Ганс Гольбейн:
немецкий портретист эпохи Возрождения читать ~11 мин.
Наряду с Альбрехтом Дюрером и Маттиасом Грюневальдом, художник Ганс Гольбейн Младший был ключевой фигурой в немецком искусстве Возрождения и одним из выдающихся портретистов XVI века. Он работал в Базеле и Лондоне, став придворным художником Генриха VIII. Среди его натурщиков были дворяне, купцы, дипломаты и учёные.
Кроме портретного искусства, Гольбейн также преуспел в религиозной исторической живописи, алтарной живописи, миниатюрной портретной живописи и иллюстрациях, а также гравюре. Он был плодовитым рисовальщиком, выполнив более 1200 рисунков для гравюр на дереве. Две его серии — «Алфавит смерти» и «Пляска смерти», напечатанные с деревянных блоков по его эскизам, — являются примером совершенства гравюры на дереве Северного Возрождения.
К величайшим портретам Гольбейна относятся: «Портрет Эразма Роттердамского» (1523, Национальная галерея, Лондон); «Портрет сэра Томаса Мора» (1527, Коллекция Фрика, Нью-Йорк); «Портрет дамы с белкой и скворцом» (1528, Национальная галерея, Лондон); «Портрет купца Георга Гиссе» (1532, SMPK, Берлин); «Портрет Томаса Кромвеля» (1532–1534, Национальная портретная галерея в Лондоне); «Послы» (1533, Национальная галерея, Лондон); и «Портрет Генриха VIII» (1536, Тиссен-Борнемиса, Мадрид); «Джейн Сеймур» (1537, Кунстхисторический музей, Вена); и «Анна Клевская» (около 1539, Лувр). Портрет короля Генриха VIII (1540), хранящийся в Национальной галерее античного искусства в Риме, не полностью аутентифицирован как оригинал Гольбейна.
Гольбейн также создал три шедевра религиозного искусства: «Тело мёртвого Христа в гробу» (1521, Кунстмузеум Базеля), «Герстерский алтарь» (1522, Музей Солотум) и «Мейерская Мадонна» (1526, Шлоссмузеум, Дармштадт). Гольбейн остаётся одним из выдающихся старых мастеров XVI века.
2 Гольбейн в Базеле (1516–1526)
3 Религиозная живопись Гольбейна
4 Лондонские портреты (1526–1528)
5 Возвращение в Базель (1528–1532)
6 Портретист Генриха VIII (1532–1543)
7 Ключевая фигура немецкого Возрождения
Ранние годы и обучение
Гольбейн родился в Аугсбурге в семье художников. Первое художественное образование он получил от своего отца, Ганса Гольбейна Старшего (1465–1524), известного художника и гравёра. Возможно, он также учился у Ганса Бургкмайра Старшего (1473–1531) — бывшего ученика Мартина Шонгауэра (умер в 1491 году), который был женат на тётке Гольбейна.
Примерно в 1515–1516 годах, в возрасте 19 лет, Ганс Гольбейн Младший покинул Аугсбург и отправился в Базель. Там он написал свою первую известную работу — столешницу, композиция которой во многом сохранила средневековый характер (Schweizerisches Landesmuseum, Цюрих). Возможно, он некоторое время работал в мастерской Ганса Хербста, но его необыкновенный талант привёл к ранней независимости. Вскоре Гольбейн уже вращался в гуманистических кругах.
В 1516 году он проиллюстрировал экземпляр «Похвалы глупости» (Базель, издание 1515 года) голландского гуманиста и богослова Дезидерия Эразма, другом которого он впоследствии стал. Уже тогда Гольбейн проявлял признаки более свободного, отстранённого взгляда на мир. Этому взгляду способствовали гуманистический дух и просвещённая атмосфера Базеля. Гуманисты смотрели на мир с научной точки зрения и придавали большое значение признанию уникальных характеристик отдельных человеческих существ. Молодому Гольбейну импонировало такое мировоззрение, и он стремился как можно подробнее передать индивидуальные качества своих моделей.
Гольбейн в Базеле (1516–1526)
Несмотря на свой ранний талант, Гольбейн не сразу начал писать портреты богатых купцов города. Вместо этого он выполнил ряд работ, включая «Портрет бургомистра Якоба Мейера» (1516, Кунстмузеум Базеля) и «Доротея Канненгиссер» (1516, Кунстмузеум Базеля). В 1517 году он помогал своему отцу в оформлении фасада дома Хертенштайнов в Люцерне (разрушен в 1824 году) в стиле итальянского Возрождения. В это время он написал картину «Оплакивание смерти Христа» (1519, известна только по копии). Вероятно, примерно в этот период он отправился в Италию, поскольку его поздние работы свидетельствуют о знании картин Андреа Мантеньи в Мантуе.
Религиозная живопись Гольбейна
В 1519 году, после избрания членом гильдии Zum Himmel, Гольбейн занял мастерскую своего покойного брата и женился на Эльсбет Шмид. Это стало началом периода интенсивной продуктивности, который продолжался вплоть до его отъезда в Англию в 1526 году. За это время он создал почти все сохранившиеся религиозные работы, а также произведения алтарного искусства и множество фресок (в домах базельской аристократии и в зале Совета ратуши). К сожалению, все эти фрески были уничтожены, но их масштаб свидетельствует о репутации Гольбейна.
В 1519–1520 годах Гольбейн и его помощники создали пять сцен Страстей, из которых «Тайная вечеря» и «Флагелляция» полностью написаны его рукой (1524, Кунстмузеум Базеля). В этих работах стиль живописи Гольбейна колеблется между мощным немецким экспрессионизмом, унаследованным от поздней немецкой готики благодаря Маттиасу Грюневальду (влияние которого особенно заметно в ужасающем «Теле мёртвого Христа в гробу» (1521, Базельский музей)), и более объективным изображением, характерным для художников итальянского Высокого Возрождения, с его смешением религиозного и светского. Так, в его Герстерском алтаре (1522, Музей Солотум) фигуры имеют германскую концепцию, но интегрированы в ренессансную композицию.
«Мадонна Мейера» (1526, Шлоссмузеум, Дармштадт), написанная для алтаря капеллы замка Якоба Мейера близ Базеля, является шедевром этого периода. Также к 1526 году относятся Органные двери Базельского собора (Базель, Кунстмузеум) с массивными изображениями Богородицы и трёх святых, выполненными в технике гризайль. Другие религиозные картины, сохранившиеся с этого периода, включают: «Noli Me Tangere» (1524, Королевская коллекция, Хэмптон-Корт, Великобритания) и «Портрет Лаис Коринфской» (1526, Кунстмузеум Базеля).
Кроме религиозных картин, Гольбейн также выполнил ряд знаменитых портретов: «Женский портрет» (1517, Маурицхёйс), «Портрет Бонифация Амербаха» (1519, Кунстмузеум Базель), «Портрет молодого человека» (1520, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия) и «Портрет Эразма» (1523, Лувр).
К середине 1520-х годов Гольбейн, несомненно, был ведущим художником в Базеле, создавая фрески, алтарные образы, портреты и эскизы для витражей. Кроме того, он активно занимался гравюрой и в 1523–1526 годах завершил работу над своей знаменитой «Пляской смерти», три блока которой были изготовлены в 1527 году (Берлин-Далем, зал печати). Первая версия, состоящая из 41 гравюры, была напечатана в Лионе в 1538 году братьями Трехсель.
Лондонские портреты (1526–1528)
В 1526 году, в связи с упадком покровительства религиозным произведениям в Базеле, вызванным волнениями Реформации, Гольбейн отправился в Лондон. Он поселился там на два года. Вооружённый знакомством с сэром Томасом Мором, которое он получил благодаря Эразму, его репутация быстро росла, поскольку люди восхищались его способностью передавать точное сходство с натурщиками.
К работам этого периода относятся: «Портрет сэра Томаса Мора» (1527, Коллекция Фрика, Нью-Йорк); «Портрет сэра Генри Гилфорда» (1527, Королевская коллекция, Виндзор, Великобритания); «Портрет архиепископа Уильяма Уорэма» (1527, Лувр); «Портрет сэра Брайана Тука» (1527, Национальная галерея, Вашингтон); «Портрет астронома Николаса Кратцера» (1528, Лувр); «Двойной портрет сэра Томаса Годсальва и его сына Джона» (1528, Галерея Альте Майстер, Дрезден); и замечательный «Портрет неизвестной дамы с белкой и скворцом» (1528, Национальная галерея, Лондон).
Возвращение в Базель (1528–1532)
В 1528 году Гольбейн вернулся в Базель, возможно, чтобы сохранить свои права гражданина. Он купил дом и снова стал востребован для выполнения различных работ. (См. также: «Семья художника», Кунстмузеум 1528 года).
Однако усилившиеся религиозные распри в городе привели к запрету на любую религиозную живопись. В 1532 году Гольбейн вернулся в Лондон, оставив жену и детей в Швейцарии. Он увидит их ещё только один раз, во время короткого визита в 1538 году. За время пребывания в Базеле Гольбейн закончил настенное оформление Палаты Базельского совета и выполнил ряд гравюр на дереве, а также несколько проектов витражей (всё ещё разрешённых) на тему Страстей, а также «Портрет Эразма Роттердамского в круглой раме» (1532, Кунстмузеум, Базель).
Портретист Генриха VIII (1532–1543)
По возвращении в Лондон Гольбейн обнаружил, что сэр Томас Мор потерял расположение короля. Поэтому он стал искать покровителей среди лондонских представителей Ганзейского союза — торгового и политического союза городов Северной Европы. Для них он написал большое количество портретов. Среди них — «Георг Гише из Данцига» (1532, Гемальдегалерея, Берлин), «Дерих Борн» (1533, Королевская коллекция, Великобритания) и «Молодой купец» (1541, Кунстхисторический музей, Вена). Он также создал ряд декоративных работ, рисунков и гравюр.
После 1533 года, по рекомендации Томаса Кромвеля, он выполнил широкий ряд заказов для Генриха VIII. Гольбейн стал его придворным художником и модельером, разрабатывая королевские мантии, пуговицы, пряжки и оружие для пажей. Генрих также отправлял его к иностранным дворам писать портреты возможных кандидатов на брак. Королевский патронат также требовал миниатюр, декоративных работ и ювелирных украшений.
В это время Гольбейн выполнил важную серию исторических портретов, в том числе портреты Роберта Чеземана (1533, Маурицхёйс, Гаага); Шарля де Солье, сира де Моретт (1534, Государственная гемальдегалерея, Дрезден); сэра Ричарда Саутвелла (1536, Уффици); Генриха VIII (1536, коллекция Тиссен-Борнемиса, Мадрид); Кристины Датской (1538, Национальная галерея, Лондон); Эдуарда, принца Уэльского (1539, Национальная галерея искусств, Вашингтон); Томаса Говарда, герцога Норфолка (1539–1540, Королевская коллекция, Великобритания); Генриха VIII (1540, Национальная галерея античного искусства, Рим); и Джона Чемберса (1542, Национальная галерея, Лондон). Больше английских портретов Гольбейна можно найти в Национальной портретной галерее в Лондоне.
«Послы»
В 1533 году французский посол в Англии заказал картину «Послы» (1533, Национальная галерея), двойной портрет себя и епископа Жоржа де Сельва. На переднем плане картины находится странный предмет, который невозможно определить, если смотреть на него прямо.
Только при определённом ракурсе изображение становится очевидным: это ухмыляющийся череп. Этот приём с изображением предметов в искажённом виде называется анаморфозой, от греческого слова, означающего «превращение». Леонардо да Винчи рекомендовал этот приём художникам, чтобы продемонстрировать мастерство владения перспективой.
Способность Гольбейна так точно передавать сходство с объектами натолкнула современного художника Дэвида Хокни на предположение, что, возможно, Гольбейн использовал вогнутое зеркало, чтобы спроецировать изображение своего объекта на поверхность рисунка, а затем прорисовал его. Однако искусствоведы не приняли этот тезис.
Портреты жён Генриха VIII
Гольбейн также закончил работу над написанной маслом картиной Анны Болейн, жены Генриха VIII. Считается, что этот портрет был уничтожен, когда её обезглавили. Он также написал третью жену короля, Джейн Сеймур (1537, Кунстхисторический музей, Вена) и Анну Клевскую (около 1539, Лувр, Париж).
К середине 1530-х годов Гольбейн был в расцвете сил, умея организовывать свои поверхности с несравненным мастерством. Заимствуя композиционные элементы из таких картин, как «Мона Лиза» (1503, Лувр), он также изучал работы художников Нидерландского Возрождения, таких как антверпенские мастера Ян Госсарт (около 1470–1533 годы) и Квентин Массис (около 1465–1530 годы), а также итальянских живописцев на службе у Генриха VIII, у которых Гольбейн учился декоративным приёмам для своих портретов в полный рост. Кроме того, он, очевидно, был знаком с работами школы Фонтенбло и чёрно-красными меловыми рисунками фламандского портретиста Жана Клуэ (около 1485–1540 годы).
Из-за утраты большинства его масштабных работ Гольбейн, как правило, рассматривается только как портретист — хотя и один из величайших художников всех времён. Его портретная живопись преуспела в освоении двух основных задач — рисовальной (как точно изобразить отдельные предметы) и композиционной (как организовать живописное пространство, используя линейную перспективу, сфумато и кьяроскуро). В поздних портретах они достигли некоего дзен-равновесия между реализмом и абстракцией, между готической традицией и новым гуманистическим искусством Ренессанса, между североевропейской любовью к пышным деталям и величием и достоинством итальянского Возрождения.
Гольбейн умер в Лондоне в 1543 году, в самом расцвете сил и славы, во время работы над очередным портретом Генриха VIII. Его сразила Великая лондонская чума, ему было всего 46 лет.
Ключевая фигура немецкого Возрождения
Наряду с художниками Северного Возрождения, такими как Лукас Кранах Старший (1472–1533), Альбрехт Дюрер (1471–1528) и Маттиас Грюневальд (около 1470–1528), Гольбейн в первой половине XVI века играл доминирующую роль в переходе немецкого искусства из Средневековья в эпоху Возрождения. Кроме того, он доминировал в портретной живописи Швейцарии и Англии в тот же период.
Конечно, никто из его современников и ближайших преемников не приблизился к глубине его характеристик и точности его техники. Действительно, Гольбейн оказал влияние на целые поколения портретистов более позднего времени, включая таких виртуозов, как Диего Веласкес (1599–1660), Рембрандт (1606–1669) и Ян Вермеер (1632–1675).
Картины Ганса Гольбейна можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира. Значительные коллекции его портретов находятся в Национальной галерее Лондона; Кунстмузее Базеля; и Британской королевской художественной коллекции в Виндзоре.
- Улицы Москвы, которые стоит посетить
- Российские и британские художники приняли участие в благотворительном аукционе Арт-проекта «Вместе» и фонда «Линия жизни»
- Новый год на ВИНЗАВОДе
- Выставка «Театр в главной роли»
- Благотворительный антикварный базар в галерее Rarita
- «Похвала глупости» Дезидерия Эразма, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?