Жан Фуке:
Французский художник, известный Меленским диптихом читать ~10 мин.
Лучший французский художник XV века, чьи работы являются связующим звеном между французской интернациональной готикой и итальянским Ранним Возрождением, Фуке известен своим портретным искусством, примером которого являются Портрет Карла VII Французского (ок. 1445-50, Лувр) и Портрет папы Евгения IV (ныне утрачены); Часослов для Этьена Шевалье (1450-60, Музей Конде, Шантийи); и алтарный образ, известный как Меленский диптих (ок. 1452, Музей Конинклик, Антверпен и Гемальдегалерия, Берлин); а также ряд миниатюр, панно и иллюминированных рукописей, включая Статуты ордена Сен-Мишель (1470, Национальная библиотека, Париж) и Античные иудейские книги (единственная работа, носящая имя Фуке).
О жизни Фуке можно судить лишь по отрывочным сведениям, которые порой трудно интерпретировать, а хронология его карьеры во многом не подтверждена документально и поэтому неясна. Однако мы знаем, что, несмотря на итальянский опыт, его творчество в основном опирается на традиции французской готики, а не на новые идиомы флорентийского Ренессанса. Активный в основном в своём родном Туре, Фуке работал в основном для королей и знати французского двора: он был официальным художником Карла VII и Людовика XI. Современник великого провансальского художника Энгеррана де Шарантона (Квартона) (ок. 1410-1466), Фуке был известен в течение 100 лет, не в последнюю очередь как один из лучших миниатюристов Франции, о котором затем забыли вплоть до XIX века.
Ранний период и основные картины
Сообщается, что Фуке был сыном священника, а сам он якобы принял священный сан; но это не подтверждено. Известно, что ещё в юности он совершил путешествие в Италию – между 1444 и 1446 годами он написал в Риме портрет папы Евгения IV, который вызвал восхищение итальянцев. Нет уверенности в том, что, как предполагалось ранее, к 1448 году он вернулся в Тур.
В 1461 году ему было поручено написать моргильное чучело Карла VII и подготовить торжественный въезд Людовика XI в Тур. В завещании епископа Жана Бернара (1463) было указано, что Фуке должен получить заказ на создание алтарного образа Успения для церкви Кандеса (Индр-и-Луара). В 1470 году Фуке получил оплату за картины для недавно созданного ордена Святого Михаила, а в 1472 и 1474 годах – за два молитвенника для Марии де Клёв и Филиппа де Коммина.
В 1474 году он подарил Людовику XI модель его будущей гробницы, а в 1475 году получил титул королевского живописца. В 1476 году он участвовал в оформлении въезда короля Португалии Альфонса V в Тур. Он упоминается как ещё живой в 1477 году и как умерший в 1481 году. Мы знаем, что у него было два сына, Луи и Франсуа, которые, как и он, были художниками.
Неизвестно, где и как Фуке обучался; возможно, в студии мастера Бедфорда в Париже или в Бурже в традициях братьев Лимбургов; в любом случае это происходило в атмосфере, которая всё ещё была готической по духу. Он был первым художником, который принёс искусство Ренессанса во Францию. Все попытки идентифицировать его ранние работы не увенчались успехом. Он внезапно появляется как известный живописец благодаря портрету папы Евгения IV и двух его родственников, написанному в Риме (известен по гравюре, на которой изображён один папа).
Важность этого заказа, выполненного иностранным художником, позволяет предположить, что Фуке уже имел официальное назначение на должность живописца. Поэтому кажется разумным отнести портрет Карла VII, короля Франции (ок. 1443-5, Лувр), к периоду до его путешествия в Италию; его архаичное расположение в небольшом пространстве и стиль, не обнаруживающий признаков итальянского влияния, позволяют предположить, что это ранний период.
Эти первые две работы показывают, что Фуке был в курсе художественных событий, происходивших в эпоху нидерландского Возрождения: он знал о современных нидерландских портретах таких авторов, как Ян ван Эйк (ок. 1385-1441 гг.), Роберта Кампена – мастера из Флемалле (1375-1444), Петруса Кристуса (ок. 1410-75) и других; он использовал их трехчетвертную подачу и подражал их аналитическому реализму. Но наряду с живой и чуткой интерпретацией портрета, в нём уже присутствовала забота об округлых объёмах и монументальной власти, которая была характерна для него на протяжении всей его карьеры и которую, как предполагают, он приобрёл благодаря контакту с великой французской традицией готической скульптуры, в частности, статуи.
По возвращении из Италии Фуке поселился в Туре, где ему предстояло работать на город, двор и королевских чиновников. Его первым крупным покровителем стал Этьен Шевалье, королевский секретарь и лорд-казначей, для которого он создал Часослов (Les Heures d’Etienne Chevalier, 1450-60), шедевр книжной иллюстрации, в рисунках которого поразительным образом проявилось влияние опыта, полученного в Италии.
В настоящее время книга разобрана на части, осталось 47 отдельных страниц (40 из них в музее Конде в Шантийи и две в Лувре); половина из них оригинально расположена на двух уровнях, нижний из которых служит анекдотическим или декоративным дополнением к основному рассказу.
Идеи итальянского Возрождения
Из Италии Фуке привёз не только новые орнаментальные мотивы, разрабатываемые художниками Раннего Возрождения, но прежде всего необычную для Франции страсть к трёхмерному пространству и к игре объёмов в этом пространстве. Он демонстрирует глубокое понимание флорентийского искусства того времени – Томмазо Мазаччо (1401-1428), Доменико Венециано (1400-1461) и Фра Анджелико (ок. 1400-55), образцы работ которых можно было увидеть в Риме, но которые он наверняка изучал в самой Флоренции. Эти занятия отвечали вкусу Фуке: в Италии он изучил линейную перспективу, которую, однако, не стал применять с научной точки зрения. Эти интеллектуальные открытия не противоречили его любви к реальности: в качестве фона для своих картин он выбирал места в Туре или здания в Париже, старался точно изобразить повседневную жизнь, интимную атмосферу интерьеров и воздушные виды пейзажей. Эти качества должны были стать ещё более яркими по мере того, как стирались воспоминания об итальянском визите.
Часослов Этьена Шевалье (Les Heures d’Etienne Chevalier), должно быть, был очень хорошо известен, потому что его композиции копировались во многих часовых книгах из студии Фуке (Нью-Йорк, Библиотека Пирпойнт Морган) или художников, находившихся под его влиянием, таких как Жан Коломб (Часослове Луи де Лаваля, Национальная библиотека, Париж).
Алтарные образы
К этому же периоду относится Меленский диптих (ок. 1452 г., разделён между Конинклийским музеем, Антверпен, и Старой галереей, Берлин) – вотивный диптих, заказанный тем же Этьеном Шевалье для церкви на его родине. Фигура Богородицы на панели в Конинклийском музее, как сообщается, является портретом Агнес Сорель (ум. 1450), любовницы Карла VII, которую Шевалье (также изображённый на диптихе) также любил. Рама диптиха была украшена медальонами из позолоченной эмали: Портрет художника (Лувр), первый известный автопортрет французского художника и первый пример во Франции новой итальянской техники, вероятно, был одним из них.
Пьета де Нуан (церковь Нуан, Индр-и-Луар), большой алтарный образ, возможно, написанный с помощью его мастерской, вероятно, относится к тому же периоду; дата не подтверждена, но гладкий, скульптурный аспект объёмов относит Пьету к тому же периоду, что и диптих. Портрет Гийома Жувенеля де Урсина, канцлера Франции (Лувр), одновременно тонко смоделированный портрет и, на фоне золочёного герба, символическое чучело социального успеха, был, вероятно, написан около 1460 года, учитывая его менее нарочито скульптурный стиль, а также возраст и стиль одежды модели.
Книжная живопись
Остальные работы Фуке состоят в основном из Средневековой иллюминации рукописей, в которой ему иногда помогала его мастерская. Des Cas des Nobles Hommes et Femmes Malheureuses Боккаччо (Мюнхенская библиотека), переписанный в 1458 году и написанный для Лорана Жирара, генерального контролёра финансов, был выполнен при участии его мастерской, за исключением большого фронтисписа с изображением судебной скамьи в Вандоме в 1458 году, который является одним из шедевров вёрстки Фуке. На «Больших хрониках Франции» (Национальная библиотека, Париж) не указана дата и нет посвящения; возможно, она была сделана для Карла VII в 1458 году. По стилю иллюстраций это произведение близко к Боккаччо, то есть около 1460 года. Небольшие исторические картины, часто состоящие из двух сопоставленных эпизодов, отличаются менее тонкой атмосферой, чем картины из «Жизни Этьена Шевалье», но в них утверждается чувство истории, предвещающее великие произведения конца карьеры Фуке. Около 1470 года Фуке написал для Людовика XI фронтиспис Статута ордена Сен-Мишель (Национальная библиотека, Париж), шедевр изысканности в использовании цвета, служащего глубокому чувству официального величия. Подробнее о книжной живописи Фуке см: Международные готические иллюминации.
В последние годы жизни, между 1470 и 1475 годами, Фуке иллюстрировал четыре страницы «Древней истории», для неизвестного заказчика (Лувр), и «Иудейских древностей» (Национальная библиотека, Париж), рукописи герцога де Берри, которая осталась незавершённой и которую Фуке закончил для Жака д’ Арманьяка до 1475 года.
Миниатюры
Фуке приписывают множество миниатюр и панно. Некоторые из них, менее качественные или выполненные в другом духе, скорее всего, являются работой его мастерской или неизвестных художников, которые обучались у него, или, возможно, его сыновей (Национальная библиотека, Париж, и Библиотека Мазарин; Библиотека Пьерпонта Моргана, Нью-Йорк; Художественная галерея Шеффилда; Гаагская библиотека). Однако, кроме этого непосредственного влияния, которое проявляется в округлости объёма, золотых штриховках, выборе декора, расположении на странице в два ряда или заимствованиях из его композиций, у Фуке не было настоящих учеников или последователей: было ещё слишком рано, чтобы урок Ренессанса, который он первым принёс во Францию, был усвоен. Его преемники, Жан Бурдишон и Жан Коломб, далёкие от понимания широкого ритма композиций, в которых человек и природа уравновешены, взяли из его искусства лишь образ без содержания, и Фуке остался единственным классическим художником XV века к северу от Альп.
Картины и иллюминированные манускрипты Жана Фуке можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
Французское искусство в эпоху интернациональной готики (ок. 1375-1450)
Французская живопись в эпоху интернациональной готики достигла своего расцвета благодаря французским книжным иллюминаторам, работавшим при дворах Парижа и Буржа, многие из которых были фламандского или голландского происхождения. Кроме Жана Фуке, выдающимися представителями этой формы миниатюрной живописи были новатор Жан Пюсель (ок. 1290-1334), Жакмар де Эсден (ок. 1355-1414), мастер Бусико, братья Лимбуры (ок. 1390-1416), а позднее Жан Бурдишон (ок. 1457-1521).
Среди ведущих живописцев во Франции – фламандец Мельхиор Брудерлам (ок. 1350-1411), официальный художник Филиппа Смелого, создавший Дижонский алтарь (1390-е годы, Музей изящных искусств, Дижон). Религиозное искусство по-прежнему оставалось доминирующим жанром – алтарные картины для церкви (диптихи, триптихи, полиптихи) и небольшие домашние алтарные панели для домашнего использования. Среди популярных сюжетов таких набожных картин были радикальные изображения страстей и мученичества Иисуса, святых и апостолов.
Французские скульпторы были менее заняты архитектурной скульптурой, чем в романский и готический периоды. Однако работы небольшого масштаба пользовались большим спросом. Главным скульптором французского короля Карла V во второй половине XIV века был Андре Бонев (ок. 1335-1400). Его современником был Клаус Слютер (ок. 1340-1406), работавший на брата Карла V – Филиппа Смелого, герцога Бургундского. За ними последовал мастер XV века Мишель Коломб (ок. 1430-1512), брат Жана Коломба (ок. 1435-95), который закончил шедевр братьев Лимбургов, Les Великолепный часослов герцога Беррийского (начат в 1413 году).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?