Геррит ван Хонтхорст:
Жанровый живописец, Утрехтская школа, последователь Караваджо читать ~4 мин.
Среди великих голландских старых мастеров голландской живописи XVII века Хонтхорст был также известен как Герардо делле Нотти (Герард ночных сцен) из-за использования свечи в своих картинах. Под сильным влиянием длительного пребывания в Италии он был одним из ведущих членов Утрехтской караваджистской группы голландских художников-реалистов, действовавшей в Утрехте и находившейся под прямым влиянием итальянского гения Караваджо (1571-1610). Среди других Караваджистов были Дирк ван Бабурен (1595 – 1624) и Хендрик Тербрюгген (1588 – 1629), хотя Хонтхорст был единственным, кто приобрёл международную известность.
Хонтхорст пользовался покровительством аристократических коллекционеров по всей Европе, в том числе короля Дании Кристиана IV и короля Англии Карла I. Хотя он создал множество произведений религиозного искусства, а также крупномасштабные декоративные работы и портреты, он наиболее известен своими жанровыми картинами, в частности, сценами из таверн, музыкантами и весельем. Его использование светотени и искусство изображения искусственного света повлияли на молодого Рембрандта (1606-1669) и Жоржа Латура (1593 – 1652). Среди его лучших работ можно назвать «Ужин» (1620, Уффици, Флоренция); «Концерт» (1625, Галерея Боргезе, Рим) и «Поклонение пастухов» (1622, Музей Валраф-Рихартц).
Обучение и творческая карьера
О ранних годах жизни Хонтхорста известно мало, кроме того, что он родился в Утрехте в семье художника-карикатуриста. Он учился в мастерской Абрахама Блоемарта (1566 – 1651), голландского художника, гравёра и гравёра. Блумарт был одним из первых представителей гаарлемской школы маньеризма, но с приходом барокко изменил свой стиль. Считается, что Хонторст путешествовал по Риму в 1610-12 годах и там познакомился с творчеством ранних итальянских художников барокко, таких как Караваджо, Гвидо Рени (1575 – 1642) и Якопо Бассано (1510-1592). В Риме он написал множество религиозных произведений, в том числе «Христос перед первосвященником» (Национальная галерея, Лондон) и фрески для церквей, в том числе для церкви Санта-Мария-делла-Скала. Однако эти темы не пользовались большой популярностью за пределами Италии.
Придворный художник
Он оставался в Риме до 1628 года, а затем вернулся в Утрехт. В Италии его стиль барочной живописи привлёк покровительство аристократии, и по возвращении на родину он продолжал общаться с королевскими кругами. По приглашению Карла I он провёл 6 месяцев в Англии и написал Меркурий, представляющий Аполлону и Диане свободные искусства (1628, Хэмптон-Корт), а также королевские портреты в манере фламандского художника сэра Антониса Ван Дейка (1599 – 1641). В 1635 – 1652 годах он создал серию исторических картин для короля Дании Кристиана IV. В 1652 году он был назначен художником штатгальтера в Гааге и получил заказ на создание крупномасштабных декоративных работ и ряда придворных портретов.
В его декоративных работах прослеживается влияние Питера Пауля Рубенса (1577 – 1640), его личного друга, а также итальянского художника Аннибале Карраччи (1560 – 1609). Тем временем Хонторст основал процветающую школу в Утрехте и вместе с ван Бабуреном и Тербрюггеном стал пропагандистом караваджизма в Нидерландах. Согласно записям, в любой момент времени у Хонторста было не менее 20 учеников, каждый из которых платил ему ежегодную плату за привилегию учиться у него.
Жанровые картины
Жанровые картины Хонторста были, пожалуй, его самым важным вкладом в развитиеголландского барокко. Он модифицировал метод освещения Караваджо, изображая искусственный свет. Источник света часто скрывался за силуэтом мотива. «Весёлый скрипач» (1623, Рейксмузеум) — прекрасный пример стиля Хонтхорста в голландской жанровой живописи. Мужчина выглядывает из окна, смеясь, в одной руке держит скрипку, в другой — бокал вина. Мужчина кажется почти выглядывающим из картины, приглашая зрителя присоединиться к веселью.
В Концерте на балконе (1624, Лувр, Париж) пять женщин сидят на балконе, играя и поя для невидимой публики. Красные дамасские занавески задёрнуты, чтобы театрально открыть музыкантов. Их яркая одежда напоминает бургундский театр XVI века и добавляет веселья общему образу. Вероятно, картина была предназначена для размещения над камином и, как таковая, должна была производить определённый эффект «обмана зрения».
Во многих своих жанровых картинах Хонторст отказался от тёмной палитры в пользу более яркой и весёлой. Он вводит цветовую гамму ярких цветов и света, задавая тон электрическим синим, бледно-жёлтым и красными всплесками. Это также было заимствованием стиля Караваджо, типичным для утрехтских караваджистов.
Хонторст умер в Утрехте в 1656 году.
Популярные картины Геррита Хонторста
Картины Геррита ван Хонторста можно увидеть во многих лучших художественных музеях по всему миру. Среди них:
Христос перед первосвященником (ок. 1617) Национальная галерея, Лондон.
Молодая женщина, играющая на виоле да гамба (без даты), частная коллекция.
Ужин (1620) Галерея Уффици, Флоренция.
Зубной врач (1622) Картинная галерея, Дрезден.
Поклонение пастухов (1622) Музей Валрафа-Рихарца, Кёльн.
Музыкальная группа на балконе (1622) Частная коллекция.
Весёлый скрипач (1623) Рейксмузеум, Амстердам
Весёлый товарищ (1624) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Счастливый скрипач с бокалом вина (1624) Музей Тиссена-Борнемисы.
Концерт на балконе (1624) Лувр, Париж.
Молодой пьяница (без даты) Резиденцгалерея, Зальцбург.
Концерт (1625) Галерея Боргезе, Рим.
Меркурий, представляющий Аполлону и Диане свободные искусства (1628) Хэмптон-Корт.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?