«Обманка» в изобразительном искусстве читать ~7 мин.
В изобразительном искусстве термин trompe-l’œil (с фр. — «обман зрения»), или «тромплей», обозначает технику создания визуальной иллюзии. Зрителя намеренно вводят в заблуждение, заставляя поверить, что двухмерное изображение на самом деле является трёхмерным объектом. Этот вид оптической иллюзии часто применяется в станковой, настенной и архитектурной живописи, а также в скульптуре и архитектуре. Большинство примеров trompe-l’œil основано на реалистичных изображениях и мастерском применении правил линейной перспективы. Сам термин был введён в XVII веке, в эпоху барокко.
Виды
Хотя trompe-l’œil охватывает все иллюзорные приёмы в искусстве, можно выделить два наиболее распространённых типа:
- Архитектурная живопись (квадратура), создающая оптическую иллюзию увеличения пространства, например, более высоких потолков.
- Станковая живопись, создающая визуальную иллюзию глубины, при которой изображение кажется либо уходящим вдаль, либо выступающим в сторону зрителя.
Муха Джотто
Многие примеры этой техники носят юмористический характер. Это своего рода игра художников со зрителями, поднимающая вопросы о природе искусства и восприятия. Яркой иллюстрацией служит история о флорентийском художнике Джотто (1267–1337), описанная Джорджо Вазари в книге «Жизнеописания» (1550). Будучи подмастерьем у Чимабуэ (1240–1302), Джотто решил подшутить над учителем. Когда тот отвлёкся, юный художник нарисовал крошечную муху на фреске, над которой работал мастер. Чимабуэ тщетно пытался согнать насекомое, прежде чем осознал, что оно было лишь иллюзией.
Происхождение и история
Приём trompe-l’œil возник почти одновременно с самой живописью. Известные образцы античного периода относятся к римскому искусству и были найдены при раскопках в Помпеях. Археологи обнаружили виллы, украшенные множеством настенных росписей, имитирующих ниши, оконные проёмы с видами на сады, а также двери и сложную лепнину.
Тромплей Раннего Возрождения
Убедительность тромплея напрямую зависит от реалистичности изображения. Неудивительно, что художники достигли мастерства в этом иллюзионизме лишь после освоения линейной перспективы в эпоху Раннего Возрождения в Италии. Один из первых примеров в христианском искусстве — изображение сводчатой капеллы в работе Мазаччо (1401–1428) «Святая Троица» (ок. 1428).
Позднее, в период кватроченто, художники начали создавать иллюзорные потолочные фрески, визуально расширяя пространство. Среди них Андреа Мантенья (1431–1506), пионер техники ракурса (см. его картину «Оплакивание мёртвого Христа»), и Мелоццо да Форли (1438–1494), изобретатель приёма di sotto in su («снизу вверх»). Знаменитый пример живописи Раннего Возрождения — роспись «Камеры дельи Спози» в Герцогском дворце в Мантуе, выполненная Мантеньей, где иллюзорный окулюс на потолке создаёт ощущение открытого неба.
Гризайль
В XV веке лидером в натурализме была фламандская живопись. Художники, такие как Мемлинг, Ван дер Гус и Босх, одними из первых начали применять приёмы тромплея. Яркой иллюстрацией служит традиция Нидерландского Возрождения расписывать внешние створки алтарей в технике гризайль. Это создавало иллюзию скульптур, установленных в нишах, как, например, на Алтаре Портинари (ок. 1475, Галерея Уффици) работы Гуго ван дер Гуса.
Венеция и Высокое Возрождение
Венецианские художники Витторе Карпаччо (1460–1525) и Якопо де Барбари (ок. 1440–1516) первыми в Венеции стали добавлять в свои картины небольшие «обманки», исследуя границу между реальностью и изображением. На раме могла «сидеть» муха, часть картины могла быть «скрыта» нарисованным занавесом, а персонаж — «выглядывать» за пределы рамы.
Эпоха Высокого Возрождения стала временем расцвета архитектурного trompe-l’œil, известного как квадратура. Это вид иллюзионистской фресковой живописи, при котором на плоском или сводчатом потолке создаётся изображение архитектурных элементов, уходящих ввысь, что визуально расширяет реальное пространство. Эта техника, как и di sotto in su, требовала от художника виртуозного владения линейной перспективой. Часто для выполнения таких работ нанимали специалистов — квадратуристов (quadraturisti).
Примеры из живописи Высокого Возрождения включают фреску «Зал перспектив» (Sala delle Prospettive, ок. 1517) на вилле Фарнезина работы Бальдассаре Перуцци (1481–1536) и роспись купола «Вознесение Девы Марии» (1524–1530) в Пармском соборе, выполненную Корреджо (ок. 1489–1534), лидером Пармской школы живописи.
Маньеризм
Иллюзионистское искусство продолжило развиваться в эпоху маньеризма. Примеры квадратуры в живописи маньеризма включают фрески виллы Барбаро (ок. 1561) в Тревизо, созданные венецианским колористом Паоло Веронезе (1528–1588). Также стоит отметить натюрморты в технике тромплей Хуана Санчеса Котана (1560–1603), например, его работу «Айва, капуста, дыня и огурец» (ок. 1602, Музей искусств Сан-Диего).
Тромплей в стиле барокко (ок. 1600–1700)
Иллюзионистское искусство, особенно квадратура, достигло своего апогея в период барокко. Известные примеры из живописи барокко включают «Ужин в Эммаусе» (1602) Караваджо, где фигуры словно выходят за пределы холста. Другие шедевры — это «Вознесение Девы Марии» (1625–1627) Джованни Ланфранко в церкви Сант-Андреа-делла-Валле, «Аллегория Божественного Провидения» Пьетро да Кортоны в Палаццо Барберини и «Триумф и Апофеоз святого Игнатия» (1691–1694) Андреа Поццо в церкви Сант-Иньяцио в Риме, который считается одним из величайших квадратуристов.
В середине XVII века иллюзионизм распространился в Неаполе, который находился под властью Испании и был вторым по величине городом Европы. Подробнее об этом можно прочесть в статьях о Неаполитанской школе живописи (ок. 1600–1656) и неаполитанском барокко (ок. 1650–1700).
В то же время в Нидерландах жанровая живопись голландской школы реализма XVII века предоставляла широкие возможности для иллюзионизма. Одним из её ярких представителей был Самюэл ван Хогстратен (1627–1678), известный исключительным мастерством в построении перспективы. Его работа «Вид коридора» (1662, Дайрем-Парк) создаёт убедительную иллюзию глубины. Примечателен и его натюрморт «Тромплей» (1666–1678, Государственный Кунстхалле, Карлсруэ).
Тромплей в эпоху рококо (ок. 1700–1775)
Выдающиеся произведения иллюзионизма XVIII века, относящиеся к искусству рококо, включают фрески Джамбаттисты Тьеполо (1696–1770) в Палаццо Лабиа в Венеции (1745) и знаменитые фрески Вюрцбургской резиденции (1750–1753) в Германии. В работе над последними ему помогал выдающийся квадратурист Джероламо Менгоцци Колонна (ок. 1688–1774).
Современный тромплей
Одним из самых иллюзионистических направлений XX века был сюрреализм. Его яркий представитель, бельгийский художник Рене Магритт (1898–1967), создал ряд знаковых работ, таких как «Условия человеческого существования» (1933, Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Комната для прослушивания» (1933, частная коллекция).
Приёмы trompe-l’œil использовали и другие современные художники. Среди них поп-артист Энди Уорхол (1928–1987) с его «Коробками Brillo» (1964), представители фотореализма, такие как Ричард Эстес (р. 1932), и скульпторы-гиперреалисты, включая Дуэйна Хэнсона (1925–1996), Джона Де Андреа (р. 1941) и Кэрол Фейерман (р. 1945). Примером постмодернистского боди-арта является знаменитый снимок обнажённой Деми Мур с нарисованным костюмом, опубликованный в журнале Vanity Fair в августе 1992 года.
Оптическое искусство (1960-е)
«Оптическое искусство», или оп-арт (вариант кинетического искусства), — это направление в живописи, основанное на геометрических конструкциях, создающих ощущение движения или вибрации. Оно зародилось в творчестве Виктора Вазарели (1908–1997) и получило широкую известность благодаря работам британской художницы Бриджет Райли (р. 1931).
Другие современные художники, использовавшие тромплей: Роберт Гобер, Питер Фишли и Дэвид Вайс, Маурицио Каттелан, Гийом Бейл, Кристоф Бюхель, Хироси Сугимото, Джанет Кардифф, Рон Мьюек и лауреат премии Тёрнера Марк Уоллингер.
Выставка
Крупная выставка под названием «Обманы и иллюзии: Пять веков тромплейной живописи» прошла с октября 2002 по март 2003 года в Национальной галерее искусства в Вашингтоне. На ней было представлено более 100 работ, включая картины, скульптуры и гравюры таких мастеров, как Самюэл ван Хогстратен, Луи-Леопольд Буальи, Корнелис Гисбрехтс, Чарльз Уилсон Пил, Джон Фредерик Пето, Уильям Харнетт и Дуэйн Хэнсон.
Иллюзионистские картины можно увидеть во многих ведущих художественных музеях мира, а также в ряде иезуитских церквей в Италии и других странах.
Другие методы живописи
Другие иллюзионистские техники в живописи:
СФУМАТО Техника Леонардо да Винчи для создания едва уловимых переходов тона.
КЬЯРОСКУРО Использование света и тени для моделирования объёма фигур.
ТЕНЕБРИЗМ Метод Караваджо, основанный на резком контрасте света и тени для достижения драматизма.
ИМПАСТО Нанесение густых слоёв краски для создания рельефной текстуры на поверхности картины.
- ВОКАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ ПОСВЯЩАЕТСЯ Ф.КАСОТТО
- Мелоццо да Форли: художник раннего Возрождения, квадратура
- Украденная 2 года назад и найденная в Марокко Мадонна Гверчино оказалась в ужасном состоянии
- Самюэл ван Хогстратен: голландский художник-реалист, Дордрехтская школа
- Андреа Поццо: художник фресок в стиле барокко
- Квадратура: техника иллюзионистской живописи
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?