Клод Лоррен: классические итальянские пейзажи читать ~11 мин.
Крупный деятель французской живописи, уроженец Шамани в Лотарингии, художник, известный как Клод Гелле или Клод Лоррен, является одним из лучших пейзажистов XVII века. Он специализировался на идеальных пейзажах – традиционной форме пейзажной живописи, цель которой – представить идиллический вид природы, ещё более прекрасный и гармоничный, чем сама природа. Эта форма пейзажного искусства подчинялась классическим представлениям и обычно изображала классические руины и пасторальные фигуры в классических одеждах.
За исключением короткого визита в Германию и Францию в 1625-1627 годах, Клод Лоррен провёл всю свою трудовую жизнь в Италии, и его творчество следует рассматривать в контексте римской школы искусства барокко. Наряду с Николой Пуссеном (1594-1665), он был одним из самых ярких выразителей классической идиомы в рамках барочной живописи.
Работы Клода Лоррена были посвящены основным проблемам итальянского искусства XVII века – изучению природы и исследованию света. Его достижения в этих областях ставят его в один ряд с величайшими современниками, хотя он ограничивал свои исследования этих тем пейзажной живописью, в отличие от других старых мастеров, таких как Рубенс (1577-1640), Рембрандт (1606-1669) и Пуссен, для которых это было лишь одним из аспектов их подхода.
Клод радикально расширил понятие пейзажа, придав ему историческое значение, не жертвуя своей чувствительностью к эффектам природы. Таким образом, его стиль развил классическую традицию пейзажной живописи, сложившуюся в Италии со времён кватроченто Ренессанса. См. например, Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века. Иной подход к пейзажу см. в Сальватор Роза (1615-1673) и его антиклассические работы.
Биографические источники
Существует два источника о жизни Лоррена: биографии от Иоахима фон Сандрарта (Academia Artis Pictoriae, 1683) и от Филиппо Бальдинуччи. Сандрарт (1606-1688) был современником Клода в первые годы его жизни в Италии. Он был одним из многих северных художников, приехавших в Рим в начале XVII века, с которыми Клод был изначально связан. Сандрарт сопровождал Клода во многих из тех экспедиций по сельской местности вокруг Рима, которые оставались его самым большим источником вдохновения.
Его биография особенно ценна тем, что он из первых рук рассказывает о методе работы Клода, особенно об этюдах с натуры, которые легли в основу искусства Клода. В отличие от него, Бальдинуччи (1624-1696) принадлежал к поколению после Клода и получил большую часть информации от племянника художника. Это более профессиональный тип биографии, подробный и объективный, но менее косвенный. Оба они склонны подчёркивать мнимую наивность художника, но современный взгляд более справедливо оценивает интеллектуальное содержание его искусства и серьёзность намерений этого осторожного и добросовестного художника.
Обучение у Агостино Тасси
Родился Клод Геллеи, третий из пяти сыновей, в Шамани в Лотарингии. Сандрарт утверждает, что первоначально он был учеником кондитера, а Бальдинуччи утверждает, что он начал заниматься в мастерской своего старшего брата, гравёра по дереву в Страсбурге.
Как бы то ни было, его первое серьёзное обучение началось в Италии, куда он прибыл к 1615 году. Возможно, первые два года он работал у немецкого живописца Готфрида Вальса в Неаполе, но первым достоверным свидетельством художественного образования является его ученичество у Агостино Тасси (1580-1644) в Риме в 1618 году. Он проработал у этого художника до 1625 года.
Тасси оказал большое влияние на формирование стиля Клода – как декоративный пейзажист, работавший преимущественно в технике фресковой живописи, его искусство прочно опиралось на классические традиции пейзажа. В нём использовались элементы пейзажей и прибрежных сцен, с пасторальными, библейскими или мифологическими фигурами, архитектурой и судоходством. Все эти темы составили часть лорреновского стиля пейзажной живописи.
Пейзажная живопись
Следует помнить, что в контрреформационном Риме XVII века, философском центре итальянского искусства и городе, всё ещё находившемся под сильным влиянием высоких взглядов искусства Ренессанса, пейзаж как самостоятельный предмет не воспринимался всерьез.
Занимая 4-е место из 5-ти в «Иерархии жанров», он не обладал эстетической и этической ценностью ведущих жанров живописи – Исторической живописи и Портрета. Чтобы преодолеть это, художники-пейзажисты, такие как Клод, вводили в свои картины мифологические повествования и благородные темы, чтобы придать им дополнительную серьёзность. См. также: Адам Эльсхаймер (1578-1610).
Покровители
После возвращения в Италию в 1627 году Клод получил ряд заказов на настенные росписи во дворцах некоторых высокопоставленных церковников в Риме. Однако он быстро отказался от этой техники в пользу масляной живописи. Его покровители по-прежнему принадлежали к аристократическим кругам – Медичи, кардинал Бентивольо, папа Урбан VIII, Филипп IV Испанский. В этом он отличался от своего современника Пуссена, чьи картины, как правило, заказывала интеллектуальная буржуазия.
Первый период: Морские пейзажи, пейзажи
В первый период, вплоть до 1640-х годов, Клод создал множество морских пейзажей и ландшафтов, которые значительно развили довольно схематичные композиции Тасси и фламандского художника Поля Бриля (1554-1626). Ему удалось соединить плоскости своих композиций с помощью тонких воздушных градаций, что создало настоящее единство атмосферы. Его пейзажи наполнены светом – результат его наблюдений за природой, о чем также свидетельствуют многочисленные этюды, которые он делал на открытом воздухе. Он был первым, кто попытался изобразить на холсте солнце и как можно точнее изучить его влияние.
Второй период: Больший акцент на мифологических элементах
Во второй период, с 1640-х годов и до самой смерти, натурализм Клода все больше подвержен влиянию классического гуманизма. Это происходит от изучения искусства Доменикино (1581-1641) и Аннибале Карраччи (1560-1609), особенно в виде вклада последнего во фрески в Палаццо Альдобрандини в Риме (ок. 1604).
Его художественные цели стали более амбициозными с включением конкретных сюжетов, взятых из классической мифологии или Библии. Его композиции стали более позированными и сложными, чем ранние пасторали, и могут рассматриваться как полностью исторические: форма пейзажа напрямую зависит от значимости сюжета, а фигуры играют неотъемлемую роль в композиции. Этот зрелый стиль блестяще представлен такими картинами, как Пейзаж с танцовщицами (1669, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Вид на Карфаген (1676, Кунстхалле, Гамбург), двумя из его лучших барочных картин, в которых Клод манипулирует фигурами и пейзажем с большим драматическим эффектом.
Поздние годы
В поисках более сурового, эпического стиля живописи Клод обратился за вдохновением к «Энеиде» Вергилия , которая все больше соответствовала его настроению к концу жизни. Последние картины достигают высшего сочетания поэтического чувства и декоративного искусства, равного по возвышенности творчеству классического поэта. Нет заметного снижения технического мастерства или возвышенного использования цветовых тонов.
Принятие качеств маньеризма позволяет теперь признать его очень личное обращение с фигурами как существенный компонент его искусства, а не как неудачу, которой они долгое время считались. Это совершенно очевидно в его последней картине, Асканий, снимающий оленя Сильвии (1682, Ашмолеанский музей, Оксфорд), написанной на 82-м году жизни.
Стиль живописи
Являясь представителем классического пейзажа, Клод представляет идеализированную концепцию своей темы – за редким исключением, например, места действия его картин, как правило, воображаемые. Композиция, в зависимости от размеров холста, содержит различное количество плоскостей и объектов (группы деревьев, здания).
В основе компоновки, как правило, лежат простые математические пропорции (трети и четверти высоты или ширины). Почти все его работы выполнены в парах, иллюстрирующих одну и ту же тему и с одинаковыми внутренними пропорциями, но контрастирующих по композиции, атмосфере и времени суток, а также по таким признакам, как вид и расположение деревьев и даже стиль здания. Холодный свет, льющийся слева, указывает на утро; идущий справа, с его тёплыми закатами, – на вечер.
Видение классического мира у Клода Лоррена было совершенно иным, чем у другого гиганта живописи XVII века, Николя Пуссена, художника, который наиболее тесно сотрудничал с ним на протяжении всей его жизни. Пейзажи Пуссена – это интеллектуальные конструкции, напрямую зависящие от воображения художника. Пейзажи Клода, не менее идеальные и не более «открытые», чем у Пуссена, основаны на его наблюдениях за миром природы. Именно этот ранний натурализм сделал его искусство столь неизменно привлекательным для последующих поколений, особенно для тех, кто попал под чары классических пейзажей Италии.
Сравните с голландским реалистическим стилем жанровой живописи, который был популяризирован во Франции братьями Ленен в начале XVII века.
Рисунки
Клод – один из величайших мастеров искусства рисунка (только в Британском музее хранится более 500 его работ на бумаге), на его счету более 1200 рисунков, причём все они очень искусны. На самом деле существует две основные группы рисунков: этюды с натуры на определённую тему и рисунки, выполненные в мастерской, которые характерны для позднего творчества художника. Но независимо от того, выполнены ли они на открытом воздухе или в студии, все его рисунки отличаются одинаково тщательной структурой и живописными эффектами и, таким образом, могут быть причислены к его законченным работам.
Клод вёл несколько альбомов с рисунками, чтобы зафиксировать свой творческий прогресс, в том числе альбом Вильденштейна, который содержит 60 рисунков, охватывающих всю его карьеру, и в котором прослеживается влияние Тасси и Деруэ в 1620-х годах, Бринбурга около 1630 года и развитие его зрелого стиля после 1633 года.
После 1636 года Клод вёл тщательный учёт своих композиций и своих покровителей в 200-страничной книге, Liber Veritatis («Книга истины», Британский музей). Эта книга представляет собой хронологическую серию рисунков пером и тушью, выполненных по его крупным заказам, которые являются таким же выдающимся достижением, как и его картины. Около 50 процентов из них – это этюды с натуры.
Свободно нарисованные мелом или пером, тушью и стиркой, они более спонтанны, чем его картины или студийные рисунки, и представляют собой коллекцию неформальных мотивов – деревьев, руин, водопадов, участков луга или речных видов в солнечном свете, – которые Клод наблюдал во время своих экспедиций по зарисовкам в итальянской Кампанье. Книга была дважды гравирована Эрломом в 1770-х годах, а затем Караччоло в 1815 году.
Наследие
У Клода был только один ученик, Анджелуччо, который умер молодым, но влияние его живописи, особенно первого периода, было огромным даже при его жизни, особенно на Дюге и его школу и на некоторых голландских реалистов, таких как Аэльберт Кёйп, который писал в итальянском стиле.
В Англии XVIII века полюбившийся лорреновский стиль оказал ощутимое влияние на планировку многих загородных поместий и стал одним из основных факторов формирования английской школы, от Ричарда Уилсона (1714-1782) до великого Тёрнера (1775-1851). В Италии его примеру следовали вплоть до начала XIX века такие классические пейзажисты, как Ориццонте, Ванвителли, Локателли и Анези. Его влияние распространилось на Францию (Патель, Руссо) и на немецких художников эпохи барокко, для которых Лоррен стал воплощением самой идеи Италии в живописи.
Но прежде всего Клод оставался художником природы, поэтому великий Джон Констебл (1776-1837) – одна из ведущих фигур английской школы пейзажной живописи – назвал Клода Лоррена «самым совершенным пейзажистом, которого когда-либо видел мир».
Картины Клода Лоррена
Один из величайших французских художников XVII века эпохи барокко, работы Клода Лоррена хранятся во многих лучших художественных музеях мира, как видно из следующего списка его знаменитых пейзажных картин.
Пейзаж со скотом и крестьянами (1629) Филадельфийский музей искусств.
Пейзаж с купцами (1630) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Пейзаж с козопасом (1636) Национальная галерея, Лондон.
Форд (1636) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Порт с виллой Медичи (1637) Галерея Уффици, Флоренция.
Обретение Моисея (1638) Музей Прадо, Мадрид.
Пасторальный пейзаж (1638) Институт искусств Миннеаполиса.
Морской порт (1639) Национальная галерея, Лондон.
Морской порт на закате (1639) Лувр, Париж.
Вид на Кампанью (1639) Британская королевская коллекция искусств, Лондон.
Высадка святого Павла Романа в Остии (1639 г.) Прадо, Мадрид.
Высадка святой Урсулы (1641) Национальная галерея, Лондон.
Высадка Клеопатры в Тарсе (1642) Лувр, Париж.
Троянские женщины, поджигающие свой флот (1643) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Вид Тиволи на закате (1644) Музей искусств Сан-Франциско.
Меркурий, крадущий оленей Аполлона (1645) Галерея Дориа-Памфилия, Рим.
Пейзаж с Цефалом и Прокридой, воссоединяющимися с Дианой (1645) Лондон.
Парижский суд (1645-46) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Восход солнца (1646-47) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Пейзаж с женитьбой Исаака и Ребекки (1648) Лондон.
Высадка царицы Савской (1648) Национальная галерея, Лондон.
Пейзаж с Парижем и Эноной (1648) Лувр, Париж.
Вид Ла Кресценции (1648-50) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Пейзаж с танцующими фигурами (1648) Галерея Дориа-Памфили, Рим.
Вид на Ла Кресценцию (1648-50) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Отдых на пути в Египет (1651-61) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Пейзаж с Ацисом и Галатеей (1657) Гемальдегалерия, Дрезден.
Пейзаж с Аполлоном и Меркурием (1660) Коллекция Уоллеса, Лондон.
Береговая сцена с похищением Европы (1667) Королевская коллекция, Лондон.
Изгнание Агари (1668) Альте Пинакотека, Мюнхен.
Морской порт (1674) Альте Пинакотека, Мюнхен.
Асканий, стреляющий в оленя Сильвии (1682) Ашмолеанский музей, Оксфорд.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?