Хуго ван дер Гус: фламандский художник алтаря Портинари читать ~6 мин.
Крупнейшая фигура во фламандской живописи, гентский художник Хуго ван дер Гус, был одним из самых знаменитых старых мастеров нидерландского искусства Возрождения и, как художник, считается вторым после более раннего Яна ван Эйка (1390-1441).
Ван дер Гус стал мастером гильдии живописцев в Генте в 1467 году. Прославившись в основном религиозным искусством, в частности алтарными картинами, он разработал новаторскую технику масляной живописи, которая повлияла на фламандских живописцев и других мастеров даже во Флоренции, включая Доменико Гирландайо (1449-1494). Кроме того, его сияющие цветовые схемы придавали его религиозным картинам сюрреалистическое сияние.
К сожалению, Ван дер Гус страдал психическим расстройством и умер в раннем возрасте 42 лет, предположительно, во время тяжёлой депрессии после попыток сравняться с мастерством знаменитых братьев Эйк Гентского алтаря.
Слава Ван дер Гуса связана прежде всего с одним произведением христианского искусства, а именно с его алтарём Портинари (ок. 1475, Уффици, Флоренция), оказавшим значительное влияние на итальянских живописцев XV века. Среди других заметных работ – «Поклонение волхвов» (1470, Старая галерея, Берлин) и «Мужской портрет» (1480, Галерея Уолтерс, Балтимор). Его лебединой песней перед миром стала картина «Смерть Богородицы» (1480, Музей Грёнинг, Брюгге).
Ранний творческий путь
Хуго ван дер Гус – наряду с Иеронимом Босхом (1450-1516), Рогиром ван дер Вейденом (1400-1464), Яном ван Эйком (1390-1441), Петрусом Кристом (1410-1475), Хансом Мемлингом (ок. 1433-94 гг.) и Герард Давид (ок. 1460-1523) – один из самых значительных художников Северного Возрождения, однако о его жизни известно очень мало.
Судя по записям, он родился в Генте около 1440 года. Поскольку его самая ранняя живопись датируется 1478 годом, а умер лишь несколько лет спустя, его творческая карьера длилась всего 14 лет. Несмотря на это, карьера ван дер Гуса была достаточно долгой, чтобы утвердить его в качестве одного из главных творческих новаторов Северного Возрождения.
На сегодняшний день существует 15 алтарных образов и картин, которые могут быть приписаны непосредственно его руке (ни одна из них не подписана; традиция подписывать художественные произведения стала общепринятой только с XVI века). Триптих «Голгофа» (ок. 1465, собор Святого Баво, Гент) – самая ранняя работа ван дер Гуса, которая долгое время приписывалась Юстусу Гентскому (Йосу ван Вассенхове). Однако большинство искусствоведов теперь сходятся во мнении, что это должна быть работа ван дер Гуса.
На центральной панели триптиха Христос пригвождён к кресту с двумя разбойниками по обе стороны. Их окружает группа фигур, а на заднем плане виден город Иерусалим. Два панно, расположенные по обе стороны от него, берут свой сюжет из книги Исход и отличаются ещё большей тонкостью. На левой панели Моисей опускает ветвь в горькие воды Мары, чтобы подсластить их для толпы, а на правой панели его посох превращён Богом в змею. Краски очень яркие, а тени переданы с помощью перекрёстной штриховки. Ван дер Гус использовал тонкое смешение тонов, а его офорт точен и мастерски выполнен.
Панно
В 1468 году ван дер Гус участвовал в создании декоративных работ для города Брюгге в честь бракосочетания Маргариты Йоркской и Карла Смелого. В дальнейшем он получил от города ещё несколько заказов, в том числе на изготовление процессионных знамён для других торжеств. Должно быть, его репутация на местном уровне уже укрепилась, так как в 1475 году его повысили до декана гильдии живописцев в Генте.
Ещё одна картина этого периода – «Распятие» (ок. 1470, Музей Коррер, Венеция), на которой изображён Христос на кресте, оплакиваемый ангелом и женской фигурой, вероятно, Марией. Эта картина демонстрирует большую психологическую проницательность, фигуры очень выразительны, эмоциональны и явно терзаются в муках. Ван дер Гусу удаётся связать фигуры и пейзаж в приятной манере. Его диптих «Снятие с креста» (ок. 1480, Государственный музей, Берлин) не менее силен.
Алтарь Портинари
Это самая известная работа ван дер Гуса. Она была заказана Томмазо Портинари, агентом банка Медичи в Брюгге, в 1468 году. Алтарный образ предназначался для его семейной капеллы в Италии, и он, несомненно, указал, что он должен быть создан во флорентийской манере.
Портинари необычен для фламандской живописи этого периода, его отличают размеры и исключительное качество. Алтарный образ выполнен в форме триптиха, центральным сюжетом которого является Рождество Христово. Когда он закрыт, на внешних створках изображено Благовещение в гризайли.
Когда картина попала в Италию, она имела иконографическое и техническое значение для итальянских художников, которые её рассматривали. В «Рождестве» ребёнок лежит на земле – типичная северная интерпретация, и после этого периода она стала популярной в Италии. Масляная живопись всё ещё оставалась преимущественно североевропейской, и превосходные детали вдохновили флорентийских художников на перенимание этого средства. В это время масляная живопись в Южной Европе была относительно редкой, так как темпера была более популярна. Яркость цвета, достижимая с помощью масла, должна была стать откровением.
Смерть Девы
В некоторой степени можно увидеть в картинах ван дер Гуса что-то от его окончательного ухода в безумие. Его фигуры очень эмоциональны, раздавлены муками своего положения и мира в целом. В его работах присутствует отдалённость, которая особенно заметна в его картине «Смерть Богородицы» (1480, Музей Грёнинг, Брюгге). Вероятно, это последняя картина, над которой он работал перед тем, как удалиться в монастырь под Брюсселем.
Богородица лежит на ложе, её лицо неземного пепельно-серый цвет. Ее руки соединены в молитве, пальцы костлявые. Ее глаза блестят, когда она в последний раз смотрит на небо. На картине изображена ускользающая жизнь, но смерть ещё не наступила. Богоматерь окружена апостолами, которые скорбят, заметно контрастируя с Девой, отрешённой и отстраненной.
В 1478 году ван дер Гус ушёл на полупенсию в монастырь под Брюсселем. С этого времени он страдал от частых приступов безумия, и хотя его продолжали навещать богатые меценаты, он не смог завершить ни одной известной нам картины.
В 1495 году немецкий врач Иероним Мюнцер сообщил, что один художник из Гента впал в меланхолию, пытаясь сравнять Гентский алтарь. Возможно, он имел в виду ван дер Гуса. Художник умер в 1482 году.
Картины Хуго ван дер Гуса можно увидеть в ряде лучших художественных музеев Европы и Америки.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?