Геррит ван Хонтхорст:
Жанровый живописец, Утрехтская школа, последователь Караваджо читать ~5 мин.
Геррит ван Хонтхорст (нидерл. Gerard van Honthorst) — один из великих голландских старых мастеров и яркий представитель живописи Золотого века Нидерландов. В Италии он прославился под прозвищем Герардо делле Нотти («Герард ночных сцен») за своё мастерское изображение искусственного освещения, особенно света свечи. Находясь под сильным влиянием Караваджо (1571–1610), он был одним из лидеров утрехтской школы караваджизма. К этой группе художников-реалистов также принадлежали Дирк ван Бабюрен (1595–1624) и Хендрик Тербрюгген (1588–1629), однако именно Хонтхорст добился наибольшей международной известности.
Хонтхорст пользовался покровительством аристократических коллекционеров по всей Европе, включая короля Дании Кристиана IV и короля Англии Карла I. Несмотря на то, что он создавал религиозные полотна, масштабные декоративные панно и портреты, наибольшую известность ему принесли жанровые картины, особенно сцены в тавернах, изображения музыкантов и весёлых компаний. Его виртуозное использование светотени (кьяроскуро) и мастерство в передаче искусственного освещения оказали влияние на творчество молодого Рембрандта (1606–1669) и французского живописца Жоржа де Латура (1593–1652). К числу его лучших произведений относят «Ужин» (1620, Уффици, Флоренция), «Концерт» (1625, Галерея Боргезе, Рим) и «Поклонение пастухов» (1622, Музей Вальрафа-Рихарца).
Становление и карьера
О ранних годах жизни Хонтхорста известно мало, за исключением того, что он родился в Утрехте в семье художника, писавшего на холсте и картоне. Он учился в мастерской у Абрахама Блумарта (1566–1651), голландского живописца и гравёра. Блумарт был одним из представителей харлемской школы маньеризма, но с приходом барокко изменил свой стиль. Предположительно, около 1610–1612 годов Хонтхорст отправился в Рим. Там он глубоко изучил творчество итальянских мастеров, в первую очередь Караваджо, а также таких художников, как Гвидо Рени (1575–1642). В Риме он создал ряд значительных религиозных работ, включая полотно «Христос перед первосвященником» (Национальная галерея, Лондон) и фрески для церкви Санта-Мария-делла-Скала. Однако в протестантских Нидерландах, куда он вскоре вернётся, такие сюжеты были менее востребованы.
Придворный художник
Хонтхорст вернулся в Утрехт в 1620 году, где его слава, завоёванная в Италии, предшествовала ему. Его стиль барочной живописи привлёк внимание аристократических покровителей, и на родине он быстро вошёл в королевские круги. В 1628 году по приглашению короля Карла I он провёл шесть месяцев в Англии, где написал аллегорию «Меркурий представляет Свободные искусства Аполлону и Диане» (1628, Хэмптон-Корт), а также несколько королевских портретов в манере фламандского мастера сэра Антониса Ван Дейка (1599–1641). В 1635–1652 годах он создал серию исторических картин для короля Дании Кристиана IV. В 1637 году он переехал в Гаагу, где стал придворным художником штатгальтера Фредерика-Генриха Оранского и получил множество заказов на создание масштабных декоративных работ и придворных портретов.
В его декоративных работах прослеживается влияние Питера Пауля Рубенса (1577–1640), с которым он дружил, а также итальянского художника Аннибале Карраччи (1560–1609). Параллельно Хонтхорст основал в Утрехте процветающую мастерскую и вместе с ван Бабюреном и Тербрюггеном стал ключевой фигурой в распространении караваджизма в Нидерландах. Согласно документам, в его мастерской единовременно обучалось до 24 учеников, каждый из которых платил значительную по тем временам сумму в 100 гульденов в год за право учиться у мастера.
Жанровые картины
Пожалуй, самым важным вкладом Хонтхорста в искусство голландского барокко стали его жанровые картины. Он творчески переосмыслил приёмы Караваджо, сделав акцент на изображении искусственного света — от свечи или факела. Часто источник света на его полотнах скрыт за одной из фигур или предметом. «Весёлый скрипач» (1623, Рейксмюсеум) — яркий пример голландской реалистической жанровой живописи в исполнении Хонтхорста. Персонаж, смеясь, выглядывает из окна, держа в одной руке скрипку, а в другой — бокал вина. Он словно выглядывает за пределы рамы, вовлекая зрителя в происходящее и приглашая разделить его веселье.
На картине «Концерт на балконе» (1624, Лувр, Париж) пять женщин музицируют, обращаясь к невидимой публике внизу. Тяжёлые красные занавеси театрально раздвинуты, открывая сцену с музыкантами. Их красочные наряды, напоминающие костюмы актёров XVI века, усиливают ощущение праздника и театральности. Вероятно, картина предназначалась для размещения над камином и должна была создавать иллюзию «обманки» (trompe-l’œil).
Во многих своих жанровых работах Хонтхорст отходит от тёмной палитры караваджистов в пользу более светлых и ярких тонов. Он использует насыщенные цвета — пронзительно-синий, бледно-жёлтый, яркие оттенки красного, — создавая жизнерадостную атмосферу. Этот отход от мрачной палитры раннего караваджизма был характерен для зрелого периода творчества как самого Хонтхорста, так и других утрехтцев.
Хонтхорст умер в Утрехте в 1656 году.
Избранные произведения Геррита ван Хонтхорста
Картины Геррита ван Хонтхорста можно увидеть во многих лучших художественных музеях по всему миру. Среди них:
«Христос перед первосвященником» (ок. 1617) Национальная галерея, Лондон.
«Молодая женщина, играющая на виоле да гамба» (без даты), частная коллекция.
«Ужин» (1620) Галерея Уффици, Флоренция.
«Зубной врач» (1622) Картинная галерея, Дрезден.
«Поклонение пастухов» (1622) Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн.
«Музыкальная группа на балконе» (1622) Музей Гетти, Лос-Анджелес.
«Весёлый скрипач» (1623) Рейксмюсеум, Амстердам.
«Весёлый собутыльник» (1624) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Весёлый скрипач с бокалом вина» (1624) Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
«Концерт на балконе» (1624) Лувр, Париж.
«Молодой любитель выпить» (без даты) Резиденцгалерея, Зальцбург.
«Концерт» (1625) Галерея Боргезе, Рим.
«Меркурий, представляющий Аполлону и Диане свободные искусства» (1628) Хэмптон-Корт.
- Лучшие жанровые художники: 1600-настоящее время
- Жанровая живопись
- Жан-Батист Грёз: Французский художник, XVIII век
- Якоб Йорданс: жанровый художник фламандского барокко
- «Суд Соломона. К 300-летию российской прокуратуры»
- Франсиско Сурбаран: испанский религиозный художник, караваджист
- Маттиа Прети: итальянский фресковый художник эпохи барокко, караваджист
- Жорж де Латур: французский художник эпохи барокко, караваджист
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?