Джотто:
итальянский фресковый живописец читать ~7 мин.
Итальянский художник Джотто ди Бондоне, один из ранних старых мастеров, творил во Флоренции в эпоху Проторенессанса. Наиболее известный своими натуралистичными фресками, Джотто, наряду с сиенским живописцем Дуччо ди Буонинсенья (1255-1319), стал ключевой фигурой в искусстве треченто. Испытав влияние французской готической скульптуры, он совершил переворот в живописи. Джотто отошёл от плоского символизма христианского искусства византийского стиля и ввёл на его место новый, ранее невиданный реализм.
В его религиозных картинах персонажи впервые предстали живыми людьми с неподдельными эмоциями, обретшими объём и трёхмерность. Хотя значительная часть работ Джотто утрачена, величайшим его достижением считается цикл фресок в капелле Скровеньи (капелле дель Арена) в Падуе. Созданные около 1303–1305 годов, эти фрески являются одними из величайших образцов религиозного искусства в истории. Особенно выделяются сцены «Поцелуй Иуды» и «Оплакивание Христа». Среди других его значительных работ — фрески о жизни святого Франциска в Ассизи и в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Без Джотто флорентийское Возрождение и, возможно, всё искусство Ренессанса развивалось бы иначе.
Юность
Многие детали биографии Джотто остаются неясными и служат предметом споров, включая точную дату и место его рождения. Принято считать, что он родился около 1267 года в деревне Веспиньяно, недалеко от Флоренции. Его отец был мелким землевладельцем, которого в официальных документах того времени описывали как «человека с хорошей репутацией».
Согласно легенде, знаменитый художник Чимабуэ (ок. 1240–1302) заметил юного Джотто, когда тот рисовал на камне овец из отцовского стада. Чимабуэ был так впечатлён талантом мальчика, что попросил у его отца разрешения взять его в ученики во Флоренцию. Однако более вероятно, что семья Джотто была достаточно обеспечена, чтобы переехать во Флоренцию и в возрасте 12 лет отдать сына в ученики в мастерскую Чимабуэ. Спустя примерно год Джотто последовал за своим учителем в Рим. Там он познакомился с работами ведущих мастеров фресковой живописи, включая Пьетро Каваллини, и известного флорентийского архитектора и скульптора Арнольфо ди Камбио.
Фрески в Ассизи
Самой ранней крупной работой, приписываемой Джотто, считается серия фресок в верхней церкви базилики Сан-Франческо в Ассизи. Эти росписи изображают сцены из жизни святого Франциска. В то время, когда реализм ещё не был ведущим направлением в искусстве, эти фрески поражали своей свежестью и естественностью фигур. Однако авторство Джотто до сих пор оспаривается. Некоторые недавние исследования предполагают, что фрески были созданы группой анонимных художников Проторенессанса. Если это так, то следующий шедевр Джотто — цикл фресок в капелле Скровеньи — во многом обязан натурализму этих ассизских росписей.
Цикл фресок капеллы Скровеньи (ок. 1303–1305)
В период с 1303 по 1305 год Джотто создал свой главный шедевр — росписи капеллы Скровеньи в Падуе. Капелла была построена на месте древнеримской арены по заказу Энрико дельи Скровеньи как семейная усыпальница и для искупления греха ростовщичества его отца. По этой причине её также называют «капеллой дель Арена». Внутренние стены полностью покрыты фресками со сценами из жизни Девы Марии и Христа. Западную стену занимает грандиозная композиция «Страшный суд», где Джотто изобразил и самого заказчика Энрико. Остальные стены разделены на три яруса, содержащие 39 сцен: верхний ярус посвящён жизни Богоматери, а средний и нижний — земной жизни Иисуса.
Среди самых известных панно цикла — «Поклонение волхвов», где Вифлеемская звезда изображена в виде кометы, и «Бегство в Египет». Влиятельный английский критик XIX века Джон Рёскин писал об этих фресках: “Он написал Мадонну, святого Иосифа и Христа… но по сути они выглядят как мама, папа и малыш”.
Эти росписи ознаменовали поворотный момент в истории западного искусства. В них впервые фигуры, в отличие от условной иконографии, обладают яркой эмоциональной выразительностью и реалистичностью. Хотя Джотто работал в рамках религиозного искусства, он порвал с традициями византийской живописи, где символизм ценился выше реализма. Художник наполнил свои изображения живыми людьми, естественными позами и чувствами, а также применил раннюю форму линейной перспективы.
Другие художники, например Пьетро Каваллини, уже двигались в этом направлении, но именно Джотто установил новый стандарт для фигурной живописи. Историк искусства Джорджо Вазари в середине XVI века описал историю о мастерстве Джотто. Папа Бонифаций VIII отправил к художнику гонца, чтобы тот прислал образцы своего искусства. В ответ Джотто обмакнул кисть в красную краску и одним движением нарисовал идеальный круг. Он передал его гонцу, будучи уверенным, что ценность этого жеста будет понята. Когда папа получил рисунок, он, по словам Вазари, “тотчас признал, что Джотто превосходит всех живописцев своего времени”.
В 1311 году Джотто вернулся во Флоренцию. Примерно в это же время он выполнил мозаику для фасада старой базилики Святого Петра в Риме, от которой до наших дней сохранились лишь фрагменты.
Признание и слава
Репутация Джотто как художника стремительно росла, а вместе с ней и число заказов. К 1311 году, согласно документам, он владел несколькими крупными поместьями во Флоренции, а его мастерская стала ведущей в Италии. Несмотря на это, почти не сохранилось работ, подписанных лично им.
Большинство искусствоведов сходится во мнении, что Джотто является автором фресок в четырёх капеллах церкви Санта-Кроче во Флоренции, созданных около 1320 года. Работы сохранились в капеллах Перуцци и Барди. Некоторые из этих фресок находятся в плохом состоянии, так как в XVIII веке они были забелены. Тем не менее, они и сегодня производят сильное впечатление. На алтарном образе «Триптих Стефанески» из Ватикана стоит подпись Джотто, но считается, что это лишь знак качества его мастерской, а не личная подпись художника. В то же время «Мадонна Оньиссанти» (ок. 1315, Галерея Уффици), хоть и не подписана, но её исполнение настолько грандиозно, что авторство Джотто не подвергается сомнению.
К тому времени Джотто почитали даже в консервативной Сиенской школе живописи, а её лидер Дуччо ди Буонинсенья, создатель «Маэсты» и «Мадонны Строганова», признавался одним из великих новаторов. В 1334 году город Флоренция удостоил Джотто звания Magnus Magister (Великий Мастер) и назначил его главным архитектором города. В этой должности он спроектировал знаменитую кампанилу (колокольню) флорентийского собора, но умер до завершения её строительства. Его последней известной работой считается оформление капеллы Подеста во дворце Барджелло во Флоренции.
Смерть и эксгумация
Джотто умер в январе 1337 года. Точное место его захоронения долгое время было предметом споров. В 1970-х годах под полом старой церкви Санта-Репарата, где, по свидетельству биографа, он был похоронен, обнаружили человеческие останки. Судебно-медицинская экспертиза установила, что скелет принадлежал художнику: в костях нашли высокое содержание мышьяка и свинца — веществ, входивших в состав красок того времени. Передние зубы скелета были стёрты, что характерно для привычки держать кисть во рту. Реконструкция показала, что это был человек с большой головой, крупным носом с горбинкой и асимметрией глаз.
Останки принадлежали человеку невысокого роста, около полутора метров, возможно, страдавшему одной из форм врождённой карликовости. Это описание совпадает с изображением карликовой фигуры на одной из фресок в церкви Санта-Кроче, которую считают автопортретом Джотто. Его современник, писатель Джованни Боккаччо, утверждал, что “не было в городе Флоренции человека более некрасивого”. Останки были с почестями перезахоронены рядом с могилой великого архитектора Ренессанса Филиппо Брунеллески.
Наследие
Джотто не обладал теми познаниями в анатомии и перспективе, которые позднее освоили художники Ренессанса, но он постиг нечто более важное. Он глубоко понимал человеческие эмоции и умел изображать их с огромной силой и выразительностью. Своей кистью он передавал напряжение, душевную боль, скорбь и радость. Этот дар он передал будущим мастерам, таким как Мазаччо (например, в его фресках капеллы Бранкаччи), Мантенья, Боттичелли, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Тициан, Якопо Аванци и Альтикьеро. Художник Ченнино Ченнини около 1400 года писал: «Джотто перевёл искусство живописи с греческого на латынь».
Работы Джотто можно увидеть в лучших художественных музеях Италии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?