Адам Эльсхаймер: немецкий маньеризм и барокко читать ~7 мин.
Влиятельный немецкий маньерист, барочный живописец и гравёр, работавший в основном в Италии, Адам Эльсхаймер специализировался на пейзажной живописи, – часто с достаточным содержанием повествования, чтобы оправдать название исторической живописи. Эти небольшие, с высокой степенью отделки работы часто писались на меди.
Под влиянием голландского художника Гиллиса ван Конинкслоо (1544-1606), чьи панорамные реалистичные пейзажи стали важным предвестником голландской живописи XVII века, ранний стиль Эльсхаймера маньеризм стал более лёгким и красочным, когда он в возрасте 20 лет поселился в Италии. К сожалению, сохранилось мало работ Эльсхаймера, отчасти из-за его безвременной смерти в возрасте 32 лет. Тем не менее, он был одним из самых многообещающих представителей немецкого барокко и сыграл значительную роль в развитии пейзажного искусства XVII века – в частности, в изображении света и тени (его ночные сцены занимали среднее положение между чистым кьяроскуро и чистым тенебризмом) – и оказал влияние на многих известных старых мастеров, включая Рубенса, Рембрандта и Клода Лоррена. Его самые известные из сохранившихся картин – «Бегство в Египет» (1609, Старая Пинакотека, Мюнхен) и «Крещение Христа» (1599, Национальная галерея, Лондон).
Ранняя жизнь и учёба
Эльсхаймер родился во Франкфурте, Германия, в 1578 году. Его семья жила неподалёку от церкви, где хранился алтарь Геллера работы Альбрехта Дюрера. О ранней жизни Эльсхаймера известно немного, кроме того, что он стал учеником художника Филиппа Уффенбаха (1566-1636) – единственной сохранившейся работой Уффенбаха является реалистичный автопортрет 1591 года.
Лишь в 1598 году, когда Эльсхаймер отправился в Италию, он впервые получил документальное подтверждение. Сначала он работал в Венеции, помогая немецкому художнику Гансу Роттенхаммеру (1564-1625). Роттенхаммер приехал из Мюнхена, где учился у Ганса Донауэра Старшего, и поселился в Венеции в 1595 году. В Венеции Роттенхаммер постепенно завоевал репутацию благодаря своим высокополированным кабинетным картинам на меди, а также религиозным картинам. Кроме того, он писал богатые пейзажи в стиле Тинторетто, и именно это увлечение он передал своему ученику Эльсхаймеру.
Рим и Бамбоччанти
Роттенхаммер познакомил Эльсхаймера с первыми членами Бамбоччанти, группы североевропейских художников, которые жили в Риме. Бамбоччанти специализировались на жанровой живописи. Они были в основном голландцами и фламандцами и занимались традиционным нидерландским искусством, изображая крестьян в природных пейзажах. Они также создавали небольшие кабинетные картины и офорты из повседневной жизни рабочих классов. Многие из художников также были членами художественной группы «Бентвуегхелс» (в переводе с голландского – «Птицы одного пера»), в которую входили живописцы, скульпторы и поэты.
В группу Bamboccianti входили художники Карел Дюжардин, Йоханнес Лингельбах, Томас Вейк, Дирк Хельмбрекер и Якоб ван Ставерен. Эта группа оказала влияние на художников эпохи рококо Джакомо Черути, Алессандро Маньяско и Антонио Чифронди. Роттенхаммер познакомил Эльсхаймера с Паулем Брилем, фламандским художником, входившим в группу «Бамбоччанти», и они стали близкими друзьями. Эльсхаймер также мог знать о картинах Альбрехта Альтдорфера (1480-1538) и Дунайской школы пейзажной живописи (ок. 1490-1530), которые, возможно, оказали на него влияние.
Венецианская живопись
Находясь в Венеции, Эльсхаймер создал несколько важных работ, включая Крещение Христа (1599, Национальная галерея, Лондон) и Святое семейство (ок. 1600, Гемальдегалерия, Берлин). В этих первых картинах прослеживается влияние его мастера Роттенхаммера, а также венецианских художников Тинторетто (1518-1594) и Паоло Веронезе (1528-1588), в композиции, цвете и мазках.
На картине Эльсхаймера «Святой Павел на Мальте» (ок. 1600 г., Национальная галерея, Лондон) изображена очень впечатляющая ночная сцена, где Святой Павел и его спутники терпят кораблекрушение на острове. Согласно Библии, это событие произошло днём, но Эльсхаймер, видимо, предпочитал экспериментировать с ночными пейзажами.
Римские картины
В начале 1600 года Эльсхаймер прибыл в Рим и, используя связи Роттенхаммера, подружился с большим кругом художников, включая Пауля Бриля, который познакомил его с Рубенсом, и ученика Рубенса Давида Тенирса Старшего. По всей видимости, Рубенс ругал Эльсхаймера за недостаточное количество работ.
Около 1604 года писатель Карел ван Мандер, вернувшись из Рима, опубликовал книгу Schilder-Boeck, в которой восхвалял картины Эльсхаймера. Автор описывал художника как медлительного работника, который делал мало рисунков и проводил большую часть времени в церквях, изучая религиозные картины. В 1606 году Эльсхаймер написал картину «Аврора» (Музей Херцога Антона Ульриха), а в 1607 году «Аполлон и Коронида» (Художественная галерея Уокера, Ливерпуль).
Бегство в Египет
Написана в 1609 году, масло на меди (Альте Пинакотека, Мюнхен), Бегство в Египет, возможно, самая известная работа Эльсхаймера. Небольшая по масштабу, она представляет собой прекрасную ночную сцену. Пейзаж освещают четыре источника света: луна, отражение луны в воде, костёр и факел в руке Иосифа, который ведёт осла с Марией и ребёнком. Взгляд направляется от луны вниз, к озеру, к Святому семейству и, наконец, останавливается на костре.
Художнику удалось одновременно создать ощущение опасности и комфорта с помощью света, тени и значений, находящихся между тенебризмом и кьяроскуро. Одним из ключевых компонентов картины является мастерство, с которым он изображает звёздную ночь. Можно не только различить несколько созвездий, но и, возможно, впервые на картине правильно изобразить Млечный Путь.
Ограниченное количество картин
По некоторым данным, Эльсхаймер страдал от депрессии и часто подолгу не писал картины. В общей сложности ему можно приписать лишь около 40 картин, в том числе:
Крещение Христа (1599, Национальная галерея, Лондон)
Отдых во время бегства в Египет (ок. 1599, Государственный музей, Берлин)
Церера и Стеллио (ок. 1599, Музей Прадо, Мадрид)
Святой Павел на Мальте (ок. 1600, Национальная галерея, Лондон)
Святое семейство (ок. 1600, Гемальдегалерия, Берлин)
Святой Павел на Мальте (ок. 1600, Национальная галерея, Лондон)
Святой Лаврентий, приготовленный к мученичеству (1600, Национальная галерея, Лондон)
Сожжение Трои (1601, Альте Пинакотека, Мюнхен)
Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1601, Музей Веллингтона, Лондон)
Прославление Креста (ок. 1605, Государственный институт искусств, Франкфурт)
Аврора (1606, Музей Херцога Антона Ульриха)
Автопортрет (1606-07, Уффици, Флоренция)
Аполлон и Коронис (1607, Художественная галерея Уокера, Ливерпуль).
Сон Иакова (Штадельский Кунстинститут, Франкфурт)
Бегство в Египет (1609, Альте Пинакотека, Мюнхен)
Юпитер и Меркурий у Филемона и Бауциса (1609, Гемальдегалерия, Дрезден)
Нимфа, спасающаяся от сатиров (Государственный музей, Берлин)
Эльсхаймер был также экспертом в офортах, но они не были столь успешны, как его картины. В своё время его работы были популярны и часто копировались современниками. Несмотря на это, художник умер в бедности, проведя некоторое время в тюрьме за долги.
Влияние
Хотя Эльсхаймер умер молодым и его работы были невелики, он все же сыграл ключевую роль в развитии пейзажной живописи XVII века. Он явно повлиял на следующее поколение, включая Рембрандта (1606-1669), чья первая датированная работа, «Побиение камнями Святого Стефана» (1625, Музей изящных искусств, Лионе), кажется, является прямым откликом на версию Эльсхаймера (1603, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург).
Рубенс (1577-1640) и Клод Лоррен (1600-1682), ключевые фигуры в пейзажной живописи XVII века, также находились под сильным влиянием стиля Эльсхаймера. Считается, что Рубенс в своё время владел как минимум 4 картинами Эльсхаймера. Узнав о смерти Эльсхаймера, Рубенс написал: “Я никогда не видел равного ему в области маленьких фигур, пейзажей и многих других предметов”. Эльсхаймер в своей трактовке увеличения фигур на фоне пейзажа, как в картине «Аполлон и Коронис» (1607-08, Галерея искусств Уокера, Ливерпуль), предвосхищает Ван Дейка и Рубенса, а также английскую фигуративную живопись XVIII века.
Коллекции
После смерти Адама Эльсхаймер стал популярен в Великобритании, король Карл I коллекционировал его работы, и сегодня почти треть его картин всё ещё можно найти в Великобритании.
Его работы также находятся в художественных музеях Европы и Америки, включая Лувр в Париже, Альте Пинакотеку в Мюнхене, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Музеи изобразительных искусств Сан-Франциско и Музей Гетти в Лос-Анджелесе. В 2006 году Штадельский Кунстинститут, Франкфурт, Национальная галерея Шотландии и Далвичская картинная галерея, Лондон, впервые в истории собрали вместе все сохранившиеся картины Эльсхаймера.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?