Каналетто: Венецианский пейзажист читать ~5 мин.
Один из лучших пейзажистов XVIII века и важный представитель венецианской живописи, Каналетто известен своими пейзажами (vedute) Венеции с её итальянскими площадями, каналами и лагуной. Он является самым знаменитым из всех художников, рисующих виды (vedutisti) города, и одним из пионеров двухточечной линейной перспективы.
Его тщательная архитектурная пейзажная живопись оказала влияние на ряд художников в Италии и других странах: его племянник Бернардо Беллотто (1720-1780) перенёс его стиль в Центральную Европу – в частности, в Дрезден и Варшаву, а среди его последователей и единомышленников в Англии были морской и топографический художник Самуэль Скотт (1702-1772) и пейзажный и морской художник Уильям Марлоу (1740-1813). Он также был экспертом в рисовании и гравюре, и создал ряд популярных офортов.
Репутация Каналетто как одного из лучших художников эпохи рококо остаётся высокой с момента его смерти, а его знаменитые пейзажные картины с изображением венецианских лагун, каналов и зрелищных мероприятий по-прежнему стоят на аукционах дорого (например, «Вид на Большой канал от Палаццо Бальби до Риальто»).
Ранняя карьера
Каналетто родился в Венеции, сын художника Бернардо Каналя – известного театрального живописца – отсюда его прозвище Каналетто («маленький Каналь»), и Артемизии Барбьери. Он учился живописи в мастерской своего отца и старшего брата, начав как художник театральных задников.
Однако его интерес отнюдь не ограничивался этим коммерческим искусством, и во время визита в Рим в 1719-20 годах на него оказали влияние работы художника-визионера (vedutista) Джованни Паоло Паннини (1691-1765), который специализировался на топографических видах города, в частности, руинах, а также таких предшественников, как Джентиле Беллини (1429-1507). Вернувшись в Венецию, Каналетто оставил театральное искусство и решил посвятить себя топографической живописи al naturale (с натуры).
Архитектурная/топографическая живопись
К 1723 году он писал интимные виды непримечательных мест в Венеции, отмеченные сильными контрастами света и тени и свободной трактовкой (его первой работой в этом жанре является картина 1723 года Архитектурное каприччио), этап, который достиг кульминации в его раннем шедевре Двор каменщика (ок. 1730, Национальная галерея, Лондон,). Однако, возможно, под влиянием старшего художника-визионера Луки Карлевариса (1664-1730), у которого, как говорят, учился Каналетто, он вскоре перешёл к изображению более масштабных мест, показывающих общественное лицо Венеции и её торжественные праздники, которые были одновременно топографически точными и отличались более гладкой, точной манерой исполнения – характеристики, которые повторяются в большинстве его более поздних работ.
Большая часть ранней масляной живописи Каналетто была написана «с натуры», в отличие от обычной практики многих итальянских живописцев, которые почти полностью работали в студии – к этой практике Каналетто вернулся в более поздние годы.
Лучшие работы Каналетто были написаны в конце 1720-х и в 1730-х годах. В это время его потрясающее использование перспективы и композиции (с помощью камеры-обскуры), чутье на цвет в живописи и свежесть прикосновений сделали его одним из немногих живописцев, сумевших передать уникальный свет и ощущение Венеции, а также её красочность и историю.
В 1730-х и начале 1740-х годов основными покупателями его картин были английские коллекционеры, такие как банкир и собиратель произведений искусства Джозеф Смит, который впоследствии был назначен британским консулом в Венеции в 1744 году, а также богатые туристы, посещавшие Венецию во время своего Гранд-тура по Европе. В 1740-х годах под влиянием Смита Каналетто начал расширять свой репертуар, включая в него сюжеты с материковой части Венеции и из Рима. Он также уделял больше внимания графике, выполнив замечательную серию офортов, а также многочисленные рисунки пером и тушью, и картины тушью и смывкой.
Переезд в Лондон
К сожалению, война за австрийское наследство (1740-8) положила конец большей части английской торговли Каналетто, и в 1746 году он переехал в Англию, чтобы быть ближе к своему рынку, предположительно по совету декоративного художника и портретиста в стиле рококо Якопо Амигони (1685-1752), который провёл прибыльное десятилетие в Англии в 1730-х годах.
Поначалу видовые картины Каналетто, изображающие Лондон и различные загородные дома, пользовались большим успехом, но уже через несколько лет свежесть его работ стала ослабевать, а композиции становились все более безжизненными и манерными, настолько, что поползли слухи, будто он на самом деле не знаменитый итальянец Каналетто, а самозванец. Несомненно, отчасти причиной такого упадка стало ожидание его покровителей, что он напишет Лондон в том же стиле, что и Венецию, – ожидание, которое, учитывая совершенно другое освещение, топографию и архитектурные условия, было одновременно нереальным и демотивирующим. Тем не менее, его топографический подход оказал влияние на первых представителей английской школы пейзажной живописи.
Репутация и наследие
В 1755 году он вернулся в Венецию, был должным образом избран в Венецианскую академию изящных искусств и оставался активным в городе до своей смерти в 1768 году. Среди его учеников были его племянник Бернардо Беллотто, Франческо Гварди, Микеле Мариески и Джузеппе Моретти. Хотя он так и не смог вернуть себе популярность при жизни, его репутация сохранилась до наших дней.
Его великолепные виды Венеции, написанные в легко узнаваемом стиле, неизменно приносят высокие цены: в XVIII веке Екатерина Великая и другие европейские монархи соревновались друг с другом за приобретение его лучших картин, а в июле 2005 года на лондонском аукционе Sotheby’s его картина «Вид Большого канала от Палаццо Бальби до Риальто» была продана за 18,6 миллиона фунтов стерлингов – мировой рекорд для художника.
Картины Джованни Антонио Каналетто можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира, таких как Галерея Венецианской академии, Дрезденская Галерея Старых мастеров и Национальная галерея Лондона. Однако самое большое количество Каналеток находится в Британской королевской коллекции, которая была приобретена королём Георгом III в 1762 году для художественной коллекции Джозефа Смита.
- Греческий сюжет. Страницы жизни и художественные коллекции князя Н.Б. Юсупова
- Александр Сумароков — «Северный Расин», первопроходец, создатель новых жанров
- 7-я Международная Премия Arte Laguna в Арсенале Венеции: 110 финалистов будут представлены на выставке 17–31 марта
- Архитектура Венецианского Возрождения (1400-1600)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?