Эмануэль де Витте:
голландский художник церковных интерьеров читать ~5 мин.
Эмануэль де Витте (Emanuel de Witte) — видный представитель голландской живописи эпохи барокко (около 1600–1680), известный архитектурными полотнами с изображением реальных и воображаемых церковных интерьеров. Своим признанием в качестве одного из талантливейших голландских художников-реалистов он обязан не столько безупречной точности в передаче архитектуры, сколько мастерскому владению линейной перспективой и умению создавать атмосферу. Этим он отличается от своего старшего современника, Питера Янса Санредама (1597–1665), для которого главным приоритетом была именно архитектурная достоверность.
Новаторское и драматичное использование света также отличает творчество де Витте от сдержанной, порой безжизненной манеры более традиционных старых мастеров голландского реализма, таких как Герард Хоукгест (1600–1661) и Хендрик Корнелисзон ван Влит (1611–1675). Это придаёт его особой форме религиозного искусства ощущение тепла и умиротворения. Творческий диапазон художника охватывал разные виды живописи: он писал картины на исторические сюжеты и портреты. Также де Витте известен своими работами в бытовом жанре, в частности изображениями уличных рынков. К сожалению, жизнь мастера была омрачена пристрастием к азартным играм, долгами и вспыльчивым характером.
В конечном счёте в возрасте 75 лет он покончил с собой. Подобно своему соотечественнику Питеру Янсу Санредаму, де Витте своими изображениями протестантских и католических храмов способствовал популяризации новой, уникальной формы христианского искусства, сохраняющей своё эстетическое воздействие и сегодня. Место голландской живописи XVII века, и в частности творчества де Витте, в общем контексте развития изобразительного искусства можно проследить по Хронологии истории искусства (800 г. до н.э. — настоящее время).
Обучение
Де Витте родился в Алкмаре. Его отец был школьным учителем, у которого юноша обучался геометрии — этот навык впоследствии помог ему в освоении перспективы. О его раннем обучении рисунку и живописи сохранилось мало сведений. В возрасте 21 года он вступил в гильдию Святого Луки в Алкмаре. После недолгого пребывания в Роттердаме (1639–1640) художник переехал в Делфт (1641–1650), где учился у мастера натюрморта Эверта ван Алста (1602–1657), преподавшего ему основы изображения фигур и портрета.
В начале своего творческого пути де Витте специализировался на портретах, а также писал картины на мифологические и религиозные сюжеты. Именно в Делфте он создал свою первую значительную работу на мифологическую тему — «Вертумн и Помона» (1644, Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам). Пейзаж на этом полотне напоминает работы Корнелиса ван Пуленбурга.
Карьера художника
В 1651 году де Витте переехал в Амстердам, где и прожил до конца жизни. Этот период был отмечен личными трагедиями: в 1655 году умерла его первая жена, Гертье Арентс. В 1660 году, после скандала, связанного с его второй женой Лисбет ван дер Плас и дочерью, художник был вынужден заключить кабальный договор с торговцем картинами Йорисом де Вейсом. В обмен на небольшое ежегодное содержание он передал ему все права на свои будущие работы.
Хотя Эмануэль де Витте был прежде всего мастером архитектурной живописи, как и Питер Янс Санредам, он периодически обращался и к бытовому жанру. К этому направлению относятся его многочисленные версии «Рыбного рынка в Амстердаме» (Национальная галерея, Лондон; ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва) и полотно «Дама за клавесином» (около 1665, Музей Бойманса — ван Бёнингена). Эта картина напоминает работы Питера де Хоха, а спокойный и сильный свет в ней близок по своей поэтичности живописи Яна Вермеера. Тем не менее основной специализацией художника оставались интерьеры культовых зданий. Например, Старую церковь (Oude Kerk) в Амстердаме он изображал с самых разных ракурсов.
Его основными сюжетами были готические церкви — как католические, так и протестантские. Художник часто сочетал в них элементы реальных зданий с вымышленными деталями, как, например, в «Интерьере церкви» (Музей Ла-Фер). Среди других известных работ — «Ньиве керк в Амстердаме» (1656, Рейксмюсеум) и «Интерьер церкви» (1668, Маурицхёйс). Он также писал синагоги («Интерьер португальской синагоги в Амстердаме», 1680, Рейксмюсеум) и надгробные памятники, например, «Гробницу Вильгельма Молчаливого в церкви в Делфте» (1656, Музей изящных искусств, Лилль). Последняя является шедевром светотени, где яркое красное пятно на плаще посетителя контрастирует с белыми колоннами, залитыми мягким светом.
Мастерство де Витте как архитектурного живописца во многом основано на его виртуозном владении линейной перспективой с одной точкой схода. Эту живописную технику впервые применил во Флоренции мастер эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески (1377–1446), использовавший её как в архитектуре, так и в живописи. Впечатляющие интерьеры с использованием перспективы создавал также голландский художник эпохи барокко Самюэл ван Хогстратен (1627–1678).
Де Витте превосходно передавал эффекты света, проникающего в помещение. Он создавал атмосферу спокойствия и тишины, которую оживляли сдержанные детали повседневной жизни: играющие собаки или беседующие прихожане. Фигуры людей, как и архитектурные элементы, являются частью общей световой композиции, построенной на тонкой игре рефлексов на чёрно-белом плиточном полу.
Мягкость света в работах де Витте почти не имеет аналогов в голландской церковной живописи и выгодно отличает его от некоторой сухости и холодности произведений Санредама, Хоукгеста или ван Влита. В контексте делфтской школы живописи творчество де Витте сближается с искусством Карела Фабрициуса (1622–1654). В то же время поэтичность его стиля, особенно заметная в таких работах, как «Дама за клавесином» (Роттердам) и в полотнах из московского собрания, позволяет поставить его в один ряд с Вермеером.
Картины Эмануэля де Витте можно увидеть в лучших художественных музеях Европы, в частности в знаменитом Рейксмюсеуме в Амстердаме и Маурицхёйсе в Гааге.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?