Мартин Шонгауэр: немецкий художник-график, гравёр из Кольмара читать ~4 мин.
Один из великих старых мастеров немецкого искусства XV века, Мартин Шонгауэр сегодня лучше всего запомнился своими исключительными гравюрами, в частности, гравюрами на меди, рисунками, а также алтарными картинами, оказавшими решающее влияние на позднюю готическую живопись в Германии. Шонгауэр был одним из самых известных художников немецкого Возрождения, чьи работы вдохновляли таких мастеров, как Микеланджело и Дюрер. Сам он испытал влияние ранней фламандской живописи, а также более широкого нидерландского Возрождения, и сосредоточился в основном на религиозном искусстве. Он работал в основном в Кольмаре, Эльзас, его величайшим шедевром является алтарный образ «Мадонна из розовой беседки» (1473), который до сих пор хранится в церкви Святого Мартина в Кольмаре. В отличие от раннего творчества, его поздние работы отличаются более мягким, деликатным характером.
Ранняя жизнь и обучение
Шонгауэр родился в Кольмаре и происходил из семьи художников. Два его брата стали живописцами и гравёрами, а двое других, как и его отец, – ювелирами. Подробностей о его детстве и раннем обучении как живописца или гравёра не сохранилось, хотя вполне вероятно, что он освоил семейное ремесло золотых дел мастера, после чего уехал учиться в Лейпцигский университет.
Детство Шонгауэра совпало с апогеем кёльнской школы живописи под руководством Стефана Лохнера (ок. 1410-51) в середине XV века.
Живопись
Как художник, Шонгауэр работал темперой и маслом и находился под сильным влиянием точности и цвета фламандского религиозного художника Рогира ван дер Вейдена. Из небольшого числа работ, приписываемых Шонгауэру, в Музее Унтерлиндена в Кольмаре (где хранится Изенгеймский алтарь работы Маттиаса Грюневальда) хранится одиннадцать алтарных панно: другие известные картины включают: Святое семейство (ок. 1470, Альте Пинакотека, Мюнхен), Мадонна из розовой беседки (1473, церковь Сен-Мартен, Кольмар), Святое семейство (1475-80, Музей истории искусств, Вена) и Рождество (ок. 1480, Старая галерея, Берлин). Кроме того, он выполнил ряд фресок в соборе Брейзаха (1489-90).
Другое направление живописи и гравюры в Германии, см. Дунайскую школу, возглавляемую регенсбургским художником Альбрехтом Альтдорфером (1480-1538) и франконским художником Лукасом Кранахом Старшим (1472-1553).
Гравюра
Однако главным направлением Шонгауэра была гравюра, в которой он выработал чёткий и упорядоченный готический стиль. Как и в живописи, он выбирал в основном библейские сюжеты, хотя создавал и жанровые сцены повседневной жизни. Несомненно, величайший гравёр до прихода Альбрехта Дюрера (1471-1528), он разработал технику перекрёстной штриховки для создания объёма и был первым гравёром, который успешно изгибал параллельные линии, вращая пластину относительно бурава.
К моменту своей смерти он основал в Кольмаре очень важную школу гравюры, которая оказала большое влияние на следующее поколение немецких гравёров. Наиболее выдающиеся гравюры Шонгауэра принадлежат к сериям «Страсти» и «Смерть Девы», а также «Мудрая» и «Глупая» девы. Его гравюры продавались по всей Германии, а также в Италии, Англии и Испании. Они хранятся в нескольких лучших художественных музеях мира, в частности в Британском музее, а также в Пинакотеке, Мюнхен, Старой галерее, Берлин и музее Szepmuveszeti (Государственный художественный музей) в Будапеште. Шонгауэр умер в Кольмаре в 1488 или 1491 году.
В эпоху Средневековья в Европе ювелиры освоили технику гравировки как способ украшения и нанесения надписей на металл. Историки полагают, что затем они стали печатать оттиски своих рисунков, чтобы сохранить их в памяти. Отсюда возникла гравировка на медных печатных формах для создания изображений на бумаге (старинные гравюры), которая появилась сначала в Германии в 1430-х годах, а вскоре после этого – в Италии. Золотой век гравюры длился примерно с 1470 по 1530 год, и в нём участвовали такие мастера, как Мартин Шонгауэр, Альбрехт Дюрер и Лукас ван Лейден.
Примеры гравюр Мартина Шонгауэра
Рождество Христово (1470)
Гравюра, Национальная галерея искусств, Вашингтон
Человек скорбящий с Девой Марией и Святым Иоанном Евангелистом (1470-75)
Гравюра на меди, Графический музей Альбертина, Вена
Крестьянская семья, идущая на рынок (1473-75)
Гравюра, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Христос, несущий крест (1474)
Гравюра, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поклонение волхвов (1475)
Гравюра на меди, Старая галерея, Берлин
Искушение святого Антония (1475)
Гравюра на меди, Szepmuveszeti Muzeum
Погребение (1480)
Гравюра на меди, Графический музей Альбертина, Вена
Глупая дева (1480-е годы)
Гравюра, Национальная галерея искусств, Вашингтон
Мадонна на скамье с газоном (1480-е гг.)
Гравюра на меди, Старая галерея
Мадонна с младенцем во дворе (ок. 1480)
Гравюра на меди, Старая галерея
Первая юродивая дева (1481)
Гравюра на меди, Szepmuveszeti Muzeum, Будапешт
Вторая мудрая дева (1481)
Гравюра на меди, Szepmuveszeti Muzeum
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?