Жан Пюсель:
французский художник-миниатюрист, иллюминатор рукописей читать ~4 мин.
Жан Пюсель (фр. Jean Pucelle) был одним из самых влиятельных художников готического стиля и ведущих миниатюристов в Париже начала XIV века. О его жизни известно немного, однако он возглавлял процветающую и уважаемую мастерскую. Его работы высоко ценились и занимали доминирующее положение на рынке иллюминированных рукописей и миниатюр.
Будучи фаворитом французского двора, Пюсель отошёл от традиционной, уплощённой манеры изображения. Его живопись отличалась прогрессивным для того времени реализмом. Предполагается, что художник был знаком с достижениями флорентийского Проторенессанса, консервативной сиенской школы и нидерландскими художественными практиками. Творчество Пюселя стало связующим звеном между готикой и новым интернациональным готическим стилем.
Пюсель, один из величайших средневековых художников и автор лучших готических иллюминированных рукописей, долгое время не имел достойных преемников. Таковыми стали братья Лимбург, создавшие в начале XV века знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (ок. 1413).
Термин «иллюминирование» относится к ручной росписи рукописей, как правило, библейских. Их украшали различными мотивами, инициалами с сюжетными сценами, орнаментированными бордюрами и яркими красками. К известным иллюминированным рукописям относятся Книга Дарроу (650–680), Линдифарнское Евангелие (ок. 700), Эхтернахские Евангелия (ок. 690–715), Личфилдские Евангелия (ок. 730) и Книга Келлс (ок. 800). Подробнее о процессе создания таких книг см. в статье: Изготовление иллюминированных рукописей.
Рукописи мастерской Пюселя
С именем Жана Пюселя достоверно связывают три иллюминированные рукописи. Две из них — «Бельвильский бревиарий» и «Библия Робера де Биллинга» (Национальная библиотека Франции, Париж) — являются плодом совместной работы. Третья — «Часослов Жанны д’Эврё» (ок. 1324–1328, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) — была заказана королём Карлом IV для его супруги Жанны д’Эврё.
Продукция мастерской Пюселя была значительно шире. Она включала множество книг, созданных по заказам состоятельных покровителей: «Бревиарий Бланш Французской», «Часослов Жанны Савойской», «Псалтырь Бонны Люксембургской», «Часослов Жанны II Наваррской» и «Часослов Иоланды Фландрской».
Стилистическое сходство прослеживается между миниатюрами Пюселя и полупрозрачными эмалями, украшающими основание знаменитой позолоченной серебряной статуэтки «Мадонна Жанны д’Эврё» (1339, Лувр). «Бельвильский бревиарий» и «Часослов Жанны д’Эврё» — наиболее характерные работы мастера, демонстрирующие его выдающееся искусство.
Художественный стиль
Стиль французской живописи Пюселя отличают богатое воображение и свобода вымысла, проявленные как в основных миниатюрах, так и в рисунках на полях — маргиналиях. Он населял их гротескными фигурами, полными движения и юмора, что указывает на знакомство с рукописями XIII века из Северной Франции и Фландрии.
Внимание к деталям, тонкость замысла и интерес к анатомии свидетельствуют о влиянии парижской школы, в частности мастера Оноре. Техника Пюселя превосходила работы его предшественников. Например, в «Часослове Жанны д’Эврё» он применял чёрный контур, тёмную растушёвку и светло-красные линии, дополненные яркими красками.
Итальянское влияние и новаторство
Важнейшим нововведением Пюселя стало использование техники гризайли, дополненной цветом. Монохромные сероватые тона позволяли достичь декоративного единства страницы и придавали фигурам живую пластичность. Возможно, на эту технику повлияли современные ей витражи или открытия Джотто (1267–1337).
Итальянское влияние заметно в иконографии и стиле Пюселя. Он заимствовал архитектурные мотивы, а некоторые сцены, вероятно, были вдохновлены алтарным образом «Маэста» (1308–1311) кисти Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255–1319). Пюсель воспринял новые для того времени методы передачи пространства при помощи перспективы и объёма с помощью светотени. Он стремился помещать фигуры в трёхмерную среду, порой создавая наивные, но новаторские пространственные решения.
Эти приёмы указывают на знакомство художника с ранним итальянским искусством Возрождения, возможно, в результате поездки в Италию. Со временем итальянские черты в его работах становились менее явными. Пюсель и его ученики перерабатывали заимствованные элементы, создавая изысканный и утончённый синтез, который стал характерной чертой парижской школы миниатюры.
Работы Жана Пюселя и его мастерской хранятся в крупнейших художественных музеях Европы и Америки.
С позднеготическим стилем также связаны другие выдающиеся художники:
Уголино ди Нерио (работал в 1317–1327)
Симоне Мартини (1285–1344)
Джентиле да Фабриано (1370–1427)
Лоренцо Монако (1370–1425)
Лоренцо Гиберти (1378–1455)
Роберт Кампен (1378–1444)
Мельхиор Брудерлам (ок. 1350–1411)
Мазолино (1383–1440)
Жакмар де Эсден (работал в 1384–1409)
Сассетта (Стефано ди Джованни) (ок. 1395–1450)
Пизанелло (1394–1455)
Стефан Лохнер (1400–1451)
Жан Фуке (1425–1480), автор знаменитого «Меленского диптиха».
Истоки европейского искусства
О возрождении изобразительного искусства в Европе в предшествующие эпохи можно прочесть в статьях: Каролингское искусство (750–900), Оттоновское искусство (900–1050) и Романское искусство (1000–1200).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?