Квентин Массейс (Метсис):
фламандский художник портретов и жанровых сцен читать ~5 мин.
Квентин Массейс (известный также как Квинтен Метсис, Массис или Матсис) был одним из ведущих представителей фламандской школы живописи в Антверпене в XVI веке. Будучи, вероятно, самоучкой, Массейс свободно заимствовал и синтезировал стили предшествующих старых мастеров. Среди них были как фламандские живописцы — Ян ван Эйк (1395–1441), Петрус Кристус (ок. 1410–1475), Хуго ван дер Гус (ок. 1440–1483) и Рогир ван дер Вейден (1399–1464), — так и гений итальянского Возрождения Леонардо да Винчи.
Художник не просто усваивал эти влияния, но создавал на их основе собственный стиль. Он написал несколько значительных алтарных образов, однако наибольшую известность ему принесли портреты и жанровые сцены. Важным вкладом Массейса в нидерландское искусство эпохи Возрождения стало расширение рамок традиционных сюжетов и изображение людей как самостоятельных личностей, не всегда связанных с христианской иконографией.
Среди его портретов в сатирическом стиле — «Мужской портрет» (1513, Музей Жакмар-Андре, Париж) и «Безобразная герцогиня» (1515, Национальная галерея, Лондон). Считается, что друг художника, знаменитый гуманист и богослов Эразм Роттердамский (1466–1536), побудил его использовать талант портретиста для создания религиозного искусства с морализаторским подтекстом. Его портреты сочетают элементы гротеска, характерные для Иеронима Босха (1450–1516), с преувеличенными чертами, которые можно увидеть на рисунках да Винчи. Самой известной картиной Массейса является «Меняла и его жена» (1514, Лувр, Париж) — сложное произведение, которое можно интерпретировать и как жанровую сцену, и как двойной портрет, и как религиозную аллегорию.
Ранняя жизнь и обучение
Массейс родился в Лёвене (современная Бельгия) около 1466 года. Сведения о его ранних годах и образовании скудны. Не существует документальных подтверждений его формального обучения живописи, а по одной из легенд, он начинал как кузнец. Точно известно, что в 1491 году Массейс вступил в антверпенскую гильдию Святого Луки в качестве мастера. В Антверпене он основал процветающую мастерскую, где работало несколько учеников и подмастерьев.
Предполагается, что пейзажист Иоахим Патинир (1485–1524) сотрудничал с Массейсом и, возможно, участвовал в создании пейзажных фонов в его мастерской. Хотя нет сведений о путешествиях художника, влияние Леонардо да Винчи и других мастеров Раннего Возрождения на его творчество очевидно. Вероятно, он изучал их работы по гравюрам, которые активно распространялись в Северной Европе.
Религиозные работы
Ключевыми религиозными произведениями Массейса являются два больших триптиха. Первый — «Алтарь Святой Анны», также известный как «Алтарь Святой Родни» (1507–1509, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель). Этот образ сочетает множество влияний: архитектура в итальянском стиле, горный пейзаж с воздушной перспективой в духе да Винчи, иконография Северного Возрождения и фигуры, смягчённые светотенью (кьяроскуро) и сфумато. Это подтверждает знакомство художника с искусством итальянского Ренессанса.
Второй шедевр — «Алтарь со Снятием с креста» (1508–1511), созданный для Антверпенского собора и ныне хранящийся в Королевском музее изящных искусств Антверпена. Центральная панель изображает сцену Оплакивания Христа, полную трагизма и элегантности. На боковых створках представлены сцены мученичества двух святых Иоаннов: справа — святого Иоанна Евангелиста погружают в кипящее масло, а слева — Саломея представляет Ироду голову Иоанна Крестителя. В этом произведении ярко проявилась способность Массейса сочетать возвышенное с гротескным.
Портреты
В портретном искусстве Массейса заметно влияние немецких мастеров, Ганса Гольбейна Младшего (1497–1543) и Альбрехта Дюрера (1471–1528), однако его работы отличаются большей психологической индивидуализацией. Ярким примером служит его портрет «Эразм Роттердамский» (1517, Галерея старинного искусства, Рим).
Влияние да Винчи также легко обнаружить в его картине «Мадонна с Младенцем» (ок. 1524, Национальный музей, Познань), композиция которой близка к «Мадонне в скалах» итальянского мастера. Однако самыми запоминающимися работами Массейса стали его сатирические и гротескные портреты. Считается, что его «Безобразная герцогиня» (ранее «Гротескная старуха») изображает женщину, страдающую от болезни Педжета, которая деформирует кости.
Один из самых известных сатирических портретов — «Неравный брак» (ок. 1520, Национальная галерея искусств, Вашингтон), где пожилой мужчина обнимает молодую женщину, пока та крадёт его кошелёк. Эта тема, известная с античности, предостерегает стариков от увлечения молодыми красавицами. Массейс, вероятно, заимствовал гротескный образ старика с одного из утерянных рисунков Леонардо да Винчи на тему несовместимой пары.
«Меняла и его жена»
Картина «Меняла и его жена» (1514, Лувр), ранее известная как «Ростовщик и его жена», — один из ранних примеров жанровой живописи, которая расцветёт во Фландрии в XVII веке. На полотне изображены муж и жена, пересчитывающие деньги, при этом женщина с большим интересом смотрит на монеты, чем на священную книгу перед ней. Это произведение можно трактовать и как простую бытовую сцену, и как тонкую религиозную аллегорию о бренности земных богатств.
Массейс демонстрирует мастерское владение техникой, используя приёмы перспективы в стиле итальянского Возрождения и детализацию в духе натюрморта. На столе лежит выпуклое зеркало, отражающее фигуру в окне — возможно, автопортрет художника. Этот приём отсылает к знаменитой работе Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (1434, Национальная галерея, Лондон).
Массейс умер в 1530 году. Его внук, Квентин Метсис Младший, был художником при тюдоровском дворе королевы Елизаветы I. В настоящее время ему приписывается авторство знаменитого «Портрета с решетом» (ок. 1573, Пинакотека, Сиена).
Избранные произведения
«Алтарь Святой Анны» («Алтарь Святой Родни») (1507–1509), Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
«Алтарь со Снятием с креста» («Оплакивание Христа») (1508–1511), Королевский музей изящных искусств, Антверпен.
«Сальватор Мунди» (ок. 1510), Королевский музей изящных искусств, Антверпен.
«Портрет каноника» (ок. 1510), Музей Лихтенштейна, Вена.
«Мужской портрет» (1513), Музей Жакмар-Андре, Париж.
«Меняла и его жена» (1514), Лувр, Париж.
«Ecce Homo» (ок. 1515), Музей Прадо, Мадрид.
«Безобразная герцогиня» («Гротескная старуха») (1515), Национальная галерея, Лондон.
«Портрет Эразма Роттердамского» (1517), Галерея старинного искусства, Рим.
«Портрет Питера Гиллиса» (1517), частная коллекция, Лонгфорд Касл, Великобритания.
«Неравный брак» (ок. 1520), Национальная галерея искусств, Вашингтон.
«Мадонна с Младенцем» (ок. 1524), Национальный музей, Познань.
«Поклонение волхвов» (1526), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Ecce Homo» (1526), Дворец дожей, Венеция.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?