Самюэл ван Хогстратен:
голландский художник-реалист, Дордрехтская школа читать ~5 мин.
Самюэл ван Хогстратен, один из самых новаторских голландских художников-реалистов Дордрехтской школы, был, наряду с Карелом Фабрициусом (1622–1654), учеником великого Рембрандта (1606–1669). Художник много путешествовал, жил в Вене, Риме и Лондоне, но в итоге вернулся и поселился в родном Дордрехте. Будучи также писателем и поэтом, он был назначен директором голландского монетного двора.
Наибольшую известность ему принесли перспективные ящики (peep shows), такие как «Перспективный ящик с видами интерьера голландского дома» (ок. 1655–1660, Национальная галерея, Лондон), и картины с архитектурной перспективой, например «Тапочки» (1662, Лувр, Париж) и «Вид вниз по коридору» (1662, Дайрэм-парк, Великобритания). Как выдающийся представитель жанровой живописи голландского реализма, он также создавал работы в технике trompe l’oeil (обманка), писал портреты и натюрморты.
Важным вкладом в историю искусства стал его трактат «Введение в высокую школу живописи, или Видимый мир» (1678). Хотя его теоретические труды ценятся выше, чем живописные работы, он остаётся одним из великих мастеров голландского реализма. Его ставят в один ряд с такими художниками, как Виллем Калф (1619–1693), Габриэль Метсю (1629–1667) и Питер де Хох (1629–1683).
Художественное образование
Ван Хогстратен родился в Дордрехте, Нидерланды, в 1627 году. Его отец, художник, обучил сына основам рисунка, эскиза и гравюры. Около 1640 года ван Хогстратен переехал в Амстердам и поступил в мастерскую Рембрандта ван Рейна (1606-1669).
Рембрандт считается одним из величайших живописцев и гравёров Северной Европы, а его творчество пришлось на период Золотого века Нидерландов. В своей мастерской он преподавал в основном портретную, пейзажную и сюжетную живопись. Мастерская была оживлённым местом, привлекавшим множество учеников и состоятельных ценителей искусства из разных стран. Они стремились приобрести если не оригинал картины маслом, то хотя бы копию в его стиле. В мастерской Рембрандта ван Хогстратен учился вместе с другими известными художниками того времени, включая Карела Фабрициуса, Гербранда ван ден Экхаута (1621–1674), Хеймана Дулларта (1636–1684), Геррита Доу (1613–1675), Николаса Маса (1634–1693) и Виллема де Пуртера (1608–1668). По завершении обучения он стал самостоятельным мастером-живописцем.
Портретная живопись
Ван Хогстратен экспериментировал с различными жанрами, включая портрет, который обычно не относят к сильным сторонам его таланта. Примером служит «Портрет Йохана Корнелиса Вийгебума и его жены» (1647, частное собрание), где пара с тюльпанами изображена в саду. В 1660-х годах он написал картину «Дама, страдающая анемией» (Рейксмюсеум, Амстердам). На ней изображена молодая женщина в домашней обстановке. Рядом с ней стоит врач, исследующий колбу с мочой, а другой мужчина, предположительно муж, наблюдает за сценой. Богатство обстановки, картины на стенах и дорогая мебель указывают на высокий статус персонажей. На картине «Две женщины у колыбели» (1670, Музей изящных искусств, Спрингфилд) представлена интимная сцена, в которой заметно влияние Рембрандта: изящная манера письма и использование эффектов светотени.
Перспективные ящики
Ван Хогстратен создал несколько перспективных ящиков — работ в жанре, популярном в Голландии XVII века; лишь немногие из них сохранились до наших дней. Выдающимся примером является «Перспективный ящик с видами интерьера голландского дома» (ок. 1655–1660 гг.), хранящийся в Национальной галерее в Лондоне. Это устройство представляет собой прямоугольный деревянный ящик, на трёх внутренних стенках которого изображён интерьер голландского дома. Изначально свет проникал внутрь через боковое отверстие, вероятно, закрытое специально обработанной бумагой. Ящик устанавливали возле окна или свечи. На двух коротких сторонах коробки есть смотровые отверстия; заглянув в них, зритель видит трёхмерную иллюзию интерьера. Ящик из Национальной галереи находится в исключительно хорошем состоянии. Сюжеты росписи имеют аллегорическое значение, связанное с темами любви, искусства и славы.
См. также Искусство протестантской Реформации (ок. 1520-1700 гг.).
Мастерство перспективы
Использование линейной перспективы создаёт на двухмерной поверхности картины иллюзию трёхмерного пространства, благодаря чему объекты на заднем плане кажутся меньше, чем на переднем. Систему линейной перспективы с одной точкой схода впервые применил флорентийский архитектор Филиппо Брунеллески (1377–1446). Он использовал эту технику около 1425 года при создании двух демонстрационных панелей для флорентийского баптистерия. В центре каждой панели было просверлено отверстие, служившее точкой обзора, так что все линии на изображении сходились в единую точку схода. Голландские художники активно использовали этот метод с начала XVI века. Ван Хогстратен с большим мастерством применил эту же технику в своей картине «Вид венского Хофбурга» (ок. 1652).
О других голландских художниках, прославившихся мастерским владением перспективой с одной точкой, см. Эмануэль де Витте (1615-1692) и ещё более точный Питер Санредам (1597-1665).
Однако наибольшую известность ван Хогстратену принесли его литературные труды, а не живопись. В 1678 году, незадолго до смерти, вышел его трактат «Введение в высокую школу живописи, или Видимый мир». Этот труд стал одним из самых значительных теоретических сочинений по искусству, написанных в Северной Европе того времени. В нём рассматриваются теория живописи, её связь с философией и моралью, а также содержатся ссылки на античных и современных авторов. Трактат был написан спустя девять лет после смерти Рембрандта, но включает множество упоминаний о его взглядах и методах преподавания. Этот документ является бесценным источником по истории искусства. Ван Хогстратен умер в 1678 году в возрасте 51 года.
Картины Самуэля ван Хогстратена можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях Европы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?