Пармиджанино:
итальянский художник-маньерист читать ~6 мин.
Среди наиболее одарённых старых мастеров эпохи маньеризма Пармиджанино был итальянским живописцем и гравёром. Он являлся ведущим представителем Пармской школы живописи (1520-1550). Под влиянием искусства Высокого Возрождения Корреджо (1494-1534), Рафаэля (1483-1520) и Микеланджело (1475-1564) живопись Пармиджанино характеризуется эмоционально насыщенными вытянутыми фигурами. Они выполнены с огромной утончённостью и изяществом.
Пейзажные декорации его религиозных работ обладают таинственным качеством. Это качество повлияло на его последователя Никколо дельи Абате (1510-1571) и через него — на школу Фонтенбло французского искусства. Кроме религиозного искусства, в частности фресок и алтарных панно, он отличался тонким портретным искусством. Мастер также работал в технике кьяроскуро ксилографии и офорта. Он питал слабость к trompe l’oeil и другим необычным пространственным эффектам. Ярким примером служит его знаменитый Автопортрет в выпуклом зеркале (1524, Художественно-исторический музей, Вена).
Кроме живописи, он создал несколько лучших рисунков эпохи Возрождения. К известным образцам маньеристской живописи Пармиджанино относятся: Видение св. Иеронима (1526-1527, Национальная галерея, Лондон); Мадонна с длинной шеей (1535, Уффици); алтарный образ Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и святым Иеронимом (1527); Портрет дамы (Антея) (1524-1527, Национальный музей Каподимонте, Неаполь); Мадонна с розой (ок. 1530, Галерея старых мастеров, Дрезден).
Ранние годы
Пармиджанино, урождённый Джироламо Франческо Мария Маццола, был сыном успешного живописца Филиппо Маццола. Отец трагически погиб, когда Пармиджанино был ещё ребёнком. В результате его воспитывали дяди — Микеле и Пьер Иларио Маццола, которые также были художниками.
Мальчик проявил необыкновенный талант и создал своё первое полотно «Крещение Христа», когда ему было всего 14 лет. Возможно, именно эта картина сейчас находится в Картинной галерее в Берлине. Его первые фрески, которые до сих пор можно увидеть в церкви Сан-Джованни Евангелиста в Парме, обнаруживают влияние Корреджо. В их динамичном цвете и сильной композиции заметно воздействие Ансельми и Порденоне (1483-1539).
Самой ранней работой, которую можно с уверенностью приписать Пармиджанино, является Мистическое венчание святой Екатерины (1521, Барди, церковь Санта-Мария). Она отличается изяществом и тонкостью, которые свидетельствуют о его выдающемся мастерстве в рисовании. Работа стала первой из серии религиозных картин: Отдых во время бегства в Египет (коллекция Зейлерна, Лондон), Святая Екатерина (1523-1524, Штеделевский институт, Франкфурт), Святое семейство (1524, Прадо). В 1523 году граф Галеаццо Санвитале поручил ему украсить будуар Паолы Гонзага в Фонтанеллато. С графа Пармиджанино написал великолепный портрет (1524, Музей Каподимонте, Неаполь). Эти изысканные фрески с изображением Дианы и Актеона соперничают с фресками Корреджо в Камере Сан-Паоло.
Рим
В 1524 году, оставив незаконченной свою работу в хоре церкви Санта-Мария делла Стекката, Пармиджанино отправился в Рим. Он взял с собой несколько своих полотен, в том числе Автопортрет в выпуклом зеркале (Художественно-исторический музей, Вена) — шедевр маньеризма. Об этом периоде жизни Пармиджанино сохранилось мало документов. Известно, что он изучал искусство Ренессанса, делал копии с классических произведений и изучал Микеланджело и особенно Рафаэля из первых рук.
Он сотрудничал с другими художниками-маньеристами: Перино дель Вага (1500-1546), Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547) и Россо Фьорентино (1494-1540). С ними он работал в палаццо на Виа Джулия. Он писал небольшие тонкие панно, в том числе новые версии Мистического брака святой Екатерины и Отдых во время бегства в Египет (Палаццо Дориа, Рим). Вероятно, он создал несколько портретов.
Болонья
Разграбление Рима в 1527 году вынудило Пармиджанино бежать в Болонью. Там в течение трёх лет (1527-1530) он был чрезвычайно активен. Его Святой Рох (базилика Сан-Петронио) восхитил Вазари своим искусным использованием арабесок. Работа стала первой в ряду более амбициозных произведений: великая Мадонна со святой Маргаритой и другими святыми (1528-1529, Пинакотека, Болонья) или Мадонна с младенцем, младенцем Иоанном, Магдалиной и святым Захарием (ок. 1530, Уффици, Флоренция) с нежным пейзажным фоном.
Он также написал Обращение святого Павла (1528, Художественно-исторический музей, Вена) и Мадонну с розой (1528-1530, Картинная галерея, Дрезден) — странную смесь чувственности и утончённости. Современники видели, как гений Рафаэля вновь оживает в картинах Пармиджанино, написанных маслом.
В 1530 году в Болонье Пармиджанино принимал участие в торжествах по случаю коронации императора Карла V. Он написал его портрет по памяти (ранее находился в коллекции Кука, Ричмонд, Великобритания). К этому времени относятся многие другие портреты. Сегодня их можно найти в Уффици (Флоренция), Галерее Боргезе (Рим), Каподимонте (Неаполь), Парме, Вене, Хэмптон-Корт.
Возвращение в Парму
В том же году, узнав, что Корреджо покинул Парму, Пармиджанино возвращается в родной город. К этому времени он находился на пике своей карьеры. Блестящий рисовальщик, изысканный колорист, наделённый оригинальным умом, он был предназначен для величия. Однако его невротический характер делал его всё более беспокойным. Непрекращающееся стремление к совершенству формы заставило его оставить незавершёнными многие из самых прекрасных работ. Среди них Амур (1531-1534, Вена, Художественно-исторический музей) и Мадонна с длинной шеей (ок. 1535, Флоренция, Уффици).
Это постепенное изменение в его характере отчасти объясняет его ссору с капитулом Санта-Мария делла Стекката. Там он в течение нескольких лет (1530-1534) работал над амбициозной серией фресок для свода. На многочисленных сохранившихся рисунках изображены элегантные женские фигуры, расположенные в гармоничной симметрии. Они почти абстрактны в своём ритмическом исполнении.
Портреты, написанные Пармиджанино в это время, также выражают большую духовную проницательность и нечто от его собственных душевных мук. Примеры: Граф и графиня из Сан-Секондо (1532-1535, Прадо) и особенно его странный Портрет дамы (Антея) (1535-1537, Каподимонте, Неаполь). Примерно через шесть лет художник очень мало продвинулся в работе над фресками в Стеккате. Он был вынужден бежать в Казаль-Маджоре, чтобы избежать тюремного заключения за невыполнение обязательств. Он не отказался от своего стремления к совершенству, в конце концов доведя свои работы до самого необходимого: Мадонна с младенцем и святым Стефаном, Иоанном Крестителем и донором (Картинная галерея, Дрезден), Лукреция (Музей Каподимонте, Неаполь).
Он умер преждевременно в Казаль-Маджоре на 37-м году жизни. По словам Вазари, из мягкого, элегантного человека он превратился в неопрятного, дикого человека из-за одержимости магией и алхимией. Его влияние было огромным и сохранилось до наших дней. Он был одним из самых чувствительных художников маньеризма. Его великолепные рисунки, как и гравюры, пронесли его славу далеко и широко.
Коллекции
Картины Пармиджанино можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира. Великолепная коллекция находится в Лувре, а также в Пармской национальной галерее, Уффици, Альбертине, Британском музее, Виндзорском замке и Будапештском музее изобразительных искусств.
Биографии других художников-маньеристов см.: Понтормо (1494-1556), Арчимбольдо (1527-1593) и Якопо Бассано (Якопо да Понте) (1515-1592).
- Агостино Карраччи: итальянский художник, Болонская школа
- Федерико Бароччи: итальянский художник, раннее барокко
- Фра Филиппо Липпи: итальянский художник эпохи Возрождения, Флоренция
- Джованни Беллини: итальянский художник эпохи Возрождения, основатель венецианской школы
- Гвидо Рени: итальянский художник эпохи барокко, Болонская школа
- Эволюция мобильных игр на платформе Android
- «Потерянный рай» - новый проект итальянского художника Паоло Чиабаттини
- Из Греческой Национальной галереи украдены работы Пикассо и Мондриана
- Театральный фестиваль в Саратове посвящается памяти Олега Янковского
- Сколько зарабатывают киберспортсмены?
- Предостережение Александра Миндадзе. Попытка понять и услышать
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?