Фра Бартоломео:
флорентийский художник высокого Возрождения читать ~4 мин.
Причисленный к наиболее значительным Старым мастерам Флорентийского Возрождения в первые годы чинквеченто, доминиканец Фра Бартоломео – ранее известный как Баччо делла Порта – был учеником Козимо Росселли, а затем стал работать в мастерской Доменико Гирландайо (1449-1494). Под влиянием новых техник в живописи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519) он освободился от педантичного реализма, который исповедовали его учителя, и стал во Флоренции ведущим протагонистом принципов живописи Высокого Возрождения. Более доступный, чем Леонардо или Микеланджело (1475-1564), и более чувствительный к местным традициям, чем Рафаэль (1483-1520), он оказал значительное влияние на молодых флорентийских живописцев, таких как Андреа дель Сарто (1486-1530), который в 1514 году сменил его на посту главы флорентийской школы.
Ранняя жизнь
Родился в Савиньяно-ди-Прато, Тоскана, около 1483 года – по рекомендации скульптора Бенедетто да Майано (1442-1497) – он стал подмастерьем в мастерской Козимо Росселли (1439-1507). Десятилетие спустя, около 1494 года, он основал совместную мастерскую с учеником Мариотто Альбертинелли (1474-1515). На ранние работы Бартоломео, такие как «Благовещение» (1497), повлияли гармоничные композиции умбрийского мастера Перуджино (1450-1523) и техника сфумато (дымчатый, постепенный переход от света к тени) Леонардо да Винчи.
Однако мало что сохранилось от его ранней масляной живописи, которую он уничтожил под влиянием доминиканского проповедника Джироламо Савонаролы, осуждавшего большую часть искусства Возрождения – в особенности светские работы по заказу флорентийской семьи Медичи – как декадентские и развращённые. По мнению Савонаролы, живопись должна быть исключительно библейским искусством: она должна иллюстрировать Библию в интересах тех, кто не умеет читать. Любой другой вид живописи он считал просто профанацией. Бартоломео был очень тронут учением Савонаролы и написал знаменитый портрет проповедника (1498, Музей Сан-Марко, Флоренция). Понятно, что его особенно огорчила казнь Савонаролы в 1498 году, и в 1500 году он оставил живопись, чтобы стать послушником в доминиканском монастыре в Прато. В 1501 году он принял постриг, принял имя Фра Бартоломео и поступил в монастырь Сан-Марко, знаменитый своими фресками, выполненными примерно пятьюдесятью годами ранее доминиканским монахом Фра Анджелико (ок. 1400-55).
Карьера религиозного художника
Фра Бартоломео оставил занятия искусством до 1504 года, когда настоятель Сан-Марко разрешил ему возобновить работу в монастырской мастерской. Остаток своей жизни Бартоломео посвятил христианскому искусству, в основном служа своему религиозному ордену. Его первой работой стало впечатляющее Видение святого Бернарда (1504-7) для семейной капеллы Бернардо Бьянко в Бадии Фьорентине.
На его стиль в это время оказали сильное влияние работы Леонардо (у которого он научился тонкому кьяроскуро) и Рафаэля (у которого он научился линейной перспективе). Его наиболее типичные сюжеты – Мадонна с младенцем и святыми и Святое семейство; его фигуры благородны, спокойны, но далеки от повседневного мира, одеты в вечные драпировки с полным отсутствием анекдотических деталей, характерных для живописи Раннего Возрождения предыдущего века. К 1508 году – Леонардо, Микеланджело и Рафаэль покинули Флоренцию – фра Бартоломео стал самым известным художником в городе.
В 1508 году он отправился в Венецию, где под влиянием Джованни Беллини (1430-1516) перенял некоторые из колоритов, которыми славится венецианская живопись. В результате его работы стали богаче и теплее, а также заметно атмосфернее: в «Мистическом браке святой Екатерины» (1512, Академия, Флоренция) присутствуют некоторые архитектурные декорации, использованные Беллини в нескольких его алтарных картинах, а также такие детали, как музыкальные ангелы, сидящие под Девой. Ещё одна показательная работа – «Бог-Отец с Св. Екатериной Сиенской и Марией Магдалиной (1509).
В конце 1510 года посол Пьеро Содерини (1450-1522) поручил ему написать алтарный образ (сейчас находится в музее Сан-Марко) для флорентийского зала Консильи. В 1512 году он завершил ещё одну картину для французского собора в Безансоне.
В 1513-14 годах Бартоломео посетил Рим, где познакомился с лучшими работами Рафаэля, а также с потрясающей фреской Микеланджело «Бытие» (1508-12) на потолке Сикстинской капеллы. В ответ Бартоломео начал принимать более драматичный тон, о чем свидетельствуют Мадонна делла Мизерикордия (1515) и Пьета (ок. 1515-16). В этом же стиле выполнены его масштабные фрески со святыми Марком и Себастьяном в Сан-Марко во Флоренции. Однако, несмотря на все его попытки, его религиозные картины оставались довольно сдержанными и строгими, поскольку он пытался примириться с технической и творческой виртуозностью Сикстинского потолка Микеланджело. Примерно в 1514 году его сместил с поста главы флорентийской школы его бывший ученик Андреа дель Сарто.
Совсем другая сторона его искусства проявляется в его рисунках и подготовительных набросках, которые часто обезоруживающе чувствительны и спонтанны, особенно его пейзажи. Наряду с Леонардо, он был одним из первых художников эпохи Возрождения во Флоренции, который выдвинул идею самостоятельного жанра пейзажного искусства. Фра Бартоломео скончался во Флоренции в 1517 году.
Картины и рисунки Фра Бартоломео можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира, в частности в галерее Уффици во Флоренции. Биографии других европейских живописцев см: Величайшие художники (ок. 1000-1850).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?