Ганс Гольбейн: немецкий портретист эпохи Возрождения читать ~11 мин.
Наряду с Альбрехтом Дюрером и Маттиасом Грюневальдом, художник Ганс Гольбейн Младший был ключевой фигурой в немецком искусстве Возрождения и одним из самых лучших портретистов XVI века. Он работал в Базеле и Лондоне, стал придворным художником Генриха VIII, а среди его натурщиков были дворяне, купцы, дипломаты и учёные.
Кроме портретного искусства, он также преуспел в религиозной исторической живописи, алтарной живописи, миниатюрной портретной живописи и иллюстрациях, а также гравюре. Кроме того, Гольбейн был плодовитым рисовальщиком, выполнив более 1200 рисунков для гравюр на дереве. Две его серии «Алфавит смерти» и «Пляска смерти», напечатанные с деревянных блоков по его эскизам, являются примером совершенства гравюры на дереве Северного Возрождения.
К величайшим портретам Гольбейна относятся: Портрет Эразма Роттердамского (1523, Национальная галерея, Лондон); Портрет сэра Томаса Мора (1527, Коллекция Фрика, Нью-Йорк); Портрет дамы с белкой и скворцом (1528, Национальная галерея, Лондон); Портрет купца Георга Гиссе (1532, SMPK, Берлин); Портрет Томаса Кромвеля (1532-4, Национальная портретная галерея в Лондоне); Послы (1533, Национальная галерея, Лондон) и Портрет Генриха VIII (1536, Тиссен-Борнемиса, Мадрид); Джейн Сеймур (1537, Кунстхисторический музей, Вена); и Анна Клевская (ок. 1539, Лувр). Портрет короля Генриха VIII (1540), хранящийся в Национальной галерее античного искусства в Риме, не полностью аутентифицирован как оригинал Гольбейна.
Гольбейн также создал три шедевра религиозного искусства: «Тело мёртвого Христа в гробу» (1521, Кунстмузеум Базеля), «Герстерский алтарь» (1522, Музей Солотум) и «Мейерская Мадонна» (1526, Шлоссмузеум, Дармштадт). Гольбейн остаётся одним из выдающихся старых мастеров XVI века.
Ранняя жизнь и обучение
Гольбейн родился в семье художников, живших в Аугсбурге. Первое образование он получил от своего отца, Ганса Гольбейна Старшего (1465-1524), известного художника и гравёра, а также, возможно, от Ганса Бургкмайра Старшего (1473-1531) – бывшего ученика Мартина Шонгауэра (ум. 1491) – который был женат на его тетке.
Примерно в 1515-16 годах, в возрасте 19 лет, он покинул Аугсбург и отправился в Базель, где написал свою первую известную работу – столешницу, композиция которой во многом сохранила средневековый характер (Schweizerisches Landesmuseum, Цюрих). Возможно, он некоторое время работал в мастерской Ганса Хербста, но его необыкновенный талант привёл к ранней независимости, и вскоре он уже вращался в гуманистических кругах.
В 1516 году он проиллюстрировал экземпляр «Похвалы глупости» (Базель, издание 1515 года) голландского гуманиста и богослова Дезидерия Эразма, другом которого он впоследствии стал. Уже тогда он проявлял признаки более свободного, отстранённого взгляда на мир – взгляда, которому способствовали гуманистический дух и просвещённая атмосфера города. Гуманисты смотрели на мир с научной точки зрения и придавали большое значение признанию уникальных характеристик отдельных человеческих существ. Молодому Гольбейну импонировало такое мировоззрение, и он, по возможности, старался как можно подробнее передать индивидуальные качества своих предметов.
Гольбейн в Базеле, 1516-26
Учитывая его ранний талант, Гольбейн не сразу начал рисовать богатое купеческое население города, выполнив ряд портретов, включая Портрет бургомистра Якоба Мейера (1516, Кунстмузеум Базеля) и Доротею Канненгиссер (1516, Кунстмузеум Базеля). В 1517 году он помогал своему отцу в оформлении фасада дома Хертенштайнов в Люцерне (разрушен в 1824 году) в стиле итальянского Возрождения. В это время он написал картину «Оплакивание смерти Христа» (1519, известна только по копии). Вероятно, примерно в это время он отправился в Италию, поскольку его поздние работы свидетельствуют о знании картин Андреа Мантеньи в Мантуе.
Религиозная живопись Гольбейна
В 1519 году, после избрания членом гильдии Zum Himmel, он занял мастерскую своего покойного брата и женился на Эльсбет Шмид. Это было началом периода интенсивной продуктивности, продолжавшегося вплоть до его отъезда в Англию в 1526 году. За это время он создал почти все сохранившиеся религиозные работы, а также произведение алтарного искусства и множество фресок (в домах базельской аристократии и в зале Совета ратуши). К сожалению, все эти фрески были уничтожены, но их масштаб свидетельствует о репутации Гольбейна.
В 1519-1520 годах Гольбейн и его помощники создали пять сцен Страстей, из которых «Тайная вечеря» и «Флагелляция» полностью написаны его рукой (1524, Кунстмузеум Базеля). В этих работах стиль живописи Гольбейна колеблется между мощным немецким экспрессионизмом, унаследованным от поздней немецкой готики благодаря Маттиасу Грюневальду, влияние которого особенно заметно в ужасающем «Теле мёртвого Христа в гробу» (1521, Базельский музей), и более объективным изображением, характерным для художников итальянского Высокого Возрождения, с его смешением религиозного и светского. Так, в его Герстерском алтаре (1522, Музей Солотум) фигуры имеют германскую концепцию, но интегрированы в ренессансную композицию.
Мадонна Мейера (1526, Шлоссмузеум, Дармштадт), написанная для алтаря капеллы замка Якоба Мейера близ Базеля, является шедевром этого периода. Также к 1526 году относятся Органные двери Базельского собора (Базель, Кунстмузеум) с массивными изображениями Богородицы и трёх святых, выполненными в технике гризайль. Другие религиозные картины, сохранившиеся с этого периода, включают: «Noli Me Tangere» (1524, Королевская коллекция, Хэмптон-Корт, Великобритания) и «Портрет Лаис Коринфской» (1526, Кунстмузеум Базеля).
Кроме религиозных картин, Гольбейн также выполнил ряд знаменитых портретов: Женский портрет (1517, Маурицхёйс), Портрет Бонифация Амербаха (1519, Кунстмузеум Базель), Портрет молодого человека (1520, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия) и Портрет Эразма (1523, Лувр).
К середине 1520-х годов Гольбейн, несомненно, был ведущим художником в Базеле, создавая фрески, алтарные образы, портреты и эскизы для витражей. Кроме того, он активно занимался гравюрой и в 1523-1526 гг. завершил работу над своей знаменитой «Пляской смерти», три блока которой были изготовлены в 1527 г. (Берлин-Далем, зал печати). Первая версия, состоящая из 41 гравюры, была напечатана в Лионе в 1538 году братьями Трехсель.
Лондонские портреты, 1526-28
В 1526 году, в связи с упадком покровительства религиозным произведениям в Базеле, вызванным в основном волнениями Реформации, Гольбейн отправился в Лондон, где поселился на два года. Вооружённый знакомством с сэром Томасом Мором от Эразма, его репутация быстро росла, поскольку люди восхищались его способностью передавать точное сходство с натурщиками.
К работам этого периода относятся: Портрет сэра Томаса Мора (1527, Коллекция Фрика, Нью-Йорк); Портрет сэра Генри Гилфорда (1527, Королевская коллекция, Виндзор, Великобритания); Портрет архиепископа Уильяма Уорэма (1527, Лувр); Портрет сэра Брайана Тука (1527, Национальная галерея, Вашингтон); Портрет астронома Николаса Кратцера (1528, Лувр); Двойной портрет сэра Томаса Годсальва и его сына Джона (1528, Галерея Альте Майстер, Дрезден) и замечательный Портрет неизвестной дамы с белкой и скворцом (1528, Национальная галерея, Лондон).
Возвращение в Базель, 1528-32
В 1528 году Гольбейн вернулся в Базель, возможно, чтобы сохранить свои права гражданина. Он купил дом и снова стал востребован для выполнения различных работ. (См. также: Семья художника, Кунстмузеум 1528 года).
Однако, к сожалению, усилившиеся религиозные распри в городе привели к запрету на любую религиозную живопись, и в 1532 году он вернулся в Лондон, оставив жену и детей в Швейцарии. Он увидит их ещё только один раз, во время короткого визита в 1538 году. За время пребывания в Базеле Гольбейн закончил настенное оформление Палаты Базельского совета и выполнил ряд гравюр на дереве, а также несколько проектов витражей (всё ещё разрешённых) на тему Страстей, а также Портрет Эразма Роттердамского в круглой раме (1532, Кунстмузеум, Базель).
Портретист Генриха VIII, 1532-43
По возвращении в Лондон Гольбейн обнаружил, что сэр Томас Мор потерял расположение короля. Поэтому он искал покровителей среди лондонских представителей Ганзейского союза, для которых написал большое количество портретов. Среди них – Георг Гише из Данцига (1532, Гемальдегалерия, Берлин), Дерих Борн (1533, Королевская коллекция, Великобритания) и Молодой купец (1541, Музей истории искусств, Вена). Он также создал ряд декоративных работ, рисунков и гравюр.
После 1533 года, по рекомендации Томаса Кромвеля, он выполнил широкий ряд заказов для Генриха VIII. Он стал его придворным художником и модельером (разрабатывал королевские мантии, пуговицы, пряжки и оружие для пажей), а Генрих также отправлял его к иностранным дворам писать портреты возможных кандидатов на брак. Королевский патронат также требовал миниатюр, декоративных работ и ювелирных украшений.
В это время Гольбейн выполнил важную серию исторических портретов, в том числе портреты Роберта Чеземана (1533, Маурицхёйс, Гаага); Шарль де Солье, сир де Моретт (1534, Государственная гемальдегалерия, Дрезден); сэр Ричард Саутвелл (1536, Уффици); Генрих VIII (1536, коллекция Тиссен-Борнемиса, Мадрид); Кристина Датская (1538, Национальная галерея, Лондон); Эдуард, принц Уэльский (1539, Национальная галерея искусств, Вашингтон); Томас Говард, герцог Норфолк (1539-40, Королевская коллекция, Великобритания); Генрих VIII (1540, Национальная галерея античного искусства, Рим); и Джон Чемберс (1542, Национальная галерея, Лондон). Больше английских портретов Гольбейна можно найти в Национальной портретной галерее в Лондоне.
Послы
В 1533 году французский посол в Англии заказал Послы (1533, Национальная галерея), двойной портрет себя и епископа Жоржа де Сельве. На переднем плане картины находится странный предмет, который невозможно определить, если смотреть на него спереди.
Только при определённом ракурсе изображение становится очевидным: это ухмыляющийся череп. Этот трюк с изображением предметов в искажённом виде называется анаморфозой, от греческого слова, означающего «превращение». Леонардо да Винчи рекомендовал этот приём художникам, чтобы продемонстрировать мастерство владения перспективой.
Его способность так точно передавать сходство с объектами натолкнула современного художника Дэвида Хокни на предположение, что, возможно, Гольбейн использовал вогнутое зеркало, чтобы спроецировать изображение своего объекта на поверхность рисунка, а затем прорисовал его. Искусствоведы не приняли этот тезис.
Портреты жён Генриха VIII
Гольбейн также закончил работу над картиной Анны Болейн , жены Генриха VIII, написанной маслом, но считается, что этот портрет был уничтожен, когда её обезглавили. Он также написал третью жену короля, Джейн Сеймур (1537, Музей истории искусств, Вена) и Анну Клевскую (ок. 1539, Лувр, Париж).
К середине 1530-х годов Гольбейн был в расцвете сил, умея организовывать свои поверхности с несравненным мастерством. Заимствуя композиционные элементы из таких картин, как Мона Лиза (1503, Лувр), он также изучал работы художников Нидерландского Возрождения, таких как антверпенские мастера Ян Госсарт (ок. 1470-1533 гг.) и Квентина Массиса (ок. 1465-1530), а также итальянских живописцев на службе у Генриха VIII, у которых Хольбейн учился декоративным приёмам для своих портретов в полный рост. Кроме того, он, очевидно, был знаком с работами школы Фонтенбло и черно-красными меловыми рисунками фламандского портретиста Жана Клуэ (ок. 1485-1540).
Из-за утраты большинства его масштабных работ Гольбейн, как правило, рассматривается только как портретист – хотя и один из величайших художников всех времён. Его портретная живопись преуспела в освоении двух основных проблем – рисовальной (как точно изобразить отдельные предметы) и композиционной (как организовать живописное пространство, используя линейную перспективу, сфумато и кьяроскуро) до тех пор, пока, в поздних портретах они достигли некоего дзен-равновесия между реализмом и абстракцией, между готической традицией и новым гуманистическим искусством Ренессанса, между североевропейской любовью к пышным деталям и величием и достоинством итальянского Возрождения.
Гольбейн умер в Лондоне в 1543 году, в самом расцвете сил и славы, во время работы над очередным портретом Генриха VIII. Его сразила Великая лондонская чума, ему было всего 46 лет.
Ключевая фигура немецкого Возрождения
Наряду с художниками Северного Возрождения, такими как Лукас Кранах Старший (1472-1533), Альбрехт Дюрер (1471-1528) и Маттиас Грюневальд (ок. 1470-1528), Гольбейн в первой половине XVI века играл доминирующую роль в переходе немецкого искусства из Средневековья в эпоху Возрождения. Кроме того, он доминировал в портретной живописи Швейцарии и Англии в тот же период.
Конечно, никто из его современников и ближайших преемников не приблизился к глубине его характеристик и точности его техники. Действительно, Гольбейн оказал влияние на целые поколения портретистов более позднего времени, включая таких виртуозов, как Диего Веласкес (1599-1660), Рембрандт (1606-1669) и Ян Вермеер (1632-1675).
Картины Ганса Гольбейна можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира. Значительные коллекции его портретов находятся в Национальной галерее Лондона; Кунстмузее Базеля; и Британской королевской художественной коллекции, в Виндзоре.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?