Сальватор Роза:
итальянский художник эпохи барокко читать ~4 мин.
Один из самых разносторонних старых мастеров искусства барокко, Сальватор Роза обладал исключительным талантом в масляной живописи и гравюре (гравюра, офорт), а также в поэзии и музыке. Быстро вспыхивающий, яркий человек, он специализировался на пейзажной живописи и батальных сценах, но также создал большое количество портретов, аллегорических и исторических картин, а также религиозного искусства и серию колдовских картин.
Он особенно известен своими дикими и фантастическими пейзажами, отмеченными чувством мечтательной меланхолии (в отличие от классической безмятежности Пуссена и Клода) – см. например, Речной пейзаж с Аполлоном и кумейской сибиллой (1650-60, Коллекция Уоллеса, Лондон) и Пейзаж с Товием и ангелом (1670, Музей изящных искусств Страсбурга). Эти пейзажи оказали значительное влияние на школу английской пейзажной живописи XIX века, примером которой являются работы Джона Мартина (1789-1854).
Роза начал свою карьеру в рамках неаполитанской школы живописи (1600-1656), но большую часть своей жизни провёл во Флоренции (1640-9) и Риме, где окончательно обосновался в 1649 году. Один из первых художников-романтиков – по слухам, днём он воевал, а ночью рисовал – его репутация упала в конце XIX века, после того как его пейзажные картины были отвергнуты Джоном Рёскином (1819-1900) как искусственные. По иронии судьбы, одной из самых известных его картин является Автопортрет (1641, Национальная галерея, Лондон); см. также Автопортрет (1645, Музей изящных искусств Страсбурга).
Обучение и ранние работы
Раннее влияние оказал батальный живописец Аниелло Фальконе (1607-1656), как видно из картины «Битва» (1637, Лондон), в которой сцена написана с натуры без попыток идеализации или прославления. В Риме Роза связался с Бамбоччанти, которые специализировались на небольших картинах, изображающих крестьян и низкий быт. Он учился в основном у Ван Лаера, сосредоточившись на жанровой живописи и обычных сценах, таких как Бамбоччата. Масштабные работы, такие как Сомневающийся святой Фома (Музей Витербо), обнаруживают влияние Хусепе Риберы (1591-1652) в их почти макабрическом тенебризме (Роза, возможно, был учеником Риберы).
Классицизм
В 1639-40 годах Роза решительно обратился к классицизму, уже знакомому в Неаполе по неаполитанской барочной живописи Гвидо Рени (1575-1642), Доменикино (1581-1641) и геометрическим картинам Вивиано Кодацци (1606-1670). Но именно барочная живопись в Риме, где преобладал вдохновлённый греческими мотивами классицизм Николы Пуссена (1594-1665), больше всего научила Розу поэтическому изображению природы.
Его предпочтение определённому типу классического пейзажа прослеживается в двух картинах 1640 года: Морской пейзаж и Гермиона, вырезающая имя Танкреди (Пинакотека, Модена). Обе картины наглядно демонстрируют принцип, согласно которому истина должна быть подчинена идеалу красоты или идеализированному представлению о природе.
Однако Роза никогда не был полностью предан идее идеально выстроенного классического пейзажа. Он включал в свои картины фигуры простых людей, а его природная склонность к живописности оживляла, а иногда и развенчивала «идеальный» замысел.
В последующие годы, однако, в учёных и академических кругах, которые он часто посещал во Флоренции, он приблизился к классическому стилю, что проявилось в 1645 году в работах, отличающихся новым благородством содержания: «Философский лес» (дворец Питти, Флоренция). Бок о бок с классицизмом он экспериментировал с другим стилем, основанным на уродстве, даже отталкивании, в котором преобладали эзотерические темы (Колдовство, частное собрание, Флоренция).
Зрелый стиль живописи и слава
К 1650 году Роза отказался от своего прежнего, безмятежного подхода и стал изображать природу более живой и взволнованной. Проповедь Иоанна Крестителя и Крещение в Иордане (Художественная галерея Глазго) – наиболее характерные работы этого периода.
Рост репутации Розы (его стилю следовали Маньяско и Марко Риччи) был обусловлен разработкой им стиля антиклассической пейзажной живописи, романтического аналога Клода Лоррена (1600-1682). Этому стилю предстояло завоевать все большую популярность, кульминацией которой стало творчество романтиков XIX века по всей Европе.
Роза (который был также гравёром и рисовальщиком) был плодовитым художником. Его пейзажи, морские картины, исторические, библейские и мифологические сцены можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира, в частности: Дворец Питти, Флоренция; Лувр, Париж; Институт искусств Чикаго; Национальная галерея, Лондон; Художественная галерея Уокера, Ливерпуль; Национальная галерея, Мельбурн; Институт искусств Детройта; Музей Конде, Шантийи; Музей истории искусств, Вена; Атенеум Уодсворта, Хартфорд, Коннектикут.
- «Гарри Поттер и колдовской камень» Джоан Роулинг, краткое содержание
- «Гарри Поттер и узник Азкабана» Джоан Роулинг, краткое содержание
- «Гарри Поттер и Дары Смерти» Джоан Роулинг, краткое содержание
- «Гарри Поттер и проклятое дитя» Джека Торна, краткое содержание
- Доменикино: итальянский художник, Болонская школа
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?