Лукас Кранах Старший: немецкий портретист, гравёр эпохи Возрождения читать ~9 мин.
Немецкий живописец, гравёр и иллюстратор Лукас Кранах был одним из ведущих старых мастеров Северного Возрождения. Под влиянием работ своего нюрнбергского современника Альбрехта Дюрера (1471-1528), немецкой готики, а также новаций итальянского Возрождения, он разработал индивидуальный стиль масляной живописи, сочетающий пейзажные и повествовательные сцены в романтическое целое. Это сделало его ведущей фигурой в немецком искусстве эпохи Возрождения и одним из основателей Дунайской школы на юге Германии.
Лукас Кранах также известен своими женскими обнажёнными фигурами, придворными портретами и религиозным искусством – особенно поздними протестантскими работами. Самые известные его картины: Адам и Ева (1528, Уффици, Флоренция), Портрет доктора Иоганна Шонера (1529, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), Портрет Мартина Лютера (1543, Уффици, Флоренция) и Фонтан молодости (1546, Гемальдегалерия, SMPK, Берлин). Его портретное искусство, пронизанное декоративными элементами, контрастирует с более реалистичным мастерством моделирования великого Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543), его немецкого современника.
Ранняя жизнь
Родился в Кронахе, Бавария, его отец Ганс Кранах тоже был художником и, очевидно, хотел, чтобы сын пошёл по его стопам, так как назвал его в честь святого Луки, покровителя живописцев. Лукас Кранах постигал азы рисунка и живописи в мастерской отца, после чего, возможно, был отдан в ученики к немецким мастерам в Бамберге, столице соседней провинции.
Ранние годы Кранаха совпали с лучшими работами Кёльнской школы в Северной Германии, которая достигла своего апогея при Стефане Лохнере (ок. 1410-51) в середине века.
Вена
Между 1500 и 1504 годами Кранах жил в Вене, где сразу после 1500 года были написаны первые из его сохранившихся работ. К ним относятся, начиная примерно с 1501 года, Распятие (Музей истории искусств, Вена) и две алтарные панели, изображающие Святого Валентина и Стигматизацию Святого Франциска (Академия искусств, Вена), а в 1502 году – панель Кающегося Святого Иеронима и три гравюры на дереве; два Распятия и Святой Стефан, датированные.
Полные напоминаний об Апокалипсисе Дюрера (1498), все эти ранние работы Кранаха характеризуются костлявыми фигурами с гримасами, а также выраженным чувством природы, которое проявляется в преобладании пейзажа или, в случае Святого Стефана, в двух деревьях, полных драконов и ангелов, которые служат рамой. Динамизм этих ранних картин повторяется в гравюре на дереве «Агония в саду» (1503, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) и в «Распятии» (1503, Альте Пинакотека, Мюнхен). На последней картине кресты, благодаря их расположению, интегрированы в пейзаж гораздо больше, чем если бы они были показаны спереди, и такое расположение подчёркивает скорее человеческое, чем искупительное значение этого события.
В соответствии с установленной иерархией жанров большинство художников того времени сосредоточились на создании библейской исторической живописи, но Кранах в начале своей карьеры – помимо портретной живописи и библейских работ – наслаждался пейзажной живописью ради неё самой и создал множество живописных картин с изображением оленей и кабанов, используя сильные цвета и смелый дизайн. Другие художники из района Дуная, такие как Альбрехт Альтдорфер (1480-1538), Йорг Бреу, Руланд Фрюауф, Вольф Хубер, также вдохновлялись природой, и все вместе они стали известны как Дунайская школа.
Находясь в Вене, Кранах также написал ряд портретов учёных и их жён, например, двойное панно венского гуманиста Иоганна Куспиниана и его жены (1502, коллекция Оскара Райнхарта) и ректора Венского университета Иоганна Стефана Ройса и его жены (1503, Нюрнбергский музей и Берлин-Дахлем), которые показывают его тесные контакты с венскими гуманистическими кругами.
Придворный художник курфюрста Саксонии
В 1504 году Кранаху предложили (и он принял) должность придворного художника курфюрста Саксонии, Фридриха Мудрого, в Виттенберге. Остаток жизни он провёл в Виттенберге в качестве официального художника трёх курфюрстов подряд. Он избирался бургомистром в 1537 и 1540 годах и был другом выдающихся протестантских богословов Мартина Лютера (1483-1546) и Филиппа Меланхтона (1497-1560). В 1553 году он написал портрет Лютера, а также портреты жены, матери и отца Лютера. Однако, хотя Кранах и чувствовал себя приверженцем протестантского дела, это не мешало ему выполнять заказы кардинала Альбрехта фон Бранденбурга – одного из великих католических покровителей своего времени – и других подобных заказчиков.
Сравнивая самые ранние работы Виттенберга – «Мученичество святой Екатерины» (1506, Галерея Старых мастеров, Дрезден) – с другой панельной картиной на ту же тему (1503, Частная коллекция, Будапешт), датируемой концом его пребывания в Австрии, можно оценить его развитие. Динамичные и агрессивные фигуры на будапештском панно в виттенбергской картине стали осторожными и неэмфатичными; дух, характерный для ранних работ, исчез. В области гравюры – например, в «Святом Антонии» 1506 года – динамичный стиль раннего периода сохранялся довольно долго, но черты, впервые проявившиеся в «Мученичестве святой Екатерины», постепенно становятся более очевидными.
Международная репутация
В 1509 году Кранах отправился в Нидерланды, чтобы написать картины императора Максимилиана и его сына Карла V. Это было большой честью и свидетельствует о том, что он уже был одним из самых уважаемых художников Северного Возрождения того времени. До этого момента, когда Кранах завершал работу, он подписывал её своими инициалами.
В 1509 году курфюрст пожаловал ему крылатого змея в качестве личного девиза, и этот мотив появляется на всех его картинах после этой даты. Хотя поездка в Нидерланды значительно расширила словарный запас художника – его особенно вдохновили фламандская живопись и итальянская живопись эпохи Возрождения, – она не оказала большого влияния на его стиль – стиль, которого он придерживался до конца жизни и который, не без оснований, считался снижением его искусства.
Отказавшись от своей ранней заботы об объединении фигур в единое целое, он стремился к чему-то совершенно иному. В алтарном образе Святого семейства (1511, Академия художеств, Вена) фигуры, выделяющиеся на трезвом фоне зданий, показаны изолированно. Эта тенденция к изоляции проявляется ещё сильнее в алтарном образе кардинала Альбрехта фон Бранденберга в роли святого Иеронима в его кабинете (1526, Музей Ринглинг, Сарасота).
Если гравюра Альбрехта Дюрера (1471-1528) обязана своей силой всеохватывающей атмосфере, то в картине Кранаха эта особенность полностью отсутствует. Каждая фигура и предмет чётко очерчены, введена более широкая перспектива, что позволяет создать больше пространства вокруг объектов.
Сам пейзаж, который ранее рассматривался как жизненное пространство для человеческой фигуры, теперь используется в качестве декора – эта особенность станет ещё более заметной в таких поздних картинах, как «Охота на оленя» (1529, Музей истории искусств, Вена), где горизонт поднят. Тенденция к изоляции фигур проявляется и в многочисленных картинах с изображением Венеры и Лукреции. Расположенные на мрачном фоне, они по манере подачи напоминают «Рождение Венеры» Боттичелли.
Обнажённые женщины и мифологические картины
Начиная с правления курфюрста Иоганна (1526-32), Кранах создал множество обнажённых женщин и образцов мифологической живописи, взятых из греческой мифологии. К известным примерам относятся: Адам и Ева (1528, Уффици), Венера (1529, Лувр), Купидон, жалующийся Венере (1530, Национальная галерея, Лондон) и Фонтан молодости (1546, Старая галерея, Берлин).
В то же время он продолжал заниматься религиозным искусством – см: «Богородица с младенцем под яблоней» (1530, Эрмитаж, Санкт-Петербург), а также портреты, которые оставались основной частью его творчества на протяжении всей карьеры. Кранах оставил нам в наследство изображения не только курфюрстов Саксонии – см. например, Фридрих Мудрый (1519-20, Кунстмузеум, Цюрих), – но и Мартина Лютера, которого он рисовал несколько раз – см. например, Портрет Мартина Лютера (1543, Уффици, Флоренция).
Среди других известных портретов – Портрет доктора Иоганна Шонера (1529, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель). Энергично нарисованные лица декоративно выделяются на общем однородном, равномерно освещённом фоне. Кроме того, Кранах выполнил множество гравюр с портретов на дереве и меди.
Протестантское искусство
Трудолюбивый и проницательный бизнесмен, Кранах приобрёл репутацию самого быстрого живописца в регионе. В своей оживлённой мастерской он и его помощники конвейерным способом создавали акварельные картины, масляные и печатные работы. Согласно документам того времени, только в 1533 году он получил и выполнил заказ на шестьдесят пар портретов курфюрста и его брата.
Кроме того, благодаря близким отношениям с Мартином Лютером, Кранах был призван воплотить на изображениях наиболее важные темы новой протестантской религиозной доктрины. Хотя эти работы не всегда очень примечательны как произведения искусства, они остаются важными в качестве дидактических иллюстраций к новым теологическим темам. Первородный грех и Искупление можно считать первыми кодификациями протестантской иконографии, которые распространились очень широко.
Кранах продолжал работать до 70 лет – см., например, его Автопортрет (1550, Уффици), свидетельствующий о долголетии его творческих сил. Наконец, в 1553 году он передал свою мастерскую сыну, Лукасу Младшему (1515-1586), который продолжил его стиль: фактически, и по сей день трудно провести точное различие между работами двух Кранахов.
Кранах Старший умер в Веймаре в 1553 году, после него осталось трое сыновей и одна дочь. Он остаётся одной из самых заметных фигур в истории искусства Северного Возрождения, и лютеранская церковь продолжает отмечать его жизнь как художника, каждый год 6 апреля.
Избранные картины
Картины и гравюры Лукаса Кранаха можно найти во многих лучших художественных музеях мира. Наиболее известные его работы включают:
Распятие (1502) Музей истории искусств, Вена.
Доктор Иоганн Куспиниан (1502) Коллекция Оскара Райнхарта, Винтертур.
Отдых во время бегства в Египет (1504 г.) Государственный музей Берлина (Staatliche Museen zu Berlin).
Венера и Купидон (1509) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Портрет Генриха Благочестивого (1514) Галерея Старых мастеров, Дрезден.
Принц Саксонский (1517) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Водяная нимфа (1518) Музей изобразительного искусства, Лейпциг.
Портрет Фридриха Мудрого (1519-20) Художественный музей, Цюрих.
Женский портрет (1522) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Катарина фон Бора, жена Мартина Лютера (1526) Пинакотека, Мюнхен.
Адам и Ева (1528) Уффици, Флоренция.
Парижский суд (1528) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Венера (1529) Лувр, Париж.
Портрет доктора Иоганна Шонера (1529) Королевские музеи, Брюссель.
Богородица с младенцем под яблоней (1530) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Купидон, жалующийся Венере (1530) Национальная галерея, Лондон.
Лежащая нимфа (1537) Музей изящных искусств, Безансон.
Портрет Мартина Лютера (1543) Уффици, Флоренция.
Фонтан молодости (1546) Старая галерея, Берлин.
Меланхолия (1553) Музей Унтерлинден, Кольмар.
См. также: Немецкое средневековое искусство (800-1250).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?