Франсиско Рибальта (1565-1628) читать ~4 мин.
Один из самых влиятельных старых мастеров начала XVII века испанского барокко и важный участник пропагандистской кампании Ватикана католического контрреформационного искусства, художник Франсиско Рибальта работал в Мадриде и Валенсии, где выполнял в основном заказы на религиозную масляную живопись и алтарное искусство по поручению различных религиозных властей. Его значение для испанской живописи заключается в том, что он первым из местных художников в Испании использовал световые эффекты Тенебриста в сценах напряжённого религиозного подъёма. Из раннего периода его творчества сохранилась лишь одна работа – скромный образец маньеризма «Пригвождение к кресту» (1582 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Примерно до 1610 г. стиль Рибальты был достаточно разнообразен, так как он заимствовал из различных источников, включая гравюры Альбрехта Дюрера (1471-1528) и маньеристов. Но примерно после 1610 г. он перешёл к более реалистичному стилю, более мрачному и монументальному, с драматическим освещением в манере тенебризма Караваджо. Неизвестно, посещал ли он Италию, где караваджизм приобрёл значительную популярность, или же картины тенебристов были доступны в Испании в результате испанского владычества над неаполитанским королевством. Самый известный шедевр Рибальты – «Христос, обнимающий святого Бернарда» (1625-27 гг., Музей Прадо, Мадрид).
Тенебризм – стиль живописи, использующий эффектное освещение для привлечения внимания зрителя и контрасты светлого и тёмного (кьяроскуро) для усиления трёхмерности человеческих фигур. Хотя Леонардо да Винчи (1452-1519) считается родоначальником тенебризма, он был значительно развит Караваджо (1571-1610) в ранний период искусства барокко, который использовал его с большим эффектом. В какой степени теноберизм Рибальты испытал влияние Караваджо, неясно. Некоторые историки считают, что Рибальта развивал теневристические тенденции ещё до того, как работы Караваджо стали широко известны.
Карьера
Об ученичестве Рибальты известно немного. Известно, что он родился в Каталонии в 1565 г., а в 1581 г. отправился в Мадрид, где изучал картины из королевской коллекции. В столице он познакомился с итальянскими художниками-маньеристами, украшавшими дворец Эскориал, и под их влиянием сформировал свой ранний художественный стиль. В частности, на него оказали влияние придворный художник Филиппа II Хуан Фернандес де Наваррете (1526-79, также называемый Эль Мундо) и Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547), чьи маньеристские работы, известные сочетанием красок венецианской школы и монументальных форм римской школы, были найдены в Испании.
После смерти короля Филиппа II в 1598 г., а вместе с ним и многих королевских заказов, Рибальта переехал в Валенсию, где организовал большую и процветающую мастерскую, занимавшуюся религиозным искусством под патронажем Хуана де Риберы, архиепископа города. К сожалению, многие картины Рибальты утрачены, но сохранившиеся произведения стоят в одном ряду с лучшими работами итальянских художников эпохи барокко.
Христос, обнимающий святого Бернарда
Самая известная его работа – «Христос, обнимающий святого Бернарда» (1625-27 гг., музей Прадо, Мадрид), представляющая собой синтез натурализма и религиозного накала, являющийся примером искусства католической контрреформации XVII века.
В этой сцене благочестия, которая, как полагают некоторые искусствоведы, основана на рисунках Рибальты с алтарного образа Караваджо, святой Бернард изображён в виде худой фигуры с исхудавшими щеками. Он обнимает Христа, глаза его закрыты, на лице полуулыбка, свидетельствующая о том, что все его тело и душа находятся в глубоком восторге. Когда Христос сходит с креста, чтобы обнять его, тело святого слабеет, и в итоге именно Христос поддерживает его. Скульптурное использование кьяроскуро позволяет Рибальте сделать этот религиозный опыт реалистичным, но не обыденным.
Наследие
Рибальта умер в Валенсии в 1628 году. Как художник, он использовал свет и тень для усиления массивности фигур (кьяроскуро) и управления драматизмом сцен (тенебризм), что оказало большое влияние на барочную живопись в Испании – в первую очередь на таких художников, как Франсиско Зурбаран (1598-1664). Во всяком случае, он помог проложить путь другим художникам испанского барокко, таким как Веласкес (1599-1660), Хусепе Рибера (1591-1652) и другие представители Испанской школы. Его сын, Хуан Рибальта (ок. 1597-1628 гг.), также был успешным художником и представителем караваджизма, но, к сожалению, умер молодым. Работы Рибальты можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях Европы, в том числе в музее Прадо в Мадриде.
Картины
Известные картины Франсиско Рибальты, написанные маслом, включают:
Мученичество святой Екатерины (1600 г.) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Ретабль Сантьяго (1610 г.) Церковь Альгемеси.
Видение отца Симона (1612 г.) Коллекция Тейт, Лондон.
Св. Франциск, утешаемый ангелом (ок. 1620 г.) Прадо, Мадрид.
Видение святого Франциска (ок. 1620 г.) Прадо, Мадрид.
Христос, обнимающий святого Бернарда (1625-27 гг.) Прадо, Мадрид.
Ретабль Портакоэли (1626-7 гг.) Валенсия.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?