Шарль Лебрён:
Французский художник эпохи Людовика XIV читать ~7 мин.
Шарль Лебрён (фр. Charles Le Brun; 1619–1690) — один из самых влиятельных старых мастеров Франции XVII века. Этот французский живописец, декоратор и теоретик искусства вошёл в историю как человек, оказывавший определяющее влияние на французскую живопись в эпоху правления короля Людовика XIV (1643–1715). Такого положения он достиг благодаря покровительству Жана-Батиста Кольбера, главного министра при короле.
Лебрён стал одним из основателей Королевской академии живописи и скульптуры (позднее реорганизованной во Французскую академию изящных искусств). Под его руководством это учреждение стало главным оплотом академического искусства и ведущей художественной школой страны. Успех Лебрёна как одного из ведущих художников французского барокко и главного декоратора Франции заложил основу для его высокого положения.
В начале 1660-х годов его назначили руководить оформлением Версальского дворца вместе с выдающимися мастерами, такими как архитектор Луи Лево и ландшафтный архитектор Андре Ленотр. В Версале Лебрён создал несколько значительных фресковых росписей. Среди его наиболее известных картин в стиле барокко — «Геркулес и кони Диомеда» (1640, Музей замка, Ноттингем), «Поклонение пастухов» (1689, Лувр, Париж), «Христос на кресте» (1637, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва), «Жертвоприношение Иеффая» (ок. 1656, Галерея Уффици, Флоренция), «Портрет канцлера Сегье на коне» (ок. 1655, Лувр) и «Семья Дария перед Александром» (1661, Версальский дворец).
Обучение и ранние работы
Сын скульптора, Лебрён начал обучаться живописи в 12 лет у Франсуа Перье. К 16 годам он стал учеником придворного художника Симона Вуэ (1590–1649), под чьим руководством быстро освоил различные стили эпохи. Уже в ранних работах проявился его талант, замеченный канцлером Франции Пьером Сегье (1588–1672), ставшим его покровителем.
В возрасте около 20 лет Лебрён получил заказ от влиятельного кардинала Ришелье — картину «Геркулес и кони Диомеда» (1640). Вскоре последовал ещё один важный заказ от гильдии живописцев и скульпторов — «Мученичество святого Иоанна Евангелиста» (1642, церковь Сен-Николя-дю-Шардонне, Париж).
В 1642 году Лебрён отправился в Рим вместе с выдающимся французским художником Никола Пуссеном (1594–1665), который стал его наставником. В Италии он изучал античное искусство, полотна Рафаэля (1483–1520) и Аннибале Карраччи (1560–1609). Особое внимание Лебрён уделил декоративной фресковой живописи и приёмам квадратуры в работах Корреджо (1489–1534) и Пьетро да Кортона (1596–1669). В этот период он создал такие картины, как «Гораций Коклес» (Картинная галерея Далвич), «Муций Сцевола перед Порсенной» (Музей Макона) и «Оплакивание Христа» (Лувр).
В противоположность классицизму Шарля Лебрёна см. реалистичные крестьянские сцены, написанные во Франции братьями Ленен в первой половине XVII века.
Возвращение в Париж и признание
По совету Пьера Сегье Лебрён покинул Рим в 1646 году. После короткой остановки в Лионе, где он, вероятно, написал картину «Смерть Катона» (Музей изящных искусств Арраса), художник вернулся в Париж. Пользуясь покровительством канцлера, он быстро нашёл влиятельных заказчиков. В частности, он написал две картины из серии «майских даров» для собора Парижской Богоматери: «Распятие святого Андрея» (1647) и «Побиение камнями святого Стефана» (1651).
В период регентства Анны Австрийской Лебрён получал заказы преимущественно на религиозную живопись и декор потолков. К первым относятся «Трапеза в доме Симона Фарисея» (Галерея Академии, Венеция), «Христос, которому служат ангелы» (1653, Лувр) и «Сон младенца Иисуса» (1655, Лувр), отличающиеся спокойным достоинством и мастерской передачей эмоций.
Ранние декоративные работы этого времени включают росписи для Отеля де ла Ривьер (1653, Музей Карнавале), плафон «Вознесение Психеи» (для Малого кабинета короля в Лувре, ныне утрачен) и Галерею Геркулеса в Отеле Ламбер. В этих произведениях богатое воображение художника сочетается с рельефной лепниной, но он избегает чрезмерного ракурса. Вероятно, к этому же периоду (ок. 1655) относится и одна из самых известных работ Лебрёна — «Портрет канцлера Сегье на коне» (Лувр).
Шедевром Лебрёна этого периода стало оформление замка Во-ле-Виконт для суперинтенданта финансов Николя Фуке (1658–1661). Здесь художник смог в полной мере проявить свой талант, работая над росписями стен и потолков, проектируя скульптуры и гобелены (изготовленные на мануфактуре в Менси), а также участвуя в организации пышных празднеств. (См. также: Архитектура барокко).
Художник короля
Примерно в это же время Лебрён написал для Людовика XIV картину «Семья Дария перед Александром» (1660–1661, Версаль), ставшую манифестом академического искусства. Эта картина маслом выполнена в строгом классическом стиле и напоминает фриз, где позы и выражения лиц персонажей наглядно передают суть происходящего.
Работа имела такой успех, что в 1664 году Лебрён получил звание Первого живописца короля (Premier Peintre du Roi). Ещё одним любимым художником Людовика XIV был Гиацинт Риго (1659–1743), мастер парадного портрета.
Во главе Академии и мануфактур
Ещё в 1648 году Лебрён был в числе художников, ходатайствовавших перед королём о создании Королевской академии живописи и скульптуры. Учреждение было создано, но долгое время не имело реальной власти из-за сопротивления ремесленных цехов.
Ситуация изменилась в 1661 году, когда министр Кольбер осознал политические выгоды от подконтрольной организации, способной устанавливать художественные стандарты и прославлять монарха. Он наделил Академию исключительным правом на преподавание искусства и проведение выставок, а в 1663 году назначил Лебрёна её директором.
Так возникла система официального регулирования живописи и скульптуры, которую позже описал секретарь Академии Андре Фелибьен. Чтобы утвердить идею Лебрёна о том, что живопись должна обращаться к разуму, а не только к глазу, Фелибьен сформулировал официальную иерархию жанров:
историческая живопись;
портрет;
жанровая живопись;
пейзаж;
натюрморт.
В том же 1663 году Лебрён возглавил Королевскую мануфактуру Гобеленов. На этой должности он отвечал за всё — от обучения мастеров до создания эскизов. Его тотальный контроль над производством шпалер и мебели обеспечил стилистическое единство убранства королевских резиденций, известное как «стиль Людовика XIV».
Лебрён создал картоны для знаменитых серий гобеленов, таких как «Четыре стихии», «Времена года», «Королевские резиденции, или Месяцы» и «История короля».
Живописный цикл «История Александра», начатый картиной о семье Дария, к 1673 году был дополнен ещё четырьмя полотнами: «Переправа через Граник», «Битва при Арбелах», «Въезд Александра в Вавилон» и «Александр и Пор». Эти огромные картины (Лувр), послужившие картонами для гобеленов, должны были стать частью грандиозного ансамбля, но проект не был завершён, вероятно, из-за их монументального формата.
Декоративные работы и последние годы
Галерея Аполлона в Лувре, задуманная для прославления Людовика XIV, осталась незавершённой, поскольку король перенёс свою резиденцию в Версаль. Именно Версальский дворец дал Лебрёну возможность воплотить свои идеи в области декоративного искусства. Здесь он продемонстрировал весь спектр своего таланта, используя фресковую живопись и приёмы тромплёя (обманки).
Лестница Послов (1674–1678, разрушена), Зеркальная галерея (1679–1684), Салоны Войны и Мира (1685–1686), а также оформление дворца в Марли — всё это воплощало эстетику абсолютизма, став образцом для подражания при дворах по всей Европе.
О необычайном ренессансе декоративного искусства во Франции в эпоху барокко и рококо см: Французское декоративное искусство.
Об изящных предметах обстановки см: Французская мебель.
О ремесленниках и художниках см: Французские дизайнеры.
После смерти Кольбера в 1683 году его место занял маркиз де Лувуа. Положение Лебрёна пошатнулось, и главным получателем королевских заказов стал его соперник Пьер Миньяр (1612–1695). Лишившись крупных проектов, Лебрён в последние годы жизни обратился к станковой живописи, создав серию картин на тему «Страстей Христовых» (Лувр; музеи Труа и Сент-Этьена). В этих работах заметно возвращение к традициям Пуссена и созерцательному подходу к сюжету.
Наследие
Лебрён создал во Франции «большой стиль», основанный на классицизме Пуссена и итальянском барокко. Этот стиль легко адаптировался для разных задач, будь то потолочные росписи, гобелены или исторические полотна. Его строгий контроль над изобразительным искусством во главе Академии, часто подвергавшийся критике, был прямым следствием его представлений о высоком предназначении художника.
Благодаря гравюре работы Лебрёна получили широкую известность, а его влияние распространилось далеко за пределы Франции. В 1698 году, через восемь лет после смерти художника, был опубликован его иллюстрированный трактат «Метод изображения страстей». Эта книга оставалась стандартным пособием в художественных школах до середины XIX века.
Со временем репутация Лебрёна, тесно связанная с эпохой Людовика XIV, померкла на фоне смены художественных вкусов. Однако большая ретроспективная выставка его работ в Версале в 1963 году привела к переоценке его значительного вклада во французское искусство.
Картины Шарля Лебрёна можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
- Музей Метрополитан приобрёл «Жертвоприношение Поликсены»
- Влияние греческого искусства на формирование культуры
- Антуан-Жан Гро: художник академической истории
- Микеланджело был опытным фальсификатором
- «Расплющивание» Ника Сюзаниса, краткое содержание
- Выставка «Время пришло…»
- Выставка Юлии Кокуевой «Звуки тишины»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?