Джотто: итальянский фресковый живописец читать ~7 мин.
Один из ранних старых мастеров, итальянский художник Джотто ди Бондоне работал в эпоху Проторенессанса во Флоренции. Наиболее известный своими натуралистическими фресками, Джотто, наряду с сиенским художником Дуччо ди Буонинсенья (1255-1319), был ключевой фигурой в живописи XIV века Предренессанса. Находясь под влиянием французской готической скульптуры, он внёс уникальный вклад в то, чтобы отойти от «плоского» символизма византийского стиля христианского искусства, и ввести вместо него совершенно новый реализм, никогда ранее не встречавшийся.
Впервые люди на его религиозных картинах выглядели как настоящие люди с настоящими эмоциями и обладали новой трёхмерностью. Хотя большая часть его работ была уничтожена, самым большим его достижением стали фрески в капелле Скровеньи (Арена) в Падуе. Написанные в период 1303-10 годов, эти фрески капеллы Скровеньи стоят в одном ряду с величайшими образцами религиозного искусства, когда-либо созданными. В частности, «Предательство Христа (Поцелуй Иуды)» (1305) и «Оплакивание Христа» (1305). Среди других крупных работ – фрески, посвящённые жизни святого Франциска в Ассизи и в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Без Джотто невозможно представить себе, чтобы флорентийское Возрождение – и, возможно, даже искусство Возрождения в целом – развивалось так, как оно развивалось.
Юность
Многие подробности жизни Джотто отрывочны и открыты для споров, в том числе дата и место его рождения. Считается, что он родился около 1267 года в деревне под названием Веспиньяно, недалеко от Флоренции. Его отец был мелким землевладельцем, описанным в государственных документах того времени как «человек с хорошим положением».
Легенда гласит, что юный Джотто был обнаружен знаменитым итальянским художником Чимабуэ (1240-1302), когда он рисовал картины с изображением овец своего отца. По-видимому, Чимабуэ был настолько впечатлён, что спросил отца мальчика, может ли он взять его в ученики во Флоренцию. Однако гораздо более вероятно, что семья Джотто была достаточно обеспеченной, чтобы переехать во Флоренцию и отправить 12-летнего Джотто в мастерскую Чимбуэ в качестве ученика. Примерно через год Джотто последовал за Чимабуэ в Рим, где познакомился со школой фресковых живописцев, среди которых были знаменитый Пьетро Каваллини и известный флорентийский архитектор и скульптор Арнольфо ди Камбио.
Фрески Ассизи
Самой ранней из известных работ Джотто считается серия фресок, написанных в верхней церкви Сан Франческо в Ассизи и изображающих сцены из жизни святого Франциска. В то время, когда реализм в искусстве ещё не был популярен, эти фрески были освежающе реалистичны, а фигуры выглядели очень естественно. Однако существует определённый спор относительно того, были ли они выполнены рукой Джотто, и недавно появились документы, свидетельствующие о том, что фреска была написана группой безымянных художников эпохи Ренессанса. Если это так, то следующая работа Джотто – цикл фресок в капелле Скровегни в Падуе – во многом обязана натурализму этих ассизских картин.
Цикл фресок капеллы Скровеньи (ок. 1303-10)
В период 1303-10 годов Джотто написал серию фресок в капелле Скровеньи в Падуе. Капелла Скровеньи, или Капелла дельи Скровеньи, была построена Энрико дельи Скровеньи как семейная капелла на месте древнеримской арены, поэтому её иногда называют капеллой Арены. Ее внутренние стены украшает ряд сцен из жизни Девы Марии и жизни Христа. Всю западную стену вокруг входа в капеллу занимает картина Джотто «Страшный суд», на которой изображён сам Энрико. Остальные стены украшены тремя ярусами фресок: верхний посвящён сценам из Жизни Девы Марии, средний и нижний – сценам из Жизни Иисуса, всего 39 сцен.
Среди знаменитых панно серии – Поклонение волхвов, на котором по небу проносится похожая на комету Вифлеемская звезда, и Бегство в Египет. Влиятельный английский критик XIX века Джон Рёскин (1819-1900) сказал о фресках Джотто: “Он написал Мадонну, святого Иосифа и Христа,… но в сущности они выглядят как мама, папа и малыш”.
Эти фрески ознаменовали собой важный поворотный момент в западном искусстве. Впервые мы видим фигуры, которые – в отличие от традиционной иконографии – эмоционально выразительны и выглядят вполне реалистично. Хотя Джотто специализировался на религиозном искусстве, он отошёл от традиций византийского искусства (в котором символический подход ценился выше реализма), наполнив свой рисунок фигур реальными людьми, позами и выражениями. Он также ввёл в свою живопись раннюю форму линейной перспективы.
Хотя другие художники, такие как Пьетро Каваллини, уже начали работать в этом стиле, Джотто пошёл дальше и установил новый стандарт для фигурной живописи. В середине XVI века Джорджо Вазари, знаменитый историк искусства, написал множество историй о мастерстве Джотто в рисовании. В одной из историй рассказывалось, как папа Бонифаций VIII послал к Джотто гонца с просьбой прислать образцы его работ. В ответ Джотто обмакнул кисть в красную краску и одним непрерывным мазком нарисовал идеальный круг. Он велел гонцу отнести круг обратно Папе, и тогда его ценность будет признана. Когда папа получил круг, по словам Вазари, он “сразу же понял, что Джотто превзошёл всех других живописцев своего времени”.
В 1311 году Джотто вернулся во Флоренцию, где выполнил мозаику для фасада старой базилики Святого Петра – работа утрачена, за исключением некоторых фрагментов.
Признание и слава
Репутация Джотто как живописца быстро росла, как и его заказы. К 1311 году, согласно документам, он владел несколькими большими поместьями во Флоренции, а его мастерская стала ведущей в Италии. Но, несмотря на спрос на его услуги, не сохранилось ни одной подписанной работы.
Существует определённое согласие искусствоведов в том, что Джотто написал фрески в четырёх капеллах францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции, датируемые примерно 1320 годом. (Сохранившиеся работы можно увидеть в капеллах Перуцци и Барди.) Некоторые фрески находятся в плохом состоянии, так как были побелены в XVIII веке, но, несмотря на это, они впечатляют и по сей день. На нескольких панелях алтаря Стефанески в Ватикане стоит подпись Джотто, но считается, что это всего лишь товарный знак, подтверждающий, что работа выполнена в его мастерской, а не подпись его личной работы. С другой стороны, «Мадонна Оньиссанти» (ок. 1315, Галерея Уффици) не подписана, но работа настолько грандиозна, что её повсеместно признают принадлежащей Джотто.
К этому времени Джотто почитался даже более консервативной Сиенской школой живописи, а её лидер Дуччо ди Буонинсенья, создатель таких шедевров, как Маэстинский алтарь и Строгановская Мадонна, – как один из великих художников-новаторов, В 1334 году Джотто был удостоен звания Magnus Magister (Великий Мастер) от города Флоренции и был назначен городским архитектором и управляющим общественными работами. В это время он спроектировал знаменитую кампанилу (колокольню) на площади Святого Петра, но умер, не дождавшись завершения работ. Последняя известная завершённая работа – оформление капеллы Подеста в Барджелло во Флоренции.
Смерть и эксгумация
Джотто умер в январе 1337 года, но точное местонахождение его могилы вызывает некоторые споры. В 1970 году под мостовой церкви Санта-Репарта (где, как утверждает его биограф, он был похоронен) были обнаружены кости. Судебно-медицинская экспертиза подтвердила, что это кости маляра (в костях был обнаружен ряд химических веществ, включая мышьяк и свинец, которые часто встречаются в красках). Передние зубы были изношены таким образом, что можно было держать кисть между зубами. Реконструкция скелета показывает человека с очень большой головой, крупным кривым носом и одним глазом, более выдающимся, чем другой.
Кости принадлежали маленькому человеку, ростом всего около метр двадцать, страдавшему от одной из форм карликовости. Это соответствует изображению на одной из фресок в церкви Санта-Кроче карликовой фигуры, которая, как предполагается, является автопортретом Джотто. Его биограф, который был другом Джотто, говорит, что “не было более уродливого человека в городе Флоренции”. Тело было с почестями перезахоронено рядом с могилой архитектора эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески.
Наследие
Хотя Джотто не хватало технических знаний по анатомии и перспективе, которые должны были освоить живописцы будущего года, он постиг нечто гораздо более важное. Он постиг человеческие эмоции и смог изобразить их мощным и значимым способом. Ему удавалось передать стресс, душевные переживания, горе и радость с помощью кисти, и этот дар он передал будущим мастерам искусства Возрождения, таким как Мазаччо (см., например, его фрески в капелле Бранкаччи ) Мантенья, Боттичелли, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Якопо Аванци, Тициан и Альтикьеро. Итальянский художник Ченнино Ченнини около 1400 года писал, что «Джотто перевёл искусство живописи с греческого на латынь».
Работы Джотто можно увидеть в лучших художественных музеях Италии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?