Чимабуэ:
Фресковый живописец эпохи Возрождения, Флоренция читать ~3 мин.
Чимабуэ, прозвище, данное Ченни ди Пеппи, был главным художником, работавшим во Флоренции в конце XIII века. Связанный с готическим искусством, он внёс важный вклад в предренессансную живопись (ок. 1300-1400 гг.). Современник Данте (который описывает его в «Божественной комедии» как ведущего художника того времени), он, как предполагается, учил Джотто (1267-1337) и положил начало переходу от статичного «нереального» стиля византийского искусства к реалистичному треченто идиому искусства Проторенессанса, используя трёхмерное пространство, более естественные формы людей и большую эмоциональность.
Джорджо Вазари (1511-1574), итальянский писатель, живописец и архитектор, написав 300 лет спустя, поместил рассказ о Чимабуэ в самом начале своей «Жизни художников» (1550), заявив, что он дал «первый свет искусству живописи». Но для подтверждения этого утверждения почти не осталось веских доказательств.
Биография
Самое раннее упоминание о Чимабуэ помещает его в Рим в 1272 году, что является важным моментом, поскольку в то время город находился в авангарде художественных инноваций. Такие художники, как Пьетро Каваллини (активен в 1270-1330 гг.) и Якопо Торрити (ок. 1290-х гг.), уже делали первые шаги в сторону большего натурализма в искусстве, одного из ключевых элементов наступающей эпохи Ренессанса (ок. 1400-1530 гг.).
Известно только одно сохранившееся произведение Чимабуэ: Святой Иоанн в мозаике апсиды в Пизанском соборе (1301-2). Однако на основании этого традиция приписывает ему множество религиозных картин выдающегося качества конца XIII века. Наиболее достоверные из этих атрибуций включают цикл фресок в Верхней церкви Сан Франческо, Ассизи (ок. 1277-79), Мадонну Сан Тринита (до 1285 года, Уффици, Флоренция) и прекрасное Распятие в Сан Кроче, Флоренция (1280-е) (повреждено во время наводнения 1966 года).
Фрески Верхней церкви Ассизи включают Четырёх евангелистов (в сводах перехода), Жизнь Богородицы (стены апсиды), Апокалиптические сцены и Распятие (левый трансепт), Жития Святого Петра и Святого Павла (правый трансепт). В целом они сохранились плохо, но и того, что видно, достаточно, чтобы понять, что Распятие – произведение огромного драматизма и силы. И Чимабуэ мастерски объединяет картинную плоскость с архитектурным пространством, которое она занимает.
Мадонна Сант-Тринита, главный из сохранившихся образцов алтарного искусства Чимабуэ, как и Мадонна Ручеллаи работы Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1260-1319 гг.) – одна из самых величественных в серии огромных двускатных панно с изображением Мадонны с Младенцем, кульминацией которой является «Мадонна Огниссанти» (1307) Джотто. В ней использована убедительная линейная перспектива с условной центральной точкой схода, и она знаменует собой значительный шаг в изображении флорентийцами реалистического живописного пространства.
Талант Чимабуэ хорошо виден и в Распятии в Сан-Кроче. Плоть написана с новой мягкостью, а тело Христа изображено с помощью чрезвычайно эмоционального S-образного изгиба в готическом стиле, по образцу тосканского художника Джунты Пизано (ок. 1230-55).
Если эти (правдоподобные) атрибуции точны, то Чимабуэ действительно был ведущей фигурой в изобразительном искусстве эпохи до Джотто.
Некоторые историки искусства также приписывают Чимабуэ дизайн огромного круглого витража на хорах Сиенского собора (ок. 1287 г.), хотя эта атрибуция остаётся спорной. К другим работам, связанным с Чимабуэ, относятся: Мадонна с младенцем (1290-5, Лувр, Париж); и Христос, сидящий на троне между Богородицей и Иоанном Евангелистом (1301-2, Пизанский собор).
В любом случае, к началу XIV века Чимабуэ, его ученики и последователи представляли собой важную группу средневековых художников в историческом развитии итальянской живописи и были важными предшественниками Раннего Возрождения во Флоренции.
Картины художников эпохи Возрождения, таких как Чимабуэ, можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?