Филиппо Брунеллески:
архитектор раннего Возрождения, Флорентийский собор читать ~6 мин.
Итальянский архитектор, инженер и скульптор Филиппо Брунеллески (1377–1446) был одной из ключевых фигур флорентийского Возрождения. Он творил в период, когда Флоренция утверждала своё превосходство в качестве культурного центра раннего итальянского Возрождения 1400–1490-х годов.
Его главный вклад в Ренессанс во Флоренции — новаторская работа по возведению массивного купола городского собора. Этот купол до сих пор остаётся одним из самых узнаваемых произведений архитектуры Ренессанса в мире. Подробнее об этом проекте можно прочитать в статье «Флорентийский собор, Брунеллески и Ренессанс (1420–1436)».
Наряду со скульптором Донателло (1386–1466) и живописцем Мазаччо (ок. 1401–1428), Брунеллески считается одним из трёх величайших основоположников искусства раннего кватроченто. Будучи ценителем римской и греческой архитектуры, он оказал огромное влияние на искусство и культуру Возрождения.
Биография
Филиппо был сыном Брунеллеско ди Липпо, флорентийского нотариуса, который занимал важные посты в республике и иногда выполнял дипломатические миссии. Филиппо обучался ювелирному делу и в 1398 году был принят в цех шёлкопрядов «Арте делла Сета», куда входили и ювелиры, в качестве мастера. В следующем году он работал в мастерской Лунардо ди Маттео Дуччи да Пистойя, для которого изготовил несколько серебряных фигур для алтаря Святого Иакова в соборе Пистои.
Известность пришла к Брунеллески в 1401 году после участия в конкурсе на создание второго комплекта бронзовых дверей для Флорентийского баптистерия. Его соперниками были Лоренцо Гиберти (1378–1455), сиенский скульптор Якопо делла Кверча (ок. 1374–1438) и ещё четыре мастера. Этот конкурс иногда называют первым художественным состязанием со времён античности, хотя для позднего Средневековья было обычной практикой, когда заказчик приглашал нескольких художников представить свои проекты.
Сведения о результатах конкурса противоречивы. Гиберти в своих записях утверждал, что победил именно он. В то же время биограф Брунеллески, предположительно Антонио ди Туччо Манетти, писал, что заказ предложили разделить между Гиберти и Брунеллески, но последний отказался от такого сотрудничества.
Несмотря на то, что Брунеллески создал несколько скульптурных произведений около 1409 и 1415 годов, после конкурса он, по-видимому, охладел к скульптуре и сосредоточился на архитектуре. В период с 1404 по 1406 год он выступал консультантом по вопросам строительства Флорентийского собора. Предположительно, в эти же годы он впервые посетил Рим для изучения античных руин.
Точная дата, когда Брунеллески сформулировал принципы «одноточечной» линейной перспективы, неизвестна, однако это открытие относят ко второму десятилетию XV века. Впоследствии его теорию использовали художник Томмазо Мазаччо (1401–1428) и кодифицировал теоретик Леон Баттиста Альберти (1404–1472). Сохранилось мало свидетельств интереса Брунеллески к живописи как таковой. Считается, что он создал две небольшие панели с перспективными видами, чтобы продемонстрировать свои идеи, что говорит о его интересе к перспективе прежде всего с точки зрения архитектурных задач.
До 1417 года об архитектурной деятельности Брунеллески известно немного. В этот год его привлекли в качестве консультанта по вопросу возведения купола Флорентийского собора. Хотя проект купола существовал с 1367 года, его реализация представляла собой сложнейшую инженерную задачу. Изначально Брунеллески работал вместе с Гиберти, но вскоре полностью взял на себя руководство строительством, которое стало делом всей его жизни и самым знаменитым достижением.
Главной проблемой было перекрытие огромного восьмигранного барабана, который уже был построен. Брунеллески предложил гениальное решение — возвести лёгкий полый купол из двух оболочек, связанный рёбрами жёсткости и горизонтальными кольцами. Это потребовало ряда уникальных технических инноваций, направленных на снижение веса и обеспечение максимальной прочности. Серьёзные трудности представляли также строительные леса и грузоподъёмные механизмы, которые Брунеллески проектировал сам. Он решал каждую проблему по мере её возникновения, проявляя блестящее инженерное мастерство.
Самым ранним из сохранившихся общественных зданий Брунеллески является Оспедале дельи Инноченти (Воспитательный дом) во Флоренции, строительство которого началось в 1419 году. Длинная аркада с полуциркульными арками демонстрирует связь с тосканским романским стилем. Однако точность применения форм и модульная система пропорций, которая определяет всю структуру, носят уже классический характер. Как и многие архитекторы Ренессанса, Брунеллески был последователем римской архитектуры и испытал влияние трудов архитектора Витрувия.
В 1421 году Брунеллески начал работу над церковью Сан-Лоренцо. Он переосмыслил традиционный план базилики, применив строгую модульную систему. Пролёты аркад, неф, трансепты, хор и переходы — все элементы находятся в точном пропорциональном соотношении друг с другом. Ясность его замысла прекрасно демонстрирует Старая сакристия, примыкающая к церкви. Это простое кубическое пространство, увенчанное куполом на парусах, стало одним из первых центрально-купольных сооружений эпохи Возрождения.
При проектировании церкви Санто-Спирито (начата в 1436 году, завершена после смерти архитектора) Брунеллески не был связан существующими постройками, как в Сан-Лоренцо. Это позволило ему дальше развить идеи базиликальной церкви. Он сделал план более строгим, продлив боковые нефы в виде непрерывного прохода вокруг трансептов и хора. Соотношение высоты аркады и верхнего яруса стен было упрощено до 1:1. Первоначальный проект также предусматривал ряд полукруглых капелл, которые были бы видны снаружи и отражали бы внутреннюю структуру здания.
Проект капеллы Пацци во дворе (клуатре) церкви Санта-Кроче был заказан Брунеллески в 1429 году, однако строительство шло медленно и завершилось лишь спустя годы после его смерти. В основе композиции лежит квадратное, увенчанное куполом пространство, которое расширяется по бокам прямоугольными в плане пролётами под цилиндрическими сводами. К нему примыкают квадратный алтарь и портик. Изысканно сбалансированные пропорции подчёркнуты двухцветным решением интерьера: серый камень «пьетра-серена» выделяет архитектурные элементы на фоне белых оштукатуренных стен. Яркими акцентами служат глазурованные терракотовые медальоны-тондо работы Луки делла Роббиа. Эта новаторская система декора оказала большое влияние на последующие поколения архитекторов.
Проект церкви Санта-Мария-дельи-Анджели (1434–1437) остался незавершённым. Здание представляет собой восьмиугольник, центральное пространство которого перекрыто куполом и окружено венцом из восьми капелл. Это сооружение должно было стать первым подлинно центрическим зданием эпохи Возрождения и знаменует собой вершину творческого развития Брунеллески как архитектора.
В 1436 году Брунеллески спроектировал венчающий элемент для своего главного творения — фонарь (лантерну) Флорентийского собора. Этот изящный восьмигранный мраморный павильон (темпьетто) не только служит функциональным замковым камнем, который стабилизирует рёбра купола, но и является гармоничным завершением всей грандиозной композиции.
С именем Брунеллески связывают и другие важные флорентийские постройки, в том числе Палаццо ди Parte Guelfa и даже Палаццо Питти, строительство которого началось уже после его смерти. Сочетая глубокие инженерные знания с новым пониманием античных образцов и гением рационального проектирования, Брунеллески произвёл переворот в архитектуре своего времени. Он заложил основы и определил главные направления развития итальянской архитектуры эпохи Возрождения.
- Флорентийский собор
- Покупайте анатомические матрасы Dreamline в магазине ТОП-Матрас.ру
- Художественная ковка
- Искусство художественной ковки в современном интерьере
- Зачем покупают апартаменты от застройщика в Санкт-Петербурге
- Комплексный подход к проектированию и строительству частных домов и апартаментов
- Развлечения для детей в Санкт-Перербурге
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?