Фра Бартоломео:
флорентийский художник высокого Возрождения читать ~4 мин.
Причисленный к числу самых значительных Старых мастеров Флорентийского Возрождения, Фра Бартоломео (настоящее имя — Баччо делла Порта, итал. Fra Bartolomeo, Baccio della Porta, 1472–1517) стал видной фигурой в художественной жизни Чинквеченто. Он начинал своё обучение у Козимо Росселли, а работал затем в мастерской Доменико Гирландайо (1449–1494). Испытав воздействие новых художественных приёмов Высокого Возрождения и творчества Леонардо да Винчи (1452–1519), Бартоломео освободился от чрезмерно точного реализма своих наставников, став во Флоренции одним из главных последователей идей Высокого Возрождения. Его стиль был более доступным, чем у Леонардо или Микеланджело (1475–1564), и одновременно более чувствительным к местным традициям, чем стиль Рафаэля (1483–1520). Бартоломео оказал значительное влияние на молодых художников Флоренции, включая Андреа дель Сарто (1486–1530), который в 1514 году сменил его на посту главы флорентийской художественной школы.
Ранняя жизнь
Баччо делла Порта родился в Савиньяно-ди-Прато, Тоскана, в 1472 году. По рекомендации скульптора Бенедетто да Майано (1442–1497) он поступил учеником в мастерскую Козимо Росселли (1439–1507). Спустя примерно десять лет, около 1494 года, Бартоломео вместе с учеником Мариотто Альбертинелли (1474–1515) открыл совместную мастерскую. Его ранними работами, такими как «Благовещение» (1497), Бартоломео обязан влиянию гармоничных композиций умбрийского мастера Перуджино (1450–1523), а также живописи Леонардо да Винчи, прежде всего — технологии сфумато — мягких дымчатых переходов света и тени.
До наших дней дошло крайне мало его ранних масляных работ, так как многие из них художник уничтожил под влиянием идей доминиканца Джироламо Савонаролы, который резко осуждал светское искусство Возрождения, особенно произведения, созданные по заказу семьи Медичи. Савонарола считал подобные произведения проявлением декаданса и развращённости. По его мнению, живопись должна быть исключительно библейской, чтобы служить иллюстрацией для неграмотных. Любой иной жанр он рассматривал как профанацию искусства. Под глубоким впечатлением от этих проповедей Бартоломео создал известный портрет Савонаролы (1498, музей Сан-Марко, Флоренция). После казни Савонаролы в 1498 году Бартоломео был настолько потрясён, что в 1500 году отказался от живописи и стал послушником-доминиканцем в Прато. В 1501 году он принял монашеский постриг, имя Фра Бартоломео и поступил в монастырь Сан-Марко, знаменитый своими фресками работы Фра Анджелико (около 1400–1455).
Карьера религиозного художника
До 1504 года Фра Бартоломео не занимался искусством, пока настоятель Сан-Марко не разрешил ему вновь работать в монастырской мастерской. Последующие годы он посвятил христианской живописи, главным образом для нужд своего ордена. Его первой значительной работой стало выразительное «Видение святого Бернарда» (1504–1507), написанное для семейной капеллы Бернардо Бьянко в Бадии Фьорентине.
В этот период на его стиль заметно повлияли произведения Леонардо, у которого он перенял мастерство кьяроскуро, а также Рафаэля, благодаря которому освоил линейную перспективу. В его наиболее характерных композициях доминируют образы Мадонны с младенцем и святыми и Святого семейства. Фигуры в работах Фра Бартоломео величественны, спокойны, отрешены от повседневности и одеты в классические драпировки; в отличие от живописи Раннего Возрождения, в них отсутствуют бытовые детали. К 1508 году, после отъезда Леонардо, Микеланджело и Рафаэля, Фра Бартоломео стал самым признанным художником Флоренции.
В 1508 году он совершил поездку в Венецию, где испытал влияние Джованни Беллини (1430–1516) и воспринял особенности колорита, отличающего венецианскую школу. Картины стали более богатыми по цвету, теплее и насыщеннее по атмосфере. В «Мистическом браке святой Екатерины» (1512, Академия, Флоренция) заметны архитектурные мотивы и музыкальные ангелы под ногами Девы — прямые отсылки к творчеству Беллини. Яркий пример — «Бог-Отец со святой Екатериной Сиенской и Марией Магдалиной» (1509).
В конце 1510 года по поручению Пьеро Содерини (1450–1522) Бартоломео создал алтарный образ для зала Консильи во Флоренции (ныне хранится в музее Сан-Марко). В 1512 году он выполнил заказ для кафедрального собора французского города Безансон.
В 1513–1514 годах Фра Бартоломео посетил Рим, где познакомился с выдающимися произведениями Рафаэля, а также увидел фрески Микеланджело «Бытие» (1508–1512) на потолке Сикстинской капеллы. После их знакомства его работы приобрели более драматичный и выразительный характер: это заметно в композициях «Мадонна делла Мизерикордия» (1515) и «Пьета» (ок. 1515–1516). В том же духе созданы масштабные фрески со святыми Марком и Себастьяном в Сан-Марко во Флоренции. Несмотря на стремление к новаторству, религиозные картины Бартоломео отличались сдержанностью и строгой выразительностью. Около 1514 года Андреа дель Сарто сменил его на посту руководителя флорентийской школы живописи.
Совсем иная сторона его таланта раскрывается в рисунках и набросках. Здесь особенно заметна чувствительность и непосредственность, особенно в изображениях пейзажей. Фра Бартоломео, наряду с Леонардо, был одним из первых художников флорентийского Возрождения, кто способствовал становлению самостоятельного жанра пейзажной живописи. Фра Бартоломео умер во Флоренции в 1517 году.
Работы Фра Бартоломео представлены во многих ведущих художественных музеях мира, прежде всего в галерее Уффици во Флоренции. Биографии других европейских живописцев см. в разделе: Величайшие художники (около 1000–1850).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?