Самюэл ван Хогстратен:
голландский художник-реалист, Дордрехтская школа читать ~5 мин.
Один из самых новаторских голландских художников-реалистов Дордрехтской школы, Самюэл ван Хогстратен был – как и Карел Фабрициус (1622-1654) и другие – учеником великого Рембрандта (1606-1669). Ван Хогстратен жил в Вене, Риме и Лондоне, но вернулся и поселился в своём родном городе Дордрехте. Писатель и поэт, а также художник, он был назначен проректором голландского монетного двора.
Он наиболее известен своими перспективными подглядываниями, такими как «Подглядывание с видами интерьера голландского дома» (ок. 1655-60, Национальная галерея, Лондон), и архитектурными перспективными интерьерами, такими как «Тапочки» (1662, Лувр, Париж), «Вид вниз по коридору» (1662, Дайрэм Парк, Великобритания). Будучи великим представителем жанровой живописи голландского реализма, он также писал trompe l’oeil, разновидность иллюзионистской живописи, а также портреты и натюрморты.
Одним из его величайших вкладов в историю искусства стал трактат «Введение в передовую школу живописи: Видимый мир» (1678). Несмотря на то, что его теоретические работы считаются более совершенными, чем его практическое искусство, он остаётся одним из великих представителей голландского реализма и стоит в одном ряду с Виллемом Калфом (1619-1693), Габриэлем Метсю (1629-1667) и Питером де Хохом (1629-1683).
Художественное образование
Ван Хогстратен родился в Дордрехте, Голландия, в 1627 году. Его отец был художником и обучил сына навыкам рисования, набросков и гравюры. Примерно в 1640 году ван Хогстратен переехал в Амстердам и поступил в школу Рембрандта ван Рейна (1606-1669).
Специалисты по искусству считают Рембрандта одним из величайших живописцев и гравёров Северной Европы, а его вклад в искусство относится к периоду, известному как Золотой век Нидерландов. Основными предметами, которые он преподавал в своей мастерской, были портрет, пейзаж и повествовательная живопись. Его мастерская была оживлённой, а ученики – многочисленными. Ее посещали богачи из разных стран, которые если и не могли приобрести оригинал картины маслом, то хотя бы могли приобрести копию в его стиле. Ван Хогстратен был в мастерской Рембрандта в компании других великих художников своего времени, включая Карела Фабрициуса, Гербранда ван ден Экхаута (1621-1674), Хеймана Дулларта (1636-1684), Геррита Доу (1613-1675), Николаса Маса (1634-1693) и Виллема де Пуртера (1608-1668). По окончании ученичества в мастерской Рембрандта ван Хогстратен стал официальным мастером и живописцем.
Портретная живопись
Ван Хогстратен экспериментировал в различных стилях и жанрах, включая портретное искусство (которое обычно рассматривается как его наименее сильная область). Примером может служить «Портрет Йохана Корнелиса Вийгебума и его жены» (1647, частное собрание), на котором изображена пара, держащая тюльпаны в своём саду. В 1660-х годах он написал картину «Больная анемией дама» (Рейксмузеум, Амстердам), на которой изображена больная молодая женщина, сидящая в домашней обстановке. Ее врач стоит рядом с ней и исследует колбу с её мочой, а другой мужчина, возможно, её муж, смотрит на неё. Сидящие, очевидно, богаты, окружены картинами и дорогой мебелью. На картине Ван Хогстратена «Две женщины у колыбели» (1670, Музей изящных искусств, Спрингфилд) мы видим интимную чувствительную сцену, в которой проявляются тонкая кисть и эффекты кьяроскуро учителя художника – Рембрандта.
Подглядывание
Популярный в Голландии в 1600-х годах, Ван Хогстратен создал ряд подглядывающих картин, лишь немногие из которых сохранились до наших дней. Прекрасным примером является его картина «Подглядывание с видами интерьера голландского дома» (ок. 1655-60 гг.), хранящаяся в Национальной галерее в Лондоне. Подзорная труба представляет собой прямоугольный деревянный ящик, на котором с трёх сторон изображён интерьер голландского дома. Первоначально свет проникал в коробку сбоку, возможно, через специально обработанный лист бумаги. Шкатулку ставили возле окна или свечи. На двух более коротких сторонах шкатулки имеются два отверстия для подглядывания, и если в них заглянуть, то создаётся впечатление трёхмерного вида интерьера дома. Шкатулка Ван Хогстратена в Национальной галерее особенно очаровательна и находится в исключительном состоянии. Тематика картины наделена аллегорическим смыслом, касающимся любви, искусства и славы.
См. также Искусство протестантской Реформации (ок. 1520-1700 гг.).
Объёмная живопись
Использование линейной перспективы в живописи создаёт иллюзию трёхмерного пространства на двухмерной поверхности картины. В результате предметы на заднем плане кажутся меньше, чем на переднем. Система линейной перспективы «одной точки» была впервые применена Филиппо Брунеллески (1377-1446) во Флоренции, который использовал эту технику в архитектуре и живописи. Он создал первую зафиксированную картину, в которой использовалась геометрическая оптическая линейная перспектива, примерно в 1425 году. Это были две его панели для флорентийского баптистерия. Панели были построены с отверстием, просверлённым через центральную точку схода, так что при взгляде на них все линии кажутся сходящимися к одной точке схода. Голландские художники использовали живописную версию этой техники с начала XVI века, используя точки схода в своих картинах в качестве ориентиров. В картине Ван Хогстратена «Вид венского Хофбурга» (ок. 1652) он с большим мастерством использует ту же технику.
О других голландских художниках, прославившихся мастерским владением перспективой с одной точкой, см. Эмануэль де Витте (1615-1692) и ещё более точный Питер Санредам (1597-1665).
Но славу ван Хогстратену принесли прежде всего его литературные произведения, а не изобразительная живопись. В 1678 году (незадолго до смерти) выходит его трактат «Введение в передовую школу живописи: Видимый мир». Это был один из самых амбициозных трактатов, написанных в Северной Европе к тому времени. В нём рассматриваются живописные дискуссии, моральные взгляды художника в отношении живописи и философии, приводятся ссылки на современных и античных авторов. Несмотря на то, что трактат был написан через несколько лет после смерти Рембрандта, в нём содержится множество ссылок на его взгляды и учения. Как справочный документ, он является бесценным вкладом в историю искусства. Ван Хогстратен умер в 1678 году в возрасте 51 года.
Картины Самуэля ван Хогстратена можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях Европы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?