Архитектура Венецианского Возрождения (1400-1600) читать ~8 мин.
Венеция построена на аллювиальном иле. Ее здания поддерживаются сваями, а их внешние стены ограничены каналами, которые пересекают город. Как показывает знаменитая ксилографическая карта (сейчас хранится в Институте искусств Миннеаполиса), напечатанная художником Якопо де Барбари (1460-1515), к 1500 году земля была в цене – Венеции уже было тесно в её строго ограниченных границах. В бытовом применении венецианская готическая архитектура, которую так восхвалял викторианский художественный критик Джон Рёскин в «Камнях Венеции», сохранилась вплоть до XV века. (Подробнее см. также Готический стиль) Фасады Дворца дожей, построенного в 1309-1424 годах, поражают воображение своей витиеватой резьбой и цветным мрамором. В частных зданиях ограничения по площади часто заставляли архитекторов концентрировать свои усилия на фасадах. Дом Контарини 1422-40 гг. называется Ка д’Оро (Золотой дом) из-за обилия золота, использованного на его фасаде.
Во второй половине XV века изменения достигли Венеции через Падую. Скульптор и архитектор Пьетро Ломбардо (1435-1515) был там в 1464 году, а затем поселился в Венеции, где он и два его сына-скульптора Антонио Ломбардо (1458-1516) и Туллио Ломбардо (1455-1532) были ответственны за первые работы венецианского Возрождения. Они перестроили Скуола ди Сан-Марко около 1490 года и украсили фасад иллюзорной перспективой, напоминающей Андреа Мантеньи (1431-1506), вырезанной в рельефе.
Примерно в то же время Туллио Ломбардо был ответственен за гробницу дожа Андреа Вендрамина, памятник, основанный на римской триумфальной арке и украшенный рельефной и отдельно стоящей скульптурой, которая напоминает точные греко-римские прототипы. (Подробнее см. Римская архитектура). Однако Ломбарди были исключительными. В целом, местные традиции уступали место классицизму в Венеции медленнее, чем в центральной Италии. Многие патрицианские дворцы, расположенные вдоль Большого канала, датируются концом XV века. Как и Палаццо Дарио и Палаццо Корнаро-Спинелли, они сочетают классические черты с более традиционной архитектурной лексикой венецианской готики. Другие важные архитекторы кватроченто, чьи работы оказали влияние на венецианскую архитектуру, включают: Филиппо Брунеллески (1377-1446), Леон Баттиста Альберти (1404-1472), Джулиано да Сангалло (1443-1516) и Донато Браманте (1444-1514).
Общее руководство по живописи и скульптуре эпохи Возрождения в Италии см: Искусство Ренессанса (1400-1530).
Архитектура Высокого Возрождения в Венеции
Вкратце, после разграбления Рима двумя величайшими архитекторами, работавшими в Венеции, были Якопо Сансовино (1486-1570) и Андреа Палладио (1518-1580). В первой половине XVI века в Венеции доминировал Сансовино, а во второй половине века – Андреа Палладио (1508-1580), который своими церквями, дворцами и виллами довёл архитектуру Возрождения в Венеции до триумфального завершения.
Только после прибытия Сансовино, который бежал в Венецию из разграбленного Рима в 1527 году, в Республике появился чисто классический стиль архитектуры. Сансовино получил своё имя от своего мастера, флорентийского скульптора Андреа Сансовино (1460-1529). В 1503 году он отправился в Рим вместе с Джулиано да Сангалло. Там он стал известен как ученик античности, который восстанавливал повреждённые статуи для папы Юлия II. Он был знаком с архитектором Донато Браманте и художником Рафаэлем (1483-1520) и отвечал за проект церкви Сан Джованни деи Фьорентини.
В Венеции Сансовино занимался общественными зданиями вокруг площади Святого Марка. Его Библиотека 1537 года стала первым примером бескомпромиссного классицизма в венецианской архитектуре, с её рядами колонн и балюстрад. Как и все его здания, она скульптурна в своей обработке кладки и украшена элегантными статуями. Самыми важными скульптурами Сансовино в Венеции являются колоссальные фигуры Нептуна и Марса, которые стоят во главе лестницы Дворца дожей. Его Лоджетта в основании кампанилы собора Святого Марка является лучшим примером его мастерства в сочетании скульптуры с архитектурой. Четыре бронзы почти в натуральную величину, отличающиеся исключительной утончённостью, установлены по всему фасаду.
Андреа Палладио, младший современник Сансовино, уроженец Виченцы, был, пожалуй, величайшим отечественным архитектором XVI века. Он, безусловно, один из самых влиятельных; публикация его «I Quattro Libri dell’ Architettura» в Венеции (1570) обеспечила, что его проекты городских и загородных домов в Венето были известны во всей Европе. В Англии его влияние на Иниго Джонса (1573-1652) и других привело к созданию некоторых из лучших (палладианских) домов XVIII века.
В 1541 году Палладио был отправлен в Рим для изучения архитектуры своим покровителем, гуманистом графом Триссино. В результате его зрелый стиль демонстрирует полное знакомство с работами Браманте и более молодых римских архитекторов, которые, как Джулио Романо (1499-1546), были выходцами из мастерской и круга Рафаэля. Однако стиль Палладио был также индивидуальным. Он позволил себе особые и элегантные вольности с классической лексикой, для которой Витрувий считался высшим авторитетом с XV века.
Например, в Палаццо Кьерикати в Виченце, строительство которого началось в 1551 году, фасад открыт, чтобы обеспечить непрерывную колоннаду вдоль первого этажа и три пролёта слева и справа от центральной массивной части наверху. Вилла Капра (Ротонда) тех же лет представляет собой упражнение в идеальной симметрии, с её центральным куполом и, с каждой стороны, фронтонными ионическими портиками.
В Мазере вилла Барбаро – ещё один палладианский дом, отличающийся сотрудничеством с Паоло Веронезе (1528-1588) в украшении интерьеров чрезвычайно тонкими и часто остроумными фресками, датируемыми 1561-2 годами. Палладио также спроектировал несколько прекрасных венецианских церквей, таких как Сан-Джорджо Маджоре и Реденторе (см. ниже).
Другие архитекторы Высокого Возрождения, работавшие в Венеции, включают: Бальдессаре Перуцци (1481-1536), Антонио да Сангалло Младший (1484-1546), Микеле Санмичели (1484-1559), Джакомо делла Порта (1533-1602), Винченцо Скамоцци (1548-1616) и Карло Мадерно (1556-1629).
Знаменитые примеры архитектуры венецианского Возрождения
Палаццо Санта-София, более известный как Ка д’Оро или «Золотой дом», – это дворец в готическом стиле, выходящий на Большой канал в Венеции. Он был построен между 1428 и 1430 годами для престижной венецианской семьи Контарини и назван Ка д’Оро из-за позолоты, которой когда-то были украшены его стены. Архитекторами Ка д’Оро были знаменитые отец и сын – Джованни Бон и Бартоломео Бон. Среди других проектов Бон – мраморная дверь базилики Санта-Мария-деи-Фрари (см. ниже). Кроме того, им было поручено спроектировать Порта делла Карта базилики Святого Марка (1438-1442).
Дорогая, но возвышенная бенедиктинская церковь Сан-Джорджо Маджоре была спроектирована Андреа Палладио и построена между 1566 и 1610 годами. Базилика в классическом стиле архитектуры эпохи Возрождения, её блестящий белый мрамор сверкает на фоне голубой лагуны напротив Пьяццетты и является центральной точкой на венецианском небосклоне.
Скуола Гранде ди Сан-Марко, спроектированная Пьетро Ломбардо (1435-1515), выходит на Кампо Сан Джованни э Паоло, одну из самых больших площадей Венеции. Возведённый конфедерацией Сан-Марко в 1260 году в качестве штаб-квартиры, он был разрушен пожаром в 1485 году и восстановлен в течение следующих двух десятилетий по новому проекту Ломбардо. Его фасад с украшенными нишами, пилястрами и статуями был позже отделан Мауро Кодусси. Хотя отчасти он остаётся прекрасным образцом классицизма эпохи Возрождения, арки и ниши придают зданию византийский колорит, который можно увидеть и во многих других консервативных венецианских проектах.
Chiesa del Santissimo Redentore (Церковь Святого Искупителя) (обычно называемая Il Redentore), спроектированная Палладио, расположена на набережной Канале делла Джудекка в сестьере Джудекка Венеции и была построена в благодарность Богу за избавление города от чумы. В ней находятся многочисленные картины Тинторетто (1518-1594), Паоло Веронезе и Франческо Бассано.
Ни один рассказ о венецианской архитектуре не может быть полным без упоминания Базилики Санта-Мария Глориоза деи Фрари (обычно называемой «Фрари»), одной из величайших церквей города. Посвящённая Успению, она стоит на Кампо деи Фрари в центре района Сан-Поло. Первоначальная церковь была построена между 1250 и 1338 годами, но вскоре после этого начались работы по строительству гораздо более крупной замены – сегодняшней постройки, на завершение которых ушло более века.
Новая церковь была завершена в 1442 году, а её дизайн приписывается Фра Сципионе Бону, тело которого было захоронено в церкви. В церкви есть два клуатра, один из которых был спроектирован Сансовино, а другой – Палладио. В церкви находится несколько сокровищниц искусства, включая прославленное «Успение Богородицы» (1516-18) работы Тициана (1488-1576) и статую Иоанна Крестителя работы Донателло (1386-66). Справа от нефа находится памятник Тициану (который покоится во Фрари); слева – гробница Антонио Кановы (1757-1822).
Знаменитый мост Риальто, спроектированный в камне венецианским архитектором и инженером Антонио да Понте (1512-1595) после того, как первоначальная деревянная версия была сильно повреждена пожаром в 1574 году, был перестроен между 1588 и 1591 годами. Его необычный V-образный одноарочный дизайн преодолел предложения нескольких других художников эпохи Возрождения, включая Микеланджело, Сансовино, Палладио и Виньолу, все из которых предлагали классический многоарочный дизайн.
Список знаменитых зданий
Вот краткий перечень наиболее важных зданий, возведённых в Венеции в период кватроченто и чинквеченто. Примечание: Венецианская республика включала регион Венето с городами Верона, Виченца, Тревизо и др.
Фра Сципионе Бон (ок. 1368-1442)
– Базилика Санта Мария Глориоза деи Фрари (1338-1442)
Джованни Бон и Бартоломео Бон
– Палаццо Санта София (Ка’ д’Оро) (1428-30)
Пьетро Ломбардо
– Скуола Гранде ди Сан-Марко (1485-1505)
Якопо Сансовино
– Библиотека Святого Марка, Венеция (1536-1588)
– Лоджетта ди Сан-Марко, Венеция (1537-40)
– Палаццо Корнаро делла Ка Гранде, Венеция (1542-61)
Микеле Санмичели
– Палаццо Бевилаква, Верона (1534)
– Палаццо Гримани, Венеция (1540-62)
Андреа Палладио
– Вилла Полана, Виченца (1545-50)
– Вилла Корнаро, Тревизо (1552-54)
– Церковь Сан Джорджо Маджоре, Венеция (1562)
– Вилла Ла Ротонда (Вилла Капра), Виченца (1566-91)
– Иль Реденторе, Венеция (1592)
– Базилика (средневековая ратуша), Виченца (1617)
Антонио да Понте
– мост Риальто (1588-91)
Антонио Контини
– Мост Вздохов, Венеция (ок.1600)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?