Пармиджанино: итальянский художник-маньерист читать ~6 мин.
Среди наиболее одарённых старых мастеров эпохи маньеризма, Пармиджанино был итальянским живописцем и гравёром, который был ведущим представителем Пармской школы живописи (1520-1550). Под влиянием искусства Высокого Возрождения Корреджо (1494-1534), Рафаэля (1483-1520) и Микеланджело (1475-1564), живопись Пармиджанино характеризуется эмоционально насыщенными вытянутыми фигурами, выполненными с огромной утончённостью и изяществом.
Пейзажные декорации его религиозных работ обладают таинственным качеством, которое повлияло на его последователя Никколо дельи Абате (1510-1571) и, через него, на школу Фонтенбло французского искусства. Кроме религиозного искусства, в частности фресок, алтарных панно и т. п., он отличался тонким портретным искусством, кьяроскуро ксилографией и офортом. Он питал слабость к trompe l’oeil и другим необычным пространственным эффектам, как в его знаменитом Автопортрете в выпуклом зеркале (1524, Музей истории искусств, Вена).
Кроме живописи, он создал несколько лучших рисунков эпохи Возрождения. К известным образцам маньеристской живописи Пармиджанино относятся: Видение св. Иеронима (1526-7, Национальная галерея, Лондон); Мадонна с длинной шеей (1535, Уффици); алтарный образ Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем и святым Иеронимом (1527), Портрет дамы (Антея) (1524-7, Национальный музей Каподимонте, Неаполь); Мадонна с розой (ок.1530, Гемальдегалерия Альте Майстер, Дрезден).
Ранние годы
Пармиджанино, урождённый Джироламо Франческо Мария Маццола, был сыном успешного живописца Филиппо Маццола, который трагически погиб, когда Пармиджанино был ещё ребёнком. В результате его воспитывали дяди, Микеле и Пьер Иларио Маццола, которые также были художниками.
Мальчик проявил необыкновенную расторопность и создал своё первое полотно, «Крещение Христа», когда ему было всего 14 лет; возможно, именно эта картина сейчас находится в Гемалдегалерее в Берлине. Его первые фрески, которые до сих пор можно увидеть в церкви Сан Джованни Евангелиста в Парме, обнаруживают влияние Корреджо и, в их динамичном цвете и сильной композиции, Ансельми и Порденоне (1483-1539).
Самой ранней работой, которую можно с уверенностью приписать Пармиджанино, является «Мистическое венчание святой Екатерины» (1521, Барди, церковь Санта Мария). Она отличается изяществом и тонкостью, которые свидетельствуют о его выдающемся мастерстве в рисовании, и была первой из серии религиозных картин (Отдых во время бегства в Египет, коллекция Зейлерна, Лондон; Святая Екатерина, 1523-4, Стадель. Институт, Франкфурт; Святое семейство, 1524, Прадо). В 1523 году граф Галеаццо Санвитале (с которого Пармиджанино написал великолепный портрет; 1524, Музей Каподимонте, Неаполь) поручил ему украсить будуар Паолы Гонзага в Фонтанеллато. Эти изысканные фрески с изображением Дианы и Актеона соперничают с фресками Корреджо Камеры Сан Паоло.
Рим
В 1524 году, оставив незаконченной свою работу в хоре церкви Санта Мария делла Стекката, Пармиджанино отправился в Рим, взяв с собой несколько своих полотен, в том числе Автопортрет в выпуклом зеркале (КМ. Вена), шедевр маньеризма. Об этом периоде жизни Пармиджанино сохранилось мало документов, хотя известно, что он изучал искусство Ренессанса, делал копии с классических произведений и изучал Микеланджело и особенно Рафаэля из первых рук.
Он сотрудничал с другими художниками-маньеристами, такими как Перино дель Вага (1500-1546), Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547) и Россо Фьорентино (1494-1540), с которыми он работал в палаццо на Виа Джулия. Он писал небольшие тонкие панно, в том числе новые версии «Мистического брака святой Екатерины» и «Отдых во время бегства в Египет» (Палаццо Дориа, Рим) и, вероятно, несколько портретов.
Болонья
Разграбление Рима вынудило Пармиджанино бежать в Болонью, где в течение трёх лет (1527-30) он был чрезвычайно активен. Его «Святой Рох» (базилика Сан-Петронио) восхитил Вазари своим искусным использованием арабесок и стал первым в ряду более амбициозных работ, таких как великая «Мадонна со святой Маргаритой и другими святыми» (1528-9, П. Н. Болонья) или Мадонна с младенцем, младенцем Иоанном, Магдалиной и святым Захарием (ок. 1530, Уффици, Флоренция) с нежным пейзажным фоном.
Он также написал «Обращение святого Павла» (1528, К.М. Вена) и «Мадонну с розой» (1528-30, Гемальдегалерия, Дрезден), странную смесь чувственности и утончённости. Современники видели, как гений Рафаэля вновь оживает в картинах Пармиджанино, написанных маслом.
В 1530 году в Болонье Пармиджанино принимал участие в торжествах по случаю коронации императора Карла V и написал его портрет по памяти (ранее находился в коллекции Кука, Ричмонд, Великобритания). К этому времени относятся и многие другие портреты (сегодня их можно найти в Уффици, Флоренция; Галерее Боргезе, Рим; Каподимонте, Неаполь; Парма; Вена; Хэмптон-Корт).
Возвращение в Парму
В том же году, узнав, что Корреджо покинул Парму, Пармиджанино возвращается в родной город, находясь к этому времени на пике своей карьеры. Блестящий рисовальщик, изысканный колорист, наделённый оригинальным умом, он был предназначен для величия, но его невротический характер делал его все более беспокойным, а непрекращающееся стремление к совершенству формы («Амур» , 1531-4, Вена, КМ.) заставило его оставить незавершёнными многие из своих самых прекрасных работ, включая «Мадонну с длинной шеей» (ок. 1535, Флоренция, Уффици).
Это постепенное изменение в его характере отчасти объясняет его ссору с капитулом Санта Мария делла Стекката, где он в течение нескольких лет (1530-4) работал над амбициозной серией фресок для свода. На многочисленных сохранившихся рисунках изображены элегантные женские фигуры, расположенные в гармоничной симметрии, почти абстрактные в своём ритмическом исполнении.
Портреты, написанные Пармиджанино в это время, также выражают большую духовную проницательность и нечто от его собственных душевных мук (Граф и графиня из Сан-Секондо, 1532-5, Прадо; и особенно его странный Портрет дамы (Антея) (1535-7, Каподимонте, Неаполь). Примерно через шесть лет художник очень мало продвинулся в работе над фресками в Стеккате и был вынужден бежать в Казаль-Маджоре, чтобы избежать тюремного заключения за невыполнение обязательств. Он не отказался от своего стремления к совершенству, в конце концов доведя свои работы до самого необходимого (Мадонна с младенцем и святым Стефаном, Иоанном Крестителем и донором, Gg, Дрезден; Лукреция, Музей Каподимонте, Неаполь).
Он умер преждевременно в Казаль-Маджоре на 37-м году жизни, превратившись из мягкого, элегантного человека, каким он был раньше, в неопрятного, дикого человека из-за, по словам Вазари, его одержимости магией и алхимией. Его влияние, которое было огромным, сохранилось. Он был одним из самых чувствительных художников маньеризма, а его великолепные рисунки, как и гравюры, пронесли его славу далеко и широко.
Коллекции
Картины Пармиджанино можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира. Великолепная коллекция находится в Лувре, а также в Пармской национальной галерее, Уффици, Альбертине, Британском музее, Виндзорском замке и Будапештском музее.
Биографии других художников-маньеристов см: Понтормо (1494-1556), Арчимбольдо (1527-1593) и Якопо Бассано (Якопо да Понте) (1515-1592).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?