Адам Эльсхаймер:
немецкий маньеризм и барокко читать ~6 мин.
Адам Эльсхаймер — влиятельный немецкий живописец и гравёр, работавший в переходный период от маньеризма к барокко преимущественно в Италии. Он специализировался на пейзажной живописи, но его работы часто содержали развёрнутый сюжет, что позволяло относить их к историческому жанру. Эти небольшие, тщательно проработанные картины художник чаще всего писал на медных пластинах.
Ранний стиль Эльсхаймера сформировался под влиянием голландского художника Гиллиса ван Конинкслоо, чьи панорамные пейзажи стали предвестниками голландской живописи XVII века. После переезда в Италию в возрасте 20 лет манера художника стала более лёгкой и красочной. К сожалению, сохранилось мало работ Эльсхаймера, отчасти из-за его ранней смерти в 32 года.
Тем не менее он был одним из самых многообещающих представителей немецкого барокко и сыграл важную роль в развитии пейзажа XVII столетия. Его новаторство проявилось в изображении света и тени — ночные сцены художника занимают промежуточное положение между кьяроскуро и тенебризмом. Творчество Эльсхаймера оказало влияние на многих старых мастеров, включая Рубенса, Рембрандта и Клода Лоррена. Самые известные его картины — «Бегство в Египет» (1609, Старая пинакотека, Мюнхен) и «Крещение Христа» (1599, Национальная галерея, Лондон).
Ранняя жизнь и учёба
Эльсхаймер родился во Франкфурте в 1578 году. Его семья жила неподалёку от церкви, где находился «Алтарь Геллера» работы Альбрехта Дюрера. О ранних годах жизни художника известно немного, за исключением того, что он был учеником живописца Филиппа Уффенбаха. Единственной сохранившейся работой Уффенбаха считается его автопортрет 1591 года.
Первые документальные упоминания об Эльсхаймере относятся к 1598 году, когда он отправился в Италию. Сперва художник работал в Венеции помощником у своего соотечественника Ганса Роттенхаммера. Роттенхаммер, ученик Ганса Донауэра Старшего, переехал в Венецию из Мюнхена в 1595 году. Он прославился благодаря своим тщательно проработанным кабинетным картинам на меди и работам на религиозные сюжеты. Кроме того, он писал пейзажи в духе Тинторетто и передал это увлечение своему ученику Эльсхаймеру.
Рим и круг северных художников
В Италии Эльсхаймер сблизился с сообществом северных художников. Эта среда состояла преимущественно из голландских и фламандских мастеров, которые привнесли в итальянское искусство традиции своей национальной школы, изображая сцены из крестьянской жизни и пейзажи. Многие из них входили в общество «Бентвуегелс» (в переводе с голландского — «Птицы одного пера»), объединявшее живописцев, скульпторов и поэтов.
Через Роттенхаммера Эльсхаймер познакомился с Паулем Брилем, фламандским художником-пейзажистом, и они стали близкими друзьями. Считается, что на творчество Эльсхаймера также могли повлиять работы Альбрехта Альтдорфера (1480–1538) и мастеров Дунайской школы пейзажной живописи (около 1490–1530).
Венецианская живопись
Находясь в Венеции, Эльсхаймер создал несколько значительных работ, в том числе «Крещение Христа» (1599, Национальная галерея, Лондон) и «Святое семейство» (около 1600, Картинная галерея, Берлин). В этих ранних картинах заметно влияние его наставника Роттенхаммера, а также венецианских мастеров Тинторетто и Паоло Веронезе, что проявилось в композиции, колорите и манере письма.
На картине «Святой Павел на Мальте» (около 1600, Национальная галерея, Лондон) изображена впечатляющая ночная сцена кораблекрушения. Хотя, согласно Библии, это событие произошло днём, Эльсхаймер, по-видимому, предпочитал экспериментировать с эффектами ночного освещения.
Римские картины
В 1600 году Эльсхаймер прибыл в Рим. Используя связи Роттенхаммера, он вошёл в круг местных художников, где подружился с Паулем Брилем, который, в свою очередь, познакомил его с Рубенсом. По свидетельствам современников, Рубенс упрекал Эльсхаймера в медлительности и малом количестве созданных работ.
Около 1604 года писатель Карел ван Мандер в своей книге «Schilder-Boeck» высоко отзывался о работах Эльсхаймера. Автор описывал художника как неторопливого мастера, который мало рисовал и много времени проводил в церквях, изучая религиозную живопись. В этот период были созданы картины «Аврора» (1606, Музей герцога Антона Ульриха) и «Аполлон и Коронида» (1607, Художественная галерея Уокера, Ливерпуль).
Бегство в Египет
Картина «Бегство в Египет» (1609, Старая пинакотека, Мюнхен), написанная маслом на меди, является, возможно, самой известной работой Эльсхаймера. Это небольшое по размеру произведение представляет собой ночную сцену. Пейзаж освещён четырьмя источниками света: полной луной, её отражением в воде, костром пастухов и факелом, который несёт Иосиф, ведущий осла с Марией и младенцем.
Мастерски используя светотень, художник одновременно создаёт ощущение уюта и скрытой угрозы. Ключевым элементом картины является изображение звёздного неба. Эльсхаймеру удалось не только различить несколько созвездий, но и одним из первых в истории живописи реалистично изобразить Млечный Путь.
Ограниченное наследие
По некоторым сведениям, Эльсхаймер страдал от депрессии и подолгу не работал. Его творческое наследие насчитывает всего около 40 картин, среди которых:
Крещение Христа (1599, Национальная галерея, Лондон)
Отдых на пути в Египет (ок. 1599, Государственный музей, Берлин)
Церера и Стеллион (ок. 1599, Музей Прадо, Мадрид)
Святой Павел на Мальте (ок. 1600, Национальная галерея, Лондон)
Святое семейство (ок. 1600, Картинная галерея, Берлин)
Святой Лаврентий, готовый к мученичеству (1600, Национальная галерея, Лондон)
Пожар Трои (1601, Старая пинакотека, Мюнхен)
Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1601, Музей Веллингтона, Лондон)
Прославление Креста (ок. 1605, Штеделевский художественный институт, Франкфурт)
Аврора (1606, Музей герцога Антона Ульриха)
Автопортрет (1606–07, Уффици, Флоренция)
Аполлон и Коронида (1607–08, Художественная галерея Уокера, Ливерпуль)
Сон Иакова (Штеделевский художественный институт, Франкфурт)
Бегство в Египет (1609, Старая пинакотека, Мюнхен)
Юпитер и Меркурий в гостях у Филемона и Бавкиды (1609, Галерея старых мастеров, Дрезден)
Нимфа, спасающаяся от сатиров (Государственный музей, Берлин)
Эльсхаймер также был мастером офорта, однако его гравюры не получили такого же признания, как живопись. Несмотря на популярность и то, что его работы часто копировались современниками, художник умер в нищете, проведя некоторое время в долговой тюрьме.
Влияние
Хотя Эльсхаймер умер молодым, а его наследие невелико, он оказал значительное влияние на развитие пейзажной живописи XVII века. Его творчество повлияло на следующее поколение художников, включая Рембрандта, чья ранняя работа «Побиение камнями святого Стефана» (1625, Музей изобразительных искусств, Лион) считается прямым откликом на одноимённую картину Эльсхаймера (1603, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург).
Рубенс и Клод Лоррен, ключевые фигуры пейзажной живописи XVII века, также испытали сильное влияние стиля Эльсхаймера. Известно, что Рубенс владел как минимум четырьмя его картинами. Узнав о смерти художника, Рубенс писал: “Я никогда не видел равного ему в области маленьких фигур, пейзажей и многих других сюжетов”. Размещая крупные фигуры на фоне пейзажа, как в картине «Аполлон и Коронида», Эльсхаймер предвосхитил работы Ван Дейка и Рубенса, а также английскую живопись XVIII века.
Коллекции
После смерти Адам Эльсхаймер стал особенно популярен в Великобритании. Король Карл I был одним из коллекционеров его работ, и сегодня почти треть картин художника по-прежнему находится в британских собраниях.
Работы мастера хранятся в ведущих музеях Европы и Америки, включая Лувр в Париже, Старую пинакотеку в Мюнхене, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Музеи изящных искусств Сан-Франциско и Музей Гетти в Лос-Анджелесе. В 2006 году Штеделевский художественный институт (Франкфурт), Национальная галерея Шотландии и Далиджская картинная галерея (Лондон) впервые в истории организовали совместную выставку, собрав все сохранившиеся картины Эльсхаймера.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?