Франсиско Рибальта (1565-1628) читать ~3 мин.
Франсиско Рибальта (исп. Francisco Ribalta; 1565–1628) — один из самых влиятельных старых мастеров испанского барокко начала XVII века. Он был важным участником художественной программы католической Контрреформации. Художник работал в Мадриде и Валенсии, выполняя заказы на религиозную живопись и алтарные образы для различных церковных властей.
Значение Рибальты для испанской живописи состоит в том, что он одним из первых в Испании начал использовать световые эффекты тенебризма для создания сцен напряжённого религиозного экстаза. Из его раннего периода творчества сохранилась лишь одна работа — «Пригвождение к кресту» (1582, Эрмитаж, Санкт-Петербург), являющаяся скромным образцом маньеризма.

Примерно до 1610 года стиль Рибальты был довольно эклектичным: он заимствовал мотивы из разных источников, включая гравюры Альбрехта Дюрера и работы художников-маньеристов. После 1610 года он перешёл к более мрачному, монументальному и реалистичному стилю, используя драматическое освещение в духе караваджизма. Неизвестно, посещал ли он Италию. Возможно, он познакомился с работами тенебристов благодаря испанскому владычеству над Неаполитанским королевством. Самым известным шедевром Рибальты считается «Христос, обнимающий святого Бернарда» (1625–1627, Прадо, Мадрид).
Тенебризм — это стиль живописи, в котором используются резкие контрасты света и тени (кьяроскуро) для усиления драматизма и трёхмерности фигур. Хотя истоки этого приёма можно найти у Леонардо да Винчи, его подлинным мастером стал Караваджо в ранний период искусства барокко. Степень влияния Караваджо на Рибальту остаётся предметом дискуссий. Некоторые историки полагают, что Рибальта начал развивать тенебристские тенденции ещё до широкой известности итальянского мастера.
Карьера
О годах учения Рибальты известно немного. Он родился в Каталонии в 1565 году, а в 1581 году отправился в Мадрид, где изучал картины из королевской коллекции. В столице он познакомился с итальянскими художниками-маньеристами, работавшими над украшением дворца Эскориал. Под их влиянием сформировался его ранний стиль. Особенно на него повлияли придворный художник Филиппа II Хуан Фернандес де Наваррете, по прозвищу «Эль Мудо» (1526–1579), и Себастьяно дель Пьомбо (1485–1547).
После смерти короля Филиппа II в 1598 году количество королевских заказов сократилось, и Рибальта переехал в Валенсию. Там он открыл большую мастерскую, которая процветала благодаря покровительству архиепископа и вице-короля города Хуана де Риберы. Многие картины Рибальты были утрачены, но сохранившиеся произведения не уступают лучшим работам итальянских художников эпохи барокко.
Христос, обнимающий святого Бернарда
Самая известная работа художника — «Христос, обнимающий святого Бернарда» (1625–1627, Прадо, Мадрид). Это произведение представляет собой синтез натурализма и религиозного пыла, характерный для искусства католической Контрреформации XVII века.
В этой сцене святой Бернард Клервоский изображён измождённым аскетом. Он обнимает Христа, его глаза закрыты, а на лице видна полуулыбка, выражающая глубокий духовный восторг. Когда Христос сходит с креста, чтобы обнять святого, тело последнего ослабевает, и уже сам Христос поддерживает его. Скульптурное использование кьяроскуро позволяет Рибальте сделать этот мистический опыт реалистичным, но не приземлённым.
Наследие
Рибальта умер в Валенсии в 1628 году. Его манера использовать свет и тень для усиления массивности фигур и драматизма сцен оказала огромное влияние на живопись барокко в Испании. В первую очередь это касается творчества Франсиско де Сурбарана. Рибальта проложил путь для таких мастеров испанского барокко, как Веласкес и Хусепе де Рибера. Его сын, Хуан Рибальта (ок. 1597–1628), также был успешным художником-караваджистом, но умер в один год с отцом. Работы Франсиско Рибальты можно увидеть в лучших художественных музеях Европы, включая музей Прадо в Мадриде.
Известные картины
Некоторые известные картины Франсиско Рибальты, написанные маслом:
Пригвождение к кресту (1582) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Ретабло Святого Иакова (1610) Церковь в Альхемеси.
Видение блаженного Франсиско Херонимо Симона (1612) Национальная галерея, Лондон.
Святой Франциск, утешаемый ангелом-музыкантом (ок. 1620) Прадо, Мадрид.
Христос, обнимающий святого Бернарда (1625–1627) Прадо, Мадрид.
Ретабло из монастыря Портакоэли (1626–1627) Музей изящных искусств, Валенсия.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?