. Подробнее об искусстве Фландрии см.: Фламандская живопись (1400–1800).
В Голландии последствия Ренессанса были схожи с фламандскими. Лукас ван Лейден (ок. 1494–1533) известен больше как гравёр, чем живописец; в его работах заметно влияние Дюрера и Рафаэля. Ян ван Скорел (1495–1562) из Утрехта наиболее успешно усвоил уроки Рафаэля. В отличие от него, Мартин ван Хемскерк (1498–1574) и его последователи из так называемой «Харлемской академии» черпали вдохновение в работах Микеланджело, демонстрируя преувеличенный маньеризм.
Питер Брейгель Старший
Питер Брейгель Старший (ок. 1525–1569) — один из величайших фламандских живописцев XVI века, которого нельзя считать исключительно пейзажистом. Значительная часть его работ — это крупные фигурные композиции в гротескной манере, идущей от Босха. Однако такие картины, как «Охотники на снегу» (1565, Музей истории искусств, Вена) или «Падение Икара» (ок. 1558, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), по сути являются пейзажами с фигурами. Иоахим Патинир (ок. 1480–1524) был ещё одним пионером пейзажной живописи, известным своими фантастическими композициями в духе Босха.
В работах Брейгеля присутствует сильный повествовательный и морально-дидактический элемент, как и у Босха. Однако, будучи художником-гуманистом, он изображал не потусторонние видения, а сцены из современной ему жизни. Его «Вавилонская башня», в соответствии с библейской моралью, может быть истолкована как предостережение от человеческой гордыни. В то время Антверпен, где жил художник, стремительно превращался в один из крупнейших торговых центров Европы. Город наполняли товары и люди со всего мира, и Брейгель, возможно, видел в этом процветании вавилонское смешение языков и самонадеянность.
Панорамные пейзажи Брейгеля становятся символическим космосом, где город, деревня, горы и море образуют единое целое. Это единство достигается благодаря мастерской передаче света и цвета, а также скрупулёзной проработке деталей даже на дальнем плане. Художник изображает саму атмосферу, воздух, делая его осязаемым.
Соединение реализма и символизма, которое Брейгель, вслед за Босхом, привнёс в изображение бытовых сцен, открыло новые пути для развития нидерландского искусства. Среди его знаковых работ: «Падение мятежных ангелов» (1562), «Безумная Грета» (1562), «Крестьянская свадьба» (1568), «Притча о слепых» (1568), «Нидерландские пословицы» (1559) и «Избиение младенцев» (ок. 1565–1567). Эти произведения подготовили почву для расцвета жанровой живописи в творчестве голландских художников-реалистов следующего столетия.
Произведения эпохи нидерландского Возрождения можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?