Бартоломе Эстебан Мурильо:
испанский художник эпохи барокко, Севильская школа читать ~6 мин.
Один из самых популярных европейских старых мастеров и важная фигура в испанской живописи, Бартоломе Эстебан Мурильо был весьма успешным художником эпохи барокко в Испании. Большую часть своей творческой карьеры Мурильо провёл в Севилье. Он был известен в основном своим религиозным искусством, а также вкладом в пропагандистскую кампанию Ватикана — католическое искусство контрреформации. Художник также создал множество выразительных портретов и сцен испанской уличной жизни.
По сравнению с суровым реализмом и интенсивной эмоциональностью его испанских современников, таких как Хусепе Рибера (1591-1652) и Франсиско Сурбаран (1598-1664), стиль живописи Мурильо более нежный и сентиментальный. Он напоминает манеру итальянского художника XVI века Корреджо (1489-1534). Хотя технически он уступал более старшему Веласкесу (1599-1660), более мягкий стиль Мурильо помог ему превзойти Сурбарана в качестве ведущего испанского художника своего времени. Его мастерское исполнение сентиментальных жанровых картин, мягко написанных мадонн и библейских сцен снискало ему широкую популярность.
Сейчас Мурильо считается одним из ведущих испанских художников барокко. Его лучшие картины в стиле барокко включают «Молодой нищий» (1645-50, Лувр, Париж); «Поклонение пастухов» (1646-50, Эрмитаж, Санкт-Петербург); «Богоматерь Розария» (1649, Прадо, Мадрид); «Явление младенца Иисуса святому Антонию Падуанскому» (1656, Севильский собор); «Девушка и её дуэнья» (1670, Национальная галерея искусств, Вашингтон); и «Непорочное зачатие в Эскориале» (1678, музей Прадо, Мадрид).
Художественное ученичество
Мурильо родился в Севилье в 1617 году. О его ранней жизни известно немного, кроме того, что его родители рано умерли, и он отправился жить к художнику Хуану дель Кастильо (1584-1640). Кастильо писал картины в натуралистической манере, которая была обусловлена венецианским влиянием. В движении и театральности, которые он придавал своим фигурам, проявилось влияние великого мастера фламандского барокко Питера Пауля Рубенса.
Первые картины Мурильо были написаны под сильным влиянием Кастильо, а также Сурбарана, Алонсо Кано и Хусепе де Риберы. По окончании ученичества Мурильо не выбрал традиционный путь поступления в ремесленную мастерскую, а предпочёл остаться независимым. Предполагается, что он мог зарабатывать на жизнь, продавая на сельских ярмарках «саргас» — дешёвые картины на грубом холсте.
Жития францисканских святых
Его работы, должно быть, привлекли внимание публики, потому что вскоре он получил заказ на серию из 11 религиозных картин со святыми от францисканского монастыря в Севилье. Именно успешное завершение этих работ создало Мурильо первоначальную репутацию художника. Трудно определить хронологический порядок работ Мурильо, поскольку он редко датировал их, но считается, что серия из 11 картин датируется примерно 1645-1646 годами. Затем последовала пара картин для Севильского собора, которые укрепили его репутацию.
Мурильо начал специализироваться на двух темах: «Дева с младенцем» и «Непорочное зачатие». В возрасте 26 лет Мурильо ненадолго переехал в Мадрид, где изучал работы Веласкеса, Тициана, Рубенса и Ван Дейка, хранившиеся в королевской коллекции. Насыщенные цвета и мягко смоделированные формы этих мастеров вскоре вошли в его собственные работы.
Жанровые сцены
Зрелые образцы барочной живописи Мурильо — это прежде всего религиозные картины. Однако в раннем периоде творчества он написал множество запоминающихся жанровых сцен повседневной испанской жизни: оборванных мальчишек и цветочниц на улицах Севильи.
Замечательные примеры: «Молодой нищий» (ок. 1645-50, Лувр, Париж); «Девушка и её дуэнья» (1670, Национальная галерея искусств, Вашингтон); «Мальчики, поедающие виноград и дыню» (1645-46, Альте Пинакотека, Мюнхен) и «Старуха и мальчик» (1650-е годы, Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн). На последней картине Мурильо изобразил старуху, пытающуюся спрятать свою тарелку с едой от нищего уличного мальчишки. Эта картина типична для его стиля и иллюстрирует причину его популярности: Мурильо удалось изобразить бедность в жизнерадостной и юмористической манере.
Портреты
Мурильо также преуспел в портретном искусстве, но личности и значение его натурщиков остаются окутанными тайной времени. Его портреты не столь легкомысленны, как его жанровая живопись, а скорее мрачны и серьёзны. Прекрасным примером является его «Автопортрет» (1670, Национальная галерея, Лондон). Картина демонстрирует влияние голландских гравюр. Он изображает себя в окружении позолоченной овальной рамы, как будто смотрится в зеркало, но в манере trompe-l’œil протягивает руку за пределы рамы. Он одет в торжественную чёрную одежду и окружён инструментами своей профессии — палитрой, кистями, рисунком красным мелом и парой циркулей и линеек. Линейки говорят нам о том, что он образованный художник, который использует математику для создания точных композиций.
В своих портретах Мурильо предпочитал тёмные цвета и тяжёлые тени, ограничивая свой знаменитый мягкий мазок только волосами и кружевами.
Религиозная живопись
В поздний период творчества Мурильо сосредоточился в основном на религиозных сюжетах, несомненно, потому что католическая церковь была главным покровителем искусств в Европе того времени. Примеры его религиозных картин маслом включают: «Поклонение пастухов» (1646-50, Эрмитаж, Санкт-Петербург); «Кухня ангелов» (1646, Лувр); «Поклонение волхвов» (1655-60, Художественный музей Толедо, Огайо); и «Благовещение» (1660-65, Прадо, Мадрид).
Одним из самых популярных заказов Мурильо было изображение «Непорочного зачатия» (например, его версия 1665 года в Прадо, Мадрид). Тема «Девы Марии и Непорочного зачатия» обсуждалась религиозными орденами Испании того времени: францисканский орден считал, что Мария была зачата своей матерью без первородного греха, в то время как доминиканцы придерживались мнения, что Мария была зачата обычным образом, но позже очистилась от греха. Это не следует путать с рождением Иисуса от Девы Марии, которое известно как «Благовещение». Изображение Марии в окружении милых путти было настолько популярным, что Мурильо повторял эту тему множество раз. Художник идеализировал свою Мадонну, её выражения сладки, цвета мягки — для описания этого часто используется термин «estilo vaporoso» (воздушный стиль).
В 1660 году Мурильо стал одним из основателей Севильской академии, став её первым президентом. Работая над картиной «Мистическое обручение святой Екатерины» (1682), художник упал со строительных лесов и вскоре умер от полученных травм. После его смерти популярность художника росла благодаря многочисленным подражаниям его картинам. До XIX века Мурильо был самым известным испанским художником в истории.
Его работы повлияли на развитие живописи рококо. Однако в XIX веке из-за многочисленных подражателей на рынке и путаницы с подлинностью некоторых картин его репутация упала, но сейчас снова на подъёме.
Картины испанского художника эпохи барокко Бартоломе Эстебана Мурильо можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира, в частности в Прадо в Мадриде.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?