Шарль Лебрён: Французский художник эпохи Людовика XIV читать ~8 мин.
Один из самых влиятельных старых мастеров во Франции XVII века, французский живописец, дизайнер и теоретик искусства Шарль Лебрён (другие варианты произношения: Лебрён или Лебрюн) запомнился прежде всего тем, что во время правления короля Людовика XIV (1643-1715) он диктаторски контролировал французскую живопись благодаря влиянию своего покровителя Жана-Батиста Кольбера, главного министра при короле.
Лебрён также был одним из основателей Королевской академии живописи и скульптуры – позже известной как Французская академия изящных искусств, – которая под его руководством приняла основные правила, регулирующие академическое искусство, стала бастионом художественной ортодоксии и ведущей художественной школой страны. Основой для всего этого послужил его ранний успех в качестве одного из ведущих художников французского барокко, который утвердил его в качестве ведущего декоративного живописца в стране.
В начале 1660-х годов он был назначен – наряду с величайшими архитекторами Франции, такими как Луи ле Во и садовый дизайнер Андре ле Нотр, – для наблюдения за дизайном Версальского дворца, где он также написал несколько важных фресок. Его лучшие картины в стиле барокко включают «Геркулес и кони Диомеда» (1640, Музей замка, Ноттингем), «Поклонение пастухов» (1689, Лувр, Париж), «Христос на кресте» (1637, Пушкинский музей, Москва), Жертвоприношение Лефта (1656, Галерея Уффици, Флоренция), Портрет канцлера Сегье на коне (1655, Лувр) и Шатёр Дария (1661, Версальский дворец).
Обучение и ранние работы
Сын скульптора, Лебрён в 12 лет перенял зачатки живописи у Франсуа Перье, а к 16 годам стал учеником придворного художника Симона Вуэ (1590-1649), под руководством которого он быстро усвоил различные стили того времени, что проявилось в его эскизах гравюр. Ранний протеже французского канцлера Пьера Сегье (1588-1672), в возрасте 20 лет он также получил заказ от кардинала Ришелье, пользовавшегося огромным влиянием («Геркулес и кони Диомеда», 1640), и ещё один заказ от Гильдии живописцев и скульпторов («Мученичество Иоанна Богослова» (1642, церковь Сен-Николя дю Шардоне, Париж).
В 1642 году он отправился в Рим в компании выдающегося французского художника Николы Пуссена (1594-1665), который выступал в качестве его руководителя во время пребывания в городе. Он изучал произведения классической античности, а также картины Рафаэля (1483-1520) и Аннибале Карраччи (1560-1609), а также декоративную фресковую живопись и удивительные квадратуры рисунки Корреджо (1489-1534) и Пьетро да Кортона (1596-1669). В то же время он написал несколько работ, таких как Гораций Коклес (Художественная галерея Далвича), Маций Скаэвола (Музей Макона) и Мёртвый Христос на коленях у Богородицы (Лувр).
В противоположность классическому стилю Шарля Лебрёна, см. реалистичные крестьянские сцены, написанные во Франции братьями Ле Нэн в первой половине XVII века.
Картины и эскизы
По совету Пьера Сегье он покинул Рим и, после краткого пребывания в Лионе, где он, вероятно, написал Смерть Катона, (Музей Арраса), вернулся в Париж в 1646 году, где, по-прежнему находясь под защитой канцлера, он быстро обзавёлся рядом важных покровителей. В процессе работы он дважды написал майские приношения для Нотр-Дама (Распятие святого Андрея, 1647; Мученичество святого Стефана, 1651).
Большинство заказов Лебрёна при регентстве Анны Австрийской были связаны либо с религиозной живописью, либо с украшением потолка. К первым относятся Трапеза с Симоном (Венецианская академия), Христос, обслуживаемый ангелами (1653, Лувр) и Молчание (1655, Лувр), отличающиеся спокойным достоинством и мастерством передачи экспрессии Лебрёна. К ранним декорациям этого времени относятся работы для Отеля де ла Ривьер (1653, Музей Карнавале), Психея, вознесённая на небо (Лувр, Petit Cabinet du Roi, ныне разрушен) и Галерея Эркюля в Отеле Ламбер, все они отличаются богатой изобретательностью и часто сочетаются с рельефной лепниной на своде, но избегают чрезмерного укорачивания. Портрет канцлера Сегье на коне (Лувр), вероятно, одна из самых популярных работ Лебрёна, также, вероятно, относится к этому периоду (ок. 1655).
Шедевром Лебрёна этого периода, несомненно, является оформление замка Во-ле-Виконт для Николя Фуке (1658-61). Здесь он получил возможность проявить свой талант как в зданиях, так и в садах, расписывая стены и потолки, проектируя скульптуры и гобелены (которые были изготовлены в Мэнси), а также предлагая идеи для праздников и других мероприятий. (См. также: Архитектура барокко.)
Художник короля
Примерно в это время Лебрён написал для Людовика XIV «Шатёр Дария» (1660-1, Версаль), который послужил манифестом академического искусства. Вызывающая восхищение картина маслом выполнена в виде фриза, трезвого и классического по стилю, в котором позы и выражения лиц действующих лиц иллюстрируют действие. Работа оказалась настолько популярной, что Лебрён был назначен придворным художником, а в 1664 году утверждён в должности живописца короля в 1664 году. О другом фаворите Людовика XIV см. Гиацинт Риго (1659-1743), художник помпезности.
Глава Французской академии
Ранее (в 1648 году) Лебрён был одним из нескольких живописцев, обратившихся к королю с просьбой о создании Французской академии (Королевской академии живописи и скульптуры). Хотя она и была создана, но оставалась бессильной из-за противодействия гильдий. Однако в 1661 году главный министр Кольбер, понимая политическую выгоду от наличия подконтрольной ему организации, которая могла бы устанавливать художественные стандарты и прославлять короля, предоставил Академии исключительный контроль над преподаванием искусства, а также над его публичными выставками, и в 1663 году назначил Лебрёна первым директором Академии. Так началось официальное регулирование живописи и скульптуры – система, распространившаяся со временем по всей Европе, – которую позже описал Андре Фелибьен, секретарь Французской академии. Чтобы продемонстрировать идею Лебрёна о том, что живопись должна обращаться к разуму, а не только к глазу, Фелибьен объявил официальную иерархию жанров следующим образом:
❶ Историческая живопись;
❷ Портреты;
❸ Жанровая живопись;
❹ Пейзажи;
❺ Натюрморты.
Глава Гобеленской гобеленовой фабрики
Также в 1663 году Лебрён взял в свои руки Гобеленовое искусство, когда был назначен директором знаменитой Гобеленской гобеленовой фабрики в пригороде Парижа. (До этого он возглавлял другую королевскую гобеленовую фабрику, созданную в 1658 году в замке Во-ле-Виконт). В этой должности он руководил обучением рабочих, а контроль, который он осуществлял над производством мебели и гобеленов, способствовал единству стиля Людовика XIV во всех королевских резиденциях. Он создал карикатуры для гобеленов, включая «Четыре стихии» и «Четыре времени года», а также для «Месяцы года» (также известный как «Королевские дома») и «История короля».
Шатёр Дария был дополнен в 1673 году четырьмя картинами, вдохновлёнными легендой об Александре: Вход в Вавилон, Переход через Граник, и Битва при Арбеле; также были набросаны другие сюжеты. Огромные полотна (Лувр), послужившие карикатурами для гобеленов Гобелена, впоследствии должны были занять своё место в цикле эпических картин, и, вероятно, именно их формат и невозможность найти подходящее место для их экспонирования помешали завершению первоначального проекта.
Декоративное искусство
Галерея Аполлона в Лувре, задуманная как более очевидное прославление Людовика XIV, также осталась незавершённой, когда король уехал из Парижа в новый Версальский дворец. Однако Версаль дал Лебрёну возможность продемонстрировать идеалы его декоративного искусства, а также весь спектр его техники фресковой живописи и дизайна тромплёй (обманка); Лестница послов (1674-8, ныне разрушена), Зеркальный зал (1679-84; эскизы в музеях Осера, Труа, Компьеня и Версаля), Залы мира и войны (1685-6), а также его руководство оформлением государственных покоев и замка Марли – все это воплощает эстетику, прославляющую абсолютизм – пример, которому должны были следовать короли и дворы Европы.
О необычайном ренессансе декоративного искусства во Франции в эпоху барокко и рококо см: Французское декоративное искусство.
Об изящных предметах обстановки см: Французская мебель.
О ремесленниках и художниках см: Французские дизайнеры.
После того, как Лувуа сменил Кольбера в 1683 году, Пьер Миньяр (1612-1695), соперник Лебрёна, стал главным бенефициаром королевского покровительства Людовика XIV. Лишённый важных заказов, Лебрён в оставшиеся годы своей жизни занимался религиозным искусством, написав среднего размера работы на библейские темы, такие как Страсти Христовы (Лувр; музеи Труа и Сент-Этьен); они знаменуют возвращение к традиции Пуссена и идее медитации на повествовательную тему.
Наследие
Лебрён ввёл во Франции стиль, во многом обязанный классицизму Пуссена и итальянскому стилю барокко, который мог быть адаптирован к различным требованиям потолочных росписей, гобеленов или исторических табло. Его авторитарный контроль над изобразительным искусством во время его руководства Академией, за который его часто критиковали, был неизбежным следствием его чувства художественного превосходства.
Искусство гравюры способствовало более широкой известности его работ, а его влияние распространилось далеко за пределы его страны и эпохи. В 1698 году, через восемь лет после его смерти, был опубликован его иллюстрированный трактат «Как рисовать эмоции». Он оставался стандартным учебником для художественных колледжей вплоть до середины XIX века. Из-за его тесной связи с политическим абсолютизмом короля-солнца Людовика XIV репутация Лебрёна померкла с ростом национализма и демократии. Однако в 1963 году большая выставка его работ в Версале привела к положительной переоценке его вклада во французское искусство.
Картины Шарля Лебрёна можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?