Квентин Массис (Метсис): фламандский художник портретов и жанровых сцен читать ~6 мин.
Известный также как Квинтен Метсис или Матсис, Квентин Массис был одним из ведущих представителей фламандской школы живописи в Антверпене в XVI веке. Эклектичный, вероятно, самоучка, Массис свободно заимствовал стили у предыдущих старых мастеров, таких как итальянский гений Леонардо да Винчи, и других фламандских живописцев, таких как брюггский художник Ян ван Эйк (1395-1441) и его талантливый последователь Петрус Кристус (ок. 1410-75 гг.), гентский мастер Хуго ван дер Гус (ок. 1440-1483) и турнейский художник Рогир ван дер Вейден (1399-1464).
Он усвоил все эти влияния, не найдя при этом своего собственного уникального стиля. Он создал несколько образцов алтарной живописи, но наиболее известен своими портретными работами. Его наиболее важным вкладом в нидерландское искусство эпохи Возрождения, было то, что он был первым художником, изобразившим людей как свободно действующих личностей без привязки к христианской иконографии.
Среди его портретов в карикатурном стиле – Мужской портрет (1513, Жакмар-Андрес, Париж) и Гротескная старуха (1515, Национальная галерея, Лондон). Считается, что друг художника, знаменитый голландский гуманист и богослов Эразм (1466-1536), возможно, побудил его поставить свой талант портретиста на службу религиозному искусству морализаторского характера. В любом случае, его портреты сочетают в себе сюрреализм Иеронима Босха (1450-1516) с преувеличенными чертами, которые можно увидеть на рисунках да Винчи. Пожалуй, самой известной его картиной является «Ростовщик и его жена» (1514, Лувр, Париж). Это сложное произведение можно интерпретировать как простую жанровую картину, двойной портрет или религиозную аллегорию.
Ранняя жизнь и обучение
Массис родился в Лёвене, Бельгия, около 1465 года. О его ранней жизни и обучении известно немного, более того, нет никаких свидетельств того, что он вообще проходил какое-либо обучение. Есть некоторые предположения, что он мог начать свою жизнь в качестве кузнеца. Известно лишь, что он покинул Лёвен и примерно с 1510 года активно работал как художник в Антверпене, где создал процветающую мастерскую с несколькими подмастерьями.
Предполагается, что пейзажист и исторический живописец Иоахим Патенье (1485-1524), возможно, учился у него и участвовал в создании пейзажей в мастерской. Хотя нет никаких сведений о путешествиях Массиса, предполагается, что он должен был когда-то посетить Италию, чтобы изучить мастеров Раннего Возрождения. Об этом можно судить по влиянию Леонардо да Винчи и других итальянских стилей на его картины, хотя он также мог видеть их работы на гравюрах, распространявшихся в то время в Северной Европе.
Религиозные работы
Ранние работы Массиса были сгруппированы с его самой ранней датируемой картиной: Алтарный образ Святой Анны (1507-9, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), также называемый Алтарным образом Святых родственников. Этот необычный триптих сочетает в себе множество художественных влияний. Его композиция включает архитектуру в итальянском стиле на фоне горного пейзажа с воздушной перспективой в стиле да Винчи. В нём присутствует иконография, характерная для искусства Северного Возрождения, а также фигуры в готическом стиле, которые смягчены кьяроскуро и сфумато в итальянском стиле. Это, безусловно, укрепляет идею о том, что художник провёл время в Северной Италии.
Его следующий крупный заказ, Алтарь «Снятие с креста» (1508-11, первоначально для Антверпенского собора, сейчас находится в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе), демонстрирует типичную особенность творчества Массиса: способность сопоставить элегантное с гротескным. Его алтарный образ Святого Иоанна (1507-8, Антверпенский музей изящных искусств, Конинклик) умудряется сочетать в себе смесь благочестия, жестокости и сатиричности. На центральной панели Иисус снят с креста и трагически, но элегантно лежит поперёк панели. На правой панели изображён Святой Иоанн, которого жестоко погружают в чан с кипящим маслом в окружении экзотических фигур и гротескных смеющихся мучителей. На левой – Саломея, предлагающая голову Иоанна Крестителя Ироду.
Портреты
Хотя его портреты более индивидуальны, чем портреты Ганса Гольбейна (1497-1543) или Альбрехта Дюрера (1471-1528), стиль Массиса испытал влияние обоих немецких мастеров (см. его Эразм Роттердамский, 1517, Галерея Национального античного искусства, Рим).
Влияние да Винчи также легко обнаружить в его картине «Богородица с младенцем» (ок. 1524 г., Национальный музей, Познань, Польша). Композиция и фигуры явно скопированы с картины итальянского мастера «Мадонна в скалах» (ок. 1483, Лувр, Париж). Однако именно его картины карикатурного типа являются, пожалуй, самыми запоминающимися. Его портрет «Гротескная старуха», скорее всего, изображает человека с болезнью Пейджета, которая может привести к большим и неправильным формам костей.
Один из самых известных сатирических портретов – «Несостоявшиеся любовники» (ок. 1520, Национальная галерея искусств, Вашингтон), на котором развратный старик лапает молодую привлекательную женщину, а она крадёт его кошелёк. Эта тема восходит к античности, когда римский поэт III века до н.э. предостерегал пожилых мужчин от ухаживания за молодыми женщинами. Идея заключается в том, что молодая женщина может лишить пожилого мужчину чувств, пока она обворовывает его вслепую. Массис адаптировал лицо старого лешего с одного из рисунков Леонардо, изображающих несовместимую пару (оригинал утерян и известен сегодня только по копии).
Ростовщик и его жена
Массис Ростовщик и его жена (1514, Лувр) (также называемый «Денежник и его жена»), похоже, является ранним примером жанровой живописи, процветавшей во Фландрии в течение последующего XVII века. Муж и жена со скучающим выражением лица пересчитывают деньги, а жена листает богато украшенную книгу. С другой стороны, это может быть довольно тонкой религиозной аллегорией. Ведь в Библии в Притчах (16:11) говорится о праведных весах и доброй гире, а Николай Куза сравнивает Творца с банкиром, чьи наместники (священники) выступают в роли менял. В работе Массис использует приёмы ракурса в стиле итальянского Возрождения и даёт нам мастер-класс по написанию натюрморта. На столе стоит отражающее выпуклое зеркало, в котором художник изобразил своё собственное отражение, напоминая об аналогичной технике, использованной Яном ван Эйком в «Портрете Арнольфини» (1434, Национальная галерея, Лондон).
Массис умер в 1530 году. Его внук Квентин Метсис Младший был художником при тюдоровском дворе Елизаветы I. Недавно стало известно, что именно он является автором знаменитого Ситового портрета (ок. 1573 г., Пинакотека, Сиена) королевы.
Картины Массиса
Работы Квентина Массиса можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира, в частности в Антверпенском музее изящных искусств (Koninklijk). К ним относятся:
Алтарь Святого Иоанна (1507-8) Антверпенский музей изящных искусств (Конинклик).
Алтарный образ Святой Анны (1507-9) Королевский музей изящных искусств, Брюссель.
Алтарь снятия с креста (1508-11) Королевский музей изящных искусств, Брюссель.
Сальватор Мунди (ок. 1510) Антверпенский музей изящных искусств (Конинклик).
Портрет каноника (ок. 1510) Лихтенштейнский музей, Вена.
Мужской портрет (1513) Жакмар-Андрес, Париж.
Ростовщик и его жена (1514) Лувр, Париж.
Ecce Homo (ок. 1515) Музей Прадо, Мадрид.
Гротескная старуха (1515) Национальная галерея, Лондон.
Портрет Питера Гиллиса (1517) Национальная галерея античного искусства, Рим.
Портрет Эразма (1517) Галерея Национале д’Арте Антика, Рим.
Несостоявшиеся любовники (ок. 1520) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Дева с младенцем (ок. 1524) Национальный музей, Познань, Польша.
Поклонение волхвов (1526) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Ecce Homo (1526) Палаццо Дукале, Венеция.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?