Братья Лимбург:
фламандские книжные художники, иллюминаторы рукописей читать ~7 мин.
Братья Эрман, Жан и Поль де Лимбург — нидерландские художники-миниатюристы, племянники живописца Жана Малуэля (умер в 1415). Они всемирно известны своими изысканными средневековыми книжными миниатюрами, созданными для герцога Беррийского и других знатных заказчиков. Согласно письменным источникам, в 1402 году Жан и Поль поступили на службу к Филиппу Смелому, герцогу Бургундскому. После смерти Филиппа в 1404 году все трое братьев перешли к его брату Жану, герцогу Беррийскому, и работали на него до своей смерти от чумы в 1416 году.
Творчество братьев Лимбург превосходит по своему значению работы талантливого французского миниатюриста Жана Пюселя (около 1300–1350). Наибольшую известность им принесли два часослова, являющиеся вершиной христианского искусства и искусства книжной миниатюры. Это «Прекрасный часослов» (Les Belles Heures, около 1408, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и «Великолепный часослов герцога Беррийского» (Великолепный часослов герцога Беррийского), хранящийся в Музее Конде в Шантийи.
Работа над «Великолепным часословом» была прервана смертью братьев и их покровителя, а завершил её французский художник Жан Коломб (умер в 1495) в начале 1480-х годов. Этот манускрипт — один из величайших шедевров интернациональной готики и яркий пример гуманизма и натурализма этого стиля. Он содержит великолепные изображения сцен рыцарской и придворной жизни. Другие известные иллюстрации братьев Лимбург включают миниатюры для «Малого часослова» герцога Беррийского, в том числе «Рождество», а также знаменитого «Анатомического человека» из «Великолепного часослова».
В изобразительном искусстве «иллюминирование» означает ручную роспись книг, как правило, библейского или евангельского содержания. Такие книги украшались разнообразными мотивами и затейливыми инициалами (первыми буквами), выполненными в насыщенных цветах. Иллюминация могла также украшать поля и другие элементы рукописи. К известным памятникам истории иллюминированных рукописей относятся Книга из Дарроу (650–680), Евангелие из Линдисфарна (около 700), Евангелие из Эхтернаха (около 690–715), Евангелие из Личфилда (около 730) и Келлская книга (около 800). Подробнее о создании евангельских рукописей можно прочитать в статье «Создание иллюминированных рукописей».
Документальные свидетельства
Наши знания о творчестве братьев Лимбург основаны на открытии историка и библиографа Леопольда Делиля. В конце XIX века он установил авторство знаменитого часослова «Très Riches Heures», который с 1855 года находился в Музее Конде в Шантийи после его приобретения герцогом Омальским.
Делиль основывал своё исследование на посмертной описи коллекций Жана де Берри, составленной в 1416 году. В ней рукопись, оставшаяся незаконченной, описывалась как “несколько тетрадей одного очень богатого часослова, который делали Поль и его братья, очень богато украшенного историями и иллюминированного”. Это упоминание стало ключом к атрибуции произведений братьев Лимбург.
Происхождение и начало карьеры
Поль, Эрман и Жан де Лимбург происходили из семьи художников из герцогства Гельдерн. Их отец, Арнольд, был скульптором, а дядя по материнской линии, Жан Малуэль, с 1397 года служил придворным художником у Филиппа Смелого, герцога Бургундского. Документ от 1399 года свидетельствует, что двое братьев, Эрман и Жан (упомянут как Жанекен), были учениками в парижской ювелирной мастерской.
Филипп Смелый
К 1402 году репутация братьев была достаточно высока, чтобы Филипп Смелый поручил им эксклюзивный заказ на иллюминирование «очень прекрасной и примечательной Библии». Вероятно, этим первым заказом в области религиозного искусства, прерванным смертью герцога в 1404 году, была «Нравоучительная Библия» (Bible Moralisée), первые три тетради которой приписываются братьям Лимбург (Национальная библиотека Франции, Париж).
Жан, герцог де Берри
Хотя подтверждающие документы отсутствуют, представляется вероятным, что три брата перешли на службу к Жану де Берри вскоре после смерти их первого покровителя. Известно, что уже в 1405 году они иллюминировали для герцога грамоту, которая ныне утеряна. С 1409 года появляется ряд упоминаний о милостях, оказанных братьям их новым патроном, особенно Полю, который, по-видимому, был самым одарённым миниатюристом из троих. Их работу вознаграждали домами, титулом камердинера и ценными подарками. Эти милости продолжались до 1416 года — года смерти Жана де Берри, а несколькими месяцами ранее, вероятно, и самих братьев Лимбург.
Жан, герцог де Берри, был одним из самых щедрых и расточительных коллекционеров произведений искусства и покровителей средневековых художников. Осыпаемые милостями, братья Лимбург путешествовали с ним по Франции, переезжая из одного великолепного замка в другой.
Иллюминации
Самые значительные работы братьев Лимбург, «Прекрасный часослов» (1408, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и «Великолепный часослов» (начало работы в 1413, Музей Конде, Шантийи), относятся к периоду покровительства Жана де Берри. К ним следует добавить различные миниатюры в двух других часословах, ранее выполненных для герцога: картину в «Малом часослове» (Petites Heures), изображающую герцога в путешествии, и иллюстрации в «Прекраснейшем часослове Богоматери» (Très Belles Heures de Notre Dame) (оба — Национальная библиотека Франции, Париж).
За исключением «Великолепного часослова», который датируется периодом между 1413 и 1416 годами, хронология остальных работ остаётся неясной. «Прекрасный часослов» (Les Belles Heures), который обычно датируют 1410–1413 годами, по стилю ближе к «Нравоучительной Библии», чем к часослову из Шантийи, что позволяет отнести его к более раннему периоду, до 1409 года. Вероятно, добавленные позже страницы были выполнены примерно в то же время, тогда как более манерные миниатюры из «Малого часослова» относятся к позднему этапу карьеры братьев.
Сегодня братьев Лимбург причисляют к величайшим миниатюристам эпохи. Даже в самых ранних работах они демонстрируют глубокую оригинальность; ничто, созданное в парижских мастерских того времени, не может сравниться с их творениями. Возможно, их статус живописцев (не исключено, что Жан де Берри нанимал их и для монументальных работ) объясняет их творческую обособленность. Наибольшее родство их искусство обнаруживает с редкими сохранившимися станковыми картинами той эпохи, в частности с теми, что приписываются их дяде Жану Малуэлю и Анри Бельшозу.
К составляющим их искусства относятся острая наблюдательность, унаследованная от северных предков, и монументальное чувство композиции. Последнее, очевидно, было почерпнуто из итальянского искусства Проторенессанса. Они могли изучать работы художников флорентийской и сиенской школ живописи в коллекциях своих покровителей, не совершая путешествия в Италию. Разнообразие этих итальянских источников — Сиена, Флоренция, Северная Италия — подтверждает эту точку зрения.
Уникальность работ братьев Лимбург, помимо сказочного богатства их цветовой палитры, заключается в постоянно растущем мастерстве изображения природы. Именно это делает их последний шедевр, «Великолепный часослов», монументальным достижением европейской готики. Календарь часослова содержит 12 миниатюр со сценами, характерными для каждого времени года. Эти иллюстрации получили заслуженную известность благодаря новаторским пейзажам и точности в изображении быта разных сословий, архитектуры и животных, предвосхищая открытия Раннего Возрождения.
К другим важным художникам позднеготического стиля относятся: Жан Пюсель (около 1290–1334), Уголино ди Нерио (активен в 1317–1327), Симоне Мартини (1285–1344), Джентиле да Фабриано (1370–1427), Лоренцо Монако (1370–1425), Лоренцо Гиберти (1378–1455), Роберт Кампен (Мастер из Флемаля) (1378–1444), Мельхиор Брудерлам (около 1350–1411), Мазолино (1383–1440), Жакмар де Эсден (активен в 1384–1409), Сассетта (Стефано ди Джованни) (около 1395–1450), Антонио Пизанелло (1394–1455), Стефан Лохнер (1400–1451) и Жан Фуке (1425–1480), автор знаменитого «Меленского диптиха».
Другие готические иллюминации
Среди других крупных примеров иллюминированных рукописей в стиле интернациональной готики: «Благовещение» Жакмара де Эсдена (1400, Национальная библиотека Франции, Париж); «Брюссельский часослов» (Национальная библиотека Бельгии, Брюссель) и «Часослов маршала Бусико» (Музей Жакмар-Андре, Париж). Французское придворное искусство пережило возрождение во время правления короля Людовика XI (1461–1483), о чём свидетельствует рукопись «Книга о любви, пленённой сердцем» (Le Livre du coeur d’Amours Espris, 1465, Австрийская национальная библиотека, Вена).
Искусство Средневековья
Путеводитель по европейскому искусству времён Карла Великого, Оттона Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого включает следующие периоды: Каролингское искусство (750–900), Оттоновское искусство (900–1050) и Романское искусство (1000–1200).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?