Андрей Рублёв:
русский средневековый иконописец читать ~4 мин.
Андрей Рублёв — один из величайших старых мастеров русского Средневековья, самый известный и почитаемый иконописец московской школы. Мировую славу ему принёс шедевр иконописи — «Троица» (темпера, дерево), созданная, по разным оценкам, в 1411 году или в 1420-х годах. Это произведение русского искусства, с его гармоничной композицией и тонкой моделировкой форм, знаменует отход от строгой иератичности византийского искусства. Рублёв также создал множество фресок и работал над книжной миниатюрой, в том числе над оформлением Евангелия Хитрово. Будучи младшим современником и соратником Феофана Грека (ок. 1340–1410), Рублёв работал вместе с ним над росписями Благовещенского собора в Москве и Успенского собора во Владимире.
Биография
Сведения о жизни Андрея Рублёва крайне скудны. Точные дата и место его рождения неизвестны; предположительно он родился около 1360 года. В летописях он впервые упоминается под 1405 годом как мастер, работавший вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца над росписью Благовещенского собора Московского Кремля. Иконы из этого иконостаса, приписываемые Рублёву, погибли во время пожара 1547 года.
Позднее, в 1408 году, Рублёв вместе с Даниилом Чёрным расписывал Успенский собор во Владимире. Эти фрески дошли до нас в сильно повреждённом виде и были неудачно отреставрированы в начале XX века. В этот период Рублёв, вероятно, был уже монахом. Согласно житию, он принял постриг в Троице-Сергиевом монастыре, а последние годы жизни провёл в московском Спасо-Андрониковом монастыре.
Творчество Рублёва сформировалось на основе художественных традиций Московского княжества, но также впитало в себя наследие византийского искусства эпохи Палеологов. Его стиль, сочетающий возвышенную духовность с гармонией и мягким, созерцательным настроением, считается вершиной русской иконописи и основой для дальнейшего развития московской школы живописи.
Троица
Икона «Святая Троица» — общепризнанный шедевр Рублёва и одно из величайших произведений мирового религиозного искусства. Написанная для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, с 1929 года она находилась в Государственной Третьяковской галерее. В 2023 году икона была возвращена Русской Православной Церкви и в настоящее время находится в Троице-Сергиевой лавре.

Взяв за основу традиционный библейский сюжет «Гостеприимство Авраама», Рублёв отказался от второстепенных деталей, убрав фигуры Авраама и Сарры. Всё внимание сосредоточено на безмолвном общении трёх ангелов, символизирующих три ипостаси Единого Бога: Отца (левый ангел), Сына (центральный) и Святого Духа (правый).
Фигуры ангелов образуют символический круг — знак вечности и единства. В центре композиции находится чаша с головой тельца, прообраз евхаристической жертвы и искупления. Каждый элемент иконы имеет глубокое символическое значение: посохи в руках ангелов — символы власти, дом — палаты Авраама и образ домостроительства Божия, дерево — Мамврийский дуб и Древо Жизни, а гора — символ духовного восхождения. Симметрия и плавные, певучие линии фигур создают ощущение неземной гармонии и покоя.
Стиль и другие работы
Кроме «Троицы», кисти Рублёва или его ближайшего круга приписывают ряд других произведений. Среди них иконы Звенигородского чина («Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел»), которые также отличаются глубоким лиризмом и совершенством исполнения. С именем мастера связывают икону Богоматери Владимирской из Успенского собора во Владимире, которая является списком с прославленной древней святыни.
Живопись Рублёва сочетает монашеский аскетизм с классической византийской гармонией. Его образы исполнены мира, тишины и созерцательной мудрости. Вероятно, поэтому его искусство было официально признано образцом для иконописи на Стоглавом соборе в 1551 году. Рублёв был непревзойдённым мастером темперной живописи и фрески. Он также работал в области книжной миниатюры, создав иллюстрации для Евангелия Хитрово.
Андрей Рублёв скончался в Спасо-Андрониковом монастыре около 29 января 1430 года. Его творчество оказало огромное влияние на последующих русских художников, включая знаменитого Дионисия (ок. 1440–1502). В 1959 году в Спасо-Андрониковом монастыре был открыт Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. В 1988 году иконописец был канонизирован Русской Православной Церковью в лике преподобного.
Избранные работы
Произведения, приписываемые Андрею Рублёву и его артели, хранятся в музеях и соборах России. Наиболее известные из них:
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля (1405 г., совместно с Феофаном Греком и Прохором из Городца):
«Крещение»
«Благовещение»
Фрески и иконы Успенского собора во Владимире (1408 г., совместно с Даниилом Чёрным):
Фреска «Страшный суд» (фрагменты)
Иконы из иконостаса: «Спас в силах», «Архангел Михаил», «Апостол Андрей Первозванный», «Иоанн Богослов», «Иоанн Предтеча»
Звенигородский чин (ок. 1400 г., Государственная Третьяковская галерея, Москва):
«Спас»
«Архангел Михаил»
«Апостол Павел»
Другие известные иконы:
«Христос во славе (Спас Вседержитель)» (ок. 1408–1410), Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Троица» (ок. 1411 или 1425–1427), Троице-Сергиева лавра, Сергиев Посад.
Традиции Андрея Рублёва продолжил Дионисий (ок. 1440–1502), творчество которого соединило наследие Рублёва с традициями московской школы живописи. Позднее, в XVII веке, московская иконопись развивалась в работах мастеров Строгановской школы и художников, таких как Прокопий Чирин, Никифор Савин и Симон Ушаков (1626–1686). С началом XVIII века центр художественной жизни переместился в Санкт-Петербург, где стало развиваться искусство петровской эпохи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?