Мазолино:
художник по готическим фрескам, ювелир читать ~6 мин.
Мазолино да Паникале (Томмазо ди Кристофано Фини; около 1383 — около 1447), как и некоторые другие великие старые мастера, вероятно, начинал свой путь с ювелирного дела. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» утверждал, что Мазолино был «лучшим мастером по работе с бронзой». Известно, что художник сотрудничал с Лоренцо Гиберти во время создания северных врат флорентийского баптистерия. В 1423 году он вступил в гильдию Arte dei Medici e Speziali во Флоренции — в том же году, когда подписал работу «Мадонна Смирения» (Художественный музей Бремена), в которой, однако, мало сходства со стилем Гиберти.
В действительности Мазолино использовал более гибкую и широкую линию, а его манера была более свободной и менее академичной, чем у Гиберти. Живописный талант художника проявляется в использовании нежных, но насыщенных цветов. В затенённых участках текстуры становятся плотнее, а на свету — размываются и смягчаются, что позволяет избежать резких контрастов светотени. В то же время он умело передавал материальность предметов, подобно своему предшественнику Джованни да Милано. Мазолино остаётся важной фигурой в искусстве Ренессанса раннего кватроченто.
Его красочная и деликатная живопись берёт начало в стилистике интернациональной готики. В Тоскане этот стиль развивали Лоренцо Монако, а также такие мастера, как «Мастер Мадонны Штрауса» и «Мастер Бамбино Виспо». Творчество Мазолино также впитало новые для Флоренции веяния, связанные с работами Арканджело ди Кола, приехавшего в город в 1419 году, и Джентиле да Фабриано, прибывшего в 1422 году.
Ранние работы и интернациональная готика
2 ноября 1424 года Мазолино завершил фресковую роспись в капелле Креста (или Святой Елены) в церкви Сан-Агостино в Эмполи. До наших дней от этого цикла дошли лишь синопии (подготовительные рисунки, выполненные красно-коричневым пигментом), несколько декоративных фрагментов и изображения святых на внутренней поверхности входной арки (интрадо).
Фрагменты фрески «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» и группы «Молящиеся девушки», сохранившиеся в люнете из другой части той же церкви, по-видимому, были созданы ранее росписей капеллы и даже «Бременской Мадонны». Ещё более ранней работой считается «Мадонна» из коллекции Контини-Бонакосси (ныне в Палаццо Веккьо, Флоренция), отличающаяся широкой палитрой ярких и нежных оттенков. Из-за сходства с произведениями Лоренцо Монако и «Мастера Бамбино Виспо» эта работа признана одним из высших достижений флорентийской живописи в стиле интернациональной готики.
Сотрудничество с Мазаччо
Сохранившиеся «Головы» из капеллы Креста в Сан-Агостино в Эмполи очень похожи на «Бременскую Мадонну». При этом некоторые из них демонстрируют более синтетический и резко выраженный кьяроскуро. Это напоминает о раннем сотрудничестве Мазолино с Мазаччо над алтарным образом «Святая Анна с Мадонной и Младенцем» (Уффици, Флоренция).
В этой работе монументальность фигуры Мадонны и массивность Младенца указывают на кисть художника, стремившегося воплотить новаторские идеи. Искусствоведы установили, что Мазаччо написал фигуры Мадонны с Младенцем и ангела в правом верхнем углу, в то время как Мазолино создал образ Святой Анны и остальных ангелов.
Эта атрибуция позволяет точнее определить вклад каждого художника в их дальнейшей совместной работе — росписях капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. Заказ на эти религиозные картины Мазолино получил от Феличе Бранкаччи вскоре после его возвращения во Флоренцию в феврале 1423 года. В XVIII веке своды капеллы были переписаны, а у задней стены установили массивный алтарь, что привело к утратам. Кисти Мазолино приписывают фреску «Грехопадение» на пилястре справа от входа, а также «Воскрешение Тавифы» (за исключением архитектурного фона) и «Проповедь Святого Петра» на задней стене.
Работами Мазаччо считаются «Изгнание из рая» на левой пилястре, «Чудо со статиром» на левой стене (за исключением головы Христа) и «Крещение неофитов». В сравнении со своим коллегой Мазолино, чья связь с церковью Санта-Мария-дель-Кармине подтверждена документами 1425 года, пытался придать фигурам монументальность и подчеркнуть их объём с помощью светотени. Однако тени на лицах его персонажей выглядят слишком резкими и почти неестественными.
Наибольшего мастерства в этот период Мазолино достиг во фреске «Пьета» (ныне в музее коллегиальной церкви Эмполи), хотя она и кажется несколько тяжеловесной. Другой важной работой стал триптих Карнесекки для флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре. От него сохранилась правая створка с изображением Святого Юлиана (Семинария, Флоренция) и панель пределы (Музей Энгра, Монтобан). Здесь художник использует более мягкий, рассеянный кьяроскуро, что напоминает манеру Мазаччо. Вероятно, триптих был завершён до 1 сентября 1425 года, когда Мазолино отправился в Венгрию.
Мазолино вернулся в Италию в июле 1427 года. В период с 1427 по 1431 год он работал в Риме, где создал фрески в капелле Святой Екатерины Александрийской в базилике Сан-Клементе («Сцены из жизни святой Екатерины и святого Амвросия», «Благовещение», «Распятие», «Евангелисты», «Учителя Церкви») и двусторонний триптих для базилики Санта-Мария-Маджоре.
Трудности атрибуции
Присутствие Мазаччо в Риме усложняет анализ работ этого периода. Считается, что он написал фигуры святых Иеронима и Иоанна Крестителя для полиптиха Санта-Мария-Маджоре (ныне в Национальной галерее, Лондон) и, возможно, участвовал в изображении солдат в левом нижнем углу фрески «Распятие» в Сан-Клементе. Стилистические различия между станковыми картинами, выполненными самим Мазолино, позволяют предположить, что он и Мазаччо могли посетить Рим ещё в 1425 году. Фреска «Распятие» отличается исключительной строгостью и глубиной по сравнению с другими сценами, такими как «Обезглавливание святой Екатерины», в которой заметна склонность к повествовательности. Панель полиптиха со святыми Матфеем и папой Либерием (Национальная галерея, Лондон) стилистически ближе к фрескам капеллы Бранкаччи, чем к изысканным центральным сценам алтаря из Санта-Мария-Маджоре (ныне в Музее Каподимонте, Неаполь).
Эта гипотеза подкрепляется тем, что в апреле 1425 года кардинал Бранда Кастильоне, заказчик Мазолино и титулярный кардинал базилики Сан-Клементе, проезжал через Флоренцию. В Риме он был связан с другим кардиналом, Ринальдо Бранкаччи, братом Феличе, заказавшего фрески для семейной капеллы в Санта-Мария-дель-Кармине.
Примерно в это же время Мазолино создал «Мадонну Смирения» (Старая пинакотека, Мюнхен) и два «Благовещения» (Национальная галерея искусства, Вашингтон). В 1432 году он написал для церкви Сан-Фортунато в Тоди фреску «Мадонна с двумя ангелами». Стилистически она близка к великолепному фресковому циклу в баптистерии Кастильоне-Олона («Сцены из жизни Иоанна Крестителя», «Евангелисты», «Учителя Церкви», «Бог Отец»). Эти росписи были выполнены раньше, чем фрески на сводах хора коллегиальной церкви («Сцены из жизни Богородицы»), которые после смерти Мазолино завершили Паоло Скьяво и Веккьетта.
Переосмысление эстетики Мазаччо
В поздних работах Мазолино слились воедино влияние интернациональной готики, опыт сотрудничества с новатором Раннего Возрождения Мазаччо, уверенное владение перспективой и новое мировоззрение, заимствованное у Джентиле да Фабриано. Всё это смешалось в жизнерадостном и красочном видении мира, где люди, предметы, архитектура и пейзаж изображены в палитре чистых, ярких цветов. Художественное наследие Мазолино послужило основой для переосмысленной версии эстетики Мазаччо, которую позже развивали Доменико Венециано (1410–1461) и Пьеро делла Франческа (1415–1492).
Стиль интернациональной готики, в русле которого начинал Мазолино, был представлен в Европе множеством выдающихся мастеров. Среди них Уголино ди Нерио (работал в 1317–1327), Симоне Мартини (1285–1344), Жан Пюсель (ок. 1290–1334), Лоренцо Гиберти (1378–1455), Робер Кампен (1378–1444), Мельхиор Брудерлам (работал в 1381–1409), Жакмар де Эсден (ок. 1355–1414), Сассетта (ок. 1395–1450), Антонио Пизанелло (1394–1455), братья Лимбурги (ум. 1416), Стефан Лохнер (1400–1451) и Жан Фуке (1425–1480).
Произведения Мазолино хранятся в ведущих художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?