Андрей Рублёв: русский средневековый иконописец читать ~6 мин.
Один из лучших старых мастеров позднего Средневековья России и, вероятно, самый известный её иконописец, Андрей Рублёв прославился шедевром ветхозаветной иконописи, известным как икона «Святая Троица» (1411-25, темпера/дерево, Третьяковская галерея, Москва). Это изысканное произведение русского искусства с его тонкой лепкой и большим ощущением глубины изображения знаменует собой тонкий шаг от плоских иератических традиций византийского искусства к новым формам, созданным Джотто и другими художниками Прото-Возрождения. Кроме икон, Рублёв выполнил большое количество фресок, работал над несколькими иллюминированными рукописями, в их числе Хитрово Евангелие. Ученик Феофана Грека (ок. 1340-1410), Рублёв помогал ему в оформлении Благовещенского собора в Москве и Успенского собора во Владимире.
Биография
Россия считает Рублёва своим величайшим иконописцем, художником, в творчестве которого воплотилось всё самое замечательное в русской средневековой живописи XIV века. Он превзошёл всех других средневековых художников в искусстве сочетать суровые правила и традиции византийского христианского искусства с более мечтательным русским представлением о красоте и с задумчивым, интроспективным взглядом, вызванным влиянием итальянских настроений на славянское воображение. Хотя Деисус Рублёва, уничтоженный пожаром в 1547 г., является единственной иконой, упоминаемой в средневековых хрониках по эстетическим соображениям, о жизни Рублёва известно почти так же мало, как и о жизни Феофана Грека.
Известно, что он родился в Пскове, вероятно, около 1370 г., и что он расписывал стены Успенского собора во Владимире, но эти росписи были так плохо отреставрированы в начале XX в., что теперь они не дают представления о ранней манере Рублёва. Первое фактическое упоминание о Рублёве относится к 1405 г., когда он вместе с Феофаном Греком и Прохором Городецким выполнил ряд панельных и религиозных фресок для Благовещенского собора Московского Кремля. См. также: Христианское искусство, Византийский период.
В какой-то неопределённый период своей жизни Рублёв стал монахом Спас-Андроньевского монастыря в Москве, но нет никаких данных о том, учился ли он у Феофана до принятия пострига или через некоторое время после 1395 года, когда Феофан переехал в Москву. Известно лишь, что после поступления в Спас-Андрониевский монастырь, Рублёв никогда не покидал Москву и что большая часть его работ была выполнена в городе и его окрестностях. Поскольку сохранившиеся работы Рублёва находятся либо во Владимире, либо в Москве, его часто относят к владимиро-суздальской или раннемосковской школе, но составляющие его стиля восходят в основном к новгородской школе иконописи.
Троица
Ветхозаветная Святая Троица Рублёва (1411-25) является шедевром религиозного искусства – это, пожалуй, одна из лучших русских религиозных картин, существующих на сегодняшний день. Взяв за основу более раннюю икону «Гостеприимство Авраама», Рублёв убрал из неё Авраама и Сарру и с помощью тонкого композиционного построения и символики изменил сюжет, сосредоточив внимание на тайне Святой Троицы. До недавнего времени она висела в Троице-Сергиевой Лавре, для которой Рублёв её написал, затем икона оказалась в Третьяковской галерее в Москве, а позже её выставляли в Храме Христа Спасителя.
Икона очень проста по своей композиции. Рублёвский вариант сцены совпадает с тем, который встречается в раннехристианских катакомбных росписях. На ней изображены три ангела, сидящие за столом Авраама.
Левый ангел представляет первое лицо Троицы – Бога Отца; средний ангел – Бога Сына; правый ангел – Бога Святого Духа. Все трое благословляют потир, в котором находится принесённый в жертву телёнок, готовый к употреблению. Телёнок означает крестную смерть Христа Спасителя, а приготовление его в пищу – таинство Евхаристии. Каждый ангел держит в изящной руке тонкий посох как символ своей божественной силы, и каждый из них предстаёт как аналог своего собрата, ибо каждый олицетворяет одну душу, трижды перевоплотившуюся. Твёрдая, объединяющая симметрия кротких, но аристократичных фигур смягчается тонким использованием формы и цвета. В их утончённости нет ничего наивного или упрощённого, нет ничего монотонного в близком сходстве ангелов. Их одухотворённость пронизывает картину: они сидят с миндалевидными глазами, таинственно устремлёнными в неведомый нам мир, мир, из которого черпают дыхание эти создания духа, посетившие землю всего на мгновение. Пейзаж, в котором они остановились, удивительно точно соответствует их бесплотной материальности.
Другие иконы, фрески, иллюминации и художественный стиль
Ещё одна икона, почти наверняка написанная Рублёвым, – Богоматерь по образцу Богоматери Владимирской. Она выполнена мастерски по своей тонкости и безупречно усвоила итальянскую нежность. Она обладает той же цельностью и тонкой чувствительностью, что и «Троица» , и столь же успешно сочетает изящество со строгостью, итальянский натурализм с формальной идиомой иконописи.
Известно, что Рублёв написал большое количество икон, работал над настенными росписями Успенского собора и Спасо-Андроньевского монастыря в Москве, но его настенные росписи ждут чистки, и, несомненно, ещё не обнаружено большее количество его икон. Когда они станут известны, Рублёв предстанет во всей своей красе как один из величайших религиозных живописцев всех времён. Среди прочего, можно будет определить, является ли стилизованный рисунок облака или усиков, встречающийся на некоторых иконах, столь же характерным для его творчества, как одиночная ветвь или цветок для портретов Гольбейна.
Живопись Рублёва сочетает в себе две важные черты: ощущение аскетизма и гармонию византийского маньеризма. А фигуры на его картинах неизменно умиротворены и спокойны. Возможно, по этим причинам его искусство стало признаваться как воплощение религиозной ортодоксии и иконописи. На Стоглавом соборе (1551 г.) стиль иконописи Рублёва был признан образцом для церковной живописи.
Как и его учитель Феофан Грек, Рублёв был мастером темперы и фрески, а также энкаустики. Кроме икон и фресок, он создал целый ряд других произведений, в том числе панно, миниатюры и различные виды библейских иллюстраций, таких как Хитрово Евангелие.
По преданию, Андрей умер в Андроньевском монастыре в январе 1430 года. Его творчество оказало влияние на многих других русских художников, в том числе на Дионисия (ок. 1440-1502). В 1959 г. в Андроньевском монастыре в Москве был открыт музей Андрея Рублёва. В 1988 году Рублёв был канонизирован Русской Православной Церковью в лике святых.
О ранней итальянской панельной живописи см. Сиенскую школу живописи, возглавляемую великим Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255-1319 гг.).
Избранные картины
Произведения, приписываемые Рублёву, можно увидеть в церквях и лучших художественных музеях по всей России. К ним относятся:
Крещение Иисуса (ок. 1405 г.) Благовещенский собор, Москва.
Благовещение (ок. 1405 г.) Благовещенский собор, Москва.
Вознесение (1408 г.) Третьяковская галерея, Москва.
Святой Михаил (1408) Иконостас, Успенский собор, Владимир.
Святой Андрей Первозванный (1408) Успенский собор, Владимир.
Иоанна Богослова (1408) Успенский собор, Владимир.
Спаса во славе (1408) Успенский собор, Владимир.
Иоанна Предтечи (1408) Успенский собор, Владимир.
Избавление от ада (1408-1410) Успенский собор, Владимир.
Христос Искупитель (ок. 1410) Третьяковская галерея, Москва.
Деисусный ряд: Апостол Павел (1410-е гг.) Третьяковская галерея.
Деисусный ряд: Архангел Михаил (1410с) Третьяков.
Святая Троица (ок. 1411 г.) Третьяков.
Мантию Андрея Рублёва взял на себя Дионисий (ок. 1440-1502), чьи картины связали новгородский стиль с московской школой живописи. Последняя была представлена Строгановской мастерской, а также художниками Прокопием Чириным, Никифором Савиным и Симоном Ушаковым (1626-1686). После этого внимание к петровскому искусству (1700-50 гг.) сосредоточилось в Петербурге.
- В каких направлениях работают современные художники
- Выставка 3д-живописи Марины Денисовой
- Выставка мастера акварельной живописи ЛаФе «НЕУВЯДАЕМАЯ РОЗА»
- Выставка 3D-живописи Марины Денисовой «Чудеса в стране Алисы»
- Презентация памятника поэтам-шестидесятникам и открытие выставки произведений З.К.Церетели в Твери
- Мастер-класс по изготовлению флористического панно в стиле «Флористический дизайн»
- Коллаж
- Музей Андрея Рублева открыт для паломников
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?