Чимабуэ:
Фресковый живописец эпохи Возрождения, Флоренция читать ~3 мин.
Чимабуэ (итал. Cimabue; настоящее имя — Ченни ди Пепо (итал. Cenni di Pepo); ок. 1240 — ок. 1302) — ведущий флорентийский художник конца XIII века. Его творчество, тесно связанное с готическим искусством, внесло решающий вклад в живопись Проторенессанса. Современник Данте, упомянувший его в «Божественной комедии» как главного живописца своей эпохи, Чимабуэ считается учителем Джотто (1267–1337). Он положил начало переходу от статичного и символического стиля византийского искусства к реалистичной манере треченто, вводя в живопись трёхмерное пространство, более естественные человеческие фигуры и глубокую эмоциональность.
Писатель, художник и архитектор Джорджо Вазари (1511–1574) три столетия спустя начал свой знаменитый труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) именно с биографии Чимабуэ, утверждая, что тот дал «первый свет искусству живописи». Однако веских доказательств, подтверждающих все его тезисы, сохранилось мало.
Биография
Первое документальное упоминание о Чимабуэ относится к 1272 году и связано с его пребыванием в Риме — городе, который в то время был центром художественных инноваций. Такие мастера, как Пьетро Каваллини (активен в 1270–1330 гг.) и Якопо Торрити (активен в 1290-х гг.), уже делали первые шаги к натурализму, ставшему ключевым элементом наступающей эпохи Ренессанса (ок. 1400–1530 гг.).
Единственной документально подтверждённой работой Чимабуэ остаётся фигура Святого Иоанна Евангелиста в мозаике апсиды Пизанского собора (1301–1302). Тем не менее, на основании стилистического сходства с этой работой, ему приписывают множество выдающихся религиозных картин конца XIII века. К наиболее достоверным атрибуциям относят цикл фресок в Базилике Сан-Франческо в Ассизи (ок. 1277–1279), алтарный образ «Маэста Санта Тринита» (до 1285 года, Галерея Уффици, Флоренция) и величественное «Распятие» из Базилики Санта-Кроче во Флоренции (1280-е гг.), сильно пострадавшее во время наводнения 1966 года.
Фрески в Ассизи включают изображения Четырёх евангелистов в сводах, сцены из жизни Богородицы на стенах апсиды, Апокалиптические сцены и «Распятие» в левом трансепте, а также жития святых Петра и Павла в правом трансепте. Несмотря на плохую сохранность, эти росписи демонстрируют огромное драматическое напряжение, особенно в сцене «Распятия». Чимабуэ мастерски объединил изобразительную плоскость с реальным архитектурным пространством.
«Маэста Санта Тринита» является одним из величайших алтарных образов своего времени. Картина стоит в одном ряду с такими шедеврами, как «Мадонна Ручеллаи» Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1260–1319) и «Мадонна Оньиссанти» (1307) Джотто. В этой работе Чимабуэ использовал убедительную линейную перспективу с условной точкой схода, что стало значительным шагом на пути к созданию реалистичного живописного пространства во флорентийском искусстве.
Талант Чимабуэ также ярко проявился в «Распятии из Санта-Кроче». Фигура Христа написана с новой мягкостью, а тело изогнуто в выразительной S-образной линии, характерной для готического стиля. Этот приём был заимствован у тосканского художника Джунты Пизано (активен ок. 1230–1255).
Если эти правдоподобные атрибуции верны, Чимабуэ действительно был ведущей фигурой в изобразительном искусстве эпохи, предшествовавшей Джотто.
Некоторые историки искусства приписывают Чимабуэ и эскизы для огромного круглого витража в хорах Сиенского собора (ок. 1287), хотя эта атрибуция остаётся спорной. К другим работам, связанным с именем мастера, относят «Маэсту из церкви Сан-Франческо в Пизе» (1290–1295, ныне в Лувре, Париж) и мозаику «Христос на троне между Богородицей и Иоанном Евангелистом» (1301–1302) в Пизанском соборе, частью которой является фигура Святого Иоанна.
К началу XIV века Чимабуэ, его ученики и последователи сформировали влиятельную школу средневековых художников, заложившую основы для развития Раннего Возрождения во Флоренции. Его произведения сегодня являются жемчужинами таких великих музеев, как Уффици и Лувр.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?