Сальватор Роза:
итальянский художник эпохи барокко читать ~4 мин.
Сальватор Роза (итал. Salvator Rosa) — один из самых разносторонних старых мастеров эпохи барокко. Он проявил исключительный талант не только в масляной живописи и гравюре (в частности, в офорте), но также в поэзии и музыке. Известный своим пылким нравом и яркой индивидуальностью, он специализировался на пейзажной живописи и батальных сценах, но также создал множество портретов, аллегорических и исторических полотен, произведений религиозного искусства и серию картин, посвящённых колдовству.
Особенно он известен своими дикими и фантастическими пейзажами, отмеченными настроением мечтательной меланхолии (в отличие от классической безмятежности Пуссена и Клода). В качестве примера можно привести картины «Речной пейзаж с Аполлоном и Кумской сивиллой» (1650–1660, Собрание Уоллеса, Лондон) и «Пейзаж с Товием и ангелом» (1670, Музей изящных искусств, Страсбург). Эти пейзажи оказали значительное влияние на английскую школу пейзажной живописи XIX века, в частности на творчество Джона Мартина (1789–1854).
Роза начал свою карьеру в рамках неаполитанской школы живописи (1600–1656), но большую часть своей жизни провёл во Флоренции (1640–1649) и Риме, где окончательно обосновался в 1649 году. Его считают одним из предшественников романтизма — по слухам, днём он воевал, а ночью рисовал. Его репутация несколько снизилась в конце XIX века, после того как критик Джон Рёскин (1819–1900) назвал его пейзажи искусственными. По иронии судьбы, одной из самых известных картин Розы является «Автопортрет» (1641, Национальная галерея, Лондон); см. также «Автопортрет» (1645, Музей изящных искусств, Страсбург).
Обучение и ранние работы
На раннем этапе на него повлиял батальный живописец Аниелло Фальконе (1607–1656), что заметно по картине «Битва» (1637, Лондон), в которой сцена написана с натуры, без попыток идеализации или героизации. В Риме Роза сблизился с группой художников, известных как «бамбоччанти», которые специализировались на небольших картинах со сценами из простонародной жизни. Он учился в основном у их лидера, Питера ван Лара, сосредоточившись на жанровой живописи, примером которой может служить работа «Бамбоччата». Масштабные полотна, такие как «Уверение святого Фомы» (Городской музей, Витербо), обнаруживают влияние Хусепе Риберы (1591–1652) в своём почти макабрическом тенебризме (вероятно, Роза даже был его учеником).
Классицизм
В 1639–1640 годах Роза решительно обратился к классицизму, который был уже известен в Неаполе благодаря неаполитанской барочной живописи Гвидо Рени (1575–1642), Доменикино (1581–1641) и архитектурным пейзажам Вивиано Кодацци (1606–1670). Однако наибольшее влияние на его видение поэтического пейзажа оказала барочная живопись в Риме, где доминировал вдохновлённый античностью классицизм Николы Пуссена (1594–1665).
Его предпочтение определённому типу классического пейзажа прослеживается в двух картинах 1640 года: «Морской пейзаж» и «Герминия, вырезающая на дереве имя Танкреда» (Пинакотека, Модена). Обе работы наглядно демонстрируют принцип, согласно которому правда жизни должна быть подчинена идеалу красоты или идеализированному представлению о природе.
Однако Роза никогда не был полностью предан идее идеально выстроенного классического пейзажа. Он включал в свои картины фигуры простых людей, а его природная склонность к живописности оживляла, а порой и развенчивала «идеальный» замысел.
В последующие годы, вращаясь в учёных и академических кругах Флоренции, он приблизился к классическому стилю. Это проявилось в 1645 году в работах, отличающихся новым благородством содержания, таких как «Философский лес» (Дворец Питти, Флоренция). Параллельно с классицизмом он экспериментировал с другим стилем, основанным на эстетике гротеска и даже безобразного, в котором преобладали эзотерические темы (например, «Колдовство», частное собрание, Флоренция).
Зрелый стиль живописи и слава
К 1650 году Роза отказался от своего прежнего, безмятежного подхода и стал изображать природу более живой и взволнованной. «Проповедь Иоанна Крестителя» и «Крещение в Иордане» (Художественная галерея и музей Келвингроув, Глазго) — наиболее характерные работы этого периода.
Рост репутации Розы (его стилю подражали Маньяско и Марко Риччи) был обусловлен разработкой им антиклассического пейзажа — своего рода романтического аналога работам Клода Лоррена (1600–1682). Этому стилю предстояло завоевать всё большую популярность, которая достигла своего пика в творчестве романтиков XIX века по всей Европе.
Роза, который был также гравёром и рисовальщиком, был плодовитым художником. Его пейзажи, морские виды, исторические, библейские и мифологические сцены можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира, в частности: во Дворце Питти (Флоренция); Лувре (Париж); Институте искусств (Чикаго); Национальной галерее (Лондон); Художественной галерее Уокера (Ливерпуль); Национальной галерее Виктории (Мельбурн); Институте искусств (Детройт); Музее Конде (Шантийи); Музее истории искусств (Вена); Уодсворт Атенеум (Хартфорд, Коннектикут).
- Барокко
- Барокко
- Архитектура барокко
- Искусство барокко
- Голландские художники-реалисты XVII века
- «Гарри Поттер и колдовской камень» Джоан Роулинг, краткое содержание
- «Гарри Поттер и узник Азкабана» Джоан Роулинг, краткое содержание
- «Гарри Поттер и Дары Смерти» Джоан Роулинг, краткое содержание
- «Гарри Поттер и проклятое дитя» Джека Торна, краткое содержание
- Доменикино: итальянский художник, Болонская школа
- Ханс Бальдунг Грин: немецкий визионер, гравёр
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?