Клод Лоррен:
классические итальянские пейзажи читать ~11 мин.
Клод Желле, известный как Лоррен, — выдающийся французский живописец и один из величайших пейзажистов XVII века, родом из коммуны Шамань в Лотарингии. Он специализировался на идеализированных пейзажах — традиционном направлении пейзажной живописи, целью которого было создание идиллического вида природы, более прекрасного и гармоничного, чем сама реальность. Эта форма искусства подчинялась классическим канонам и обычно включала античные руины и пасторальные фигуры в классических одеяниях.
За исключением недолгого пребывания в Германии и Франции в 1625–1627 годах, Клод Лоррен провёл всю свою творческую жизнь в Италии. Его наследие следует рассматривать в контексте римской школы искусства барокко. Наряду с Никола Пуссеном (1594–1665), он был одним из самых ярких представителей классицистического направления в живописи барокко.
Творчество Клода Лоррена было сосредоточено на ключевых задачах итальянского искусства XVII века: изучении природы и исследовании света. Его достижения в этих областях ставят его в один ряд с великими современниками. Однако, в отличие от других старых мастеров, таких как Рубенс (1577–1640), Рембрандт (1606–1669) и Пуссен, для которых эти задачи были лишь одним из аспектов творчества, Лоррен посвятил им всего себя в рамках пейзажного жанра.
Клод значительно расширил границы пейзажного жанра, наделив его историческим значением и сохранив при этом тонкое чувство природы. Его стиль развивал классическую традицию пейзажной живописи, заложенную в Италии в эпоху Высокого Возрождения и развитую болонской школой. См. например, Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века. Иной подход к пейзажу представлен в антиклассических работах Сальватора Розы (1615–1673).
Биографические источники
Существует два основных источника сведений о жизни Лоррена: биография, написанная Иоахимом фон Сандрартом (Academia Artis Pictoriae, 1683), и жизнеописание от Филиппо Бальдинуччи. Сандрарт (1606–1688) был знаком с Клодом в ранний римский период его жизни. Он принадлежал к числу многих северных художников, прибывших в Рим в начале XVII века, с которыми Лоррен поддерживал связь. Сандрарт сопровождал Клода во многих его вылазках в окрестности Рима, которые оставались для художника главным источником вдохновения.
Биография Сандрарта особенно ценна тем, что содержит рассказ из первых уст о методах работы Клода, в частности о его этюдах с натуры, лежавших в основе его искусства. В отличие от него, Бальдинуччи (1624–1696) принадлежал к следующему поколению и получил бо́льшую часть информации от племянника художника. Его труд — это более профессиональная биография, подробная и объективная, но лишённая личных впечатлений. Оба биографа подчёркивали мнимую наивность художника. Однако современные исследователи более высоко оценивают интеллектуальную составляющую его искусства и серьёзность намерений этого вдумчивого и добросовестного мастера.
Обучение у Агостино Тасси
Клод Желле родился в Шамани, в Лотарингии, и был третьим из пяти сыновей. По сведениям Сандрарта, первоначально он учился на кондитера, в то время как Бальдинуччи пишет, что Клод начинал в мастерской своего старшего брата, гравёра по дереву, в Страсбурге.
Так или иначе, серьёзное художественное образование он получил в Италии, куда прибыл около 1615 года. Возможно, первые два года он работал у немецкого живописца Готфрида Вальса в Неаполе, но первое достоверное свидетельство о его обучении — это поступление в мастерскую Агостино Тасси (1580–1644) в Риме в 1618 году. Он проработал у этого художника до 1625 года.
Тасси, декоратор-пейзажист, работавший преимущественно в технике фрески, оказал большое влияние на формирование стиля Клода. Его искусство основывалось на классической пейзажной традиции. Оно включало в себя элементы пейзажей и прибрежных сцен с пасторальными, библейскими или мифологическими фигурами, архитектурой и кораблями. Все эти темы стали частью стиля пейзажной живописи Лоррена.
Пейзажная живопись
Следует помнить, что в Риме эпохи Контрреформации, философском центре итальянского искусства, всё ещё находившемся под сильным влиянием высоких идеалов искусства Возрождения, пейзаж как самостоятельный предмет не воспринимался всерьёз.
В «иерархии жанров» пейзаж занимал предпоследнее, четвёртое место и уступал в эстетической и моральной ценности ведущим жанрам — исторической живописи и портрету. Чтобы повысить статус своих работ, пейзажисты, в том числе и Клод, включали в композиции мифологические сюжеты и возвышенные темы. См. также: Адам Эльсхаймер (1578–1610).
Покровители
После возвращения в Италию в 1627 году Клод получил ряд заказов на настенные росписи во дворцах некоторых высокопоставленных церковников в Риме. Однако вскоре он отказался от этой техники в пользу живописи маслом. Его заказчиками были представители высшей аристократии: Медичи, кардинал Бентивольо, папа Урбан VIII и король Испании Филипп IV. В этом он отличался от своего современника Пуссена, чьи картины заказывали в основном представители интеллектуальной элиты и буржуазии.
Первый период: Морские пейзажи и ландшафты
В первый период творчества, до 1640-х годов, Клод создал множество морских и сухопутных пейзажей. В них он значительно развил несколько схематичные композиции Тасси и фламандского художника Пауля Бриля (1554–1626). С помощью тончайших градаций света и воздуха ему удалось объединить планы композиции, создав единое атмосферное пространство. Его пейзажи наполнены светом — результат наблюдений за природой, о чём свидетельствуют многочисленные этюды, выполненные на пленэре. Он одним из первых в европейской живописи попытался изобразить на холсте диск солнца и с большой точностью передать его эффекты.
Второй период: Усиление мифологических элементов
Во второй период, с 1640-х годов до конца жизни, в натурализме Клода усиливается влияние классического гуманизма. Это было следствием изучения искусства Доменикино (1581–1641) и Аннибале Карраччи (1560–1609), в частности, знаменитых люнетов последнего с пейзажами во дворце Альдобрандини в Риме (около 1604 года).
Художественные цели Лоррена стали более амбициозными с включением конкретных сюжетов из классической мифологии или Библии. Его композиции стали более продуманными и сложными, чем ранние пасторали, и могут рассматриваться как подлинно исторические: форма пейзажа напрямую зависела от значимости сюжета, а фигуры играли неотъемлемую роль в композиции. Этот зрелый стиль блестяще представлен такими картинами, как «Пейзаж с танцующими фигурами (Сельский праздник)» (1669, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Вид Карфагена с Дидоной и Энеем» (1676, Кунстхалле, Гамбург), двумя из его лучших картин в стиле барокко, в которых Клод управляет фигурами и пейзажем для достижения большего драматического эффекта.
Поздние годы
В поисках более строгого, эпического стиля живописи Клод черпал вдохновение в «Энеиде» Вергилия, сюжеты которой всё больше соответствовали его настроению в поздние годы. Последние картины достигают высочайшего синтеза поэтического чувства и декоративного искусства, равного по возвышенности творчеству античного поэта. В них не заметно снижения ни технического мастерства, ни виртуозности в использовании цветовых тонов.
Современное искусствознание, во многом пересмотревшее отношение к маньеризму, признаёт его очень личную трактовку фигур важной составляющей искусства, а не недостатком, как считалось ранее. Это совершенно очевидно в его последней картине, «Асканий, охотящийся на оленя Сильвии» (1682, Музей Ашмола, Оксфорд), написанной на 82-м году жизни.
Стиль живописи
Как представитель классического направления, Клод создавал идеализированные пейзажи. За редким исключением, места, изображённые на его картинах, являются плодом воображения. Композиция, в зависимости от размера холста, включает различное количество планов и объектов (группы деревьев, здания). Построение композиции, как правило, основано на простых математических пропорциях (деление на трети и четверти по высоте или ширине). Почти все его работы создавались парами, иллюстрируя одну и ту же тему и имея схожие внутренние пропорции, но контрастируя по композиции, атмосфере и времени суток, а также по таким деталям, как вид и расположение деревьев и даже стиль архитектуры. Нередко холодный свет, идущий слева, символизирует утро, а тёплые тона заката, идущие справа, — вечер.
Ви́дение классического мира у Клода Лоррена было совершенно иным, чем у другого гиганта живописи XVII века, Николя Пуссена, — художника, с которым его творчество было наиболее тесно связано. Пейзажи Пуссена — это интеллектуальные конструкции, напрямую зависящие от воображения художника. Пейзажи Клода, не менее идеализированные, чем у Пуссена, тем не менее основаны на его наблюдениях за реальным миром. Именно этот ранний натурализм сделал его искусство столь притягательным для последующих поколений, особенно для тех, кто попал под очарование классических пейзажей Италии.
Этот подход контрастирует с голландским реалистическим стилем, популяризированным во Франции в начале XVII века братьями Ленен.
Рисунки
Клод — один из величайших мастеров рисунка, оставивший после себя более 1200 листов. Только в Британском музее хранится свыше 500 его работ на бумаге. Существуют две основные группы его рисунков: этюды с натуры на определённую тему и композиционные рисунки, выполненные в мастерской, которые характерны для позднего творчества художника. Но независимо от того, сделаны ли они на открытом воздухе или в студии, все его рисунки отличаются одинаково тщательной проработкой структуры и живописными эффектами, что позволяет считать их самостоятельными произведениями.
Клод вёл несколько альбомов, фиксируя своё творческое развитие. Среди них — альбом Вильденштейна, содержащий 60 рисунков, которые охватывают всю его карьеру. В них прослеживается влияние Тасси и Клода Деруэ в 1620-х годах, Бартоломеуса Бренберга около 1630 года и становление зрелого стиля после 1633 года.
Начиная с 1636 года, Клод вёл скрупулёзный учёт своих композиций и заказчиков в 200-страничной книге Liber Veritatis («Книга истины», Британский музей). Эта книга представляет собой хронологическую серию рисунков пером и тушью, выполненных по мотивам его крупных заказов, которые являются таким же выдающимся достижением, как и его картины. Около 50 процентов из них — это этюды с натуры.
Эти рисунки, свободно исполненные мелом или пером, тушью и размывкой, более спонтанны, чем его картины или студийные наброски. Они представляют собой собрание неформальных мотивов — деревьев, руин, водопадов, участков луга или речных видов в солнечном свете, которые Клод запечатлел во время своих экспедиций с альбомом для зарисовок по итальянской Кампанье. Гравюры с рисунков из этой книги были выполнены Ричардом Эрломом в 1770-х годах, а позднее, в 1815 году, — Людовико Караччоло.
Наследие
У Клода был лишь один прямой ученик, Анджелуччо, умерший молодым. Однако влияние живописи Лоррена, особенно его раннего периода, было огромным уже при жизни художника. Оно заметно в работах Гаспара Дюге и его школы, а также у некоторых голландских итальянизирующих пейзажистов, таких как Альберт Кёйп.
В Англии XVIII века стиль Лоррена обрёл огромную популярность. Он повлиял на английское парковое искусство и стал одним из ключевых факторов формирования национальной школы пейзажа — от Ричарда Уилсона (1714–1782) до великого Уильяма Тёрнера (1775–1851). В Италии его примеру вплоть до начала XIX века следовали такие пейзажисты-классицисты, как Ориззонте, Ванвителли, Локателли и Анези. Его влияние распространилось на Францию (Патель, Руссо) и на немецких художников эпохи барокко, для которых Лоррен стал воплощением самой идеи Италии в живописи.
Но прежде всего Клод оставался художником природы. Великий Джон Констебл (1776–1837), одна из центральных фигур английской пейзажной школы, назвал Клода Лоррена “самым совершенным пейзажистом, которого когда-либо видел мир”.
Картины Клода Лоррена
Один из величайших французских художников эпохи барокко XVII века, Клод Лоррен представлен во многих лучших художественных музеях мира, о чём свидетельствует следующий список его знаменитых пейзажных картин.
«Пейзаж со стадом и крестьянами» (1629), Музей искусств Филадельфии.
«Пейзаж с купцами» (1630), Национальная галерея искусства, Вашингтон.
«Пейзаж с пастухом коз» (1636), Национальная галерея, Лондон.
«Брод» (1636), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Морской порт с виллой Медичи» (1637), Галерея Уффици, Флоренция.
«Нахождение Моисея» (1639), Прадо, Мадрид.
«Пасторальный пейзаж» (1638), Институт искусств Миннеаполиса.
«Морской порт» (1639), Национальная галерея, Лондон.
«Морской порт на закате» (1639), Лувр, Париж.
«Вид Кампаньи из Тиволи» (ок. 1639), Королевская коллекция, Лондон.
«Отплытие святой Павлы из Остии» (1639), Прадо, Мадрид.
«Отплытие святой Урсулы» (1641), Национальная галерея, Лондон.
«Отплытие Клеопатры в Тарс» (1642), Лувр, Париж.
«Троянки поджигают свой флот» (1643), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Вид на Тиволи в лучах заходящего солнца» (1644), Музеи изящных искусств Сан-Франциско.
«Меркурий, крадущий стадо Аполлона» (1645), Галерея Дориа-Памфили, Рим.
«Пейзаж, где Цефал и Прокрида воссоединяются с Дианой» (1645), Национальная галерея, Лондон.
«Суд Париса» (1645–46), Национальная галерея искусства, Вашингтон.
«Восход» (1646–47), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Пейзаж с бракосочетанием Исаака и Ревекки» (1648), Национальная галерея, Лондон.
«Отплытие царицы Савской» (1648), Национальная галерея, Лондон.
«Пейзаж с Парисом и Эноной» (1648), Лувр, Париж.
«Вид на Ла Кресченца» (1648–50), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Пейзаж с танцующими фигурами (Мельница)» (1648), Галерея Дориа-Памфили, Рим.
«Отдых на пути в Египет» (1661), Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Пейзаж с Ацисом и Галатеей» (1657), Галерея старых мастеров, Дрезден.
«Пейзаж с Аполлоном и Меркурием» (1660), Собрание Уоллеса, Лондон.
«Прибрежный пейзаж с похищением Европы» (1667), Королевская коллекция, Лондон.
«Изгнание Агари» (1668), Старая пинакотека, Мюнхен.
«Морской порт» (1674), Старая пинакотека, Мюнхен.
«Асканий, охотящийся на оленя Сильвии» (1682), Музей Ашмола, Оксфорд.
- «Энеида», краткое содержание
- «Охотники за нацистами» Нила Баскомба, краткое содержание
- Законным наследникам возвращена похищенная картина Макса Либермана
- Рутгерский университет вернул портрет эпохи Ренессанса, отобранный нацистами
- Франция возвращает картины, украденные нацистами у евреев
- Журнал «Фокус» раскрыл тайну германского правительства – склад с произведениями искусства на 1 миллиард евро
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?