Мелоццо да Форли: художник раннего Возрождения, квадратура читать ~4 мин.
Один из Старых мастеров, чья репутация пострадала из-за отсутствия сохранившихся работ, художник и архитектор Мелоццо да Форли работал в Риме, Урбино и Лорето в период зрелой фазы живописи Раннего Возрождения (1460-1490). Под влиянием умбрийского художника Пьеро делла Франческа (1420-1492), его главным вкладом в итальянское Возрождение стало мастерское владение линейной перспективой и иллюзионистскими приёмами ракурса и его подтипа, известного как di sotto in su («вид снизу»).
Наряду с Андреа Мантенья (1430-1506), прославившимся такими работами, как фрески «Камера дельи Спози» (1465-74, Герцогский дворец, Мантуя), Мелоццо да Форли высоко ценился современниками, в частности за такие работы, как фреска «Вознесение Христа» (1478-80) для купола церкви Святых Апостолов в Риме. К сожалению, мало что сохранилось из его впечатляющей квадрантуры. Среди тех, что сохранились, – фрагменты фрески «Вознесение», которые сейчас находятся в Ватикане и Квиринальском дворце в Риме, а также ранняя работа – «Сикст IV назначает Платину библиотекарем Ватиканской библиотеки» (1477) – сейчас хранится в Пинакотеке Ватикана.
Ранняя жизнь
Родился в Форли, Романья, на северо-востоке Италии, и мы почти ничего не знаем о его обучении как художника или его раннем стиле живописи. Считается, что с 1465 по 1475 год он работал в Урбино, на юге, в итальянской области Марке. (Есть также предположение, что примерно в это время он работал в Риме, над фресками в базилике Сан-Марко). Здесь он соприкоснулся с Пьеро делла Франческа, одним из великих мастеров искусства Возрождения, у которого он перенял мастерство перспективы и архитектурное чувство формы. Кроме того, он познакомился с фламандскими живописцами, такими как Юстус Гентский (1410-1480), и испанскими художниками, такими как Педро Берругете (1450-1504), – в услужении у Федерико да Монтефельтро, – с которыми он, возможно, сотрудничал при создании декораций студиоло герцогского дворца в Урбино. Кроме того, он изучал архитектуру эпохи Возрождения у Донато Браманте (ок. 1444-1514).
Зрелая карьера художника
Около 1475 года Мелоццо переехал в Рим, где завершил свою первую крупную работу Папа Сикст IV назначает Бартоломео Платину префектом Ватиканской библиотеки (1477, Пинакотека Ватикана).
Эта фреска (теперь перенесённая на холст) изображает инвеституру Бартоломео Сакки (Платины) в качестве папского библиотекаря. Она демонстрирует острое понимание Мелоццо перспективы, показывая шесть фигур на переднем плане глубокого внутреннего пространства. Некоторые аспекты этой картины, включая низкий угол перспективы и расположение фигур, напоминают знаменитый портрет семьи Гонзага работы Мантеньи в Camera degli Sposi в герцогском дворце в Мантуе.
Кроме того, Мелоццо выполнил ряд фресок в Ватиканской библиотеке, а также несколько эскизов для Палаццо Альтемпс в Риме, построенного Джироламо Риарио (1443-1488), лордом Имолы. В 1478 году он стал одним из первоначальных членов Академии Святого Луки (позднее Академия искусств, Рим), основанной папой Сикстом IV.
См. также: Ренессанс в Риме при папах и наш путеводитель по Флорентийскому Возрождению (1400-1500).
Около 1480 года кардинал Пьетро Риарио (1445-74), племянник папы Сикста IV, поручил Мелоццо украсить свод апсиды в базилике Св. Апостолов в Риме фреской, изображающей Вознесение Христа. (Фреска была удалена в 1711 году, хотя несколько фрагментов сохранились в Ватикане, Квиринальском дворце и ризнице собора Святого Петра). Эта работа продемонстрировала его мастерство в архитектурной живописи и изображении пространства, ещё более укрепив его репутацию мастера перспективы и ракурса.
После смерти папы Сикста IV в 1484 году Мелоццо переехал в Лорето, в регионе Марке. Именно здесь кардинал Джироламо Бассо делла Ровере (1434-1507) поручил ему украсить купол ризницы Сан-Марко в базилике Санта-Каза. Это один из первых случаев, когда купольный свод был расписан архитектурой и фигурами. В 1489 году Мелоццо вернулся в Рим, где выполнил несколько проектов мозаичного искусства в капелле Святой Елены в базилике Санта-Кроче.
Известно, что в 1493 году он расписал фресками потолки (ныне утраченные) в Палаццо Комунале в Анконе, а позже в том же году вернулся в Форли, где расписал купол церкви капуцинов в Форли (разрушена в 1651 году). Кроме того, при содействии своего ученика Марко Пальмеццано (1460-1539) он расписал капеллу Фео в церкви Сан-Бьяджо (разрушена в 1944 году).
Кроме вышеупомянутых работ, Мелоццо приписывают ещё несколько настенных росписей в Риме и Урбино, а также ряд портретов известных людей (в том числе Платона и Данте), примеры которых можно увидеть во дворце Барберини в Риме (где находится Национальная галерея древностей) и в коллекции Кампана в парижском Лувре.
Мелоццо скончался в Форли в ноябре 1494 года.
Наследие
Твёрдо опираясь на принципы и законы перспективы, Мелоццо да Форли провёл большую часть своей карьеры художника, завоевав репутацию одного из великих квадратуристов искусства Раннего Возрождения (1400-1490). Его обширные знания в области тромплейной живописи и ракурсов, сравнимые только с Мантеньей, оказали сильное влияние на творчество Рафаэля, а также Микеланджело, в частности, на его проекты фресок Бытия (1508-12) на потолке Сикстинской капеллы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?