Братья Лимбург: фламандские книжные художники, иллюминаторы рукописей читать ~8 мин.
Нидерландские иллюминаторы рукописей Эрман, Жан и Поль де Лимбур – племянники Жана Малуэля (ум. 1415) – всемирно известны своими мелкими средневековыми иллюминациями рукописей, выполненными для герцога де Берри и других. Согласно письменным источникам, в 1402 году Жан и Поль начали работать на Филиппа Смелого, герцога Бургундского. После смерти Филиппа в 1404 году все трое Лимбургов работали на его брата Жана, герцога Беррийского, вплоть до их смерти во время чумы 1416 года.
Более великие, чем талантливый французский иллюминатор и миниатюрист Жан Пюсель (ок. 1300-50), они наиболее известны своим изысканным христианским искусством в двух французских иллюминированных рукописях – Les Belles Heures («Прекрасный часослов», ок. 1408, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), и Великолепный часослов герцога Беррийского (Musee Conde, Chantilly). Последняя была незакончена после их смерти и завершена французским иллюминатором Жаном Коломбом (ум. 1495) в начале 1480-х годов. Великолепный часослов герцога Беррийского – одна из лучших международных готических иллюминаций, типичный пример нового гуманизма и натурализма интернационального готического стиля искусства, великолепное изображение рыцарства и придворной любви, написанное в последние годы его существования. Среди других книжных иллюстраций братьев Лимбургов – «Рождество Христово» (ок. 1385-90, Национальная библиотека, Париж) и «Анатомия мужчины и женщины» (ок. 1416, Музей Конде Шантийи).
В изобразительном искусстве «иллюминирование» означает ручную роспись книг – обычно библейских или евангельских – обычно украшенных разнообразными мотивами и проработанными первыми буквами, выполненными в насыщенных цветах. Границы и другие элементы также могут быть украшены иллюминацией. К известным произведениям в истории иллюминированных рукописей относятся Книга Дарроу (650-680 гг.), Линдифарнские Евангелия (ок. 700 г.), Эхтернахские Евангелия (ок. 690-715 гг.), Личфилдские Евангелия (ок. 730 г.) и Келлская книга (ок. 800 г.). Подробнее о том, как были собраны эти евангельские рукописи, см: Изготовление иллюминированных рукописей.
Документальные свидетельства
Все наши знания о работе братьев Лимбургов основаны на открытии Л. Делисле, который в конце XIX века задался целью установить автора знаменитой книги Les Tres Riches Heures, находившейся во владении Музея Конде в Шантийи после приобретения её в 1855 году герцогом д’Омалем.
В основу своего исследования Делисле положил окончательную опись коллекций Жана, герцога де Берри, составленную в 1416 году, и написал о ней статью. В ней рукопись «Les Tres Riches Heures (Великолепный часослов)», оставшаяся незаконченной из-за смерти герцога и его художников, но позже завершённая Жаном Коломбом для Шарля де Савойи, описывается как: “Несколько книг с богатейшими историями, сделанными Полем и его братьями, в основном с богатыми рассказами и иллюстрациями”. Это упоминание, в сочетании с другими документальными источниками, стало определяющим фактором в построении карьеры братьев Лимбуров.
Происхождение
Поль, Эрман и Жан де Лимбур происходили из артистической семьи, которая зародилась в Гельдерланде и на которую последние исследования пролили новый свет. Их отец, Арнольд, был скульптором, а дядя – Жан Малуэль, с 1397 года художник Филиппа Смелого, герцога Бургундского. Документ, датируемый 1399 годом, свидетельствует о том, что двое из братьев, Герман и Жанекен, в то время были учениками в мастерской парижского ювелира.
Филипп Смелый
К 1402 году их репутация была достаточно прочной, чтобы Филипп Смелый нанял их в свою исключительную службу для иллюминирования «очень прекрасной и примечательной Библии». Возможно, что этот первый заказ религиозного искусства (который был прерван из-за смерти герцога в 1404 году) на самом деле был Библией Морализе, первые три книги которой написаны братьями Лимбург (Национальная библиотека, Париж).
Жан, герцог де Берри
Несмотря на отсутствие подтверждающих документов, кажется вероятным, что три брата перешли на службу к Жану де Берри вскоре после смерти своего первого работодателя. Во всяком случае, известно, что в 1405 году они осветили для герцога де Берри грамоту, которая теперь исчезла. Но только в 1409 году появляется ряд упоминаний о милостях, оказанных братьям Лимбурам их новым покровителем, особенно Полю, который, похоже, из всех троих был наиболее одарён в миниатюре. Подаренные дома, титул камердинера и ценные подарки вознаграждали их работу на герцога. Эти благодеяния продолжались до 1416 года, года смерти Жана де Берри, а несколькими месяцами ранее, вероятно, и самих братьев Лимбургов.
Жан, герцог де Берри, был одним из самых щедрых и экстравагантных коллекционеров произведений искусства и покровителей средневековых художников. Осыпаемые милостями, братья Лимбурги путешествовали с ним по Франции, переезжая из одного великолепного особняка в другой.
Иллюминации
Самые значительные работы братьев Лимбургов, «Прекрасный часослов» (1408 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк) и «Великолепный часослов» (начало 1413 г., Музей Конде, Шантийи), относятся к периоду покровительства Жана герцога де Берри. К ним следует добавить различные иллюминации в двух других часословах, ранее выполненных для герцога, а также картину в Petites Heures (Национальная библиотека, Париж) с изображением герцога, отправляющегося в путешествие, и иллюстрации к молитвам ангелам и Святой Троице в «Tres Belles Heures de Notre Dame» (Национальная библиотека, Париж).
За исключением Великолепного часослова, который определённо датируется между 1413 и 1416 годами, хронология произведений остаётся неясной. По-видимому, даже Les Belles Heures («Прекрасный часослов герцога Беррийского»), который обычно датируется 1410-1413 годами, но стиль которого явно ближе к Bible Moralisee в Национальной библиотеке, чем к Heures в Шантийи, должен быть отнесён к более раннему периоду. Место, которое этот часослов занимает в описи 1416 года, показывает, что он был закончен к 1409 году. Вероятно, страницы, добавленные позже, а также «Лист дней» из коллекции Зейлерна в Лондоне, были выполнены примерно в то же время, тогда как более манерные картины «Маленьких вечеров», по-видимому, относятся к позднему периоду карьеры братьев.
Сейчас братьев Лимбург относят к числу лучших миниатюристов того периода, и даже в своих самых ранних работах они кажутся глубоко оригинальными; ничто из созданного студиями или иллюминаторами Парижа того времени не может сравниться с тем, что вышло из-под их рук. Возможно, их положение как живописцев (не исключено, что Жан де Берри время от времени нанимал их для написания монументальных работ) объясняет их сравнительную изоляцию; в любом случае, именно с очень редкими станковыми картинами, сохранившимися от этой эпохи, в частности с теми, которые приписываются их дяде Жану Малуэлю и Анри Беллешозу, их искусство обнаруживает наиболее близкое родство.
К составляющим этого искусства относятся острая наблюдательность, унаследованная от их северных предков, а также монументальное чувство композиции, очевидно, приобретённое в итальянском искусстве Проторенессанса, включая художников флорентийской или сиенской школы живописи, которые они могли изучать в коллекциях Филиппа Смелого и Жана де Берри без необходимости ехать в Италию. Разнообразие этих итальянских источников – Сиена, Флоренция, северная Италия – кажется, подтверждает эту точку зрения.
Что является уникальным в работах братьев Лимбургов, помимо почти сказочного качества их цвета, так это их постоянно растущее мастерство в изображении природы в различных её аспектах. Именно это делает их последний шедевр, Великолепный часослов, монументальным достижением европейской готики, свободным от большинства черт интернационального готического стиля, но в то же время одним из самых изысканных его выражений. Как и большинство часовых книг, он содержит календарь. В данном случае он проиллюстрирован 12 миниатюрами, на каждой из которых изображены сцены, характерные для данного времени года. Эти иллюстрации получили заслуженную известность благодаря наблюдению за образом жизни высших и низших классов, архитектурным портретам и новаторским пейзажам (и животным), которые стоят в начале истории западноевропейского Раннего Возрождения.
Другими важными художниками, связанными с позднеготическим стилем, были: Жан Пюсель (ок. 1290-1334 гг.), Уголино ди Нерио (активен 1317-27), Симоне Мартини (1285-1344) Джентиле да Фабриано (1370-1427), Лоренцо Монако (1370-1425), Лоренцо Гиберти (1378-1455), Роберт Кампен – Мастер из Флемалле (1378-1444); Мельхиор Брудерлам (ок. 1350-1411), Мазолино (1383-1440), Жакмар де Эсден (фл. 1384-1409), Сассетта (Стефано ди Джованни) (ок. 1395-1450 гг.), Антонио Пизанелло (1394-1455), Стефан Лохнер (1400-1451) и Жан Фуке (1425-80: см. его выдающийся Мелунский диптих).
ДРУГИЕ ГОТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮМИНАЦИИ
Другие крупные примеры иллюминированных книг в стиле интернациональной готики включают: Благовещение Жакмара де Эсдена (1400 г., Национальная библиотека, Париж); Брюссельский часослов (Брюссель, Бельгийская национальная библиотека) и ЧасословМарешаля де Бусико (Музей Жакмара-Андре, Париж). Французское придворное искусство пережило возрождение во время правления короля Людовика XI (1461-83 гг.), о чем свидетельствует иллюминированная религиозная рукопись Le Livre du coeur d’Amours Espris (1465 г., Остеррайхисская национальная библиотека, Вена).
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО
Путеводитель по европейскому искусству времён Карла Великого, Оттона Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого см: Каролингское искусство (750-900); Оттоновское искусство (900-1050); Романское искусство (1000-1200).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?