Доменикино:
итальянский художник, Болонская школа читать ~4 мин.
Доменикино, урождённый Доменико Дзампьери (Domenico Zampieri), — видный представитель болонской школы живописи, одного из ключевых направлений в переходе от маньеризма XVI века к искусству барокко XVII века. Художник наиболее известен своей фресковой живописью и масштабным алтарным искусством, особенно в период с 1610 по 1625 год, когда он был одним из самых влиятельных живописцев Рима.
Его мастерство рисовальщика также было исключительным, как и его портретное искусство. Испытав влияние Корреджо (1489–1534), Рафаэля (1483–1520) и Караваджо (1571–1610), он стал одним из важнейших преемников Аннибале Карраччи (1560–1609) и его школы. Его декоративное искусство включает такие шедевры, как фрески в церкви Сант-Андреа-делла-Валле, капелле Святого Нила и капелле Поле в Риме. Лучшим его запрестольным образом, вероятно, является «Последнее причастие святого Иеронима» (1614, Пинакотека, Ватикан); лучшим портретом — «Папа Григорий XV и кардинал Людовико Людовизи» (1621, Музей изящных искусств, Безье); величайшей мифологической картиной — «Охота Дианы» (1617, Галерея Боргезе, Рим), а лучшие образцы его пейзажной живописи — «Брод» (1604, Галерея Дориа-Памфили, Рим) и «Подвиги Геракла» (1623, Лувр). Он остаётся одним из великих старых мастеров болонской традиции.
Биография
После недолгого обучения у художника-маньериста Дениса Калверта Доменикино поступил в академию Агостино Карраччи (1557–1602) и Лодовико Карраччи (1555–1619), где вскоре проявил себя как необычайно одарённый декоратор. В 1602 году он переехал в Рим, где присоединился к мастерской Аннибале Карраччи и сотрудничал с ним и другими учениками в росписи Палаццо Фарнезе (фрески «Девушка с единорогом», «Нарцисс»).
Хотя Доменикино быстро освоил монументальный стиль живописи барокко на возвышенные темы, он на протяжении всей жизни писал пейзажи. В основном это были небольшие полотна, раскрывающие свежесть наблюдений и глубокое чувство красоты природы. Этим работам, которые трудно датировать, вторит пейзажный фон многих его алтарных образов. Лучшие образцы пейзажей — «Святой Иероним» (Художественная галерея, Глазго); «Крещение» (Музей Фицуильяма, Кембридж); две картины на сюжеты из жизни Геракла, а также «Бегство в Египет» и «Эрминия и пастухи» (все в Лувре).
Первый крупный успех пришёл к Доменикино в 1608 году с фреской «Бичевание святого Андрея» в оратории Сант-Андреа при церкви Сан-Грегорио-аль-Челио. Он создал её в творческом соревновании с Гвидо Рени (1575–1642), который расписывал противоположную стену. Затем последовали два его шедевра: фресковые росписи капеллы Святого Нила в аббатстве Гроттаферрата (Лацио) и капеллы Поле, посвящённой Святой Цецилии, в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме.
Перед тем как написать «Житие Святой Цецилии» (1614), он начал работу над алтарным образом «Последнее Причастие Святого Иеронима» (1614, Ватикан). Эта работа полна ярких красок, что было необычно для Доменикино, который, за исключением пейзажей, в целом придерживался классических норм, заимствованных из живописи Высокого Возрождения (ок. 1490–1530). Та же живописная сила проявляется и в больших фресках для церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. В рамках композиционной схемы, основанной на известных образцах Рафаэля, картины содержат тонкие натуралистические детали. Они свидетельствуют, что художник был ближе к реальной жизни, чем к идеализированным образам, основанным на разработанных им же теориях красоты.
В последующие годы Доменикино склонился к строгому классицизму, что привело к излишне рациональному подходу и подавило его оригинальное вдохновение. Мифологические фрески виллы Альдобрандини во Фраскати (1615–1616, Национальная галерея, Лондон), «Охота Дианы» (1617, Галерея Боргезе) и фрески в своде хора Сант-Андреа-делла-Валле («Сцены из жизни святого Андрея», 1622–1627) демонстрируют его талант в полной мере. Однако в тот же период он создал и множество других произведений, которые уступают им по качеству и отражают глубокий творческий кризис художника.
Некоторое время он жил в Фано, затем дольше пробыл в Болонье, после чего вернулся в Рим. Там в 1621 году папа Григорий XV назначил его папским архитектором и обеспечил ему заказ на роспись церкви Сант-Андреа-делла-Валле. Ранняя смерть патрона и появление более современных художников, таких как Джованни Ланфранко (1582–1647) и Пьетро да Кортона (1596–1669), отодвинули Доменикино на второй план. Он уехал в Неаполь, где в 1630 году получил заказ на украшение капеллы Сан-Дженнаро в местном соборе. Этот период оказался для него несчастливым как в личном, так и в творческом плане. Художник умер, не успев завершить работу и не сумев стать влиятельным представителем неаполитанской школы живописи (1600–1656). Смотрите также: Неаполитанское барокко.
Наследие
При жизни Доменикино был признан одним из лучших итальянских художников барокко начала XVII века. Его репутация ещё более возросла в XVIII веке, но угасла в XIX веке из-за критики со стороны известного английского искусствоведа Джона Рёскина (1819–1900). Его творчество было переоценено и получило высокое признание во второй половине XX века.
Другие известные художники раннего барокко
Среди других выдающихся художников раннего барокко, работавших в Италии, можно отметить:
Джузеппе (Хосе) де Рибера (1591–1652)
Гверчино (1591–1666)
Артемизия Джентилески (1593–1656)
Николя Пуссен (1594–1665).
Картины Доменикино можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Дополнительные ресурсы
- Болонская школа живописи барокко
- «Гарри Поттер и колдовской камень» Джоан Роулинг, краткое содержание
- «Гарри Поттер и узник Азкабана» Джоан Роулинг, краткое содержание
- «Гарри Поттер и Дары Смерти» Джоан Роулинг, краткое содержание
- «Гарри Поттер и проклятое дитя» Джека Торна, краткое содержание
- Сальватор Роза: итальянский художник эпохи барокко
- Итальянский романтизм
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?