Пьеро делла Франческа, художник эпохи Возрождения, эксперт по линейной перспективе читать ~5 мин.
Итальянский художник Пьеро делла Франческа был одним из самых важных старых мастеров в искусстве Раннего Возрождения. Он был экспертом в геометрии и математике, а также одним из ведущих пионеров таких техник живописи, как линейная перспектива и ракурс. Почти вся его живопись была религиозным искусством, в основном алтарными картинами или настенными росписями для церквей. Его особый стиль искусства Ренессанса характеризуется математически точным построением пространственной «глубины», а также трёхмерным моделированием фигур.
Кроме мастерского владения темперой и фреской, он разработал инновационный метод лессировки, который усиливал атмосферный эффект его картин. Его величайшим шедевром является «Бичевание Христа» (1450-е годы, Галерея Национале делле Марке в Урбино), которую искусствовед Кеннет Кларк считает одной из величайших религиозных картин, когда-либо виденных. Другие важные примеры его живописи раннего Возрождения включают: двойной портрет Федериго да Монтефельтро и его жены (1465, Уффици, Флоренция) и цикл фресок, известный как «Легенда об истинном кресте» (1452, церковь Сан-Франческо в Ареццо, Тоскана). Забытый на несколько веков после своей смерти, Пьеро делла Франческа сегодня считается одним из ключевых художников Раннего Возрождения, оказавших большое влияние на развитие итальянского Возрождения в конце XV века.
Подмастерье и обучение
О его ранней жизни известно немного, но предполагается, что он родился в небольшом городке Сансеполькро в регионе Тоскана в период между 1400 и 1420 годами. Его отец был торговцем и сапожником, и предполагается, что юный Франческа получил образование. Он мог быть учеником нескольких художников, но точно известно, что во Флоренции он был учеником Доменико Венециано (1410-1461), который сам мог быть бывшим учеником Джентиле да Фабриано (1370-1427).
Франческа работал с Венециано над несколькими фресками для церкви госпиталя Санта-Мария-Нуова. К сожалению, эти работы теперь утрачены. В это время он познакомился с другими знаменитыми художниками XV века кватроченто, в том числе Фра Анджелико (1400-1455), Мазаччо (1401-1428) и архитектором Филиппо Брунеллески.
Ранние картины
В 1442 году Пьеро делла Франческа вернулся в родной город, где получил заказ на создание алтарного образа в церкви Мизерикорди, на завершение которого у него ушло почти 20 лет. В 1449 году он написал несколько фресок в церкви Сант-Андреа в Ферраре и в замке Эстенсе, которые теперь, к сожалению, утрачены. Два года спустя он написал свою самую известную фреску, Сигизмондо Пандольфо Малатеста, молящийся перед святым Сигизмундом, в дополнение к Кондотьеро. Примерно в это время он познакомился со знаменитым архитектором, художником, математиком и гуманистом раннего Возрождения Леоном Баттистой Альберти.
Теоретик искусства
Франческа написал сложные работы о геометрии и перспективе, которые сохранились до наших дней: Трактат об абакусе (Trattato d’Abaco), О перспективе для живописи (De Prospectiva Pingendi), и Краткая книга о пяти правильных твёрдых телах (Libellus de Quinque Corporibus Regularibus). Позднее эти труды были восприняты и развиты другими людьми, в том числе итальянским математиком Лукой Пачоли, который написал De Divina Proportione (которая была проиллюстрирована Леонардо да Винчи).
Многие из математических исследований Франчески повлияли на его собственные картины. Он любил выстраивать композицию в виде узора, что предполагало наличие геометрической схемы и развитое понимание перспективы. Его цветовая палитра, как правило, была довольно светлой, и он часто писал большие участки белым или небелым цветом. Он писал большое солнечное небо, и его картины были относительно свободны от беспорядка. Хотя в то время некоторые считали, что это придаёт его работам «незаконченный» вид, его свежий подход получил признание в более поздние годы.
Цикл фресок «Легенда об истинном кресте»
«Легенда об истинном кресте», цикл фресок, обычно считается его шедевром. (Истинный крест – это название физических останков креста, на котором, как считается, был распят Иисус. Несколько церквей утверждают, что обладают частями этих останков, хотя проверить их подлинность невозможно). Эта работа хранится в базилике Сан-Франческо, церкви в Ареццо, Тоскана.
«Бичевание Христа»
По заказу Ватикана он написал несколько произведений, многие из которых были уничтожены или сохранились лишь фрагменты, в том числе фрески в базилике Санта-Мария-Маджоре и Ватиканском дворце. Около 1460 года он написал «Флагелляцию», одну из самых известных, но противоречивых своих работ.
Композиция картины необычна и сложна. Три фигуры стоят на переднем плане и беседуют, по-видимому, совершенно не замечая, что на заднем плане римляне бьют Христа флагелляцией. Картина содержит сильные линии и формы. Фактически, ею восхищались художники-кубисты и абстракционисты столетия спустя, а историк искусства сэр Кеннет Кларк назвал её “величайшей небольшой картиной маслом в мире”.
Другие известные работы: Крещение огнём, ок. 1450 (Национальная галерея, Лондон); Воскрешение, ок. 1463 (Палаццо Коммунале Борго, Сансеполькро, Тоскана); диптих Портреты Федерико да Монтефельтро, герцога Урбино, и его жены, Батисты Сфорца, ок. 1465 г. (Галерея Уффици, Флоренция); Святой Иероним Кающийся, 1450 (Государственный музей Берлина); Святой Людовик Тулузский, 1460 (Пинакотека Комунале, Сансеполькро); Святой Иоанн Евангелист, ок.1465 (панель алтарного образа Сант-Агостино, Коллекция Фрика, Нью-Йорк); Архангел Михаил, ок. 1454 (панель алтарного образа Сант-Агостино) и Мадонна с младенцем и святыми, ок. 1472 (алтарный образ Монтефельтро, Пинакотека ди Брера, Милан).
Последние годы
В поздние годы он перестал рисовать, предпочитая заниматься другими интересами, например, писательством. Однако, по словам Джорджо Вазари, знаменитого летописца итальянского Возрождения, Франческа ослеп в старости. Он умер 5 июля 1492 года, в тот самый день, когда Христофор Колумб открыл Америку.
Некоторые элементы живописи Франчески оказали значительное влияние на других художников эпохи Возрождения, в том числе Мелоццо да Форли (1438-1494), прославившегося своей фреской «Вознесение Христа» (1478-80) в церкви Святых Апостолов в Риме; Андреа Мантенья (знаменит техникой ракурса, как показано в его «Оплакивании мёртвого Христа»); и Джованни Беллини в Венеции. В целом, однако, работы Франчески были слишком индивидуалистичны, чтобы в значительной степени повлиять на основное искусство Ренессанса.
Работы Пьеро делла Франческа хранятся в лучших художественных музеях по всему миру, в частности в галерее Уффици во Флоренции.
- Сиенская школа живописи под руководством Дуччо ди Буонинсенья
- Фестиваль научного кино или шанс полюбить математику
- Молодой драматург Саша Денисова представила во МХТе им. Чехова свою новую пьесу «Иов» в собственной постановке
- Простодушные стихи профессора математики принесли ему победу в премии «Различие»
- Самые сложные разделы учебника по математике в 8-11 классах
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?