Филиппо Брунеллески:
архитектор раннего Возрождения, Флорентийский собор читать ~6 мин.
Итальянский гений Филиппо Брунеллески был архитектором, инженером и скульптором в критический период флорентийского Возрождения, когда Флоренция утверждала своё превосходство в качестве культурного центра раннего итальянского Возрождения 1400-90 гг.
Его главным вкладом в Ренессанс во Флоренции стала новаторская работа по строительству массивного купола для городского собора, который до сих пор является культовым произведением архитектуры Ренессанса, узнаваемым во всем мире. Подробнее см: Флорентийский собор, Брунеллески и Ренессанс (1420-36).
Наряду с Мазаччо (ок. 1401-28) и Донателло (1386-1466), он считается одним из трёх самых влиятельных художников раннего кватроченто. Будучи поборником как римской, так и греческой архитектуры, он оказал неисчислимое влияние на искусство и культуру Возрождения.
Биография
Сын Брунеллеско Липпи, флорентийского нотариуса, занимавшего важные посты в Республике, которому иногда поручались дипломатические миссии, Филиппо обучался ювелирному делу и в 1398 году был зачислен мастером в гильдию ювелиров; В следующем году он активно работал в мастерской Лунардо ди Маттео Дуччи да Пистойя, для которого изготовил несколько серебряных фигур для алтаря С. Якопо в Пистойском соборе.
Брунеллески стал известен благодаря конкурсу на вторую бронзовую дверь Флорентийского баптистерия, проведённому в 1401 году, в котором он участвовал вместе с Лоренцо Гиберти (1378-1455), сиенским скульптором Якопо делла Кверчиа (ок. 1374-1438) и четырьмя другими скульпторами. Этот конкурс был назван первым художественным состязанием со времён античности. На самом деле, похоже, это была обычная практика позднего Средневековья, когда меценат приглашал нескольких художников представить свои проекты, прежде чем заключить контракт. Гиберти и анонимный биограф Брунеллески, предположительно Антонио ди Туччо Манетти, расходятся в своих рассказах о результатах этого конкурса. В то время как Гиберти утверждает, что он победил, биограф утверждает, что Брунеллески и Гиберти были приглашены разделить заказ, и что Брунеллески впоследствии отказался от участия.
Хотя известно, что Брунеллески участвовал в создании нескольких произведений итальянской скульптуры эпохи Возрождения около 1409 и в 1415 году, в течение десятилетия после конкурса он, похоже, отвернулся от скульптуры. Между 1404 и 1406 годами он служил консультантом по отделке Флорентийского собора, и, вероятно, примерно в это время он впервые посетил Рим.
Неизвестно, когда именно Брунеллески сформулировал принципы «одноточечной» линейной перспективы, которые впоследствии использовал Томмазо Мазаччо (1401-1428) и кодифицировал Леон Баттиста Альберти (1404-1472), хотя его открытие вряд ли могло быть сделано позже второго десятилетия XV века. Существует мало свидетельств того, что Брунеллески интересовался изобразительным искусством; два небольших перспективных вида, с помощью которых он, как говорят, демонстрировал свои идеи, подразумевают, что его изучение этого предмета было направлено в первую очередь на требования архитектуры.
Мало что известно о работе Брунеллески в качестве архитектора до 1417 года, когда его попросили высказать своё мнение о куполе Флорентийского собора. Хотя примерный проект купола был разработан ещё в 1367 году, его реальное исполнение оставалось чрезвычайно сложной инженерной задачей. Изначально работая вместе с Гиберти, Брунеллески вскоре взял на себя руководство работами, на завершение которых ушла вся его жизнь, и они остаются его самым известным достижением. Он решил основную задачу – заключить огромный барабан (который уже стоял) в купол с двойной оболочкой. Это потребовало ряда хитроумных технических инноваций для снижения веса и обеспечения максимальной прочности. Строительные леса и грузоподъёмные механизмы, необходимые для возведения массивной надстройки купола, сами по себе представляли серьёзные трудности. Брунеллески справлялся с каждой проблемой по мере её возникновения, проявляя блестящее инженерное мастерство и тщательное внимание к каждой детали конструкции.
Самым ранним из сохранившихся общественных зданий Брунеллески является Оспедале дельи Инноченти, Флоренция, начатый в 1419 году. Его длинная полукруглая аркада обнаруживает явный долг перед тосканским романским стилем, но точность, с которой применены эти средневековые формы, и модульная система пропорций, с помощью которой регулируется расположение всей конструкции, являются полностью классическими. (Как и многие архитекторы Возрождения, он был последователем римской архитектуры и находился под влиянием трудов римского архитектора Витрувия)
В 1421 году Брунеллески приступил к строительству церкви Сан-Лоренцо. Здесь он довёл традиционный план базилики до современного уровня, строго применив модульную теорию, охватывающую аркадные пролёты, пролёт нефа, равновеликие трансепты, хоры и переходы, каждый из которых находится в точном пропорциональном соотношении с остальными.
Ясность мысли Брунеллески хорошо демонстрирует Старая сакристия церкви, примыкающая к основному зданию. Простой куб, рационально связанный маятниками с куполом над ним, является практически первым в череде централизованно спланированных сооружений эпохи Возрождения.
В Сан-Спирито, начатом в 1436 году, но завершённом уже после его смерти, Брунеллески продолжил развивать свои идеи базиликанской церкви, не будучи затруднённым, как в случае с Сан-Лоренцо, существующим планом. Проект был ужесточён за счёт продолжения нефа непрерывной полосой вокруг трансептов, хора и западного фасада, а также за счёт упрощения соотношения аркады и клироса с 5:3 до 1:1. Первоначальный проект Брунеллески включал в себя кольцо полукруглых ниш капеллы, видимых снаружи, которые устанавливали формальное соответствие между наружной стеной и внутренней конфигурацией здания.
Хотя Брунеллески было поручено спроектировать капеллу Пацци в клуатре Санта-Кроче в 1429 году, строительство, похоже, продвигалось медленно и было завершено только через много лет после смерти архитектора. Она состоит из купольного центрального квадрата, расширенного до продолговатого боковыми пролётами с бочкообразными сводами, и дополненного квадратным купольным хором и портиком с бочкообразными сводами. Он проходит в продольном направлении по всему фасаду здания, прочно связывая новое строение с монастырём, внутри которого оно стоит.
Изысканно сбалансированные пропорции дизайна подчёркиваются тонкой полихромией серых молдингов на фоне бледных стен и оживляются глазурованными майоликовыми кругляшами на стенах и в эспандрелях купола. Отчасти именно благодаря этой новаторской системе внутреннего убранства капелла Пацци оказала такое влияние на последующие поколения архитекторов.
К сожалению, проект Брунеллески для Санта Мария дельи Анджели (1434-7) так и не был завершён. Состоящий из купольного восьмиугольного фонаря, окружённого кольцом из восьми капелл, он должен был стать первым настоящим централизованно спланированным зданием эпохи Возрождения – он знаменует собой высшую точку в развитии Брунеллески как архитектора.
В 1436 году он спроектировал последнее центрально спланированное сооружение: фонарь Флорентийского собора. Восьмиугольный темпьетто, опирающийся на ребра купола летучими контрфорсами, эта конструкция хорошо демонстрирует конструктивное назначение фонаря и в то же время является превосходным завершением великой композиции Брунеллески.
Кроме этих работ, имя Брунеллески связано и с другими важными флорентийскими постройками, включая Палаццо дельи Парте Гельфа и даже Палаццо Питти, строительство которого было начато лишь спустя долгое время после его смерти. Объединив свой огромный запас традиционных инженерных знаний с новым пониманием классических моделей и личным гением последовательного и рационального дизайна, Брунеллески изменил мировоззрение флорентийского архитектурного мира. Более чем кто-либо другой, он установил формы и продемонстрировал увлечения итальянской архитектуры эпохи Возрождения.
- Покупайте анатомические матрасы Dreamline в магазине ТОП-Матрас.ру
- Художественная ковка
- Искусство художественной ковки в современном интерьере
- Зачем покупают апартаменты от застройщика в Санкт-Петербурге
- Комплексный подход к проектированию и строительству частных домов и апартаментов
- Развлечения для детей в Санкт-Перербурге
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?