Сиенская школа живописи под руководством Дуччо ди Буонинсенья читать ~7 мин.
Сиенская школа итальянского искусства, основанная Гвидо да Сиена (действовавшая после 1250 г.) и Коппо ди Марковальдо (1225–1274 гг.), процветала в Сиене между 13 и 15 веками. Посвящённая исключительно христианскому искусству, она оказала значительное влияние на развитие доренессансной живописи (около 1300-1400 гг.). В течение многих лет, будучи гибеллином и антипапством, Сиена соперничала с Флоренцией, армии которой пали ещё до 1260 года, но в художественном отношении Флоренция была более консервативной – черпая вдохновение в стиле фресок в романской живописи и склоняясь к декоративной красоте, изяществу византийского искусства и интернациональной готики.
Если флорентийское искусство прежде всего натуралистично, то сиенская живопись обладает лирическим, сказочным качеством, созданным смесью византийского наследия, чудесного сюжета, невнимания к пропорциям и атмосферной окраски.
ФЛОРЕНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО
Руководство по развитию живописи и скульптуры во Флоренции здесь: Ренессанс во Флоренции.
ИТАЛЬЯНСКИЙ РЕНЕССАНС
Список лучших художников, причастных к искусству эпохи Возрождения, во время четырнадцатого, пятнадцатого и 16 веков, см: Художники Прото-Ренессанса и Художники Раннего Ренессанса (1400-1490).
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологический справочник по ключевым событиям в развитии изобразительного искусства во всем мире можно найти на странице Хронология истории искусства.
Дуччо ди Буонинсенья
Величайшим представителем сиенской школы, несомненно, является Дуччо ди Буонинсенья (1255-1319), в религиозных картинах которого византийская композиция сочетается с изяществом и человечностью. Его лучшим шедевром является великий Алтарь Маэста (1311 г.), написанный для Сиенского собора, сохранившиеся панели которого хранятся в Опере дель Дуомо, Сиена, Национальной галерее Лондона, коллекции Фрика в Нью-Йорке и Национальной галерее в Вашингтоне. См. также его изысканное панно, известное как Мадонна Строганова (1300). Среди других крупных сиенских художников – ученик Дуччо, Симоне Мартини (1285-1344), Сенья ди Буонавентура (активный 1298-1331), Пьетро (активный 1320-45) и Амброджо (активный 1319-48) Лоренцетти, Доменико (1400-1447) и Таддео (1362-1422) ди Бартоло, Сассетта (1394-1450) и Маттео ди Джованни (1430-1495). С середины треченто (14 век) сиенская школа пришла в медленный, но окончательный упадок. В течение двух столетий город Сиена попал под контроль своего главного соперника Флоренции. (О более ранних влияниях на сиенскую школу см.: Романская живопись в Италии.)
Сиенская школа живописи: 14 век
Пиком сиенской школы был период 1300–1350 гг. Он стал свидетелем расцвета Дуччо ди Буонинсенья – который для сиенской живописи сделал столько же, как Джотто для Флоренции, – чьё религиозное искусство сочетает строгость византийских стилей с гуманизмом, который отстаивают новые францисканские и доминиканские ордена.
Его изысканные цвета, золотые украшения и контролируемое рисование проложили путь к появлению интернациональной готики. Эту изысканную, космополитическую и изысканную тенденцию также предвосхитил Симоне Мартини (1284-1344), известный своей Маэстой в Палаццо Пубблико в Сиене (1315), его фресками в нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1320-30) и особенно известен его шедевр «Благовещенский триптих» (1333 г.), ныне находящийся в Уффици. И все же Мартини в душе был крупным художником-иллюстратором декоративного искусства, особенно иллюстрированных рукописей. Почти все его средневековые рукописные иллюминации были утеряны – за исключением фронтисписа копии Вергилия (Милан, Амброзианская библиотека), принадлежавшей Петрарке – но свидетельства его влияния на готические иллюминированные манускрипты очевидны. Его роскошное убранство можно рассматривать как конец эпохи, когда реализм Джотто возвещает прото-ренессанс и знаменует собой новое начало. Основным последователем Мартини был Липпо Мемми (1295–1356).
Для сравнения, братья Пьетро Лоренцетти и Амброджо Лоренцетти находились под сильным влиянием Джотто и предпочитали повествовательный реализм декоративному стилю Симоне Мартини. Тем не менее, как бывшие ученики Дуччо, некоторые из их работ (например, Кармелитовый алтарь, 1329, Национальная пинакотека, Сиена) в долгу перед Дуччо и Мартини. Лучшая работа Амброджо – его фреска в Палаццо Пубблико в Сиене под названием «Аллегория хорошего и плохого правительства» (1339 г.), которую искусствоведы часто называют апогеем натурализма в итальянской живописи XIV века.
Сиенская школа живописи: 15 век
В 15 веке двумя ведущими художниками сиенской школы были Сассетта (Стефано ди Джованни) (около 1395–1450) и Джованни ди Паоло (1403–1483). Сассетта, художник, который восхищался стройными фигуративными формами интернациональной готики и ясностью живописного пространства раннего Возрождения, знаменит алтарём Святого Франциска, написанным для Борго С. Сеполькро (1437-1444, сейчас в Лувре и Национальной галерее). Лондон). Зрелые работы Джованни ди Паоло узнаваемы по резкости цвета, вытянутым формам и сказочности в целом. Его самые важные картины – это панно с изображением жизни Иоанна Крестителя.
Среди других сиенских художников 15 века – Таддео Ди Бартоло (1362-1422), наставник Доменико Ди Бартоло (1400-1447), известный своими фресками о римских республиканских героях и гражданских добродетелях (1406-14) в Палаццо Пубблико. Его консервативный стиль восходит к более ранним работам Симоне Мартини и братьев Лоренцетти. Доменико ди Бартоло продолжал учить Пьеро делла Франческа (1415-1492), одного из ведущих деятелей живописи раннего Возрождения во Флоренции и наиболее известен благодаря Мадонне делл Умилта, одного из лучших панно раннего Возрождения.
Многогранный Веккьетта (Лоренцо ди Пьетро) (1412-1480) создавал высококачественные картины и скульптуры, последние в значительной степени обязаны Донателло (1386-1466), который жил в Сиене в период 1457-59 годов. Веккиетта также выполнил ряд изысканных международных готических иллюминаций для издания «Божественной комедии» Данте (1440, Британская библиотека). Венецианский художник Карло Кривелли (1430/35-1495) был другим консерватором, чьи богато орнаментированные работы напоминают падуанские традиции Франческо Скварчоне (1395-1468) и Андреа Мантенья (1431-1506). Маттео ди Джованни (1435–1495) олицетворяет прогресс сиенской живописи 15 века. Он начал с подчёркивания линий и узоров, прежде чем проявил интерес к флорентийскому искусству. Обладая элегантным декоративным сиенским стилем, он стал одним из самых популярных художников второй половины 15 века.
Многогранный художник, скульптор, инженер и архитектор Франческо Ди Джорджо Мартини (1439-1501) обучался у Веккиетты, работал на знаменитого Федериго да Монтефельтро из Урбино, писал монохромные фрески в капелле Бичи в Сант-Агостино, проектировал Церковь Мадонны дель Кальчинао за пределами Кортоны, трудился над набором бронзовых ангелов для главного алтаря Сиенского собора, прежде чем вернуться туда в качестве руководителя работ. Бенвенуто Ди Джованни (1436-1518) создал ряд производных панно, фресок, рукописей и рисунков для Сиенского собора, а Нероччо де Ланди (1445-1500), партнёр Франческо ди Джорджо до 1475 года, был ещё одним учеником Векьетты, который известен своей утончённой элегантностью и нежной окраской. Его величайшее произведение – Портрет девушки, который можно увидеть в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Сиенская школа живописи: 16 век
В 16 веке к сиенским художникам относились: архитектор, художник и сценограф Бальдассаре Перуцци (1481-1536), работавший в основном в Риме, под руководством Донато Браманте (1444-1514) на соборе Святого Петра, став архитектором после смерти Рафаэля. Застенчивый человек, он был известен своим утончённым архитектурным стилем, сильно отличавшимся от монументальной, серьёзной идиомы его современников. Также его друг Джованни Антонио Бацци, известный как Иль Содома (1477-1549), распущенный, но плодовитый художник фресок и станковых картин, таких как его шедевр «Свадьба Александра и Роксаны» (1516, Вилла Фарнезина, Рим). Хотя Ломбардиец Il Sodoma был признан лучшим художником того времени большинством его современников, современное мнение теперь оценивает Доменико Беккафуми (1485-1551) как наиболее влиятельного представителя маньеризма в Сиене. Будучи очень хорошо знакомым с работами Рафаэля и Микеланджело, а также с работами современных флорентийских художников, он сумел объединить новые элементы Высокого Возрождения с декоративными качествами сиенской традиции.
В 1918 году учёный-искусствовед эпохи Возрождения Бернард Беренсон (1865–1959) опубликовал влиятельную книгу «Очерки изучения сиенской живописи».
Примечание. Работы, отражающие стиль этого направления в искусстве, можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира. Для получения подробной информации о европейских коллекциях, содержащих работы сиенских художников, см.: Художественные музеи в Европе.
ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
О величайших европейских живописцах см.: Старые мастера.
- Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610)
- Сильвано Винчети: для «Моны Лизы» позировал ученик Леонардо да Винчи
- Елка в Пушкинском
- Франческо Скварчоне: Биография художника эпохи Возрождения, Падуя
- Пьеро делла Франческа, художник эпохи Возрождения, эксперт по линейной перспективе
- Агостино Карраччи: итальянский художник, Болонская школа
- Романская живопись в Италии
- Выставка художника Евы «Русь»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?