Мазолино:
художник по готическим фрескам, ювелир читать ~7 мин.
Как и некоторые из великих старых мастеров, Мазолино (Томмазо ди Кристофано Мазолино да Паникале), вероятно, сначала научился ювелирному делу – во всяком случае, по словам Джорджо Вазари, он был «лучшим работником по бронзе». Конечно, именно к нему обратился Лоренцо Гиберти, работая над южной дверью баптистерия во Флоренции. Он был принят в гильдию Mediei e Speziale во Флоренции только в 1423 году, в год, когда он добавил своё имя к Мадонне смирения (Бременский музей), работе, которая имеет мало сходства с Гиберти.
На самом деле он использовал более гибкую, широкую линию, более свободную конструкцию, менее расчётливую и менее академичную, чем у Гиберти. Но его качества как живописца проявляются, в частности, в использовании нежных, но интенсивных цветов и текстур, которые становятся плотнее в тени, а затем размываются и смягчаются в светлых областях, чтобы избежать слишком сильного подчёркивания разницы между светом и тенью. В то же время он умел передавать сущностные качества вещей, как это делал до него Джованни да Милано. Он остаётся важным автором искусства Ренессанса раннего кватроченто.
Это красочное, нежное видение берёт своё начало в стиле интернациональной готики, который практиковался в Тоскане Лоренцо Монако и в ещё большей степени такими художниками, как «Мастер Мадонны Штрауса» и «Мастер Бамбино Виспо». Она также включала некоторые новые для Флоренции черты, такие как фантазии Арканджело ди Кола (который приехал во Флоренцию в 1419 году) и Джентиле да Фабриано (1422).
Ранние работы: интернациональный готический стиль
2 ноября 1424 года Мазолино закончил фресковую роспись в капелле Крестового братства (или Св. Елены) в церкви Св. Агостино д’Эмполи, от которой сегодня осталась только синопия (красно-коричневый пигмент), а также несколько декоративных фрагментов и Святые из интрадо входной арки.
В люнете из другой части церкви важные остатки Мадонны с младенцем и двумя ангелами и фрагменты группы Девушек на молитве, похоже, предшествуют украшению капеллы и даже Бременской Мадонне. Из-за очевидного сходства с Лоренцо Монако и «Мастером Бамбино Виспо», Мадонна из коллекции Контини-Бонакосси во Флоренции (ныне в Палаццо Веккьо) с её исключительно широкой гаммой цветов, как ярких, так и нежных, кажется ещё более ранней. Она, несомненно, представляет собой вершину флорентийской живописи в стиле интернациональной готики.
Работа с Мазаччо
Головы, сохранившиеся от капеллы Креста в S. Агостино д’Эмполи, с другой стороны, очень похожи на Бременскую Мадонну, хотя некоторые из них демонстрируют более синтетический и более резко выраженный кьяроскуро, который напоминает о более раннем сотрудничестве между Мазолино и Мазаччо над Богородицей со Святой Анной (Уффици, Флоренция).
В этой последней работе монументальность Мадонны и массивность Младенца свидетельствуют о руке художника, которому не терпелось воплотить свои новые идеи в жизнь. Установлено, что Мазаччо написал фигуры Мадонны, Младенца и ангела в правом верхнем углу, а Мазолино – Святую Анну и других ангелов.
С помощью этой идентификации стало возможным уточнить соответствующий вклад каждого художника в дальнейшее сотрудничество между ними, религиозные картины в капелле Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции, заказанные Феличе Бранкаччи у Мазолино вскоре после возвращения первого во Флоренцию в феврале 1423 года. В XVIII веке свод, к сожалению, был перекрашен, а у задней стены был установлен огромный алтарь. Мазолино можно приписать Искушение Адама и Евы на пилястре справа от входа. «Воскрешение Табиты» (за исключением площади и зданий на заднем плане) и «Проповедь святого Петра» на задней стене.
«Изгнание Адама и Евы из Эдемского сада» на левой пилястре у входа и «Деньги на дань» (за исключением головы Христа) на левой стене, а также «Крещение неофитов» – работы Мазаччо. По сравнению со своим коллегой, Мазолино (чьи отношения с церковью Санта Мария дель Кармине подтверждены документами, датированными 1425 годом), кажется, придаёт своим фигурам более крупный и монументальный рост и подчёркивает их объём с помощью намеренного использования кьяроскуро. Но ему не удалось добиться желаемого эффекта, и тени на лицах больше похожи на солнечные ожоги.
Своих лучших эффектов он, несомненно, добился во фреске Пьета, хотя она и несколько тяжеловата (сейчас находится в музее коллегиальной церкви Эмполи), и в Триптихе Карнесекки флорентийской церкви S. Марии Маджоре, из которого сейчас сохранилась только правая панель с изображением святого Юлиана (Флоренция, семинария), хотя в музее Монтобана есть панель из пределлы. Здесь Мазолино использует более фильтрованное, рассеянное кьяроскуро (одежда, голова Христа-Младенца, левые руки Богородицы и святого Юлиана), и результат наводит на мысль о более мягком и спокойном Мазаччо. Триптих почти наверняка был готов к 1426 году и, должно быть, выполнен до 1 сентября 1425 года, когда Мазолино уехал в Венгрию.
Мазолино вернулся в Италию в июле 1427 года. Между 1427 и 1431 годами он закончил в Риме фрески в капелле в Сан-Клементе (Сцены из жизни святой Екатерины и святого Амвросия, Благовещение, Распятие, Евангелисты, Врачи церкви) и двусторонний триптих для церкви Санта Мария Маджоре.
Трудности атрибуции
Присутствие Мазаччо осложняет анализ произведения. Ведь он отвечал за Святых Иеронима и Иоанна Крестителя (Лондон, Н.Г.) в полиптихе и, вероятно, приложил руку к исполнению солдат в левом нижнем углу Распятия С. Клементе . Некоторое различие в стиле между панелями и, выполненными самим Мазолино, позволяет предположить, что он и Мазаччо уже посещали Рим в 1425 году. Ансамбль «Распятие» исключительно трезв и глубок по сравнению с другими сценами, например, с изображением «Усекновение главы святой Екатерины», которое обнаруживает заметную тенденцию к анекдотичности. Панель полиптиха с Святым Матфеем и Папой (Святой Либерий) (Лондон, Н.Г.) по стилю ближе к фрескам капеллы Бранкаччи, чем к утончённым, элегантным центральным сценам алтарного образа Санта Мария Маджоре (Неаполь, Каподимонте).
Эта гипотеза подкрепляется тем фактом, что в апреле 1425 года кардинал Кастильоне, который заказывал работы у Мазолино и был титулярным кардиналом церкви Сан-Клементе, проезжал через Флоренцию. В Риме он также был связан с кардиналом Бранкаччи, братом Феличе, который заказал настенную роспись для капеллы Санта-Мария-дель-Кармине.
Выполнив примерно в это время «Мадонну смирения» (Мюнхен, Альте Пинакотека) и два «Благовещения» (Вашингтон, Н.Г.), в 1432 году Мазолино написал для церкви С. Фортунато в Тоди, фреску Мадонна между двумя ангелами, которая близка по стилю к восхитительному циклу фресок в баптистерии Кастильоне Олона (Сцены из жизни Иоанна Крестителя, Евангелисты, Врачи церкви, Бог Отец). Они, несомненно, были выполнены раньше, чем свод коллегиального хора (Сцены из жизни Богородицы), законченный Паоло Скьяво и Веккьеттой, вероятно, после смерти живописца.
Пересмотренная версия эстетики Мазаччо
Здесь такие элементы, как влияние поздней интернациональной готики, опыт новатора Раннего Возрождения Мазаччо, уверенное знание перспективы и новое мировоззрение Джентиле да Фабриано, смешиваются в жизнерадостное и красочное видение людей и вещей, архитектуры и пейзажа, изображённых в гамме чистых, ярких цветов. Художественное наследие, оставленное Мазолино, послужило основой для пересмотренной версии эстетики Мазаччо, которую позже применили Доменико Венециано (1410-1461) и Пьеро делла Франческа (1415-1492).
Другими важными художниками, связанными с позднеготическим стилем, были: Уголино ди Нерио (активен в 1317-27 гг.), Симоне Мартини (1285-1344) Жан Пюсель (ок. 1290-1334 гг.), Джентиле да Фабриано (1370-1427), Лоренцо Гиберти (1378-1455), Роберт Кампен – мастер из Флемалле (1378-1444); Мельхиор Бродерлам (фл.1381-1409), Жакмар де Эсден (ок.1355-1414), Сассетта (Стефано ди Джованни) (ок.1395-1450 гг.), Антонио Пизанелло (1394-1455), братья Лимбурги (ум. 1416), Стефан Лохнер (1400-1451) и Жан Фуке (1425-1480).
Картины Мазолино можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?