Мелоццо да Форли:
художник раннего Возрождения, квадратура читать ~4 мин.
Художник и архитектор Мелоццо дельи Амбрози, известный как Мелоццо да Форли (итал. Melozzo da Forlì; ок. 1438–1494), был одним из Старых мастеров, чья репутация отчасти пострадала из-за плохой сохранности его работ. Он творил в Риме, Урбино и Лорето в зрелый период живописи Раннего Возрождения (1460–1490). На него повлиял умбрийский художник Пьеро делла Франческа (1420–1492). Главным вкладом Мелоццо в итальянское Возрождение стало виртуозное владение линейной перспективой и иллюзионистскими приёмами ракурса, в частности его разновидностью di sotto in su («вид снизу вверх»).
Современники высоко ценили Мелоццо да Форли, ставя его в один ряд с Андреа Мантеньей (1430–1506), автором знаменитых фресок «Камера дельи Спози» (1465–1474, Герцогский дворец, Мантуя). Одной из самых известных работ самого Мелоццо была фреска «Вознесение Христа» (1478–1480) для купола церкви Святых Апостолов в Риме. К сожалению, его впечатляющая квадратура по большей части не сохранилась. Уцелевшие фрагменты «Вознесения» сегодня находятся в Ватикане и Квиринальском дворце. Также до нас дошла его ранняя работа «Сикст IV назначает Платину библиотекарем Ватиканской библиотеки» (1477), которая хранится в Пинакотеке Ватикана.
Ранняя жизнь
Мелоццо родился в городе Форли, в области Романья на северо-востоке Италии. О его обучении и раннем стиле живописи почти ничего не известно. Предполагается, что с 1465 по 1475 год он работал в Урбино, в регионе Марке. Существует также версия, что в это время он мог работать в Риме над фресками в базилике Сан-Марко. В Урбино художник познакомился с Пьеро делла Франческа, одним из величайших мастеров искусства Возрождения, у которого перенял мастерство построения перспективы и архитектурное чувство формы.
Кроме того, он общался с фламандскими живописцами, такими как Юстус Гентский (ок. 1410–1480), и испанскими художниками, в частности с Педро Берругете (ок. 1450–1504). Они состояли на службе у герцога Федерико да Монтефельтро, и, возможно, Мелоццо сотрудничал с ними при создании декораций для студиоло в герцогском дворце Урбино. Он также изучал архитектуру эпохи Возрождения у Донато Браманте (ок. 1444–1514).
Зрелая карьера художника
Около 1475 года Мелоццо переехал в Рим. Там он завершил свою первую крупную работу — фреску «Сикст IV назначает Бартоломео Платину префектом Ватиканской библиотеки» (1477, Пинакотека Ватикана). Эта фреска, позже перенесённая на холст, изображает назначение гуманиста Бартоломео Сакки (Платины) на должность папского библиотекаря. Композиция демонстрирует глубокое понимание художником перспективы: шесть фигур расположены на фоне монументального интерьера. Некоторые её черты, включая низкий угол обзора и размещение персонажей, напоминают знаменитый портрет семьи Гонзага кисти Мантеньи в Camera degli Sposi.
В тот же период Мелоццо создал несколько фресок в Ватиканской библиотеке и эскизы для Палаццо Альтемпс, построенного для Джироламо Риарио (1443–1488), правителя Имолы. В 1478 году художник стал одним из первых членов Академии Святого Луки (позднее — Академия искусств в Риме), основанной папой Сикстом IV.
См. также: Ренессанс в Риме при папах и наш путеводитель по Флорентийскому Возрождению (1400–1500).
Заказ на роспись свода апсиды в базилике Святых Апостолов в Риме с изображением «Вознесения Христа» поступил от кардинала Пьетро Риарио (1445–1474), племянника папы Сикста IV. После его ранней смерти работы продолжились под патронажем его двоюродного брата и наследника Джулиано делла Ровере. Фреска была удалена в 1711 году, но её фрагменты сохранились в Ватикане, Квиринальском дворце и ризнице собора Святого Петра. Эта работа укрепила репутацию Мелоццо как мастера перспективы и ракурса.
После смерти папы Сикста IV в 1484 году Мелоццо переехал в Лорето (регион Марке). Там кардинал Джироламо Бассо делла Ровере (1434–1507) поручил ему расписать купол ризницы Сан-Марко в базилике Санта-Каза. Эта роспись стала одним из первых примеров украшения купольного свода архитектурными мотивами и фигурами. В 1489 году Мелоццо вернулся в Рим, где работал над мозаиками в капелле Святой Елены в базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме.
Известно, что в 1493 году он расписал потолки в Палаццо Комунале в Анконе (не сохранились), а затем вернулся в родной Форли. Там он создал роспись для купола церкви Капуцинов (разрушена в 1651 году) и, совместно со своим учеником Марко Пальмеццано (1460–1539), расписал капеллу Фео в церкви Сан-Бьяджо (разрушена в 1944 году).
Кроме упомянутых работ, Мелоццо приписывают несколько настенных росписей в Риме и Урбино, а также ряд портретов знаменитых людей, включая Платона и Данте. Их примеры можно увидеть во дворце Барберини в Риме и в коллекции Кампана в парижском Лувре.
Мелоццо скончался в Форли в ноябре 1494 года.
Наследие
Мелоццо да Форли посвятил свою карьеру изучению законов перспективы, завоевав репутацию одного из великих квадратуристов искусства Раннего Возрождения (1400–1490). Его глубокие познания в области живописи-обманки (trompe-l’œil) и ракурсов, сравнимые лишь с мастерством Мантеньи, оказали сильное влияние на творчество Рафаэля и Микеланджело. В частности, это влияние заметно в проекте фресок «Сотворение мира» (1508–1512) на потолке Сикстинской капеллы.
- Живопись эпохи Ренессанса
- Джулио Романо: художник-маньерист, ученик Рафаэля
- Пизанелло: художник интернациональной готики
- Михаилу Булгакову, человеку и скверу. Новый адрес на литературной карте Москвы
- «Что забыла Алиса» Лианы Мориарти, краткое содержание
- «Большая маленькая ложь» Лианы Мориарти, краткое содержание
- Патриаршие пруды
- «Три желания» Лианы Мориарти, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?