Жан Фуке:
Французский художник, известный Меленским диптихом читать ~10 мин.
Ведущий французский художник XV века, чьё творчество служит связующим звеном между французской интернациональной готикой и итальянским Ранним Возрождением, Фуке известен своим портретным искусством. Среди его работ — «Портрет Карла VII Французского» (ок. 1445–1450, Лувр) и «Портрет папы Евгения IV» (ныне утрачен), «Часослов Этьена Шевалье» (1450–1460, Музей Конде, Шантийи) и алтарный образ, известный как «Меленский диптих» (ок. 1452, Королевский музей изящных искусств, Антверпен, и Берлинская картинная галерея). Ему также принадлежит ряд миниатюр, станковых картин и иллюминированных рукописей, включая «Статуты ордена Сен-Мишель» (1470, Национальная библиотека, Париж) и «Иудейские древности» — единственную работу, носящую имя Фуке.
Сведения о жизни Фуке отрывочны и порой сложны для интерпретации. Хронология его творчества в значительной степени не подтверждена документально и остаётся неясной. Однако известно, что, несмотря на итальянский опыт, его искусство опиралось преимущественно на традиции французской готики, а не на новые художественные принципы флорентийского Ренессанса. Фуке работал в основном в родном Туре для королей и знати французского двора, будучи официальным художником Карла VII и Людовика XI. Современник великого провансальского мастера Энгеррана де Шарантона (Квартона) (ок. 1410–1466), Фуке оставался известным на протяжении столетия, в первую очередь как один из лучших миниатюристов Франции, но затем его имя было забыто до XIX века.
Ранний период творчества
Предполагается, что Фуке был сыном священника и сам принял сан, но эти сведения не подтверждены. Известно, что в юности, между 1444 и 1446 годами, он совершил поездку в Италию. В Риме он написал портрет папы Евгения IV, вызвавший восхищение современников. Нет точной уверенности, что он вернулся в Тур к 1448 году, как предполагалось ранее.
Документально подтверждённые факты его биографии относятся к более позднему времени. В 1461 году ему было поручено создать погребальное изображение Карла VII и оформить торжественный въезд Людовика XI в Тур. В завещании епископа Жана Бернара (1463) указывалось, что Фуке должен получить заказ на алтарный образ «Успение» для церкви в Канде. В 1470 году художник получил плату за картины для недавно созданного ордена Святого Михаила, а в 1472 и 1474 годах — за два молитвенника для Марии Клевской и Филиппа де Коммина.
В 1474 году он представил Людовику XI модель его будущей гробницы, а в 1475 году получил титул королевского живописца. В 1476 году он участвовал в оформлении въезда португальского короля Альфонса V в Тур. Последнее упоминание о нём как о живом относится к 1477 году; в 1481 году он уже числился умершим. Известно, что у него было два сына, Луи и Франсуа, которые также стали художниками.
Где и как Фуке обучался, неизвестно. Возможно, это была мастерская мастера Бедфорда в Париже или обучение в Бурже в традициях братьев Лимбургов; в любом случае, его становление проходило в атмосфере, всё ещё проникнутой духом готики. Он стал первым художником, принёсшим искусство Ренессанса во Францию. Попытки идентифицировать его ранние работы не увенчались успехом. Фуке внезапно предстаёт как признанный мастер благодаря портрету папы Евгения IV и двух его племянников, написанному в Риме (известен по гравюре, на которой изображён только папа).
Важность этого заказа, выполненного иностранным художником, позволяет предположить, что Фуке уже имел официальный статус придворного живописца. Поэтому разумно отнести портрет Карла VII, короля Франции (ок. 1443–1445, Лувр), к периоду до его поездки в Италию. Его архаичная композиция и стиль, лишённый итальянского влияния, указывают на ранний период творчества.
Эти первые две работы показывают, что Фуке был знаком с достижениями нидерландского Возрождения. Он знал современные ему портреты таких мастеров, как Ян ван Эйк (ок. 1385–1441), Робер Кампен (мастер из Флемаля) (1375–1444) и Петрус Кристус (ок. 1410–1475). Фуке заимствовал у них трёхчетвертной разворот фигуры и подражал их аналитическому реализму. Наряду с живой и чуткой трактовкой портрета, в его работах уже проявилось стремление к созданию округлых объёмов и монументальности, характерное для всего его творчества. Предполагается, что эти черты он перенял благодаря знакомству с великими традициями французской готической скульптуры, в частности, со статуарной пластикой.
По возвращении из Италии Фуке поселился в Туре, где работал на город, двор и королевских чиновников. Его первым крупным покровителем стал Этьен Шевалье, королевский секретарь и казначей. Для него художник создал «Часослов Этьена Шевалье» (Les Heures d’Etienne Chevalier, 1450–1460) — шедевр книжной иллюстрации, в миниатюрах которого ярко проявилось влияние итальянского путешествия.
В настоящее время книга разобрана, сохранилось 47 отдельных листов (40 из них находятся в музее Конде в Шантийи, два — в Лувре). Половина миниатюр имеет оригинальную двухуровневую композицию, где нижняя часть служит повествовательным или декоративным дополнением к основному сюжету.
Идеи итальянского Возрождения
Из Италии Фуке привёз не только новые орнаментальные мотивы, разработанные художниками Раннего Возрождения, но и новое для Франции понимание трёхмерного пространства и игры объёмов в нём. Он демонстрирует глубокое знание флорентийского искусства того времени — творчества Томмазо Мазаччо (1401–1428), Доменико Венециано (1400–1461) и Фра Анджелико (ок. 1400–1455), работы которых он мог видеть в Риме, а возможно, и во Флоренции. В Италии он изучил линейную перспективу, хотя и не применял её со строго научной точностью. Эти интеллектуальные открытия не противоречили его реалистическим устремлениям: в качестве фона для своих картин он выбирал виды Тура или парижские здания, стремился к точности в изображении бытовых сцен, уюта интерьеров и воздушной перспективы пейзажей. Эти качества становились всё более выраженными по мере того, как воспоминания об Италии стирались.
«Часослов Этьена Шевалье», должно быть, был широко известен, поскольку его композиции копировались во многих часословах, созданных в мастерской Фуке (Нью-Йорк, Библиотека Пирпойнта Моргана) или художниками, находившимися под его влиянием, такими как Жан Коломб («Часослов Луи де Лаваля», Национальная библиотека, Париж).
Алтарные образы
К этому же периоду относится «Меленский диптих» (ок. 1452, разделён между Королевским музеем изящных искусств, Антверпен, и Берлинской картинной галереей) — вотивный диптих, заказанный тем же Этьеном Шевалье для церкви в его родном городе. Предполагается, что моделью для Богоматери на антверпенской створке послужила Агнесса Сорель (ум. 1450), возлюбленная Карла VII. Рама диптиха была украшена медальонами из позолоченной эмали; «Автопортрет» (Лувр) — первый известный автопортрет французского художника и первый во Франции пример этой новой итальянской техники — вероятно, был одним из них.
«Пьета из Нуана» (церковь в Нуане, Эндр и Луара), большой алтарный образ, возможно, написанный с участием мастерской, вероятно, датируется тем же временем. Дата не подтверждена, но пластичная, скульптурная трактовка объёмов относит «Пьету» к тому же периоду, что и диптих. «Портрет Гийома Жувенеля дез Юрсена, канцлера Франции» (Лувр), вероятно, был написан около 1460 года. Это одновременно тонко смоделированный портрет и, на фоне золочёного герба, символическое воплощение социального успеха. На более позднюю дату указывают менее подчёркнуто скульптурный стиль, а также возраст и одежда модели.
Книжная живопись
Остальные работы Фуке состоят в основном из иллюминированных рукописей, в создании которых ему иногда помогала мастерская. Манускрипт «О несчастьях знаменитых людей» Боккаччо (Des Cas des Nobles Hommes et Femmes Malheureuses, Государственная библиотека, Мюнхен), переписанный в 1458 году для Лорана Жирара, генерального контролёра финансов, был выполнен с участием мастерской. Исключением является большой фронтиспис со сценой суда в Вандоме 1458 года, который считается одним из шедевров композиции Фуке. «Большие хроники Франции» (Национальная библиотека, Париж) не датированы и не имеют посвящения; возможно, они были созданы для Карла VII в 1458 году. По стилю иллюстраций это произведение близко к Боккаччо, то есть датируется примерно 1460 годом. Небольшие исторические сцены, часто состоящие из двух сопоставленных эпизодов, отличаются менее утончённой атмосферой, чем миниатюры из «Часослова Этьена Шевалье», но в них утверждается чувство истории, предвещающее великие произведения позднего периода творчества Фуке.
Около 1470 года Фуке написал для Людовика XI фронтиспис к «Статутам ордена Сен-Мишель» (Национальная библиотека, Париж) — шедевр изысканности в использовании цвета, служащего глубокому чувству официального величия. Подробнее о книжной живописи Фуке см. в статье «Интернациональная готическая иллюминация».
В последние годы жизни, между 1470 и 1475 годами, Фуке иллюстрировал четыре листа «Древней истории» для неизвестного заказчика (Лувр) и «Иудейские древности» (Национальная библиотека, Париж) — рукопись герцога Беррийского, оставшуюся незавершённой, которую Фуке закончил для Жака д’Арманьяка до 1475 года.
Наследие и влияние
Фуке приписывают множество миниатюр и станковых картин. Некоторые из них, менее качественные или выполненные в ином духе, скорее всего, являются работами его мастерской, неизвестных художников, обучавшихся у него, или, возможно, его сыновей (Национальная библиотека, Париж, и Библиотека Мазарини; Библиотека Пирпойнта Моргана, Нью-Йорк; Художественная галерея Шеффилда; Королевская библиотека, Гаага). Однако, кроме этого непосредственного влияния, которое проявляется в округлости объёмов, золотых штриховках, выборе декора, расположении миниатюр на странице или заимствовании композиций, у Фуке не было настоящих учеников и последователей. Было ещё слишком рано, чтобы урок Ренессанса, который он первым принёс во Францию, был усвоен. Его преемники, Жан Бурдишон и Жан Коломб, далёкие от понимания широкого ритма композиций, в которых человек и природа уравновешены, заимствовали из его искусства лишь форму без содержания. Фуке остался единственным классическим художником XV века к северу от Альп.
Картины и иллюминированные рукописи Жана Фуке можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
Французское искусство в эпоху интернациональной готики (ок. 1375–1450)
Французская живопись в эпоху интернациональной готики достигла расцвета в творчестве французских книжных иллюминаторов, работавших при дворах Парижа и Буржа, многие из которых были фламандского или голландского происхождения. Кроме Жана Фуке, выдающимися представителями этой формы миниатюрной живописи были новатор Жан Пюсель (ок. 1290–1334), Жакмар де Эсден (ок. 1355–1414), мастер Бусико, братья Лимбурги (ок. 1390–1416), а позднее Жан Бурдишон (ок. 1457–1521).
Среди ведущих живописцев во Франции был фламандец Мельхиор Брудерлам (ок. 1350–1411), официальный художник Филиппа Смелого, создавший «Дижонский алтарь» (1390-е годы, Музей изящных искусств, Дижон). Религиозное искусство по-прежнему оставалось доминирующим жанром. Это были алтарные obrazy для церквей (диптихи, триптихи, полиптихи) и небольшие домашние алтари. Среди популярных сюжетов таких произведений были натуралистичные изображения страстей и мученичества Иисуса, святых и апостолов.
Французские скульпторы были меньше заняты архитектурной скульптурой, чем в романский и готический периоды. Однако работы малых форм пользовались большим спросом. Главным скульптором французского короля Карла V во второй половине XIV века был Андре Боневё (ок. 1335–1400). Его современником был Клаус Слютер (ок. 1340–1406), работавший на брата Карла V — Филиппа Смелого, герцога Бургундского. За ними последовал мастер XV века Мишель Коломб (ок. 1430–1512), брат Жана Коломба (ок. 1435–1495), который завершил шедевр братьев Лимбургов — «Великолепный часослов герцога Беррийского» (начат в 1413 году).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?