Мартин Шонгауэр:
немецкий художник-график, гравёр из Кольмара читать ~4 мин.
Один из великих старых мастеров немецкого искусства XV века, Мартин Шонгауэр (нем. Martin Schongauer; ок. 1448–2 февраля 1491), сегодня наиболее известен своими выдающимися гравюрами, в частности, гравюрами на меди, рисунками, а также алтарными картинами, оказавшими значительное влияние на позднюю готическую живопись в Германии. Шонгауэр был одним из самых известных художников немецкого Возрождения, чьи работы вдохновляли таких мастеров, как Микеланджело и Дюрер. Сам он испытал влияние ранней фламандской живописи и широкого нидерландского Возрождения, сосредоточившись в основном на религиозном искусстве. Он работал преимущественно в Кольмаре (Эльзас). Его величайшим живописным шедевром считается алтарный образ «Мадонна в розовой беседке» (1473), который до сих пор хранится в церкви Святого Мартина в Кольмаре. В отличие от раннего творчества, его поздние работы отличаются более мягким и деликатным стилем.
Ранняя жизнь и обучение
Шонгауэр родился в Кольмаре и происходил из семьи ремесленников. Его отец был ювелиром, два брата стали живописцами и гравёрами, а двое других пошли по стопам отца. Подробностей о его детстве и раннем обучении не сохранилось, хотя весьма вероятно, что он сначала освоил семейное ремесло золотых дел мастера, а в 1465 году поступил в Лейпцигский университет.
Детство Шонгауэра, родившегося около 1448 года, совпало с периодом расцвета кёльнской школы живописи, которую в середине XV века возглавлял Стефан Лохнер (ок. 1410–1451).
Живопись
Как художник, Шонгауэр работал темперой и маслом. На его творчество оказали сильное влияние точность и колорит фламандского мастера Рогира ван дер Вейдена. Небольшое число сохранившихся работ Шонгауэра включает одиннадцать алтарных панно в Музее Унтерлинден в Кольмаре (где также хранится Изенгеймский алтарь Маттиаса Грюневальда). Другие известные картины: «Святое семейство» (ок. 1470, Старая пинакотека, Мюнхен), «Мадонна в розовой беседке» (1473, церковь Святого Мартина, Кольмар), «Святое семейство» (1475–1480, Музей истории искусств, Вена) и «Рождество» (ок. 1480, Картинная галерея, Берлин). Кроме того, он выполнил ряд фресок в соборе Брейзаха (1489–1490).
Среди других значимых явлений в искусстве Германии того времени выделяется Дунайская школа, возглавляемая регенсбургским художником Альбрехтом Альтдорфером (1480–1538) и франконским живописцем Лукасом Кранахом Старшим (1472–1553).
Гравюра
Главным вкладом Шонгауэра в искусство стала гравюра, в которой он выработал чёткий и упорядоченный готический стиль. Как и в живописи, он выбирал преимущественно библейские сюжеты, хотя создавал и жанровые сцены из повседневной жизни. Будучи величайшим гравёром до Альбрехта Дюрера (1471–1528), он усовершенствовал технику перекрёстной штриховки для передачи объёма и первым из гравёров научился изгибать параллельные линии, искусно вращая пластину относительно штихеля.
К концу жизни он основал в Кольмаре влиятельную школу гравюры, которая сформировала следующее поколение немецких мастеров. Наиболее выдающимися работами Шонгауэра считаются серии «Страсти», «Смерть Девы», а также «Мудрые и глупые девы». Его гравюры продавались по всей Германии, а также в Италии, Англии и Испании. Они хранятся в нескольких лучших художественных музеях мира, в частности в Британском музее, а также в Пинакотеке в Мюнхене, Картинной галерее в Берлине и Музее изобразительных искусств (Szepmuveszeti Muzeum) в Будапеште. Шонгауэр умер в Брейзахе в 1491 году.
В эпоху Средневековья европейские ювелиры освоили технику гравировки для украшения и нанесения надписей на металл. Историки полагают, что они начали делать оттиски своих узоров, чтобы сохранить их образцы. Так в 1430-х годах в Германии, а вскоре и в Италии, зародилась гравюра на медных пластинах для печати изображений на бумаге. Золотой век гравюры пришёлся примерно на 1470–1530 годы, его главными мастерами были Мартин Шонгауэр, Альбрехт Дюрер и Лукас ван Лейден.
Примеры гравюр Мартина Шонгауэра
«Рождество Христово» (1470)
Гравюра, Национальная галерея искусств, Вашингтон
«Муж скорбей с Девой Марией и Святым Иоанном Евангелистом» (1470–1475)
Гравюра на меди, Галерея Альбертина, Вена
«Крестьянская семья, идущая на рынок» (1473–1475)
Гравюра, Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Христос, несущий крест» (1474)
Гравюра, Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Поклонение волхвов» (1475)
Гравюра на меди, Картинная галерея, Берлин
«Искушение святого Антония» (1475)
Гравюра на меди, Музей изобразительных искусств, Будапешт
«Погребение» (1480)
Гравюра на меди, Галерея Альбертина, Вена
«Глупая дева» (1480-е годы)
Гравюра, Национальная галерея искусств, Вашингтон
«Мадонна на травяной скамье» (1480-е гг.)
Гравюра на меди, Картинная галерея, Берлин
«Мадонна с младенцем во дворе» (ок. 1480)
Гравюра на меди, Картинная галерея, Берлин
«Первая глупая дева» (1481)
Гравюра на меди, Музей изобразительных искусств, Будапешт
«Вторая мудрая дева» (1481)
Гравюра на меди, Музей изобразительных искусств, Будапешт
- Альбрехт Дюрер: немецкий художник и гравёр эпохи Возрождения
- Лукас Кранах Старший: немецкий портретист, гравёр эпохи Возрождения
- Микеланджело был опытным фальсификатором
- Личная коллекция Владимира Спивакова
- В столичном Музее русского импрессионизма представили коллекцию, принадлежащую Владимиру Спивакову
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?