Каналетто:
Венецианский пейзажист читать ~5 мин.
Джованни Антонио Каналь (итал. Giovanni Antonio Canal), вошедший в историю искусства под именем Каналетто, — один из величайших пейзажистов XVIII века и ключевая фигура венецианской школы живописи. Он прославился своими городскими пейзажами (vedute) Венеции, изображая её площади, каналы и лагуны. Каналетто считается самым знаменитым художником-ведутистом (vedutisti) и мастером, виртуозно владевшим линейной перспективой.
Его скрупулёзная архитектурная пейзажная живопись оказала значительное влияние на художников в Италии и за её пределами. Племянник мастера, Бернардо Беллотто (1720–1780), перенёс его стиль в Центральную Европу, работая в Дрездене и Варшаве. Среди английских последователей Каналетто выделяются художник-маринист и топограф Самуэль Скотт (1702–1772), а также пейзажист Уильям Марлоу (1740–1813). Кроме того, Каналетто был экспертом в области рисунка и гравюры, создав серию популярных офортов.
Хотя творчество Каналетто пришлось на эпоху рококо, его высокая репутация основана на мастерстве ведуты. Его знаменитые пейзажи с видами венецианских лагун, каналов и празднеств высоко ценятся на аукционах и сегодня. Примером может служить картина «Вид на Большой канал от Палаццо Бальби до Риальто».
Ранняя карьера
Каналетто родился в Венеции в семье театрального художника Бернардо Каналя и Артемизии Барбьери. От имени отца и произошло его знаменитое прозвище — Каналетто («маленький Каналь»). Он начал свой творческий путь, обучаясь живописи в мастерской отца и старшего брата, где создавал декорации для театральных постановок.
Однако интересы молодого художника не ограничивались коммерческим искусством. Во время поездки в Рим в 1719–1720 годах он познакомился с работами художника-ведутиста Джованни Паоло Паннини (1691–1765), который специализировался на топографических видах города и изображении руин. Вернувшись в Венецию, Каналетто оставил театральную живопись и посвятил себя созданию пейзажей al naturale (с натуры).
Архитектурная и топографическая живопись
К 1723 году Каналетто создавал камерные виды непримечательных уголков Венеции, для которых были характерны резкие контрасты света и тени, а также свободная манера письма. Его первой известной работой в этом жанре считается «Архитектурное каприччио» (1723). Этот ранний этап творчества достиг кульминации в шедевре «Двор каменщика» (около 1730, Национальная галерея, Лондон).
Под влиянием другого ведутиста, Луки Карлевариса (1664–1730), у которого, как считается, он мог учиться, Каналетто вскоре перешёл к более масштабным композициям. Он начал изображать парадную жизнь Венеции и её торжественные церемонии. Эти работы отличались топографической точностью и более гладкой, выверенной манерой исполнения, ставшей визитной карточкой его зрелого стиля.
Большинство ранних работ маслом Каналетто писал с натуры, что отличало его от многих итальянских художников того времени, работавших преимущественно в студиях. К студийной практике сам Каналетто вернулся лишь в поздние годы.
Лучшие произведения художника были созданы в конце 1720-х и в 1730-е годы. Его виртуозное владение перспективой и композицией, отточенное с помощью камеры-обскуры, тонкое чувство цвета и свежесть мазка позволили ему как никому другому передать уникальный свет, атмосферу и красоту Венеции.
В 1730-х и начале 1740-х годов основными заказчиками Каналетто были английские коллекционеры. Среди них выделялся банкир Джозеф Смит, который в 1744 году стал британским консулом в Венеции. Картины также охотно покупали состоятельные путешественники, совершавшие Гранд-тур по Европе. Под влиянием Смита художник расширил свой репертуар, начав писать виды материковой Италии и Рима. Он также много времени уделял графике, создав серию офортов, а также многочисленные рисунки пером и тушью.
Переезд в Лондон
Война за австрийское наследство (1740–1748) привела к резкому сокращению числа британских путешественников в Венеции, что лишило Каналетто основного рынка сбыта. В 1746 году он переехал в Англию, последовав совету художника эпохи рококо Якопо Амигони (1685–1752), который успешно проработал в Англии целое десятилетие.
Поначалу виды Лондона и загородных поместий кисти Каналетто пользовались большим успехом. Однако со временем свежесть его работ стала угасать, а композиции делались более сухими и манерными. Это породило слухи, будто в Англию приехал самозванец, а не прославленный итальянский мастер. Вероятно, одной из причин творческого спада были ожидания заказчиков, которые хотели видеть Лондон, написанный в венецианском стиле. Эти ожидания были нереалистичны, учитывая совершенно иное освещение, архитектуру и топографию Англии. Тем не менее, его подход к пейзажу повлиял на становление английской школы пейзажной живописи.
Репутация и наследие
В 1755 году Каналетто вернулся в Венецию, где был избран в Венецианскую академию изящных искусств. Он продолжал работать до самой своей смерти в 1768 году. Среди его учеников были племянник Бернардо Беллотто, Франческо Гварди, Микеле Мариески и Джузеппе Моретти. Хотя при жизни художник так и не смог полностью вернуть себе былую славу, его репутация великого мастера сохранилась до наших дней.
Великолепные виды Венеции, исполненные в узнаваемом стиле, неизменно достигают высоких цен на торгах. В XVIII веке Екатерина Великая и другие европейские монархи соперничали за право обладать его лучшими полотнами. В июле 2005 года на аукционе Sotheby’s в Лондоне его картина «Вид Большого канала от Палаццо Бальби до Риальто» была продана за 18,6 миллиона фунтов стерлингов, установив мировой рекорд для работ художника.
Картины Джованни Антонио Каналетто хранятся во многих ведущих художественных музеях мира, включая Галерею Академии в Венеции, Дрезденскую галерею старых мастеров и Национальную галерею в Лондоне. Однако самая крупная коллекция его работ находится в Британской королевской коллекции. Она была сформирована после того, как король Георг III в 1762 году приобрёл всё художественное собрание Джозефа Смита.
- Греческий сюжет. Страницы жизни и художественные коллекции князя Н.Б. Юсупова
- Александр Сумароков — «Северный Расин», первопроходец, создатель новых жанров
- 7-я Международная Премия Arte Laguna в Арсенале Венеции: 110 финалистов будут представлены на выставке 17–31 марта
- Архитектура Венецианского Возрождения (1400-1600)
- Якопо Сансовино: скульптор и архитектор эпохи Возрождения
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?