Эмануэль де Витте:
голландский художник церковных интерьеров читать ~5 мин.
Активный участник голландской барочной живописи (ок. 1600-80), Эмануэль де Витте известен своими архитектурными картинами церковных интерьеров, как реальных, так и воображаемых. Его статус одного из самых талантливых голландских художников-реалистов обусловлен скорее его пониманием линейной перспективы и чувством атмосферы, чем безупречной архитектурой его композиций. Это отличает его от старшего современника, горбоносого Питера Янса Санредама (1597-1665), чьим главным приоритетом была архитектурная точность церковных интерьеров.
Новаторское и драматическое использование света также отличает его от трезвого, порой безжизненного стиля голландского реализма – более традиционных старых мастеров, таких как Герард Хоукгест (1600-1661) и Хендрик Корнелисзон ван Влит (1611-1675) – и придаёт его особой форме религиозного искусства ощущение тепла и безопасности. Диапазон де Витта как художника охватывал несколько различных видов искусства, включая историческую живопись и портретное искусство, в то время как он также был отмечен за жанровую живопись, в частности, за его изображения уличных рынков. К сожалению, его жизнь была омрачена азартными играми и долгами, а также вспыльчивым характером.
В конце концов он покончил с собой в возрасте 76 лет. Как и его соотечественник Питер Янс Санредам, его изображения протестантских и католических святынь способствовали популяризации новой и уникальной формы христианского искусства, которая продолжает оказывать эстетическое воздействие. Чтобы понять, как голландская живопись Эмануэля де Витте XVII века вписывается в эволюцию живописи, см: Хронология истории искусства (800 г. до н.э. – настоящее время).
Обучение
Де Витте родился в Алкмаре и учился геометрии у своего отца-школьника – талант, который впоследствии очень помог ему в освоении перспективы. О его раннем обучении рисунку или живописи сохранилось мало упоминаний. В возрасте 21 года он вступил в алкмарскую гильдию Святого Луки. После недолгого пребывания в Роттердаме (1639-40) он переехал в Делфт (1641-50), где стал учеником художника-натюрмортника Эверта ван Аелста (1602-1657), который обучил его фигурной живописи и портретной живописи.
Поначалу де Витте специализировался на портретах, протестантском искусстве и мифологических произведениях. Действительно, именно в Делфте он написал свою первую крупную работу на мифологическую тему, «Вертумн и Помона» (1644, Музей Бойманса ван Бойнингена, Роттердам), на которой изобразил пейзаж, похожий на виды вокруг Поленбурга.
Карьера художника
В 1652 году де Витте на год переехал в Амстердам, окончательно обосновавшись там в 1656 году, несмотря на смерть своей первой жены Герье Аренс, случившуюся годом ранее. В 1660 году из-за скандала с участием его молодой второй жены Лисбет ван дер Плас и дочери-подростка де Витте был вынужден отдать себя в залог амстердамскому торговцу картинами Йорису де Вийсу, передав все права на свои картины в обмен на небольшое ежегодное пособие.
Хотя он периодически вносил свой вклад в жанровую живопись голландского реализма – с такими работами, как восхитительный «Интерьер с клавесином» (1667, Музей Бойманса ван Бойнингена), который явно напоминает искусство Питера де Хуха и в котором свет, одновременно спокойный и сильный, сияет с поэзией жанровой картины Яна Вермеера, наряду с его многочисленными версиями «Рыбных рынков в Амстердаме» (Национальная галерея, Лондон; Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва) – Эмануэль де Витте, как и Питер Янс Заенредам, был прежде всего художником, специализировавшимся на интерьерах культовых зданий. Например, старую церковь (Oude Kerk) в Амстердаме он изобразил почти со всех сторон.
Его темы – готические церкви, как католические, так и протестантские, написанные с таким воображением, что элементы заимствованы из нескольких зданий или стилей, как в «Интерьере церкви» в музее Ла Фере (также «Нейве Керк в Амстердаме», 1656, Рейксмузеум; «Интерьер церкви», 1668, Маурицхёйс). Он также писал синагоги («Интерьер португальской синагоги в Амстердаме», 1680, Рейксмузеум) и похоронные памятники, такие как «Гробница Вильгельма Молчаливого в церкви в Делфте» (1656, Музей Лилля), шедевр светотени, в котором красная заплата на плаще посетителя на переднем плане выделяется на фоне белых колонн, купающихся в тонком свете.
В значительной степени влияние де Витте как архитектурного живописца обусловлено его мастерским владением линейной перспективой «одной точки» – живописной техникой, впервые применённой во Флоренции мастером эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески (1377-1446), который использовал её как в архитектуре, так и в живописи. Посмотрите также поразительные интерьеры голландского художника эпохи барокко Самуэля ван Хогстратена (1627-1678).
Де Витте превосходно передаёт эффект света, проникающего извне, и создаёт атмосферу спокойствия и тишины, не нарушаемую сдержанными намёками на повседневную рутину, например, присутствием собак или разговорами людей в церкви, задуманными, как и его интерьеры, с тонкой игрой света на черно-белом кафельном полу.
Мягкое качество его света почти не имеет себе равных в голландской церковной живописи, но не всегда позволяет избежать холодности деталей или сухости перспектив Саенредама или, тем более, Хоукгеста или Ван Влита. В Делфтской школе живописи де Витте следует связывать с Карелом Фабрициусом (1622-1654) из-за этих особенностей, в то время как он заслуживает упоминания рядом с Вермеером из-за его поэтического стиля, особенно в тех его картинах в Москве или Роттердаме («Интерьер с клавесином»).
Картины Эмануэля де Витте можно увидеть в лучших художественных музеях Европы, в частности в знаменитом Рейксмузеуме в Амстердаме и Художественном музее Маурицхёйс в Гааге.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?