Пьеро делла Франческа, художник эпохи Возрождения, эксперт по линейной перспективе читать ~5 мин.
Итальянский художник Пьеро делла Франческа был одним из важнейших старых мастеров в искусстве Раннего Возрождения. Он был знатоком геометрии и математики, а также одним из ведущих новаторов в живописных техниках, таких как линейная перспектива и ракурс. Его творчество — это преимущественно религиозное искусство, в основном алтарные образы и настенные росписи для церквей. Особый стиль Пьеро делла Франческа в искусстве Ренессанса характеризуется математически точным построением пространственной глубины и трёхмерным моделированием фигур.
Кроме мастерского владения темперой и фреской, художник виртуозно работал со светом и цветом, что усиливало атмосферный эффект его картин. Его величайшим шедевром считается «Бичевание Христа» (ок. 1455–1460, Национальная галерея Марке в Урбино). Искусствовед Кеннет Кларк назвал эту работу одной из величайших религиозных картин в истории. Другие важные примеры его живописи раннего Возрождения включают двойной портрет «Федериго да Монтефельтро и его жена» (ок. 1465–1472, Уффици, Флоренция) и цикл фресок «Легенда о Животворящем Кресте» (начало работы в 1452, церковь Сан-Франческо в Ареццо, Тоскана). Хотя Пьеро делла Франческа был забыт на несколько столетий после смерти, сегодня он признан одним из ключевых художников Раннего Возрождения, оказавших огромное влияние на развитие итальянского Возрождения.
Подмастерье и обучение
О ранней жизни художника известно немного. Предполагается, что он родился в небольшом городке Сансеполькро в Тоскане около 1415 года. Его отец был торговцем, и, вероятно, юный Пьеро получил образование. Он мог учиться у нескольких мастеров, но документально подтверждено, что во Флоренции он был подмастерьем у Доменико Венециано (ок. 1410–1461), который, в свою очередь, мог быть учеником Джентиле да Фабриано (ок. 1370–1427).
Вместе с Венециано Пьеро делла Франческа работал над фресками для церкви госпиталя Санта-Мария-Нуова, которые, к сожалению, не сохранились. В этот период он познакомился с выдающимися мастерами кватроченто, среди которых были Фра Анджелико (ок. 1400–1455), Мазаччо (1401–1428) и архитектор Филиппо Брунеллески (1377–1446).
Ранние картины
В 1442 году Пьеро делла Франческа вернулся в родной город. В 1445 году он получил заказ на создание алтарного образа для церкви Мизерикордия, работа над которым заняла почти двадцать лет. В 1449 году он создал несколько фресок в Ферраре, в замке Эстенсе и церкви Сант-Андреа, которые впоследствии были утрачены. Двумя годами позже художник написал знаменитую фреску «Сиджизмондо Пандольфо Малатеста молится святому Сигизмунду». Примерно в это же время он познакомился со знаменитым архитектором, теоретиком искусства и гуманистом Раннего Возрождения Леоном Баттистой Альберти.
Теоретик искусства
Пьеро делла Франческа написал фундаментальные труды по геометрии и перспективе, сохранившиеся до наших дней: «Трактат об абаке» (Trattato d’Abaco), «О перспективе в живописи» (De Prospectiva Pingendi) и «Книжица о пяти правильных телах» (Libellus de Quinque Corporibus Regularibus). Впоследствии его идеи были развиты другими учёными, в том числе итальянским математиком Лукой Пачоли в трактате «О божественной пропорции» (De Divina Proportione), который проиллюстрировал Леонардо да Винчи.
Математические исследования оказали прямое влияние на живопись художника. Он выстраивал композиции по строгой геометрической схеме, демонстрируя глубокое понимание перспективы. Его цветовая палитра обычно была светлой, со значительными участками белого цвета. Художник писал просторные, залитые солнцем небеса, а его картины отличались ясностью и отсутствием лишних деталей. Хотя современники иногда считали его работы «незаконченными», этот новаторский подход был оценён по достоинству в более поздние эпохи.
Цикл фресок «Легенда о Животворящем Кресте»
Цикл фресок «Легенда о Животворящем Кресте» считается главным шедевром Пьеро делла Франческа. Животворящий Крест — это реликвия, представляющая собой останки креста, на котором, как верят христиане, был распят Иисус. Эта работа находится в базилике Сан-Франческо в городе Ареццо, Тоскана.
«Бичевание Христа»
По заказам Ватикана художник выполнил несколько работ, многие из которых были уничтожены или дошли до нас лишь фрагментарно. К ним относятся фрески в базилике Санта-Мария-Маджоре и в Ватиканском дворце. Около 1460 года он написал «Бичевание Христа» — одну из самых известных и загадочных своих работ, исполненную темперой и маслом на доске.
Композиция картины необычна и сложна. На переднем плане три фигуры ведут беседу, не обращая внимания на сцену бичевания Христа, происходящую на заднем плане. Картина отличается строгостью линий и форм. Спустя столетия ею восхищались художники-кубисты и абстракционисты, а историк искусства сэр Кеннет Кларк назвал её одной из величайших картин в мире.
Среди других известных работ художника: «Крещение Христа», ок. 1450 (Национальная галерея, Лондон); «Воскресение», ок. 1463 (Городской музей, Сансеполькро); диптих «Портреты Федериго да Монтефельтро, герцога Урбино, и его жены Баттисты Сфорца», ок. 1465–1472 (Галерея Уффици, Флоренция); «Кающийся святой Иероним», 1450 (Государственные музеи Берлина); «Святой Людовик Тулузский», 1460 (Городская пинакотека, Сансеполькро); «Святой Иоанн Евангелист», ок. 1465 (панель алтаря Сант-Агостино, Коллекция Фрика, Нью-Йорк); «Архангел Михаил», ок. 1454 (панель алтаря Сант-Агостино, Национальная галерея, Лондон) и «Мадонна с Младенцем и святыми», ок. 1472 (алтарь Монтефельтро, Пинакотека Брера, Милан).
Последние годы
В пожилом возрасте Пьеро делла Франческа оставил живопись и посвятил себя научным занятиям и написанию трактатов. По свидетельству Джорджо Вазари, знаменитого биографа итальянского Возрождения, художник ослеп в старости. Он умер 12 октября 1492 года — в тот самый день, когда Христофор Колумб со своей экспедицией достиг берегов Америки.
Отдельные элементы живописи Пьеро делла Франческа оказали заметное влияние на других художников, в том числе на Мелоццо да Форли (1438–1494), известного фреской «Вознесение Христа» (1478–80), и на венецианца Джованни Беллини. Андреа Мантенья также испытал его влияние, особенно в использовании смелых ракурсов, как в его знаменитой картине «Оплакивание мёртвого Христа». Тем не менее, в целом творчество Пьеро было слишком индивидуалистичным, чтобы оказать широкое воздействие на основное русло искусства Ренессанса.
Работы Пьеро делла Франческа хранятся в ведущих художественных музеях по всему миру, включая галерею Уффици во Флоренции, Национальную галерею в Лондоне и Пинакотеку Брера в Милане.
- Сиенская школа живописи под руководством Дуччо ди Буонинсенья
- Ребенок и математика: находим подход через онлайн-репетиторство и школу «Учи Дома»
- Фестиваль научного кино или шанс полюбить математику
- Помощь родителей школьникам в изучении математики
- Молодой драматург Саша Денисова представила во МХТе им. Чехова свою новую пьесу «Иов» в собственной постановке
- Простодушные стихи профессора математики принесли ему победу в премии «Различие»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?