Лукас Кранах Старший:
немецкий портретист, гравёр эпохи Возрождения читать ~8 мин.
Немецкий живописец, гравёр и иллюстратор Лукас Кранах Старший (1472–1553) был одним из ведущих старых мастеров Северного Возрождения. Испытав влияние своего нюрнбергского современника Альбрехта Дюрера, немецкой готики и новшеств итальянского Возрождения, он выработал индивидуальный стиль масляной живописи, в котором пейзажные и повествовательные мотивы соединялись в романтическом единстве. Это сделало его одной из ключевых фигур в немецком искусстве эпохи Возрождения и одним из основателей Дунайской школы на юге Германии.
Лукас Кранах также известен своими изображениями обнажённой женской натуры, придворными портретами и религиозным искусством, в особенности работами позднего периода, связанными с протестантизмом. Среди его самых известных картин — Адам и Ева (1528, Уффици, Флоренция), Портрет доктора Иоганна Шонера (1529, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), Портрет Мартина Лютера (1543, Уффици, Флоренция) и Фонтан молодости (1546, Картинная галерея, Берлин). Его портретное искусство, пронизанное декоративными элементами, контрастирует с более реалистичным мастерством Ганса Гольбейна Младшего (1497–1543), его немецкого современника.
Ранняя жизнь
Художник родился в Кронахе, Бавария. Его отец, Ганс, также был живописцем и, по всей видимости, назвал сына в честь святого Луки, покровителя художников, желая, чтобы тот пошёл по его стопам. Лукас Кранах постигал азы рисунка и живописи в мастерской отца, после чего, вероятно, был отдан в ученики к немецким мастерам в Бамберге, столице соседней провинции.
Ранние годы Кранаха пришлись на период, когда в Северной Германии ещё были сильны традиции Кёльнской школы, достигшей расцвета в творчестве Стефана Лохнера (ок. 1410–1451) в середине XV века.
Вена
Между 1500 и 1504 годами Кранах жил в Вене, где создал первые из дошедших до нас работ. К этому периоду относятся Распятие (ок. 1501, Музей истории искусств, Вена) и две алтарные панели, изображающие Святого Валентина и Стигматизацию Святого Франциска (Академия искусств, Вена). В 1502 году он написал Кающегося Святого Иеронима и создал три гравюры на дереве: два Распятия и Святого Стефана.
Во всех этих ранних работах, напоминающих об Апокалипсисе Дюрера (1498), заметны костлявые, искажённые гримасами фигуры, а также выраженное чувство природы. Последнее проявляется в доминировании пейзажа или, как в случае со Святым Стефаном, в двух деревьях, полных драконов и ангелов, которые обрамляют сцену. Динамизм этих картин повторяется в гравюре Моление о чаше (1503, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) и в Распятии (1503, Старая пинакотека, Мюнхен).
В соответствии с иерархией жанров того времени, большинство художников создавали исторические полотна на библейские сюжеты. Однако Кранах в начале своей карьеры, помимо портретов и религиозных произведений, увлекался пейзажной живописью как самостоятельным жанром. Он создал множество картин с изображением оленей и кабанов, используя яркие цвета и смелые композиционные решения. Другие художники дунайского региона, такие как Альбрехт Альтдорфер, Йорг Бреу и Вольф Хубер, также черпали вдохновение в природе, и вместе они стали известны как Дунайская школа.
Находясь в Вене, Кранах также написал ряд портретов учёных-гуманистов и их жён. Среди них — двойное панно с Иоганном Куспинианом и его супругой (1502, коллекция Оскара Райнхарта) и портреты ректора Венского университета Иоганна Стефана Ройса и его жены (1503, Германский национальный музей, Нюрнберг, и Картинная галерея, Берлин). Эти работы свидетельствуют о его тесных связях с венскими гуманистическими кругами.
Придворный художник курфюрста Саксонии
В 1505 году Кранах принял предложение стать придворным художником курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого в Виттенберге. Он провёл в этом городе остаток жизни, служа трём курфюрстам подряд. Художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, владел аптекой и типографией, а также неоднократно избирался бургомистром в 1537 и 1540 годах. Он был другом видных деятелей Реформации Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Кранах создал портреты Лютера, его жены, матери и отца. Приверженность протестантизму не мешала ему выполнять заказы кардинала Альбрехта Бранденбургского и других католических покровителей.
Сравнение виттенбергской картины Мученичество святой Екатерины (1506, Галерея старых мастеров, Дрезден) с более ранней работой на ту же тему (ок. 1503, частная коллекция, Будапешт) позволяет оценить его творческое развитие. Динамичные и экспрессивные фигуры будапештского панно в более поздней работе стали сдержанными и лишёнными былой выразительности. Однако в гравюре, например в Святом Антонии 1506 года, динамичный стиль раннего периода сохранялся ещё некоторое время.
Международная репутация
В 1508 году Кранах отправился с дипломатической миссией в Нидерланды, где написал портреты императора Максимилиана I и его внука, будущего императора Карла V. Это было большой честью и свидетельствовало о его признании как одного из самых уважаемых художников Северного Возрождения. До этого момента Кранах подписывал работы своими инициалами. В 1508 году курфюрст пожаловал ему герб с изображением крылатого змея, и с тех пор этот знак появлялся на всех картинах художника и его мастерской.
Хотя поездка в Нидерланды обогатила творческий арсенал художника — его особенно вдохновили фламандская живопись и искусство итальянского Возрождения, — она не оказала значительного влияния на его стиль. Он отказался от раннего стремления объединять фигуры в единое целое и стал преследовать иные цели. В алтарном образе Святого семейства (1511, Академия изобразительных искусств, Вена) фигуры показаны изолированно на строгом архитектурном фоне. Эта тенденция ещё сильнее проявляется в алтарной картине Кардинал Альбрехт Бранденбургский в образе святого Иеронима (1526, Музей Ринглинг, Сарасота).
Если гравюра Альбрехта Дюрера на тот же сюжет обязана своей силой всеобъемлющей атмосфере, то в картине Кранаха эта особенность отсутствует. Каждая фигура и предмет чётко очерчены, а более широкая перспектива создаёт больше пространства вокруг объектов. Пейзаж, ранее служивший жизненным пространством для фигур, теперь используется как декорация. Эта черта становится ещё заметнее в поздних работах, таких как Охота на оленя (1529, Музей истории искусств, Вена), где поднят горизонт. Тенденция к изоляции фигур также видна в многочисленных изображениях Венеры и Лукреции.
Обнажённые женщины и мифологические картины
Начиная с правления курфюрста Иоганна Твёрдого (1525–1532), Кранах создал множество картин с обнажёнными женскими фигурами и сцен из греческой мифологии. К известным примерам относятся Адам и Ева (1528, Уффици), Венера (1529, Лувр), Амур, жалующийся Венере (ок. 1526–1527, Национальная галерея, Лондон) и Фонтан молодости (1546, Картинная галерея, Берлин).
В то же время он продолжал работать над религиозными сюжетами, например, Мадонна с Младенцем под яблоней (ок. 1526, Эрмитаж, Санкт-Петербург), и портретами, которые оставались важной частью его творчества. Кранах оставил изображения не только курфюрстов Саксонии, как, например, Фридрих Мудрый (ок. 1520–1525, Кунстмузеум, Цюрих), но и Мартина Лютера, которого он писал неоднократно, в том числе для Портрета Мартина Лютера (1543, Уффици, Флоренция).
Среди других известных работ — Портрет доктора Иоганна Шонера (1529, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель). Энергично написанные лица декоративно выделяются на однородном, равномерно освещённом фоне. Кроме того, Кранах выполнил множество гравюр на дереве и меди.
Протестантское искусство
Трудолюбивый и предприимчивый, Кранах заслужил репутацию самого быстрого живописца в регионе. В его мастерской он и его помощники на потоке создавали масляные картины и печатные работы. Согласно документам, только в 1533 году он выполнил заказ на шестьдесят парных портретов курфюрста и его брата.
Благодаря близким отношениям с Мартином Лютером, Кранах был призван запечатлеть в образах важнейшие темы нового протестантского учения. Хотя эти произведения не всегда выдающиеся с художественной точки зрения, они важны как дидактические иллюстрации новых теологических идей. Работы на темы Первородного греха и Искупления можно считать одними из первых кодификаций протестантской иконографии, получивших широкое распространение.
Кранах продолжал работать до преклонного возраста, о чём свидетельствует его Автопортрет (1550, Уффици). В 1553 году он передал мастерскую своему сыну, Лукасу Младшему (1515–1586), который продолжил его стиль. До сих пор бывает трудно провести точное различие между работами двух Кранахов.
Кранах Старший скончался в Веймаре в 1553 году, оставив после себя трёх сыновей и дочь. Он остаётся одной из самых заметных фигур в истории искусства Северного Возрождения, и Лютеранская церковь ежегодно отмечает его память 6 апреля.
Избранные картины
Картины и гравюры Лукаса Кранаха можно найти во многих лучших художественных музеях мира. Наиболее известные его работы включают:
Распятие (1502) Музей истории искусств, Вена.
Портрет доктора Иоганна Куспиниана (1502) Коллекция Оскара Райнхарта, Винтертур.
Отдых на пути в Египет (1504) Государственные музеи Берлина.
Венера и Амур (1509) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Портрет Генриха Благочестивого (1514) Галерея старых мастеров, Дрезден.
Принц Саксонский (1517) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Нимфа источника (1518) Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Портрет Фридриха Мудрого (ок. 1520–1525) Кунстмузеум, Цюрих.
Женский портрет (1522) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Катарина фон Бора, жена Мартина Лютера (1526) Старая пинакотека, Мюнхен.
Адам и Ева (1528) Уффици, Флоренция.
Суд Париса (1528) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Венера (1529) Лувр, Париж.
Портрет доктора Иоганна Шонера (1529) Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
Мадонна с Младенцем под яблоней (ок. 1526) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Амур, жалующийся Венере (ок. 1526–1527) Национальная галерея, Лондон.
Лежащая нимфа (1537) Музей изящных искусств и археологии, Безансон.
Портрет Мартина Лютера (1543) Уффици, Флоренция.
Фонтан молодости (1546) Картинная галерея, Берлин.
Меланхолия (1532) Музей Унтерлинден, Кольмар.
См. также: Немецкое средневековое искусство (800-1250).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?