Доменикино: итальянский художник, Болонская школа читать ~5 мин.
Важный представитель Болонской школы живописи, наиболее влиятельной традиции перехода от маньеризма 16 века к искусству барокко 17 века, Доменикино (Доменико Зампьери) наиболее известен своей фресковой живописью и крупномасштабным алтарным искусством, особенно в период между 1610 и 1625 г.г, когда он был очень влиятельным художником в Риме.
Его рисунок тоже был исключительным, как и его портретное искусство. Под влиянием Корреджо (1489-1534), Рафаэля (1483-1520) и Караваджо (1571-1610) он стал одним из самых важных преемников Аннибале Карраччи. (1560-1609) и его школы. Его декоративное искусство включало в себя такие шедевры, как фрески в Сан-Андреа делла Валле, Часовня Святого Нила и Часовня Полета в Риме. Его лучший запрестольный образ, вероятно, – «Последнее причастие святого Иеронима» (1614 г., Пинакотека, Ватикан); его лучший портрет – Папа Римский Григорий XV и Кардинал Людовико Людовиси (1621, Музей изобразительных искусств, Безье); его величайшая мифологическая картина, вероятно, «Охота на Диану» (1617, Галерея Боргезе, Рим), а лучшие примеры его пейзажной живописи – это «Борд» (1604, Галерея Дориа Памфили, Рим) и Подвиги Геракла. (1623, Лувр). Он остается одним из великих старых мастеров болонской традиции.
Биография
После непродолжительного обучения у художника-маньериста Дениса Кальверта, Доменикино (Доменико Зампьери) поступил в школу Агостино Карраччи (1557–1602) и Людовико Карраччи (1555–1619), где вскоре проявил себя как необычайно одаренный декоратор. Вместе с Карраччи он работал над украшением Оратория Сан-Коломбано (Погребение). В 1602 году он отправился в Рим, чтобы учиться в классических кругах, в которых доминировал Аннибале Карраччи и сотрудничал с ним и другими учениками в украшении дворца Фарнезе (Девушка с единорогом, Нарцисс).
Хотя он быстро освоил монументальный стиль барочной живописи на возвышенные темы, Доменикино также на протяжении всей своей жизни писал пейзажи, в основном небольшие холсты, которые раскрывают свежесть наблюдений и глубокое чувство красоты природы. Этим работам, которые сложно датировать, также на протяжении всей его карьеры вторит пейзажный фон многих алтарей. Лучшие образцы пейзажей – Сент-Джером (Художественная галерея Глазго); Крещение (Кембридж, Музей Фитцуильям); две истории Геракла, а также «Бегство в Египет» и «Гермиона с пастухами» (все в Лувре).
Первый крупный успех Доменикино, фреска с изображением Бичевания святого Андрея в оратории Сан-Андреа в церкви Сан-Грегорио аль-Чикло, была написана в 1608 году (в конкуренции с Гвидо Рени (1575-1642), который украшал противоположную стену). Затем последовали два его шедевра: фресковое украшение часовни Святого Нила в аббатстве Гроттаферрата (Лацио) и часовни Полета, посвященной Святой Цецилии, в церкви Сан Луиджи деи Франчези в Риме.
Перед тем как написать Житие Святой Цецилии (1614 г.), он начал расписывать алтарь, изображающий Последнее Причастие Святого Иеронима (1614 г., Ватикан). Эта работа полна ярких красок, что было необычно для Доменикино, который, за исключением пейзажей, в целом придерживался классических норм, заимствованных из живописи Высокого Возрождения. (c.1490-1530). Та же самая живописная сила, которая характерна для этой конкретной фазы его развития, вновь проявляется в двух больших фресках Сан Луиджи деи Францези. В рамках аранжировки, основанной на известных моделях Рафаэля, картины содержат тонкие натуралистические наблюдения, свидетельствующие о том, что Доменикино был ближе к жизни и реальности, чем к идеализированным образам, основанным на теориях красоты, которые он сам разработал.
В последующие годы Доменикино предался жесткому классицизму, который привел его к чрезмерно интеллектуальному взгляду на прошлое и подавил его собственное более оригинальное вдохновение. Мифологические фрески Виллы Альдобрандини во Фраскати (1615-16, Национальная галерея, Лондон), Охота Дианы (1617, Галерея Боргезе) и фрески в своде хора Сан Андреа делла Валле (Сцены из жизни Андрея, 1622-7) показывают его в лучшем виде, творчески, вдохновленным поэтическими идеями идеальной красоты. Но в этот же период он создал много других работ, которые нельзя поставить на тот же уровень, но которые отражают неизлечимый кризис.
Некоторое время он оставался в Фано, затем на более длительный период в Болонье и в конце концов отправился в Рим, где в 1621 году папа Григорий XV назвал его папским архитектором и получил для него заказ на украшение церкви Сан-Андреа делла Валле. Ранняя смерть Григория XV и появление более современных художников, таких как Джованни Ланфранко (1582-1647) и Пьетро да Кортона (1596–1669), оставили позади Доменикино, который, тем не менее, создал некоторые из самых важных произведений своего времени, которые были очень изолированы в Риме и мало ценились. Он уехал и отправился в Неаполь, где поселился в 1630 году, получив заказ на украшение часовни Сан Дженнаро в местном соборе. После несчастливого времени, как в личном, так и в художественном отношении, он умер, не сумев завершить работу или утвердиться в качестве влиятельного члена Неаполитанской школы (1600-56). Смотрите также: Неаполитанское барокко.
Наследие
Будучи признанным при жизни как один из лучших итальянских художников барокко начала семнадцатого века, его репутация взлетела еще выше в восемнадцатом веке, а затем угасла в девятнадцатом веке в результате критики со стороны известного английского искусствоведа Джона Раскина (1819-1900). Позднее, он значительно реадилитировался, уже во второй половине двадцатого века.
Другие известные художники раннего барокко
Другие художники раннего барокко, работающие в Италии:
- Джузепе (Хосе) де Рибера (1591–1652)
- Гверчино (1591–1666)
- Артемизия Джентилески (1593–1656)
- Николя Пуссен (1594–1665).
Картины Доменикино можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Дополнительные ресурсы
- «Гарри Поттер и колдовской камень» Джоан Роулинг, краткое содержание
- «Гарри Поттер и узник Азкабана» Джоан Роулинг, краткое содержание
- «Гарри Поттер и Дары Смерти» Джоан Роулинг, краткое содержание
- «Гарри Поттер и проклятое дитя» Джека Торна, краткое содержание
- Сальватор Роза: итальянский художник эпохи барокко
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?