Хуго ван дер Гус:
фламандский художник алтаря Портинари читать ~6 мин.
Крупнейшая фигура во фламандской живописи, гентский художник Хуго ван дер Гус был одним из самых знаменитых старых мастеров нидерландского искусства Возрождения. Как художник, он считается вторым по значимости после более раннего Яна ван Эйка (1390–1441).
Ван дер Гус стал мастером гильдии живописцев в Генте в 1467 году. Он прославился преимущественно религиозным искусством, в частности, алтарными картинами. Художник разработал новаторскую технику масляной живописи, которая оказала влияние на фламандских живописцев и других мастеров, в том числе во Флоренции, например, на Доменико Гирландайо (1449–1494). Кроме того, его сияющие цветовые решения придавали религиозным картинам сюрреалистическое сияние.
К сожалению, ван дер Гус страдал психическим расстройством. Он умер в возрасте 42 лет, предположительно, во время тяжёлой депрессии. Это могло произойти после попыток сравняться с мастерством знаменитых братьев ван Эйк, создавших Гентский алтарь.
Слава ван дер Гуса связана прежде всего с одним произведением христианского искусства — его алтарём Портинари (около 1475 года, Галерея Уффици, Флоренция). Эта работа оказала значительное влияние на итальянских живописцев XV века. Среди других заметных произведений — «Поклонение волхвов» (1470 год, Старая национальная галерея, Берлин) и «Мужской портрет» (1480 год, Галерея Уолтерс, Балтимор). Его последней значимой работой стала картина «Смерть Богородицы» (1480 год, Музей Грунинге, Брюгге).
Ранний творческий путь
Хуго ван дер Гус, наряду с Иеронимом Босхом (1450–1516), Рогиром ван дер Вейденом (1400–1464), Яном ван Эйком (1390–1441), Петрусом Кристусом (1410–1475), Хансом Мемлингом (около 1433–1494) и Герардом Давидом (около 1460–1523), является одним из самых значительных художников Северного Возрождения. Однако о его жизни известно очень мало.
Согласно записям, он родился в Генте около 1440 года. Его самая ранняя датированная живописная работа относится к 1478 году, а умер он всего несколько лет спустя. Таким образом, его активная творческая карьера продлилась лишь около 14 лет. Несмотря на это, ван дер Гус успел утвердиться как один из главных творческих новаторов Северного Возрождения.
На сегодняшний день известно 15 алтарных образов и картин, которые приписываются непосредственно его кисти. Ни одна из них не подписана, поскольку традиция подписывать художественные произведения стала общепринятой только с XVI века. Триптих «Голгофа» (около 1465 года, собор Святого Баво, Гент) — самая ранняя работа ван дер Гуса, которую долгое время приписывали Юстусу Гентскому (Йосу ван Вассенхове). Однако большинство искусствоведов теперь сходятся во мнении, что это произведение ван дер Гуса.
На центральной панели триптиха изображён Христос, пригвождённый к кресту, с двумя разбойниками по обе стороны. Их окружает группа фигур, а на заднем плане виден город Иерусалим. Два панно, расположенные по обе стороны от центральной части, основаны на сюжетах из книги Исход и отличаются ещё большей тонкостью исполнения. На левой панели Моисей опускает ветвь в горькие воды Мары, чтобы подсластить их для толпы. На правой панели его посох превращён Богом в змею. Краски очень яркие, а тени переданы с помощью перекрёстной штриховки. Ван дер Гус использовал тонкое смешение тонов, а его офорт точен и мастерски выполнен.
Панно
В 1468 году ван дер Гус участвовал в создании декоративных работ для города Брюгге в честь бракосочетания Маргариты Йоркской и Карла Смелого. Впоследствии он получил от города ещё несколько заказов, включая изготовление процессионных знамён для других торжеств. Его репутация к тому времени уже укрепилась на местном уровне, так как в 1475 году он был повышен до декана гильдии живописцев в Генте.
Ещё одна картина этого периода — «Распятие» (около 1470 года, Музей Коррер, Венеция). На ней изображён Христос на кресте, оплакиваемый ангелом и женской фигурой, вероятно, Марией. Эта картина демонстрирует большую психологическую проницательность: фигуры очень выразительны, эмоциональны и явно терзаются в муках. Ван дер Гусу удаётся гармонично связать фигуры и пейзаж. Его диптих «Снятие с креста» (около 1480 года, Государственный музей, Берлин) также обладает значительной выразительностью.
Алтарь Портинари
Это самая известная работа ван дер Гуса. Она была заказана Томмазо Портинари, агентом банка Медичи в Брюгге, в 1468 году. Алтарный образ предназначался для его семейной капеллы в Италии, и, несомненно, заказчик указал, что он должен быть создан во флорентийской манере.
«Алтарь Портинари» необычен для фламандской живописи того периода своими размерами и исключительным качеством. Алтарный образ выполнен в форме триптиха, центральным сюжетом которого является Рождество Христово. В закрытом виде на внешних створках изображено Благовещение, выполненное в технике гризайли.
Когда картина прибыла в Италию, она приобрела иконографическое и техническое значение для итальянских художников, которые её изучали. В сцене Рождества ребёнок лежит на земле — это типичная северная интерпретация, которая после появления этой работы стала популярной в Италии. Масляная живопись всё ещё оставалась преимущественно североевропейской техникой. Превосходная детализация вдохновила флорентийских художников на заимствование этого средства. В это время масляная живопись в Южной Европе была относительно редкой, так как темпера была более распространена. Яркость цвета, достижимая с помощью масла, должна была стать откровением для итальянских мастеров.
Смерть Девы
В некоторой степени в картинах ван дер Гуса можно увидеть отголоски его окончательного ухода в безумие. Его фигуры очень эмоциональны, они словно раздавлены муками своего положения и мира в целом. В его работах присутствует отстранённость, которая особенно заметна в картине «Смерть Богородицы» (1480 год, Музей Грунинге, Брюгге). Вероятно, это последняя картина, над которой он работал перед тем, как удалиться в монастырь под Брюсселем.
Богородица лежит на ложе, её лицо имеет неземной пепельно-серый цвет. Её руки соединены в молитве, пальцы костлявые. Её глаза блестят, когда она в последний раз смотрит на небо. На картине изображена ускользающая жизнь, но смерть ещё не наступила. Богоматерь окружена апостолами, которые скорбят, что заметно контрастирует с Девой, выглядящей отрешённой и отстранённой.
В 1478 году ван дер Гус ушёл на полупенсию в монастырь под Брюсселем. С этого времени он страдал от частых приступов безумия. Хотя его продолжали навещать богатые меценаты, он не смог завершить ни одной известной нам картины.
В 1495 году немецкий врач Иероним Мюнцер сообщил, что некий художник из Гента впал в меланхолию, пытаясь сравняться с Гентским алтарём. Возможно, он имел в виду ван дер Гуса. Художник умер в 1482 году.
Картины Хуго ван дер Гуса представлены в ряде лучших художественных музеев Европы и Америки.
- Талант, любознательность и вдохновенный каторжный труд
- «Свет в августе» Уильяма Фолкнера, краткое содержание
- «О христианской доктрине» Аврелия Августина, краткое содержание
- «Семь гитар» Августа Уилсона, краткое содержание
- «О граде Божьем против язычников» Аврелия Августина, краткое содержание
- Незабываемое путешествие в Доминикану
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?