Жан Пюсель: французский художник-миниатюрист, иллюминатор рукописей читать ~5 мин.
Жан Пюсель был одним из самых влиятельных книжных художников готического стиля и лучших миниатюристов в Париже начала XIV века. О его карьере известно немного, кроме того, что он создал процветающую и очень уважаемую мастерскую, чьи работы стоили дорого и доминировали на рынке иллюминированных рукописей, религиозного искусства и миниатюр. Любимец французского двора и французской знати, его живопись отличалась прогрессивным реалистическим стилем от традиционных «плоских» иконописцев того времени и предполагает, что он был хорошо знаком с современными разработками флорентийского Проторенессанса (ок. 1300 и далее), а также более консервативной Сиенской школы живописи и нидерландской практикой. Таким образом, его стиль христианского искусства можно рассматривать как мост между готическим идиомом и новым интернациональным готическим стилем.
Будучи одним из величайших средневековых художников своего времени и создателем некоторых из лучших готических иллюминированных рукописей, Пюсель не имел настоящего преемника до появления братьев Лимбург – создателей сложной иллюминации, известной как «Великолепный часослов герцога Беррийского» (ок. 1413).
Термин «иллюминирование» обычно относится к ручной росписи рукописей – как правило, библейских – обычно украшенных различными мотивами, историзированными капителями, иллюстрированными бордюрами и яркими цветами. К известным произведениям в истории иллюминированных рукописей относятся Книга Дарроу (650-680), Линдифарнское Евангелие (ок. 700 г.), Эхтернахские Евангелия (ок. 690-715), Личфилдские Евангелия (ок. 730) и Книга Келлс (ок. 800). Подробнее о том, как создавались эти книги, см: Изготовление иллюминированных рукописей.
Иллюминации
Жан Пюсель связан с тремя произведениями книжной иллюстрации, из которых два были совместными: Бельвильский бревиарий и Библия Робера де Биллинга (Национальная библиотека, Париж); третий, Часы Жанны д’Эврё (1328, Клойстеры, Музей Метрополитен), был заказан примерно между 1325 и 1328 годами Карлом IV для своей жены Жанны д’Эврё (Часы Жанны д’Эврё, Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Однако продукция мастерской Пюселя была гораздо больше, чем считалось ранее: она состояла в основном из книг, заказанных богатыми покровителями: Бревиарий Бланш Французской, Часослов Жанны Савойской, Псалтырь королевы Бонн Люксембургской, Часослов Жанны II Наваррской и Часослов Иоланды Фландрской.
Интересно отметить сходство стиля между картиной Пюселя и полупрозрачными эмалями, украшающими основание знаменитой позолоченной серебряной Девы, известной как Вьерж де Жанна д’Эврё (1339, Лувр). Бревиарий де Бельвиль и Часы Жанны д’Эврё являются наиболее характерными работами Пюселя и показывают, что он был одним из выдающихся мастеров своего времени.
Стиль живописи
Наиболее яркими элементами стиля французской живописи Пюселя являются сила его воображения и свобода его выдумки как в миниатюрах, так и в маргинальных украшениях. Он наполняет их гротескными фигурами, полными буйства и юмора, что свидетельствует о его знакомстве с рукописями XIII века в Северной Франции и Фландрии. Прежде всего, он демонстрирует понимание работ других старых мастеров, включая мастера Оноре и его школу; его забота о деталях, тонкость замысла, тщательное изучение анатомии и психологии – все это свидетельствует о сильном парижском влиянии. Более того, техника Пуселле превосходила технику его предшественников. В «Жизни Жанны д’Эврё» он использовал чёрный контур, тёмную растушёвку и светло-красные линии, затенённые красным мелом и яркими красками.
Итальянское влияние
Однако самым важным его открытием стала тонировка гризайлью, обогащённая цветом, которая благодаря сероватому монохромному эффекту позволила ему добиться общего декоративного единства на странице и придать живую пластичность фигурам. Возможно, эта техника чем-то обязана современным витражам, или же Пюсель знал об открытиях Джотто (1267-1337). Как бы то ни было, итальянское влияние очевидно как в его иконографии, так и в его стиле: например, повторяются некоторые архитектурные детали и сооружения. Некоторые сцены даже кажутся взятыми из Маэстинского алтаря (1311, Сиенский собор) Дуччо ди Буонинсенья (1255-1319) и перенесёнными в идиому французской готики. Эти новые методы создания иллюзий в живописи с помощью перспективы и кьяроскуро вызывали у Пюселя большое восхищение. Он попытался поместить свои фигуры, иногда довольно неуклюже и неуверенно, в трёхмерную обстановку, напоминающую интерьеры кукольных домиков, и преувеличить их ракурс.
Такие новые техники были бы невозможны без некоторого знания раннего итальянского искусства эпохи Возрождения, и Пюсель, возможно, в какой-то момент посетил Италию. Но постепенно эти итальянские черты становились все менее очевидными. Рукописи Пюселя и его школы показывают, что мастер и его наиболее одарённые ученики ассимилировали ещё более ранние стилистические элементы, чтобы прийти к рациональному, аналитическому, элегантному и декоративному синтезу, который является полностью парижским в своей повествовательной изобретательности и натуралистических очертаниях, и который глубоко проникает в человеческий опыт.
Иллюминации Жана Пюселя встречаются редко, но их можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях Европы и Америки.
Другими важными художниками, связанными с позднеготическим стилем, были: Уголино ди Нерио (активен 1317-27), Симоне Мартини (1285-1344) Джентиле да Фабриано (1370-1427), Лоренцо Монако (1370-1425), Лоренцо Гиберти (1378-1455), Роберт Кампин (1378-1444); Мельхиор Бродерлам (ок. 1350-1411), Мазолино (1383-1440), Жакмар де Эсден (фл. 1384-1409), Сассетта (Стефано ди Джованни) (ок. 1395-1450 гг.), Пизанелло (1394-1455), Стефан Лохнер (1400-1451) и Жан Фуке (1425-1480) – см. его выдающийся Мелунский диптих, представляющий собой смесь французской и итальянской живописи.
Возрождение искусства в Европе
О том, как возрождалось европейское изобразительное искусство после Тёмных веков, при Карле Великом, Оттоне Великом, Людовике Благочестивом и Карле Лысом, см: Каролингское искусство (750-900); Оттоновское искусство (900-1050); и Романское искусство (1000-1200).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?